Транспортная экспедиция: споры, связанные с защитой прав потребителей | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (9) март 2019 г.

Дата публикации: 07.02.2019

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Селенинова Г. С. Транспортная экспедиция: споры, связанные с защитой прав потребителей // Новый юридический вестник. — 2019. — №2. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/123/3946/ (дата обращения: 15.09.2019).



Ключевые слова: транспортно-экспедиционная деятельность, права потребителя, экспедитор, неустойка, моральный вред, потребитель.

Договор транспортной экспедиции законодательно закреплен как самостоятельный вид договора в 41 главе Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее Гражданский кодекс РФ). Правила этой главы содержат шесть статей (801–801) и устанавливают лишь общие положения о данных правоотношениях. Поэтому, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ принят специальный Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» [3] (далее Федеральный закон № 87-ФЗ), который подробно определяет порядок оказания экспедиционных услуг. Данный закон детально закрепляет права и обязанности сторон, их ответственность, а также порядок и сроки предъявления претензий и исков. Следует также отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» определены правила транспортно-экспедиционной деятельности, закрепляющие перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству данных услуг.

Упомянутые выше нормативные акты не исключают применение к регулируемым ими отношениям иных нормативно правовых актов. В частности, в случаях, когда услуга оказывается для личных, семейных, домашних и иных непредпринимательских нужд на отношения между сторонами распространяется Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» [2] (далее Закон о защите прав потребителей). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [4] к данным правоотношениям подлежат применению нормы Закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной специальными законами.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза [1].

Основная категория споров, вытекающих из правоотношений в сфере защиты прав потребителей по оказанию экспедиторских услуг — это споры о повреждениях, недостаче или утрате груза. Разберем подробно: какую ответственность в данном случае несет экспедитор.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей стороны договора несут ответственность в соответствии с гл.25 Гражданского кодекса РФ [3]. Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за повреждение груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности [3]. Таким образом, первая сумма, причитающаяся к выплате клиенту — это сумма реально причиненного ущерба, т. е. стоимость перевозимого груза. В данном случае, важное значение будет иметь тот факт, объявил ли клиент стоимость груза или нет. В первом случае ущерб будет определяться из суммы объявленной стоимости или части объявленной стоимости, а в другом, в размере документально подтвержденной стоимости груза или его части. От размера объявленной стоимости зависит размер страховой премии, что может значительно повысить стоимость перевозки, в связи с чем, на практике зачастую граждане снижают реальную стоимость перевозимого груза, рискуя в случае неудачной перевозки не получить полную стоимость своего груза. Так, например, гражданин обратился в суд с иском к транспортной компании о взыскании убытков в связи с некачественным осуществлением перевозки его груза. При оформлении данного груза была указана объявленная стоимость в размере 1800 рублей, хотя на самом деле его стоимость составляла 24500 рублей (подтвержденная документально). Суд взыскал с компании в пользу гражданина лишь 1800, сославшись на положения гражданского законодательства [6].

За некачественно оказанную услугу, повлекшую утрату, недостачу или повреждение груза, клиент имеет право вернуть уплаченное экспедитору вознаграждение пропорционально стоимости утраченного, недостающего или поврежденного груза. Данное требование должно быть удовлетворено в десятидневный срок, а в случае нарушения данного срока клиент имеет право на выплату в его пользу неустойки. Цена неустойки определяется в размере трех процентов оказания услуги за каждый день просрочки. Сумма взысканной неустойки не может превышать цену оказания такой услуги. Так, например, в деле, рассмотренном нами выше, в пользу клиента была взыскана неустойка в размере стоимости перевозной платы (2033 руб.), хотя реальная неустойка составила 7322 рубля [6].

По отдельным делам истцы, помимо взыскания неустойки за не надлежаще оказанную услугу, пытались взыскать и процент за пользование чужими денежными средствами, однако суды в данном случае это требование отвергают, в связи с тем, что Законом о защите прав потребителей такое взыскание не предусмотрено.

Законом о защите прав потребителей предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по оказанию услуг. Рассматриваемые правоотношения не являются исключением. Размер такой компенсации определяется только судом и не зависит от размера, взысканного имущественного вреда. Так, например, гражданин Иванов обратился в суд с иском к ООО с требованием об уменьшении цены оказанной услуги, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда и штрафа. В обосновании иска указал, что заключил с ООО договор на транспортную экспедицию мотоцикла. Однако при его получении были обнаружены повреждения. Претензия, направленная экспедитору, осталась без ответа. В результате проведенного судебного заседания в пользу истца, помимо реального ущерба, была взыскана и моральная компенсация [5].

Также на основании ст.13 Закона о защите прав потребителей при несоблюдении в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с транспортной компании подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, из анализа действующего законодательства можно определить следующую ответственность экспедитора в случае ненадлежащего исполнения обязательства по перевозке груза потребителя:

При порче либо утрате груза экспедитор обязан возместить клиенту реально причиненный ущерб, а также возвратить уплаченное за перевозку вознаграждение пропорционально стоимости поврежденного груза.

Если претензия по возмещению ущерба и возврату провозной платы не была экспедитором удовлетворена в десятидневный срок, то клиент имеет право в судебном порядке требовать выплату неустойки и компенсацию морального вреда.

Также за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке экспедитору назначается штраф в размере половины суммы, присужденной потребителю. Данный штраф взыскивается с экспедитора независимо от того, было ли заявлено это требование пострадавшей стороной.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018)//«Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5.
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей»// «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3.
  3. Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортно-экспедиционной деятельности»// «Собрание законодательства РФ», 07.07.2003, N 27 (ч. 1).
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»// «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 9, сентябрь, 2012.
  5. Решение № 2–3440/2015 2–3440/2015~М-2344/2015 М-2344/2015 от 19 августа 2015 г. по делу № 2–3440/2015 // sudact.ru. URL: http://sudact.ru/regular/doc/?regular-txt=®ular-case_doc=2–3440–15®ular-lawchunkinfo=®ular-doc_type=1007®ular-date_from=19.08.2015®ular-date_to=19.08.2015®ular-workflow_stage=®ular-area=®ular-court=®ular-judge=#searchResult (дата обращения: 4.02.2019).
  6. Решение № 2–115/2017 2–115/2017(2–8704/2016;)~М-6822/2016 2–8704/2016 М-6822/2016 от 1 февраля 2017 г. по делу № 2–115/2017 // sudact.ru. URL: http://sudact.ru/regular/doc/?regular-txt=®ular-case_doc=2–115 %2F2017®ular-lawchunkinfo=®ular-doc_type=1007®ular-date_from=01.02.2017®ular-date_to=01.02.2017®ular-workflow_stage=®ular-area=1020®ular-court=®ular-judge=#searchResult (дата обращения: 4.02.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, транспортно-экспедиционная деятельность, моральный вред, объявленная стоимость, Российская Федерация, Гражданский кодекс РФ, оказанная услуга, экспедитор, транспортная компания, десятидневный срок.

Ключевые слова

потребитель, моральный вред, неустойка, права потребителя, транспортно-экспедиционная деятельность, экспедитор

Похожие статьи

Основания и размер ответственности экспедитора по договору...

Вопросы ответственности экспедитора регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Главой 3 Федерального закона от

Размер ответственности экспедитора. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за...

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции

Транспортно-экспедиционные услуги благодаря части второй Гражданского кодекса 1996 г. нашли самостоятельное правовое регулирование в гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция». Самостоятельная гражданско-правовая конструкция обязательства транспортной экспедиции...

Особенности договора транспортной экспедиции

Помимо ГК РФ, деятельность по предоставлению данной услуги регламентирована Федеральным законом

1) поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в

Гражданское право: Учебник.

Возмещение морального вреда при перевозке пассажиров...

ГК РФ, Российская Федерация, здоровье, моральный вред, основа охраны здоровья граждан, причинение вреда жизни, жизнь, обязательное страхование, причинение вреда, сумма компенсации. Компенсация морального вреда по российскому...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

Именно транспортные компании, занимающиеся экспедицией на основании договоров транспортной экспедиции и являются третьими

Деятельность транспортно-экспедиторских компаний регулируется главой 41 ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и городского...

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по...

Воздушный кодекс Российской Федерации от 01 апреля 1997 г № 60 — ФЗ: по сост. на 06

Договор перевозки пассажиров и багажа, исходя из характера деятельности перевозчика, является

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору перевозки грузов...

Компенсация морального вреда по российскому...

В Российской Федерации размеры компенсации морального вреда не определены

Компенсация морального вреда в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» возможна

Согласно части 2 статьи 151 Гражданского Кодекса Российской Федерации при...

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России | Статья в журнале...

Статья посвящена важнейшим особенностям российского рынка экспресс-доставки, его специфическим чертам и основным отличиям от международного рынка экспресс-услуг. Также в работе наглядно представлены актуальные проблемы рынка экспресс-перевозок в России и...

Критерии определения размера компенсации морального вреда

В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что если гражданину причиненморальный вред

моральный вред, компенсация морального вреда, сумма компенсации морального вреда, судебная практика компенсации морального...

Похожие статьи

Основания и размер ответственности экспедитора по договору...

Вопросы ответственности экспедитора регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Главой 3 Федерального закона от

Размер ответственности экспедитора. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за...

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции

Транспортно-экспедиционные услуги благодаря части второй Гражданского кодекса 1996 г. нашли самостоятельное правовое регулирование в гл. 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция». Самостоятельная гражданско-правовая конструкция обязательства транспортной экспедиции...

Особенности договора транспортной экспедиции

Помимо ГК РФ, деятельность по предоставлению данной услуги регламентирована Федеральным законом

1) поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в

Гражданское право: Учебник.

Возмещение морального вреда при перевозке пассажиров...

ГК РФ, Российская Федерация, здоровье, моральный вред, основа охраны здоровья граждан, причинение вреда жизни, жизнь, обязательное страхование, причинение вреда, сумма компенсации. Компенсация морального вреда по российскому...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

Именно транспортные компании, занимающиеся экспедицией на основании договоров транспортной экспедиции и являются третьими

Деятельность транспортно-экспедиторских компаний регулируется главой 41 ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и городского...

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по...

Воздушный кодекс Российской Федерации от 01 апреля 1997 г № 60 — ФЗ: по сост. на 06

Договор перевозки пассажиров и багажа, исходя из характера деятельности перевозчика, является

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору перевозки грузов...

Компенсация морального вреда по российскому...

В Российской Федерации размеры компенсации морального вреда не определены

Компенсация морального вреда в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» возможна

Согласно части 2 статьи 151 Гражданского Кодекса Российской Федерации при...

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России | Статья в журнале...

Статья посвящена важнейшим особенностям российского рынка экспресс-доставки, его специфическим чертам и основным отличиям от международного рынка экспресс-услуг. Также в работе наглядно представлены актуальные проблемы рынка экспресс-перевозок в России и...

Критерии определения размера компенсации морального вреда

В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что если гражданину причиненморальный вред

моральный вред, компенсация морального вреда, сумма компенсации морального вреда, судебная практика компенсации морального...

Задать вопрос