Историко-правовой анализ нормативного регулирования труда несовершеннолетних работников с середины XIX до начала XX века | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Трудовое право

Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (8) январь 2019 г.

Дата публикации: 04.01.2019

Статья просмотрена: 1330 раз

Библиографическое описание:

Сайфуллина, Н. А. Историко-правовой анализ нормативного регулирования труда несовершеннолетних работников с середины XIX до начала XX века / Н. А. Сайфуллина, Е. Е. Степаненко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 1 (8). — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/113/3851/ (дата обращения: 24.04.2024).



Данная статья посвящена историко-правовому анализу основных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые права несовершеннолетних в период с 1845 по 1915 гг. А также в ней отражается тяжелое трудовое положение рабочих, в возрасте от 12 до 18 лет, существовавшее в тот период.

Ключевые слова: малолетние, несовершеннолетние, закон, государство, труд, рабочие, нормативно-правовой акт.

С началом эпохи капитализма в Российской империи развивается фабричное производство, которое главной целью ставило достижение крупномасштабного производства и сверхбыстрое накопление капитала, за счет использования дешевой рабочей силы, то есть эксплуатации труда несовершеннолетних. К примеру, на петербургских бумагопрядильных фабриках в начале XIX века из 8209 рабочих было 616 малолетних в возрасте 8–14 лет. Из-за тяжелого труда они страдали малокровием и другими производственными заболеваниями, об этом в своих отчетах по использованию труда малолетних писал член совета Министерства Внутренних дел Штакельберг А. Ф. [10, с.311] Поэтому, на основании рапортов Министерства Финансов и Министерства Внутренних дел, в которых говорилось что ночные работы очень отяготительны для малолетних, в середине XIX века предпринимаются первые попытки регулирования трудовых прав несовершеннолетних.

Так 7 августа 1845 года Николай I утвердил Положение [11, с.591], которое обязало руководителей фабрик «малолетних рабочих 12 лет и моложе не назначать в смену с полуночи до 6 часов утра, и наблюдение за этим предоставить местному начальству». Но минусом Положения 1845г. являлось то, что оно не содержало норм ответственности фабрикантов за нарушение режима работы, поэтому это привело к тому, что на практике оно, никогда не исполнялось.

Последующие годы с 1859–1881 года различными комиссиями, подведомственными сначала Министерству Финансов, потом Министерству Внутренних Дел и даже Петербургскому императорскому русскому техническому обществу, были разработаны такие проекты как «Устав промышленности» 1859г. [10, с.316], «Устав о найме рабочих» 1871г. [1, с.29], «Положение о малолетних рабочих» 1874г. [3, с.41].

М. И. Туган-Барановский проанализировал содержание «Устава промышленности» 1859г. Он отмечал в своем труде, что данный устав, регламентировал нормы, согласно которым к работам не допускаются лица, не достигшие 12 лет — статья 112. В соответствии со ст. 113 и ст.114 рабочий день с 12 лет до 18 лет должен был продолжаться не более 10 часов, и только разрешалось трудиться им днем. Для надзора за исполнением устава, создается особый правительственный инспекторат. Деятельность, которого регулировалась статьями 116–121.

Современник того времени Андреев В. в своей работе, охарактеризовал «Устав о найме рабочих» 1871г. Который также запрещал работу лиц, моложе 12-летнего возраста. Но продолжительность трудовой деятельности должна была составлять не более 8 часов, а в ночное время 4,5 часа для малолетних 12–14 лет, а в возрасте с 14 до 17 лет дневные смены длились 10 часов, ночные 4 часа.

А проект Положения «О малолетних рабочих» был рассмотрен в работе Боренштейн А. Л. Оно содержало только две нормы, регулирующие труд несовершеннолетних: во-первых, как и в «Уставе промышленности» 1859г., и в «Уставе о найме рабочих» 1871г., лицам, не достигшим двенадцати лет, воспрещалось вообще работать, а на вредных производствах не достигшим 17лет.

Но данные проекты не были приняты из-за того, что большинство фабрикантов в те годы входили в состав министерств и комиссий, и из-за их нежелания отказываться от дешевой рабочей силы малолетних.

Поэтому известный русский экономист и историк М. И. Туган-Барановский о проекте 1859г. писал: «Судьбу проекта легко было предвидеть. Он, был благополучно положен под сукно, как и многие другие «благие начинания» 60-х годов» [10, с.317].

Однако в связи с ростом цен на продукцию, увеличением среднего числа рабочих на одно предприятие, количества производимых товаров — в 1880г. начался кризис перепроизводства. Вследствие чего предприятия приступили к сокращению количества рабочих мест, в том числе и для малолетних трудящихся. В течение продолжительного времени, отстаивающие свободное угнетение труда, фабриканты были вынуждены отступить.

Поэтому уже 1 июня 1882 года Министерство Финансов во главе с Н. Х. Бунге, разработало закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» [4, с.265], который был принят в Государственном Совете и приурочен к манифесту от 1 июня 1882 года о рождении дочери Александра III.

Данный Закон состоял из трех разделов. В первом разделе предусматривались нормы об ограничении участия детей в трудовой деятельности. Например, несовершеннолетние, не достигшие 12 летнего возраста, не допускались к работе на фабриках и заводах — это правило содержалось в ст.1. Рабочий день лиц, в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет на основании ст.2 Закона от 1 июня 1882г. составлял: «не более 8 часов в сутки, не включая времени необходимого на завтрак, обед, ужин, посещение школы и на отдых. При этом работа не должна продолжаться более 4 часов подряд». Статьи 3–4 содержали нормы, согласно которым, работа в ночные смены, а именно с десяти вечера и до пяти часов утра, работа в выходные и праздничные дни, а также труд на изнурительных работах малолетним, не достигшим 15-летнего возраста, воспрещались.

В ст.5 отражалась норма, в соответствии с которой «Малолетние, не имеющие свидетельства об окончании курса, по меньшей мере, в одноклассном народном или равном ему училище, должны иметь возможность посещать данные учебные заведения не менее 3 часов ежедневно или не менее 18 часов в неделю».

Второй раздел регулировал порядок надзора за исполнением постановлений о работе и обучении малолетних рабочих. Так на основании ст.6–11 для контроля над соблюдением правил, использования труда малолетних, предписывалось создание местных и окружных инспекций, которые должны были подчиняться главной инспекции, находящиеся, в ведении Министерства Финансов.

Третий раздел содержал нормы, регламентирующие финансовые и организационные вопросы особой инспекции. Он предусматривал исключения, по основным правилам первого раздела так, в течение 2 лет, по соглашению с Министерством Внутренних Дел, разрешалось допускать к работе десятилетних и старше, а также разрешалась ночная работа малолетним в возрасте от 12 до 15 лет.

Данный Закон стал первым нормативно-правовым актом, охраняющим права и законные интересы малолетних рабочих. Как писал В. Л. Степанов в своем труде «Н. Х. Бунге. Судьба реформатора», он также послужил толчком к снижению уровня использования малолетних в качестве дешевой рабочей силы на заводах, фабриках и ремесленных мастерских. Если до 1882г. в г.Москве данный показатель составлял 9,5 %, а в г.Владимир 10,8 %, то после принятия этого нормативно-правового акта данные проценты снизились до 3,2 и 3 % соответственно [2, с.7].

5 июня 1884 года принимается представление Министерства Юстиции [7, c.343], которое выражалось лишь в трех статьях. Они предусматривали, за нарушение фабрикантами правил работы и обучения несовершеннолетних, санкции в виде ареста сроком до 1 месяца или штрафа 100 рублей.

Нормативно-правовой акт, регулирующий трудовое положение несовершеннолетних в Российской империи, принимается Государственным Советом по представлению Министерства Финансов 10 июня 1885 года [6, с.264]. Оно содержало нормы, запрещающие ночной труд лиц, которые не достигли 17-летнего возраста, и женщин на полотняных, хлопчатобумажных и шерстяных фабриках. Но правовой документ 1885 года по соглашению с Министерством Внутренних Дел имел временный характер с испытательным сроком 3 года. Возглавляющий на то время Министерство Финансов И. А. Вышнеградский в своих отчетах отмечал, что с принятием Представления 1885г. уменьшился процент использования труда несовершеннолетних в ночное время. Но также он писал о том, что данный вопрос может содержать исключения, то есть к ночным работам могут допускаться лица, не достигшие 17-летнего возраста, только по уважительным причинам. К таким причинам относилось время, когда предприятие нуждалось в изготовление большого количества продукции, из-за готовящихся крупных праздников [12, с.204].

24 апреля 1890 года был утвержден Александром III Закон [5, с.309], который состоял из трех разделов. Первый раздел был посвящен изменениям и дополнениям статей книги «Устава о промышленности»1887г., второй раздел — об уголовных и исправительных наказаниях и третий раздел содержал исключения из правил первого раздела. Ст.1 разрешала несовершеннолетним в возрасте от 12–15 лет работать 6 часов подряд, если общая продолжительность работы не превышала 6 часов, но при этом руководитель фабрики, завода должен был уведомить об этом местных чиновников фабричной инспекции, а если был предусмотрен перерыв, то рабочее время могло составлять 9 часов — ст.6. Также разрешается работать в ночные смены, выходные и праздничные дни, на основании ст.2 и ст.3, но при этом, до 17 лет запрещается работать на хлопчатобумажных, полотняных, шерстяных и иных производствах, по усмотрению Министерства Финансов. Ответственность фабрикантов все также выражалась арестом сроком не более одного месяца либо штрафом размером не более 100 рублей. Рыбаков Ю. А., проанализировав материалы опубликованных отчетов Министерства Финансов, в своем труде писал, что закон от 24 апреля 1890г. был принят на основании просьб фабрикантов об увеличении норм, охраняющих их интересы [12, с.206].

В 1893 г. издается «Устав о промышленном труде» [8, с.460]. Который состоял из четырех разделов. Во втором Разделе «Об условиях труда в промышленных предприятиях», главе первой содержалось четыре отделения, два из которых регламентировали труд несовершеннолетних: Отделение второе «О работах подростков и лиц женского пола в фабрично-заводских, горных и горнозаводских предприятиях» и, Отделение третье «О найме малолетних на работы в фабрично-заводских, горных и горнозаводских предприятиях». Во втором отделение говорилось, что лица, в возрасте от 15–17 лет, не могли работать с 10 часов вечера и до 5 часов утра, также отмечалось, что до семнадцатилетнего возраста запрещается работать на заводах и фабриках, связанных с производством взрывоопасных вещей. В третьем отделение писалось что лица, не достигшие 12-летнего возраста, к трудовой деятельности не допускались. Рабочее время лиц, с 12–15 лет должно было составлять не более 8 часов. Владельцы предприятий были обязаны открывать при них учебные заведения для первоначального обучения малолетних рабочих. Семеновых С. М. отмечал, что Устав 1893г., содержащий в своих статьях нормы, регламентирующие слишком длительное для несовершеннолетних и подростков время работы, низкую заработную плату и невысокую эффективность контроля за деятельностью фабрикантов по исполнению данного устава, привело к тому, что в Российской империи в то время сложился низкий уровень жизни рабочих [13, с.15].

Синова И. В. в своей диссертации анализировала статистику использования труда лиц, не достигших 17-летнего возраста, на промышленном производстве в 1901г., которая была опубликована в газете «Право» № 42. Так в то время количество малолетних рабочих составляло 2 %, подростов — 8.6 %, при этом количество рабочих девочек было больше почти в 2 раза чем мальчиков, это было связано с устоями того времени об ограничении доступа их к образованию [14,с.267].

В 1912–1913г. использование труда несовершеннолетних еще больше сократилось в связи с изобретением более нового производственного оборудования, вследствие чего требовалось определенное образование и квалификация рабочих, чем не обладали малолетние и подростки.

Последующие годы, вплоть до 1915 года, внимание нормативно-правовому регулированию труда несовершеннолетних, не уделялось. Но с наступлением Первой мировой Войны Правительство Российской империи, принимая во внимание потребности военной промышленности, издало 19 октября 1915 года закон «О допущении некоторых отступлений от правил о работе женщин, подростков и малолетних, а также о продолжительности и распределении рабочего времени», который исключал некоторые положения «Устава о промышленном труде» 1893г. касающиеся лиц не достигших семнадцатилетнего возраста. Например, в связи с ретировкой статьи 64, разрешается несовершеннолетним работать в ночные смены на заводах и фабриках, также в воскресные и праздничные дни. А отступление от статьи 65, разрешает труд несовершеннолетних на подземных работах [9, с.10].

Из всего изложенного выше следует, что в период становления капитализма в Российской империи, использование несовершеннолетних в качестве дешевой рабочей силы было широко распространено. Правительствующие круги из-за боязни остаться без грамотно образованного будущего поколения, не смотря на сопротивления фабрикантов, в 1882г. принимают первый нормативно-правовой акт, с которого начинается развитие законодательства по ограничению применения труда несовершеннолетних рабочих и по созданию специальных органов, следящих за исполнением руководителями предприятий государственных предписаний. Однако Государственный Совет Российской империи для того, чтобы получать поддержку руководителей фабрик, заводов и мануфактур, а также в сложные для государства годы, всегда вводил на некоторое время исключения по ограничению труда лиц, не достигших 17-летнего возраста, что давало преимущество фабрикантам в использовании труда несовершеннолетних.

Литература:

  1. Андреев В. Работа малолетних в России и Западной Европе. Вып.1.СПб., 1884. С.28
  2. Баранов Ю. В. Разработка закона «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» от 1 июня 1882г. //Ю. В. Баранов, Вестник МГОУ. — 2012. — № 3. — с.8–9.
  3. Боренштейн А. Л. Предпосылки становления законодательства в области труда несовершеннолетних в России в XIXв.// А. Л. Боренштейн, М.:Актуальные проблемы Российского права. — 2013. — № 4. — С.39.
  4. Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» // ПСЗ РИ (1881–1913). Т. // (1882). № 931.
  5. Закон от 24 апреля 1890 г. «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» // ПСЗ РИ (1881–1913). Т. Х (1890). Ч. I. № 6742.
  6. Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» // ПСЗ РИ (1881–1913). Т. V (1885). № 3013.
  7. Закон от 5 июня 1884 г. «О взысканиях за нарушение постановлений о работе малолетних на заводах, фабриках, мануфактурах и в ремесленных заведениях» // ПСЗ РИ (1881–1913). Т. IV (1884). № 2286.
  8. Киселева И. Я. Устав о промышленном труде 1893г./ И. Я. Киселева, приложение из учебного пособия «Трудовое право», М. — 2015. — с.458–465
  9. Левкина Е. С. Формирование фабрично-заводского законодательства в Российской империи во второй половине XIXв. — начале XXв.// Е. С. Левкина, М.: Правозащитник. — 2014. — № 4. — с.9–12
  10. М. И. Туган-Барановский, Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историко-экономическое исследование. — СПБ: Изд. О. Н. Поповой, 1990. — Т. I. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. — 561с.
  11. Положение от 7 августа 1845г. «О воспрещение фабрикантам назначать в ночные работы малолетних 12-летнего возраста» // ПСЗ РИ. Т.XI, отд. 1-ое, СПб., (1837) № 19262
  12. Рыбаков Ю. Я. Закон об изменении регламентаций фабрично-заводского труда несовершеннолетних и женщин от 24 апреля 1890 г. // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / Академия наук СССР, Институт истории СССР; отв. ред. Тартаковский А. Г. М., 1990. С. 195–207.
  13. Семеновых С. М. Формирование условий, защищающих интересы трудящихся, в Уставе о промышленном труде 1893г. // С. М. Семеновых, М.: Юридическая наука. — 2011. — № 4. — с.14–15.
  14. Синова И. В. Дети трудящегося населения в городском российском социуме в 1861–1914гг.: проблемы девиантности и виктимизации (на материал Санкт-Петербурга):дис.07.00.02. — Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург. — 2014. — с.436
Основные термины (генерируются автоматически): Российская империя, нормативно-правовой акт, час, III, дешевая рабочая сила, малолетний, работа, Государственный Совет, Министерство Финансов, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Правовое регулирование труда в Российской империи в конце...

В это время вступили в силу следующие нормативно-правовые акты: − закон от 01 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах

− закон от 24 апреля 1890 г. «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и...

Несовершеннолетний в трудовых отношениях: правовой...

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих отношения несовершеннолетних в данной области

Следовательно, объем трудовых прав несовершеннолетних гораздо больше, чем у

Но возникает другая проблема — количество рабочих мест, которые может предоставить...

Характеристика источников права Российской империи...

Понятие закона в истории правовой мысли Российской империи всегда носило

Государственный Совет, через который проходили все законы империи также обладал правом

Демин В. А. Государственный Совет Российской империи в начале XX века...

Социальная защита работающего населения в Российской...

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, политика, работник, Российская Федерация, социальная защита.

Основы социальной политики в области защиты работающего населения в целом и в частности закреплены в нормативно-правовых актах.

Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета...

Государственная Дума, Государственный Совет, III... Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета...

Законопроектная деятельность Государственного Совета Российской Империи в период работы Государственной Думы.

Нормативно-правовое регулирование гарантий и компенсаций...

Нормативные правовые акты, регулирующие труд работников, работающих и проживающих на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начали формироваться в послереволюционный период в эпоху строительства социализма.

Создание Государственной Думы Российской империи как...

Законопроектная деятельность Государственного Совета Российской Империи в период работы Государственной Думы. Государственный Совет, Государственная Дума, Российская Империя, законодательная...

Трансформация потребительской системы СССР – России...

2. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).

Справка о недостатках в торговой работе организаций Министерства торговли СССР.

Поэтому в СССР действовала и развивалась государственная система социального обеспечения.

Работа с нормативно-правовыми актами как средство...

Работа с нормативноправовыми актами на учебных занятиях по праву способствует

Нормативноправовые акты могут использоваться на занятиях по праву со следующими

Первая стадия включает в себя мотивацию к деятельности, которая основывается на...

Нормативно-правовое регулирование документирования...

Нормативно-правовое регулирование документирования трудовых отношений общества с ограниченной ответственностью.

Конституция РФ как высший нормативный правовой акт устанавливает основы всех правоотношений, связанных с организацией труда и отдыха...

Похожие статьи

Правовое регулирование труда в Российской империи в конце...

В это время вступили в силу следующие нормативно-правовые акты: − закон от 01 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах

− закон от 24 апреля 1890 г. «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и...

Несовершеннолетний в трудовых отношениях: правовой...

Среди нормативно-правовых актов, регулирующих отношения несовершеннолетних в данной области

Следовательно, объем трудовых прав несовершеннолетних гораздо больше, чем у

Но возникает другая проблема — количество рабочих мест, которые может предоставить...

Характеристика источников права Российской империи...

Понятие закона в истории правовой мысли Российской империи всегда носило

Государственный Совет, через который проходили все законы империи также обладал правом

Демин В. А. Государственный Совет Российской империи в начале XX века...

Социальная защита работающего населения в Российской...

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, политика, работник, Российская Федерация, социальная защита.

Основы социальной политики в области защиты работающего населения в целом и в частности закреплены в нормативно-правовых актах.

Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета...

Государственная Дума, Государственный Совет, III... Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета...

Законопроектная деятельность Государственного Совета Российской Империи в период работы Государственной Думы.

Нормативно-правовое регулирование гарантий и компенсаций...

Нормативные правовые акты, регулирующие труд работников, работающих и проживающих на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начали формироваться в послереволюционный период в эпоху строительства социализма.

Создание Государственной Думы Российской империи как...

Законопроектная деятельность Государственного Совета Российской Империи в период работы Государственной Думы. Государственный Совет, Государственная Дума, Российская Империя, законодательная...

Трансформация потребительской системы СССР – России...

2. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).

Справка о недостатках в торговой работе организаций Министерства торговли СССР.

Поэтому в СССР действовала и развивалась государственная система социального обеспечения.

Работа с нормативно-правовыми актами как средство...

Работа с нормативноправовыми актами на учебных занятиях по праву способствует

Нормативноправовые акты могут использоваться на занятиях по праву со следующими

Первая стадия включает в себя мотивацию к деятельности, которая основывается на...

Нормативно-правовое регулирование документирования...

Нормативно-правовое регулирование документирования трудовых отношений общества с ограниченной ответственностью.

Конституция РФ как высший нормативный правовой акт устанавливает основы всех правоотношений, связанных с организацией труда и отдыха...

Задать вопрос