Стандартные, на первый взгляд, административные наказания в сфере правонарушений в области дорожного движения обладают целым рядом особенностей, которые будут рассмотрены автором в данной статье.
Ключевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, административные наказания, безопасность дорожного движения.
Standard, at first glance, administrative penalties in the field of offenses in the field of traffic have a number of features that will be considered by the author in this article.
Keywords: administrative offenses, administrative responsibility, administrative penalties, road safety.
Анализ положений, регламентирующих правила дорожного движения, содержащихся в статьях главы 12 КоАП РФ [1], приводит к выводу, что данные санкции содержат достаточно широкий спектр потенциальных административных наказаний.
Согласно действующему административному законодательству, за правонарушения в области дорожного движения предусмотрены такие виды наказания, как: предупреждение, административный штраф, лишение права управления транспортным средством, административный арест, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Так, в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение как вид административного наказания применяется за те административные правонарушения, которые совершены впервые и при этом отсутствует возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Однако такие правонарушения, как «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена», «Несоблюдение требований, предписанных «дорожными знаками» или «разметкой» проезжей части дороги», и некоторые другие статьи, почти всегда будут включать в себя также возможность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека.
Таким образом, возникает такая ситуация, при которой санкции статьи предусматривают потенциал применения такого вида наказания, как «предупреждение», но в реальности оно практически не может использоваться.
Особенностью штрафа как вида административного наказания за нарушения в области дорожного движения является то, что его невыполнимо применить к довольно широкому кругу лиц.
В данном случае говорится о лицах, не имеющих права управления транспортным средством или утративших его по основаниям, предусмотренным абзацем 2 и 3 части 1 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ [2], а также лицах, использующих транспортное средство в связи с инвалидностью.
Данное положение подтверждено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года № 18 [3].
При всем этом положения некоторых статей КоАП РФ (таких как часть 4 ст. 12.2, части 3, 4, 5 и 6 ст. 12.5, часть 7 ст. 12.9, часть 3 ст. 12.10, часть 5 ст. 12.15, часть 3.1. ст. 12.16) предусматривают только лишь данный вид административного наказания как единственно возможный.
Что в свою очередь приводит к проблемам, в которых факт правонарушения обнаружен, лицо, его совершившее, установлено, но привлечь его к административной ответственности невозможно.
Речь идет об особенностях наказания за административные правонарушения, которые зафиксированы в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющие функции фото и киносъемки.
В указанном случае административный арест заменяется штрафом. «Еще одной особенностью административного ареста является запрет за его применение к очень большому кругу лиц, включая военнослужащих, лиц, имеющих специальные звания, сотрудников Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов» [4, с.103].
Это играет основную роль, так как именно за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, данные лица несут административную ответственность на общих основаниях.
Данный факт также может привести к ситуациям, когда присутствует факт правонарушения, установлено лицо, его совершившее, но привлечь его к административной ответственности возможным не представляется.
Примером здесь является санкция за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, которая гласит, что водитель, покинувший место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, будет лишен права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет. Если оставление места происшествия будет совершено лицом, у которого нет права управления транспортным средством либо оно лишено данного права, то в статье предусмотрена альтернатива данному наказанию в виде административного ареста на срок до 15 суток.
Тем не менее, если водитель является лицом, которому невозможно применить административный арест и не имеет права на управление транспортным средством по ранее заявленным причинам, то привлечь его невозможно будет привлечь к административной ответственности.
Таким образом, на сегодняшний день, административные наказания за правонарушения, административная ответственность за которые предусмотрена главой 12 КоАП имеют ряд существенных особенностей, которые отличают их от наказаний, применяемых к другим видам правонарушений. А также имеют место быть ситуации, при которых нет возможности привлечения к административной ответственности некоторых категорий правонарушителей.
Литература:
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1. ст. 1.
- О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 50. ст. 4873.
- О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 // Российская газета. № 250. 08.11.2006.
- Смоляков, А. И. Особенности применения административных наказаний за совершение правонарушений, ответственность за которые предусмотрена главой 12 КоАП РФ / А. И. Смоляков // Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова. № 3. 2015. С. 102–105.