Реализация принципа обеспечения конкуренции при осуществлении закупок: научно-практический аспект | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 сентября, печатный экземпляр отправим 11 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (7) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.10.2018

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Назаров И. Г. Реализация принципа обеспечения конкуренции при осуществлении закупок: научно-практический аспект // Новый юридический вестник. — 2018. — №5. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/106/3636/ (дата обращения: 24.08.2019).



Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок [1].

Реализация принципа обеспечения конкуренции проявляется в правильном применении законодательства о контрактной системе в точном соответствии с принципами, которые содержатся в статьях 6–12 Закона о контрактной системе. Указанные принципы, содержащиеся в Законе о контрактной системе, представляются первоочередными при возникновении трудных и неоднозначных вопросов в правоприменительной практике антимонопольных органов. В этой связи, любое недооценивание указанных принципов способно привести к ошибкам в правоприменительной деятельности. «Красной нитью» проходит через весь Закон о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции между участниками закупок. Указанный принцип также возможно встретить в многочисленных ссылках при анализе судебной практики и практики территориальных антимонопольных органов.

Одно и тоже действие заказчика, например объединение в одном лоте товаров, работ, услуг, которое ограничивает число участников закупок, может являться нарушением как антимонопольного законодательства, так и Закона о контрактной системе (в частности ст. 33). Включение данного положения в Закон о контрактной системе в качестве принципа указывает на обеспечение законодателем баланса интересов между заказчиком и участником. Причиной этого является то обстоятельство, что любое осуществление закупки, кроме цели обеспечения государственных и муниципальных нужд, является одной из форм инвестирования государства в отдельные сектора экономики [2, С. 51]

Конкуренция — это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды — важнейшее условие функционирования рыночной экономики, обеспечения свободы экономической деятельности. И как следствие реализация положений статьи 8 Конституции РФ 1993 года. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение последних 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды в сфере закупок.

Определенный научный интерес представляет мнение Ф. С. Бутова и С. В. Бутовой которые раскрывают содержания принципа обеспечения конкуренции со следующей позиции: «под состязательностью понимается способность продавцов и покупателей, преодолевая сопротивление контрагентов, влиять на условия обмена, значимые для получения выгоды. Наличие у сторон возможности воздействовать на уровень цен (цена контракта формируется в результате конкурсных процедур) и другие условия обмена, включая количество и качество товаров, способы их поставки, наличие сопутствующих услуг» [3, С. 33].

Также интересным представляется взгляд на проблему низкой конкуренции в сфере закупок, предложенный Е. А. Подколзиной и А. А. Бальсевич которые отмечают следующее: «спецификация закупки и особенности рынка могут ограничивать конкуренцию на торгах и приводить к росту относительных цен государственных контрактов. Это означает, что контроль за потенциальными ограничениями конкуренции, особенно в ситуации, когда конкуренция и так не является высокой, с одной стороны, и меры по стимулированию к участию в государственных закупках, с другой стороны, при прочих равных, могут привести к повышению эффективности закупок товаров стандартного качества» [4, С. 563].

В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно процедуре проведения открытого аукциона в электронной форме, любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя может принять участие в закупке на право заключения государственного контракта, при соблюдении требований к участникам.

Таким образом, все участники аукционов в электронной форме и открытых конкурсов, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, которые предусмотрены аукционной (конкурсной) документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из рассматриваемых аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами при участии в торгах на право заключения государственного контракта.

Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, становится победителем торгов и с ним заключается государственный контракт.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе — закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств, сторонами контракта.

При исследовании состояния конкуренции при проведении открытых конкурсов и электронных аукционов в практике территориальных антимонопольных органов как правило берется во внимание временной интервал исследования конкуренции на открытых конкурсах и электронных аукционах на оказание услуг, связанных с использованием вычислительной техники и информационных технологий, который определяется периодом с момента опубликования извещения о проведении электронного аукциона до момента исполнения обязательств сторонами контракта.

Объект закупки определяется исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 Закона о контрактной системе требований к закупаемому заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены контракта, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах осуществляется с учетом требований, который установлены Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — оффшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик — государственный или муниципальный заказчик в соответствии с частью 1 статьи 15 Закон о контрактной системе — бюджетное учреждение, осуществляющее закупки.

Все участники признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционной документацией, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки в рамках каждого из аукционов, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного (муниципального) контракта.

Состав участников открытых конкурсов и электронных аукционов определен, как состав хозяйствующих субъектов, которые принимали участие в электронных аукционах, не отозвали свои заявки, и чьи заявки не были отклонены по первым частям.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона).

При этом в судебной практике относительно места происхождения товаров, которые могут стать предметом поставки в рамках заключенного государственного или муниципального контракта по результатам проведения закупки, отмечается, что одной из основных целей Закона о контрактной системе является создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, основанной на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Ограничения, связанные с определением места происхождения товаров, работ, услуг, предусмотрены Законом о контрактной системе исключительно с целью установления запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств [5].

Таким образом, обязанность по указанию участниками закупки места происхождения товара напрямую связана с реализацией принципа обеспечения конкуренции при проведении закупочной деятельности, а также необходимости инвестирования выделяемых из соответствующих бюджетов денежных средств на поддержку отечественных товаропроизводителей.

Кроме того, в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указывается, чтовцелях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений Законом о контрактной системе установлены особенности заключения, изменения, расторжения государственных (муниципальных) контрактов, их исполнения и ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение, но не содержится исчерпывающего регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с государственным (муниципальным) контрактом [6].

Интересным по данному вопросу, по мнению автора настоящей статьи, представляется мнение А. Д. Кравцова, который указывает следующее: «конкурентоспособность экономики и отечественной продукции во многом определяется степенью эффективности расходования материальных, трудовых и временных ресурсов; технологиями производства, определяющими в т. ч. производительность труда. При этом развитое внутреннее производство обеспечивает уровень конкуренции, не сопоставимый с тем уровнем, который может дать импорт, что имеет результатом снижение цен на продукцию, а как следствие — повышение уровня жизни людей» [7, С. 117].

Реализация принципа обеспечения конкуренции в государственных и муниципальных закупках занимает на сегодняшний день приоритетное значение. Необходимость в правоприменительной деятельности указанного принципа в деятельности территориальных антимонопольных органов должна стать приоритетом при рассмотрении дел о нарушении законодательства в сфере закупок. В конечном итоге, в большинстве судебных решений, а также решений антимонопольных органов обращается внимание на соблюдение указанного принципа. В дальнейшем, решение вопроса реализации данного принципа будет поставлено в зависимость от того, насколько законодатель сделает обязательным указание той или иной информации при формировании заявок потенциальными участниками закупки. В случае если, политика государства будет ориентирована на поставку высокотехнологичной продукции (новые технологии) то соответственно, уже на законодательном уровне произойдет установление дополнительных требований к участникам закупки, что повлечет усложнение самой структуры заявки на участие в закупке. Однако на сегодняшний день, форма заявки участников закупки не претерпела каких-либо изменений.

Следует согласиться с мнением кандидата экономических наук Н. М. Гусевой, которая полагает: «Собственно говоря, цена и качество — единственные осязаемые критерии, которые сегодня внесены в контрактную систему. Безусловно, появление качественных характеристик закупаемого товара — значительный прогресс по сравнению с прошлыми временами, когда только минимизация цены решала исход конкурса» [8, С. 112].

Таким образом, соблюдение принципа обеспечения конкуренции в закупочной деятельности является необходимым условием правоприменительной деятельности не только территориальных антимонопольных органов, но также и судебных органов. Указанный принцип позволяет также ориентировать развитие национальной экономики по пути поддержки отечественных товаропроизводителей.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// СЗ РФ от 08.04.2013, № 14, ст. 1652; РГ № 80, 12.04.2013;
  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»/ пред. редкол. И. Ю. Артемьев. Изд-во Статут. М. 2015.
  3. Бутов Ф. С., Бутова С. В. Институциональная структура рынка государственных и муниципальных закупок в рамках контрактной системы// Журнал «Terra Economicus». Том № 12 (№ 2) Часть 2. 2014.
  4. Подколзина Е. А. Бальсевич А. А. Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках России// Экономический журнал ВШЭ. М. 2014.
  5. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2015 по делу № А40–187458/14;
  6. «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 12, декабрь, 2017.
  7. Кравцов А. Д. Характер, масштаб и потенциал влияния государственных закупок на экономику России// Журнал «Вопросы регулирования экономики». Том 1. № 3. 2010.
  8. Гусева Н. М. Анализ состояния системы государственных закупок Российской Федерации с позиции системного подхода// Журнал «Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, электронный аукцион, сфера закупок, аукцион, указанный принцип, государственный контракт, реализация принципа обеспечения конкуренции, судебная практика, электронная форма, правоприменительная деятельность.

Похожие статьи

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нормативно — правовой основы регулирования государственных и муниципальных закупок.

Реализация и ограничение принципа свободы договора...

В статье проведен анализ реализации и ограничения принципа свободы договора в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок.

Так, в России действует система государственных закупок контрактного типа. Для этих отношений также характерно наличие...

Проблемы контрактной системы государственных закупок...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для... Ключевые слова: российское законодательство, контрактная система, государственные закупки. На практике же одна закупка может включать не один десяток позиций. В сравнении с ранее действовавшим...

Новации законодательства в сфере государственных закупок...

участник закупки, закупка, контрактная система, общественный контроль, электронная форма

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от...

От системы государственных закупок к Федеральной...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для... Ключевые слова: российское законодательство, контрактная система, государственные закупки.

Ключевые слова: федеральная контрактная система, запрос котировок, электронная форма, договор, заявка.

Принцип профессионализма заказчика как базовый принцип...

Гарантией реализации принципа обеспечения конкуренции служит запрет на совершение участниками контрактной системы любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

Деятельность контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от опубликования плана-графика

электронный аукцион — 97 %; ‒ запрос котировок — 0,3 %

Анализ контрактной системы в сфере государственных...

Общепринятые в мировой практике принципы осуществления закупок и размещения заказов сформулированы в законодательствах отдельных стран и

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для... Федеральная контрактная система Америки приведена в соответствии с...

Электронные торги (аукционы, закупки, государственный...)

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для

Создание контрактной системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от опубликования...

Похожие статьи

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для...

В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нормативно — правовой основы регулирования государственных и муниципальных закупок.

Реализация и ограничение принципа свободы договора...

В статье проведен анализ реализации и ограничения принципа свободы договора в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок.

Так, в России действует система государственных закупок контрактного типа. Для этих отношений также характерно наличие...

Проблемы контрактной системы государственных закупок...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для... Ключевые слова: российское законодательство, контрактная система, государственные закупки. На практике же одна закупка может включать не один десяток позиций. В сравнении с ранее действовавшим...

Новации законодательства в сфере государственных закупок...

участник закупки, закупка, контрактная система, общественный контроль, электронная форма

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от...

От системы государственных закупок к Федеральной...

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для... Ключевые слова: российское законодательство, контрактная система, государственные закупки.

Ключевые слова: федеральная контрактная система, запрос котировок, электронная форма, договор, заявка.

Принцип профессионализма заказчика как базовый принцип...

Гарантией реализации принципа обеспечения конкуренции служит запрет на совершение участниками контрактной системы любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...

Контрактная система в сфере закупок в Забайкальском крае...

Деятельность контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от опубликования плана-графика

электронный аукцион — 97 %; ‒ запрос котировок — 0,3 %

Анализ контрактной системы в сфере государственных...

Общепринятые в мировой практике принципы осуществления закупок и размещения заказов сформулированы в законодательствах отдельных стран и

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для... Федеральная контрактная система Америки приведена в соответствии с...

Электронные торги (аукционы, закупки, государственный...)

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для

Создание контрактной системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от опубликования...

Задать вопрос