Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Процедура административного выдворения: основные организационные проблемы

Административное право
5
Поделиться
Аннотация
В статье рассмотрены особенности процедуры административного выдворения, практика реализации которых обнаруживает некоторые проблемы в их регламентации.
Библиографическое описание
Моисеев, А. В. Процедура административного выдворения: основные организационные проблемы / А. В. Моисеев. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/106/3361.


В статье рассмотрены особенности процедуры административного выдворения, практика реализации которых обнаруживает некоторые проблемы в их регламентации.

Ключевые слова: административное наказание, административное выдворение, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

The article deals with the peculiarities of the procedure of administrative expulsion, the practice of their implementation reveals some problems in their regulation.

Keywords: administrative punishment, administrative expulsion, foreign citizen, stateless person.

В статье 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (далее — КоАП РФ) [1] предусмотрено такое административное наказание как административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Порядок административного выдворения регулируется ст. 34 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2].

Существующая в настоящее время практика Конституционного Суда РФ свидетельствует о наличии некоторых проблем в регламентации и практики реализации отдельных аспектов процедуры административного выдворения. В частности, в порядке конституционного судопроизводства заявители оспаривали конституционность порядка помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение для содержания (Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 г. № 1830-О) [4].

По общему правилу административное выдворение применяется за совершение административного правонарушения, предусмотренного следующими статьями Особенной части КоАП РФ: ст. 6.8, 6.9, 6.13, 6.16.1, 6.21, 18.1, 18.2, 18.4, 18.8, 18.10, 18.11, 18.17, 18.18 КоАП РФ, 19.27, 20.20, 20.25.

Ст. 3.10 КоАП РФ предусматривает две формы административного выдворения за пределы Российской Федерации:

1) принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан или лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации;

2) контролируемый самостоятельный выезд этих лиц из России, но только в строго установленных законодательством случаях.

Следует отметить, что административное выдворение в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не может применяться в следующих случаях:

1) за повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином нарушения правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ (примечание к ст. 18.8 КоАП РФ);

2) за повторное в течение одного года осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом (примечание к ст. 18.10 КоАП РФ);

3) за уклонение иностранного гражданина от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ (примечание к ст. 20.25 КоАП РФ).

Во всех остальных случаях судьей может быть принято решение о применении как принудительного выдворения, так и контролируемого самостоятельного выезда иностранных граждан за пределы Российской Федерации.

Рассматриваемые формы административного выдворения различаются между собой, по порядку исполнения, что отражено в ч. 3 ст. 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В рамках ограниченного объема статьи будет рассмотрена процедура принудительного выдворения.

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ в форме принудительного выдворения осуществляют Федеральная служба Судебных приставов России или ее территориальный орган либо пограничные органы в соответствии со своими полномочиями, информация о чем направляется в МИД РФ, а также в ФМС России.

На основании ст. 32.9 КоАП РФ постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан исполняется пограничными органами при нарушении режима государственной границы, а в иных случаях — ФССП РФ.

В соответствии с пунктами 5 и 6 Приказа Минюста России № 100, МИД России № 7509, ФМС России № 375, ФСБ России № 271 от 19.05.2014 «Об утверждении Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации» [3], судебный пристав-исполнитель незамедлительно уведомляет о возбуждении исполнительного производства в отношении иностранного гражданина, лица без гражданства, подлежащих административному выдворению, МИД России и структурное подразделение территориального органа ФМС России.

В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель направляет в территориальный орган ФМС России запрос о предоставлении информации и (или) документов, необходимых для выезда иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, а в отношении лица без гражданства — в том числе информации об определении государства выезда.

В необходимых случаях по запросу судебного пристава-исполнителя или по собственной инициативе, но не ранее вступления в силу постановления судьи, территориальный орган ФМС России принимает меры по оформлению в дипломатическом представительстве или консульском учреждении государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного иностранного гражданина свидетельства о его возвращении в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания, а для лица без гражданства, подлежащего административному выдворению, при отсутствии сведений о государстве постоянного (преимущественного) проживания по согласованию с МИДом России — меры по определению государства выезда лица без гражданства и оформлению документов, необходимых для выезда из Российской Федерации.

Так, постановлениями Красноярского районного суда Самарской области от 29 февраля 2016 года в отношении И. Д. Р., Чапаевского городского суда Самарской области от 1 марта 2016 года в отношении А. М. Б. и Сызранского городского суда Самарской области от 3 марта 2016 года в отношении Г. Р. К. соответствующие исполнительные производства были прекращены фактически лишь на том основании, что правонарушители были признаны лицами без гражданства, что, по мнению судей, безусловно препятствует их выдворению за пределы Российской Федерации, так как подпадает под основание утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия [5].

При вынесении судьями указанных выше постановлений не были приняты во внимание:

‒ сроки исполнения постановления суда на момент вынесения постановлений не истекли;

‒ статус лица без гражданства никоим образом не препятствует выдворению такого лица при наличии законных к тому оснований за пределы Российской Федерации;

‒ основание прекращения исполнительного производства — утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия — в данном случае не подлежит применению, поскольку принудительное выдворение в силу своей правовой природы и содержания понятия «принудительное» подлежит исполнению соответствующим государственным органом в установленном законом порядке и не зависит от воли самого должника — выдворяемого лица.

Таким образом, разрешая вопросы о разъяснении порядка исполнения судебных постановлений и прекращения исполнения их в части административного наказания в виде принудительного выдворения иностранных граждан, а в особенности лиц без гражданства, за пределы Российской Федерации судьям необходимо уделять особенное внимание срокам исполнения постановлений, а также полноте предпринимаемых судебными приставами-исполнителями мер и действий с точки зрения надлежащего и своевременного исполнения судебных постановлений.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
  3. Приказ Минюста России № 100, МИД России № 7509, ФМС России № 375, ФСБ России № 271 от 19.05.2014 г. «Об утверждении Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2014 г. № 32640) // Российская газета. 2014. 24 июня. № 138.
  4. Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 г. № 1830-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Басиашвили Шалвы Зурабовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
  5. Справка-обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях в части исполнения административного наказания в виде принудительного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации за первое полугодие 2016 года (подготовлена Самарским областным судом 12.09.2016) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный