Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Некоторые аспекты охраны труда в России в свете конвенций МОТ

Трудовое право
3
Поделиться
Библиографическое описание
Калингер, И. В. Некоторые аспекты охраны труда в России в свете конвенций МОТ / И. В. Калингер. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/106/3174.


Учреждение в 1919 году Международной организации труда явилось величайшим достижением человечества, результатом борьбы трудящихся за свои права. [8, с. 6]. Создание МОТ первоначально представлялось в виде международной комиссии созданной при Лиге Наций, и состоящей из представителей правительств, представителей работодателей и трудящихся. Сегодня данная международная организация представляет собой одно из учреждений, функционирующих на базе Организации Объединённых Наций (ООН), на которое возложены обязательства за разработку и выполнение государствами членами МОТ международных трудовых норм, содействующих защите прав трудящихся. Важной отличительной особенностью МОТ является ее трехсторонняя структура, или трипартизм, в рамках которой делегаты, представители государства и социальные партнеры совещаются на равных основаниях.

Как отмечает д. ю. н. В. В. Карташкин, являвшийся членом Консультативного комитета Совета по правам человека ООН: «чем больше ратифицировано международных договоров государством, тем значительнее воздействие международного права на внутригосударственное законодательство» [11, стр. 32] Трудно не согласится с данным выводом, поскольку влияние, оказываемое международными нормами на национальное законодательство, велико, иногда оно предполагает включение в национальное законодательство новых принципов и норм, ранее непрописанных.

Декларация «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» [1] предписывает обязательство всех государств членов МОТ соблюдать, укреплять и реализовывать на основе доброй воли основополагающие принципы в трудовой сфере. Составной частью правовой системы Российской Федерации согласно ст. 15 Конституции представлены общепризнанные нормы и принципы международного права, в частности в области охраны, безопасности и гигиены труда. Сегодня Россией было ратифицировано более семидесяти конвенций МОТ в области социально-трудовых отношений, в том числе в области охраны труда. Одними из основных и наиболее важных в данной сфере документом, является Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде». [2] По мнению профессора П. Е. Морозова она является новаторской, поскольку наглядно демонстрирует целостную модель безопасности и гигиены труда, основана на циклическом процессе разработки и пересмотра национальной политики в данной области вместо простого изложения точных юридических обязательств. [10, с. 486]

Ратификация Конвенции № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» стала основой для эффективной реализации в России последовательной национальной политики по усовершенствованию не только самих нормативов, но и улучшения условий проведения национальных программ в поддержку безопасного труда. Конвенция распространяет свое действие на все отрасли экономики, действующие на территории государства, исключения могут представлять рыболовство и судоходство, и то, по инициативе самого государства. Согласно нормам Конвенции мероприятия по созданию условий труда, отвечающих требованиям гигиены и производственной безопасности, исполняются на государственном и локальном уровнях (раздел IV — локальный уровень, раздел III — национальный). Данные нормы нашли свое первоначальное отражение в Федеральном Законе от 17 июля 1999 «Об основах охраны труда в Российской Федерации», а после его утраты, более детально в Трудовом кодексе Российской Федерации [5].

Конвенция № 155 устанавливает основные сферы деятельности национальной политики в области осуществления безопасного труда, которые нашли отражение в ныне действующем трудовом законодательстве. Все направления, предписанные в ст. 210 Трудовом Кодексе Российской Федерации можно условно подразделить на:

‒ меры по формированию единого национального (государственного) правового механизма, отразившиеся в принятии и реализации законодательства в области охраны труда на всех Федеральных и региональных уровнях, а также государственная экспертиза условий труда (п. 1 под. 1–6; 19 ст. 210 ТК РФ);

‒ меры экономической государственной политики, касающиеся участия государства в проведении мероприятий, связанных с охраной труда, финансировании мер по разработке безопасных технических средств и новейших технологий с повышенным уровнем безопасности (п. 1 под. 14 ст. 210 ТК РФ);

‒ меры по организации охраны труда непосредственно на производствах, что проявляется в установлении порядка обеспечения работников (за счет работодателя) средствами коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми условиями труда и отдыха и лечебно-профилактическими средствами (п. 1 под. 20 ст. 210 ТК РФ);

Конвенция № 155 в ст. 11 также устанавливает функции — обязательства для государств, ратифицировавших ее, поэтому Российской Федерацией проведен ряд мер, направленных на улучшение условий в области гигиены труда. Так в производстве запрещается применение вредных, опасных веществ, материалов, продукции, товаров санитарно-гигиеническая, медико-биологическая оценка которых не производилась согласно (п. 5 ст. 215 ТК РФ), организация государственной статистической отчетности об условиях труда и производственном травматизме (подп. 16 п. 1 ст. 210 ТК РФ), обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда (подп. 17 п. 1 ст. 210 ТК РФ). Как правильно отмечает С. А. Иванов, ратификация Конвенций МОТ позволяет закрепить содержащиеся в ней нормы о труде, и создает препятствия для отказа от них. [9, с. 166]. Благодаря правовым изменениям в Российской Федерации предполагается снижение уровня производственного травматизма, минимизация опасности в производственной среде.

В целях совершенствования мер по безопасности и охране труда в 2006 году МОТ принимает Конвенцию № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» [3], которая была дополнена Рекомендацией МОТ № 197 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» от 15 июня 2006 г. [4] Как указано в публикации МОТ «Формирование культуры охраны труда», данная Конвенция дополняет Конвенцию № 155 от 1981 года, и акцентирует внимание на важности осуществления оценки производственных рисков, факторов опасности и развитии национальной культуры в области охраны труда» [12]. Конвенция № 187 по природе своей уникальна тем, что безопасная производственная составляющая квалифицируется как право на охрану труда. В ст. 1 Конвенции представлено определение понятия «культура охраны труда» которое означает культуру, предполагающей право на безопасную и здоровую производственную среду, соблюдаемую на всех уровнях, включая правительство, работодателей, работников и их представителей, принимающих активное участие в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды путем установления прав, ответственности и обязанностей. При этом, принципам профилактики безопасного труда придается наиболее высокий приоритет. Положения Конвенции № 187 устанавливают формирующие принципы для строительства национальной программы направленной на обеспечение улучшения в области охраны труда.

Важно отметить что еще в 1925 году в СССР были проведены мероприятия по улучшению условий охраны и гигиены труда. Так 2 мая 1925 года состоялось открытие Государственного научного института охраны труда, основной задачей которого стала научно-практическая разработка проблем, влияющих на развитие института охраны труда, руководство над созданием и разработкой научных работ, а также практические мероприятия в числе которых были поименованы содействие проведению мероприятий по охране труда и технике безопасности на отдельных производственных комплексах. В постсоветское время работы по разработке и принятию к действию программ направленных на улучшение условий охраны труда не были приостановлены, что может свидетельствовать о приоритете данной системы. Так Трудовой Кодекс РФ (ст. 210) закрепляет методику решения задач, связанных с охраной и безопасностью труда, а также со снижением уровня травматизма путем разработки и последующей реализации отраслевых программ на федеральном, территориальном и локальном уровнях. Основой программы по улучшению условий охраны труда на федеральном уровне является Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» [6] который устанавливает перечень реализуемых работодателем в течении года мероприятий направленных на усовершенствование сферы охраны труда относительно специфики деятельности работодателя.

Примером нормативов регионального уровня по улучшению условий охраны труда может служить Приказ № 263 от 9 марта 2017 г. «Об утверждении плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2017–2019 годы» [7], разработанный Управлением образования Администрации ЗАТО г. Североморск в соответствии со статьей 212 ТК РФ. Целью данного приказа является приведение условий и охраны труда в соответствие с требованиями законодательства РФ, совершенствование в области работы по охране труда и профилактические действия, направленные на снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В соответствии с данным приказом установлен ряд требований, применяемых к организационным мероприятиям, приуроченным к празднованию дня охраны труда в России. Установлены требования по срокам обеспечения сбора статистических данных по охране труда, а также по проведению анализа состояния условий охраны труда детского и производственного травматизма. Одним из наиболее значимых условий данного приказа можно считать включение в него требований, предъявляемых к работодателям по проведению обучения охране труда на производстве, которое при его исполнении способствует повышению уровня безопасности на производстве, улучшению условий и охраны труда.

Одним из наиболее продуктивных методов в формировании выводов о проведенной модернизации в области безопасных условий труда, является статистическое сопоставление данных, иначе статистический сравнительный анализ. Автором исследования для проведения сравнительного анализа был выбран период начиная с 2000 года по 2017 год. Так согласно периодизации представленной на сайте Федеральной службы государственной статистики, количество смертельных исходов в данный период снизилось в приблизительном эквиваленте на 11 %, что может означать положительное влияние, оказанное профилактическими мерами в области охраны и безопасности труда [13].

Несмотря на проводимые правовые меры, охрана труда остается наиболее уязвимым направлением совершенствования правовой бузы. При этом, данные пробелы касаются как национального законодательства, так и формата международного сотрудничества Российской Федерации. Особое место принципы МОТ должны занимать в фокусе функционирования ЕАЭС.

Литература:

  1. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» от 18. 06. 1998 г. — СПС «Консультант Плюс»
  2. Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среды» от 22 июня 1980 г. Принята на 67-ой Генеральной конференции МОТ// Собрание законодательства РФ, 10 декабря 2001 г., № 50, ст. 4652. — СПС «Консультант Плюс»
  3. Конвенция № 187 Международной организации труда «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» от 15 июня 2006 г. Принята на 95-ой Генеральной конференции МОТ// Собрание законодательства РФ. 22 октября 2012 г., № 43, ст. 5792 –СПС «Консультант Плюс»
  4. Рекомендация МОТ № 197 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» от 15.06.2006 г. — СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 28. 11. 2017)
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 31. 12. 2017 г.) // Собрание законодательства РФ от 7 января 2002. № 1(ч.1), ст. 3 — СПС «Консультант Плюс»
  6. Приказ Минздравсоцразвития № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» от 01. 03. 2012. Опубл. в Российской газете № 67 от 28. 03. 2012 — СПС «Консультант Плюс»
  7. Приказ № 263 «Об утверждении плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда на 2017–2019 г». от 9. 03. 2017 — СПС «Гарант»
  8. Иванов Г. С. Охрана труда: от античности к современности [Электронный ресурс]// Интернет-журнал «Науковедение» 2016.Том 8 № 3 URL:http://naukovedenie.ru/PDF/16EVN316.pdf (дата обращения 16 ноября 2017)
  9. Тютина Е. В. Проблема ратификации важнейших конвенций МОТ // Марийский юридический вестник. 2004. № 3. Стр. 165–170
  10. П. Е. Морозов, К. Н. Гнусов «Международное трудовое право» Учебник // М. Проспект, 2013 г. стр. 486
  11. Карташкин В. В. «Права человека в международном и внутригосударственном праве» — М., 1995- с. 32
  12. Формирование охраны труда. Руководство / М. МОТ, 2016 URL:http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/publication/wcms_525546.pdf (Дата обращения 28.11. 2017)
  13. Статистические данные по состоянию на 2018 г. Материалы с официального сайта Международной Организации Труда URL:http://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/occupational-safety-and-health/WCMS_249276/lang--ru/index.htm
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный