Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Надзор за законностью отказа в возбуждении уголовного дела

Уголовное право и процесс
2
Поделиться
Библиографическое описание
Мучкаева, Б. Н. Надзор за законностью отказа в возбуждении уголовного дела / Б. Н. Мучкаева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 5 (7). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/106/3124.


Незаконный и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела создает угрозу для защиты прав и законных интересов человека. Данное решение лишает потерпевшего от преступления защиты и помощи государства, следовательно, и порождает в обществе отсутствие доверия к органам власти. Уголовно-наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовных дел, в отдельных случаях совершаются подлоги и фальсифицируются материалы проверок. Так по результатам прокурорских проверок в 2016 году органами прокуратуры Российской Федерации было отменено 2263060 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, в 2017 году — 2173857, что на 3,9 % меньше [1].

Прокурорский надзор как элемент системы контроля и надзора на стадии возбуждения уголовного дела представляет собой деятельность прокурора по проверке законности вынесенных решений следователя и дознавателя по принятым и зарегистрированным сообщениям о преступлениях, включающую право требовать устранения выявленных нарушений (в том числе путем отмены итоговых решений, принимаемых в данной стадии процесса). Исходя из объема и характера предоставленных прокурору в стадии возбуждения уголовного дела полномочий, его надзорную деятельность можно условно отнести к классическому типу прокурорского надзора, при котором он лишен права принимать самостоятельные итоговые решения и вмешиваться в деятельность поднадзорных органов, в связи с отсутствием организационной подчиненности между субъектом и объектом надзора [2].

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела не может быть принято без проведения предварительной проверки по зарегистрированным сообщениям о преступлениях. Решение о возбуждении уголовного дела может быть принято на основе оценки предварительной поверки как вероятной и не требующей дополнительной проверки.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть законно обоснованным, составленным исключительно путем анализа сведений, содержащихся в сообщении о преступлении. Таким образом, постановление об отказе возбуждении уголовного дела, вынесенное следователями либо дознавателями без проведения предварительной проверки сообщения о преступлении не может быть обоснованным, справедливым и законным.

Так, 26 июля 2012 года в 09 часов 00 минут А., находясь на территории «Трансагенство» по улице Фруктовая, д. 260, нанес огнестрельные ранения из травматического оружия Г. в грудь, верхнюю часть треть плеча с внутренней стороны слева, в левое бедро не проникающее. В ходе дополнительной проверки был направлен запрос, с просьбой предоставления копии истории болезни Г., который до настоящего времени не получен. В связи с чем, установить степень тяжести полученных телесных повреждений Г. не представилось возможным, в связи с чем, не установлен вред, причиненный здоровью человека, что влияет на квалификацию совершенного деяния и для принятого законного и обоснованного решения необходимо дополнительное время. В связи с изложенным постановляет отказать в возбуждении уголовного дела в отношении А. и Г. в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

На примере, мы видим преждевременное решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании недостаточных, ограниченных данных, когда еще не установлены значительные обстоятельства, без которых нельзя считать доказанным отсутствие состава преступления либо иное основание, исключающее возбуждение уголовного дела. Приказ Генерального прокурора РФ № 140 от 10 сентября 2007 г. обязывает прокуроров в случаях выявления фактов неправомерного отказа в возбуждении уголовных дел возбуждать уголовные дела, а не назначать дополнительные проверки, которые не предусмотрены в уголовно-процессуальном законодательстве. Необходимо отметить, что осуществление дополнительных проверок не предполагается и в УПК РФ.

Принятие незаконного решения об отказе в возбуждении уголовного дела способами прокурорского надзора устраняются далеко не всегда. Прокурорский надзор нередко осуществляется бессистемно, «для галочки», отсутствует контроль за выполнением требований прокуроров, и, как отмечалось в приказе Генерального прокурора No 140, особое внимание необходимо обращать на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений. При этом необходимо проверить, не применялись ли к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах рассмотрения его сообщения; разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования [3].

Для улучшения результативности прокурорского надзора надлежит наделить прокурора в случаях отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела самостоятельным правом на возбуждение уголовного дела и представление указаний, которые должны быть исполнены в обязательном порядке.

Отсюда следует, что если прокурор, изучив копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и материалы предварительной проверки находит в деянии признаки преступления, ему следует возбудить уголовное дело и направить его по подследственности в орган предварительного следствия либо дознания. А в ситуациях недостаточной выполненной предварительной проверки сообщения о преступлении и не выявление обстоятельств совершенного деяния прокурор отменяет незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материалы на дополнительную проверку с указаниями, обязательными для исполнения.

Прокуроры в надзорном механизме, лишены возможности пресекать развивающуюся профессиональную некомпетентность и несоблюдение законности, халатность органов следствия и дознания. В сфере уголовного судопроизводства, где на основании закона допускается применение наиболее существенных ограничений прав и свобод граждан, прокурорский надзор должен быть реальным и действительным, а не показным инструментом утверждения законности. В связи с этим наделение прокурора рассмотренными ранее дополнительными полномочиями для соответствующего обеспечения законности отказа в возбуждении уголовного дела вызывается объективной потребностью, реально существующими потребностями личности и общества.

Литература:

  1. Сводные статистические сведения о результатах прокурорской деятельности в России за январь-декабрь 2017 г. //://genproc.gov.ru/stat/data/1305170/. URL: (дата обращения: 30.01.2018).
  2. Контрольно-надзорная деятельность за исполнением законов и ее эффективность в стадии возбуждения уголовного дела: автореф. дис. … канд. юрид. наук:12.00.09 — Уголовный процесс / Е. В. Богатова — Саратов, 2016. — 25 с.
  3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 10.09.2007 N 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72912/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный