Важнейшей социальной задачей государства является обеспечение прав граждан на получение доступной, своевременной и качественной медицинской помощи независимо от места жительства и социального положения. На развитие принципиально новых направлений организации оказания медицинской помощи населению, успешно используемых в практическом здравоохранении многих стран, существенное влияние оказал прогресс в информационных, телекоммуникационных и медицинских технологиях. Преимущества внедрения данных технологий в клиническую практику являются предметом дискуссий на протяжении последних десятилетий.
Известно, что высокая эффективность клинического использования информационных технологий (ИТ) заключается в снижении количества осложнений и неблагоприятных исходов, социально-экономической выгоде, улучшении качества жизни. Именно использование систем дистанционной фиксации и трансляции физиологических параметров, реальновременного наблюдения и контроля, телеконсультирования пациентов позволили перевести медицину на качественно новый уровень, сделав доступными круглосуточные врачебные online консультации, профилактические мероприятия, динамический мониторинг состояния пациентов, контроль и экстренную коррекцию ключевых параметров жизнедеятельности, организма человека. Для этого могут применяться следующие технологии: интернет (электронная почта, web-сайты), телефонная связь (стационарная, мобильная), видеоконференц-связь и другие.
Медицинские ИТ в настоящее время применяются для решения следующих задач в области здравоохранения:
1) Мониторинг и контроль физиологических параметров пациентов, таких как артериальное давление, частота сердечных сокращений, уровень глюкозы крови и др. Данный подход к удаленному телемониторингу часто реализуется, в том числе, в имплантируемых устройствах, электрокардиостимуляторах и имплантируемых кардиовертерах-дефибрилляторах, обеспечивающих передачу данных о функционировании имплантированной системы, а также обширной информации о состоянии пациента.
2) Поддержка мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний и их ранней диагностике.
3) Повышение доступности медицинской помощи группам населения, проживающим в географически удаленных регионах, сельской местности, пациентам с ограниченными возможностями, а также пациентам замкнутых или организованных коллективов. Так, например, в штатах Джорджия и Техасе (США) реализована телекоммуникационная связь между медицинскими учреждениями, тюрьмами штатов и хосписами.
4) Обеспечение пожилого населения качественным амбулаторным наблюдением. По мере того, как люди подходят к пенсионному возрасту, они вступают в период жизни, связанный с высоким риском экономически затратных и опасных для жизни хронических заболеваний. Важным компонентом контроля здоровья в этом случае может стать мониторинг физиологических параметров пациентов, имеющих отношение к профилактике и лечению данных заболеваний, а также организация телемедицинских консультаций и др. Актуальность проблемы дополнительно подтверждается статистическими данными, что к 2020 году пожилые граждане будут составлять до 25 % населения земного шара.
Недавнее рандомизированное контролируемое исследование, посвященное применению телемедицины при индивидуальном ведении больных, выявило улучшения в контроле уровня глюкозы крови при сахарном диабете у пожилых в регионах, признанных «получающими недостаточное медицинское обслуживание» в штате Нью Йорк (США).
5) Реабилитация пациентов, нуждающихся в психиатрической, психофизиологической и/или психологической помощи. В процессе удаленного аудиовизуального общения пациента и врача происходит как психологическая реабилитация, так и ускорение физической реабилитации. Пациент перестает себя чувствовать одиноким и беспомощным, его психофизиологическое состояние улучшается, появляется уверенность в себе [17]. Отдельным видом подобного типа помощи является аспект влияния на психологический статус родителей больных детей — применение систем телемониторинга в педиатрии привело к снижению уровня тревожности родителей.
6) Поддержка реабилитационных мероприятий у пациентов после операций.
7) Реабилитация и телемедицинские услуги женщинам до и после родового периода.
8) Телемедицинская поддержка медицины критических состояний.
9) Организация консультационной поддержки оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях со стороны высококвалифицированных специалистов крупных медицинских центров.
10) Военная телемедицина. Телемедицина оказывается крайне эффективной при организации медицинской помощи в районах проведения боевых действий.
Литература:
- Академик: словари и энциклопедии [Электронный ресурс] /http://academic.ru. Медецина (2013).
- Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику [Текст]: Учеб. пособие / А. Н. Баранов. — 2-е изд., испр. — М.: УРСС, 2003. — 360 с.
- Борщев В. Б. Заметки о научном портале ВИНИТИ [Текст] / В. В. Борщев, Всероссийский институт научной и технической информации РАН Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. — 2010. — № 3. — С. 8–22.
- Борщев В. Б. Интернет и информационная среда [Текст] / В. В. Борщев, Всероссийский институт научной и технической информации РАН Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. — 2008. — № 2. — С. 1–14.

