Использование информационных технологий для реализации педагогических целей | Статья в журнале «Техника. Технологии. Инженерия»

Автор:

Рубрика: Информатика и кибернетика

Опубликовано в Техника. Технологии. Инженерия №2 (4) апрель 2017 г.

Дата публикации: 30.03.2017

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Дошина А. Д. Использование информационных технологий для реализации педагогических целей // Техника. Технологии. Инженерия. — 2017. — №2. — С. 19-21. — URL https://moluch.ru/th/8/archive/57/2237/ (дата обращения: 28.05.2018).



Данная статья освещает основные педагогические технологии, связанные с информационными технологиями, которые позволяют реализовывать процесс обучения максимально эффективно и качественно. Статья рассказывает о различных приемах, которые позволяют заинтересовать обучающихся, наглядно показать различные процессы, организовать работу над проектами, научить работать в группах.

Ключевые слова: информационные технологии, педагогические технологии, информатика в педагогике, обучение в сотрудничестве, дифференциальное обучение, метод проектов, процесс обучения

В настоящее время широко реализуется процесс самообучения во многих сферах нашей жизни. Каждый человек может найти необходимую информацию, освоить ее и научиться чему-либо. Но так ли эффективно самообучение по сравнению с обучением у преподавателя? В связи с этим вопросом, в педагогике, помимо вопросов «чему учить?», «зачем учить?» и «как учить?», появился вопрос: «Как учить результативно?».

Таким образом, процесс обучения должен гарантировать некие результаты. Для обеспечения этого результата в педагогике появились некоторые технологии обучения, которые позволяют наиболее эффективно и качественно производить процесс обучения. В век информационных технологий процесс обучения неизбежно будет связан с компьютерной техникой. Использование компьютерных технологий в педагогической деятельности позволяет снизить человеческий фактор в обучении, позволяет более наглядно показывать различные процессы, заинтересовывает обучающихся. Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Технология обучения всотрудничестве — одна из таких технологий обучения, которая может быть реализована в группе с использованием компьютера и других электронных устройств. Для работы в парах или группах отлично себя показывают обучающие программы, виртуальные лабораторные работы, разработка групповых проектов. Участники обучения могут либо контролировать друг друга, находя чужие ошибки, взглянув на работу другого, так называемым, «свежим взглядом». Так же, обучающиеся привыкают к командной работе, что является очень важным навыком в дальнейшей профессиональной деятельности.

Для обучения в группах характерно «подтягивание» более слабых обучающихся, что является стимулом к непрерывному увеличению знаний каждого учащегося. Каждый обучающийся всегда может найти тот вопрос, в котором он может поучиться у другого обучающегося. Взаимообучение здесь происходит не только в направлении конкретного задания, а также в вопросах распределения задач между исполнителями, эффективного использования ресурсов, межличностных коммуникаций.

Несомненным плюсом является то, что работа может производиться дистанционно с использованием сети Интернет и облачных хранилищ данных. Это дает возможность обучения тех людей, которые по тем или иным причинам не могут принять непосредственного участия в работе группы.

Дифференцированный подход кобучению так же может быть реализован с использованием информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формирует тему проекта, исходя из интересов обучающегося, учитывая его пожелания в вопросе выбора формы представления материала, способа и последовательности его изложения. Часто ученики, работающие над проектами, которые учитывают их интересы, показывают высокие результаты, находят и осваивают интересную и нужную информацию. Работа с компьютером здесь обеспечивает удобный поиск нужной информации, ее систематизацию, позволяет расширить свой кругозор и повысить самооценку.

Компьютерное тестирование позволяет дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. После прохождения теста, каждый ученик может выполнить «работу над ошибками» в индивидуальном порядке. Ребенок не связан напрямую с учителем, он может выполнять тестирование в любом, удобном для него темпе и порядке. Так же, для увлечения ребенка, в тесты добавляются элементы игры. Например, при неправильном ответе звучит смешной звук или появляется картинка, при хорошем результате при прохождении теста появляются поощрительные мультимедийные элементы: звуки, картинки, видео и т. д. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций. Компьютерное тестирование облегчает процесс оценки знаний учащегося и исключает предвзятое отношение учителя к ученику.

Компьютерное моделирования позволяет ученикам выполнять задания в удобном для них ритме и представлении, что способствует выработке индивидуальных методик.

Обучающие программы для детей часто реализованы в виде игры, что позволяет сильнее заинтересовать и увлечь ребенка. Обучение в виде игры позволяет построить несколько вариантов обучения, заинтересовать любого ученика. Дети с большим интересом воспринимают виртуальных учителей, которые в игровой и ненавязчивой форме могут объяснить довольно сложные понятия.

Компьютерное моделирование позволяет наглядно показать многие процессы, которые невозможно увидеть в реальной жизни. Такие понятия очень сложно понять, не прибегая к наглядному пособию. Например, можно сконструировать атом, увидеть, как возникает невесомость, как из семени развивается растение. К тому же, любой эксперимент можно повторить множество раз. Если что-то не получилось, можно начать заново. Можно собирать электрические цепочки, конструировать водопровод, не подвергая себя и окружающих опасности.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях.

Использование мультимедийных возможностей позволяет реализовать всевозможные идеи. С использованием мощных мультимедийных программ возможно создание уникальных проектов.

Большую роль здесь играет компьютерное моделирование. Появляется возможность создать математическую модель процесса, которая предоставляет возможность проникнуть в самую суть какого-либо явления. Данную модель затем необходимо воплотить в зрительный образ.

Работа над проектом побуждает учащихся к освоению новых программных продуктов, к использованию новейшей информации. Так же здесь решаются вопросы личностного ориентирования и мотивации в процессе обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Таким образом, информационные технологии способствуют формированию единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества. Информационные технологии оказывают социализирующее воздействие на личность, способствуют развитию саморегуляции, стимулируют целепорождающую деятельность учащихся, что способствует повышению эффективности учебной работы вообще.

Литература:

  1. «Психолого-педагогическая практика в системе образования», Ермолаева М. В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И., 1998.
  2. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е., Академия, 2002.
  3. «Педагогические взаимодействия и технологии», Коротаева Е., 256с, Academia, 2007.
  4. «Психология и педагогика», Альберт Кравченко, Проспект, 2009.
  5. «Структура ИКТ-компетентности учителей», Рекомендации ЮНЕСКО, Хайне Пауль, 2011.
  6. «Медийная и информационная грамотность, программа обучения педагогов», Уилсон К., Гриззл А., Туазон Р., 2012.
  7. «Современная школа», Феррер-и-Гуардия Ф., 2012.
  8. «Информационные технологии в педагогическом образовании», Киселев Г. М., 2012.
  9. «Инновационные педагогические технологии», Матяш Н., 160с, Academia, 2012.
  10. «Инновационные информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров», Сухомлин В., Шайденко Н., Синергия.
  11. «Информационные технологии в педагогическом образовании», Киселев Г. М., Бочкова Р. В., Дашков и К, 2013.
  12. «Современные педагогические технологии. Основная школа», Иваньшина Е., Ивашедкина О., Казачкова Т., Муштавинская И., Даутова О., Крылова О., 176с, КАРО, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, педагогические технологии, информационные технологии, основные педагогические технологии, процесс обучения должен, технологий процесс обучения, Компьютерное тестирование, «Современные педагогические технологии, «Информационные технологии, технологии обучения, современные педагогические технологии, информационными технологиями, различные процессы, педагогическом образовании», Киселев Г, Технология обучения всотрудничестве, «Инновационные педагогические технологии», системе образования», информационных технологий, программа обучения педагогов».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос