Нечеткая логика как инструмент управления безопасностью дорожного движения
Авторы: Марчук Евгений Александрович, Кочетов Михаил Сергеевич, Ишанкулов Владимир Тимурович, Трофимова Ольга Игоревна
Рубрика: Транспорт
Опубликовано в Техника. Технологии. Инженерия №2 (12) апрель 2019 г.
Дата публикации: 19.03.2019
Статья просмотрена: 896 раз
Библиографическое описание:
Марчук, Е. А. Нечеткая логика как инструмент управления безопасностью дорожного движения / Е. А. Марчук, М. С. Кочетов, В. Т. Ишанкулов, О. И. Трофимова. — Текст : непосредственный // Техника. Технологии. Инженерия. — 2019. — № 2 (12). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/8/archive/120/4043/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается проблема повышения безопасности дорожного движения на примере нечеткого управления транспортными потоками. Производится анализ существующих разработок и обозначаются перспективы развития нечеткого моделирования в задачах автомобильного транспорта.
Ключевые слова: автомобиль, транспорт, модель, безопасность, нечеткая логика.
В современных городских условиях безопасность дорожного движения является одной из важнейших проблем. Увеличение количества транспортных средств при существующем уровне развития методов управления транспортными потоками в дальнейшем способно привести к ухудшению условий движения. Решение данной проблемы потребует разработки и внедрения современных методов управления транспортными потоками, обеспечивающих необходимый уровень эффективности функционирования городских автомобильных дорог [3]. Например, управление светофорным объектом является сложной задачей, которая должна учитывать множество параметров дорожно-транспортной среды (интенсивность движения транспортных средств, интенсивность движения пешеходов, скорость, насыщенность, задержки, плотность, ускорение, замедление автомобиля при подходе к перекрестку и т. д.). Сложность подобной задачи заключается не только в количественном многообразии параметров, но и в их неоднородности. Результатом усреднения входных данных будет являться весьма низкое качество выходных данных, а значит и невысокий уровень адекватности математической модели по отношению к реальной системе. В подобных случаях видится целесообразным использование методов, ориентированных на построение моделей, учитывающих «размытость» исходных данных. Такую возможность дают методы нечеткого моделирования, основой которых служит нечеткая логика.
- Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения
Очевидно, что без оптимизации, модернизации и расширения улично-дорожной сети становится невозможной организация безопасного дорожного движения. Решение данной проблемы предполагает использование современных и инновационных комплексных методов управления потоками транспорта, обеспечивающих высокий уровень эффективности функционирования городских автомобильных магистралей. Дорожно-транспортные происшествия и заторы перед перекрестками являются основными причинами простоя автомобильного транспорта, что влечет за собой снижение эффективности движения по транспортным магистралям. При этом частота возникновения ДТП существенно ниже по сравнению с частотой переключения сигналов светофоров. Таким образом, оптимальным направлением поиска решения видится разработка и совершенствование систем управления транспортными потоками, обеспечивающих наилучшее распределение потоков транспорта. В настоящее время для управления транспортными потоками используются автоматические светофоры с фиксированными интервалами сигналов, работающие в нескольких режимах, однако этот метод при своей простоте не обеспечивает требуемого качества управления в условиях широкого диапазона изменения интенсивности движения транспорта. Для реализации эффективного управления транспортным потоком и повышения безопасности дорожного движения предлагается введение управляющей системы на основе нечеткой логики [1].
- Основные свойства систем управления сиспользованием нечеткой логики
Предпосылкой разработки теории нечетких множеств является принцип несовместимости, согласно которому сложность системы и точность, с которой ее можно описать традиционными математическими методами, по своей сути противоречат друг другу. Практические успехи нечеткого моделирования получили теоретическое обоснование после того, как в 1992 г. американский математик Барт Коско доказал теорему о нечеткой аппроксимации [5]. Согласно данной теореме, любая математическая система может быть аппроксимирована системой на нечеткой логике. Как следствие, с использованием естественно-языковых высказываний «если-то» с последующей их формализацией средствами теории нечетких множеств можно сколь угодно точно отобразить произвольную связь «входы-выход» [4]. Методы нечеткой логики позволяют строить логико-лингвистические модели, отражающие общую смысловую постановку задачи, используя качественные представления, соответствующие «человеческим» способам рассуждений и принятия решений. Нечеткое управление (Fuzzy Control, Fuzzy-управление) в настоящее время является одной из перспективнейших интеллектуальных технологий, позволяющих создавать высококачественные системы управления.
Условиями, предполагающими использование нечетких систем управления, с одной стороны, является неопределенность, связанная со сложностью системы, неполнотой информации и, как следствие, нерациональность описания ее традиционными методами, и, с другой стороны, наличие сведений качественного характера о самом объекте и о необходимых управляющих воздействиях. Основным признаком классификации нечетких систем управления является место нахождения блоков нечеткого логического вывода в системах управления: либо нечеткая система сама формирует управляющие сигналы, либо сигналы с нечеткой системы управляют параметрами традиционной системы управления.
- Применение нечеткой логики вмоделировании иуправлении транспортными потоками как средство повышения безопасности дорожного движения
В настоящее время существует уже немалое количество реализаций управления транспортными потоками с использованием принципов нечеткой логики. Считаются классическими задачами, включенными во многие учебники по программированию, задачи на разработку нечеткого контроллера управления светофором. Имеются данные и об использовании нечетких контроллеров в регулировании дорожного движения в реальных дорожных условиях [6]. По некоторым косвенным признакам, излагаемым Х. Иносэ и Т. Хамада в «Управлении дорожным движением», можно предположить, что описываемые системы, в том числе автоматические системы координированного управления дорожным движением, могли быть созданы с использованием принципов нечеткой логики [2]. В пользу этого предположения также можно привести упоминаемый во многих источниках пример использования системы нечеткого управления движением поездов в метро г. Сендай (Япония), по времени относящийся к 80-м годам XX в.
Процесс управления потоком транспортных средств на основе нечеткой логики разделен на шаги, соответствующие одному циклу работы светофора.
Один шаг моделирования включает в себя следующие этапы:
1) определение четких значений входных переменных;
2) фаззификация значений входных переменных;
3) выработка решения;
4) дефаззификация значений выходных переменных;
5) реализация управляющих воздействий — изменение длительности сигналов светофора;
6) обновление данных.
Каждый этап предназначен для решения соответствующей задачи:
- Определение значений входных переменных — определение количества машин на различных направлениях движения, а также длительности сигнала светофора, сбор информации о состоянии системы управления. Кроме того, на данном этапе можно ввести в систему управления информацию о различных возмущающих факторах, например, о проводимых дорожных работах, о произошедших ДТП и других событиях, влияющих на дорожное движение.
- Фаззификация значений входных переменных — переход от четких значений к лингвистическим переменным. Для выбранной формы функций принадлежности операция фаззификации сводится к нескольким операциям умножения и деления.
- Выработка решения — на основе лингвистических переменных и их функций принадлежности.
- Дефаззификация значений выходных переменных — переход от лингвистических переменных к четким значениям. В данной работе применяется подход, основанный на использовании метода центра тяжести. Данный метод был выбран ввиду его хорошей точности результатов. Так как в данном случае используются только треугольные и трапециевидные функции принадлежности, то вычислительные затраты, связанные и использованием данного метода дефаззификации, являются незначительными и не оказывающими заметного влияния на быстродействие системы. При использовании других функций принадлежности может возникнуть необходимость использования других методов дефаззификации.
- Обновление данных — изменение числа машин перед перекрестком в соответствии с длительностью сигналов светофора; определение числа машин, подошедших к перекрестку.
Предложенный подход позволяет реализовать систему управления потоком транспорта, направленную на снижение времени простоя на перекрестках, повышения скорости передвижения, уменьшения очередей транспортных средств, уменьшения количества пробок, а также в целом повышение безопасности дорожного движения.
- Дальнейшие перспективы развития систем контроля дорожного движения сиспользованием нечеткого моделирования
В заключение приведенного краткого обзора применения нечеткой логики в задачах управления перечислим основные методы формирования блоков нечеткого логического вывода для систем управления:
– экспертное определение;
– автоматическая генерация путем слежения за действиями человека-оператора;
– использование закономерностей между характеристиками нечеткой системы и реализуемым ей оператором;
– лингвистический синтез по лингвистической модели объекта управления;
– синтез на основании нечеткой модели объекта управления, используя принцип обратной динамики;
– аппроксимация нечеткой системой оптимальных законов управления, полученных традиционными методами;
– используя аналитические методы исследования нелинейных систем управления;
– адаптивный подход на основе нечетких нейросетей.
За последние два десятилетия существенно преобразились методы проектирования и настройки нечетких систем. С развитием прикладных приложений как нечетких множеств (нечеткой логики), так и искусственных нейросетей (ИНС) стало возможным их более широкое практическое применение. Результатом научных разработок и практической потребности стали нечеткие нейронные сети — гибридный аппарат, сочетающий в себе принципы и нечеткой логики, и искусственных нейросетей.
В настоящее время нечеткие нейросети хорошо разработаны и изучены, предложено большое количество алгоритмов обучения от аналога метода обратного распространения ошибки, известного из теории обычных нейросетей, до генетических алгоритмов. Перспективным направлением разработки видится развитие теории и практического применения алгоритмов самоорганизации нечетких систем, позволяющих адаптировать не только параметры функций принадлежности, но и число продукционных правил. Алгоритмы самоорганизации систем нечеткого логического вывода находятся на стадии интенсивной разработки [7].
Таким образом, следующим шагом в развитии систем управления безопасностью дорожного движения видится дальнейшее внедрение аппарата нечетких систем с возможностью самообучения с целью улучшения адаптации модели к реальным условиям характера дорожного движения.
Заключение
В настоящей работе был произведен обзор одного из возможных методов повышения безопасности дорожного движения, основанный на программно-целевом подходе к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Для реализации эффективного управления транспортным потоком и повышения безопасности дорожного движения было рассмотрено предложение о введении управляющей системы транспортных потоков на основе нечеткой логики. В контексте работы была рассмотрена система, разработанная нашими соотечественниками, коллективом авторов: «Системы управления потоком транспортных средств на основе аппарата нечеткой логики» (Брегеда С. Ю., д.т.н. Бурковский В. Л., д.т.н. Чопоров О. Н.). Данное направление развития процесса управления видится перспективным и обоснованным.
Литература:
- Брегеда С. Ю., д.т.н. Бурковский В. Л., д.т.н. Чопоров О. Н. Системы управления потоком транспортных средств на основе аппарата нечеткой логики // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. Воронеж, 2009, № 5, стр. 17–21
- Иносэ Х., Хамада Т. Управление дорожным движением/под ред. М. Я. Блинкина: Пер. с англ., М.: Транспорт, 1983
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения».
- Штовба С. Д. Проектирование нечетких систем средствами MATLAB / С. Д. Штовба. — М.: Горячая линия — Телеком. — 2007. — 288 с., ил.
- Kosko Bart. Fuzzy Systems as Universal Approximators / Bart Kosko // IEEE Trans. on Computers. — 1994. — Vol.43. — № 11.- p. 1153–1162
- Tien-I Liu, Pramod Krisnani et al. Automatic Traffic Light Control System. California State University, Sacramento, USA, 2008
- Усков А. А. Принципы построения систем с нечеткой логикой // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2004, № 6, с. 7–13
Похожие статьи
Проблема правового регулирования технологий искусственного интеллекта в области дорожного движения
Выполненная работа посвящена проблематике законодательного регулирования беспилотного транспорта в области дорожного движения. В статье рассмотрены основные концепции и предлагаются возможные пути решения проблемы.
Концепция BIM-технологии при проектировании автомобильных дорог
В статье авторами проводится анализ технологии информационного моделирования и оценка эффективности использования.
Компьютерное моделирование в реальном времени движения автомобильного колеса в тормозном режиме с применением элементов нечеткой логики
В статье рассматриваются проблемы адекватности моделей динамических процессов в реальном времени на примере моделирования антиблокировочной системы тормозов автомобиля. Производится реализация нечеткого моделирования в задачах автомобильного транспор...
Анализ современных подходов в архитектуре предприятий
В статье рассматриваются современные подходы в архитектуре предприятий, их особенности, достоинства и недостатки. Изучены фреймворк Захмана, подход TOGAF и методология компании “Gartner”.
Применение процессного подхода в менеджменте логистики
В данной статье рассматривается процессный подход, его структура и применение в менеджменте логистики. Перечисляются объекты идентификации, определяется главная цель процессного подхода.
Архитектура информационной системы предприятий
В статье определена суть понятия информационной системы, которая используется предприятием в условиях современного рыка. На основании теоретического материала и практических наработок современных исследователей в данной сфере автором проанализирована...
Несоответствие возможностей BIM-проектирования и отдельных требований законодательства в части определения площадей помещений
В статье рассмотрены проблемы, возникающие в ходе BIM-проектировании зданий при определении площадей помещений для формирования паспортов квартир, предложены пути решения.
Проблемы планирования на предприятии
В статье рассмотрено текущее состояние планирования на предприятии. Дано классическое структурное определение планирования. Рассмотрена система планирования на предприятии в российских организациях. Выявлены существующие проблемы планирования на пред...
Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций
В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...
Оптимизация бизнес-процессов предприятия с помощью искусственного интеллекта
В статье рассматриваются вопросы использования искусственного интеллекта для целей организации в части оптимизации бизнес-процессов. Также уделено внимание подходам к определению понятия и сущности искусственного интеллекта, представлены примеры внед...
Похожие статьи
Проблема правового регулирования технологий искусственного интеллекта в области дорожного движения
Выполненная работа посвящена проблематике законодательного регулирования беспилотного транспорта в области дорожного движения. В статье рассмотрены основные концепции и предлагаются возможные пути решения проблемы.
Концепция BIM-технологии при проектировании автомобильных дорог
В статье авторами проводится анализ технологии информационного моделирования и оценка эффективности использования.
Компьютерное моделирование в реальном времени движения автомобильного колеса в тормозном режиме с применением элементов нечеткой логики
В статье рассматриваются проблемы адекватности моделей динамических процессов в реальном времени на примере моделирования антиблокировочной системы тормозов автомобиля. Производится реализация нечеткого моделирования в задачах автомобильного транспор...
Анализ современных подходов в архитектуре предприятий
В статье рассматриваются современные подходы в архитектуре предприятий, их особенности, достоинства и недостатки. Изучены фреймворк Захмана, подход TOGAF и методология компании “Gartner”.
Применение процессного подхода в менеджменте логистики
В данной статье рассматривается процессный подход, его структура и применение в менеджменте логистики. Перечисляются объекты идентификации, определяется главная цель процессного подхода.
Архитектура информационной системы предприятий
В статье определена суть понятия информационной системы, которая используется предприятием в условиях современного рыка. На основании теоретического материала и практических наработок современных исследователей в данной сфере автором проанализирована...
Несоответствие возможностей BIM-проектирования и отдельных требований законодательства в части определения площадей помещений
В статье рассмотрены проблемы, возникающие в ходе BIM-проектировании зданий при определении площадей помещений для формирования паспортов квартир, предложены пути решения.
Проблемы планирования на предприятии
В статье рассмотрено текущее состояние планирования на предприятии. Дано классическое структурное определение планирования. Рассмотрена система планирования на предприятии в российских организациях. Выявлены существующие проблемы планирования на пред...
Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций
В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...
Оптимизация бизнес-процессов предприятия с помощью искусственного интеллекта
В статье рассматриваются вопросы использования искусственного интеллекта для целей организации в части оптимизации бизнес-процессов. Также уделено внимание подходам к определению понятия и сущности искусственного интеллекта, представлены примеры внед...