История, современность и перспективы развития рынка пищевых стабилизаторов в России | Статья в журнале «Биоэкономика и экобиополитика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Тренды биотехнологий

Опубликовано в Биоэкономика и экобиополитика №1 (2) сентябрь 2016 г.

Дата публикации: 07.09.2016

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Сапатовски, С. О. История, современность и перспективы развития рынка пищевых стабилизаторов в России / С. О. Сапатовски. — Текст : непосредственный // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — № 1 (2). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/th/7/archive/26/1181/ (дата обращения: 17.12.2024).



История, современность иперспективы развития рынка пищевых стабилизаторов вРоссии

Сапатовски С. О.

Московский государственный университет пищевых производств (Россия)

Ключевые слова: пищевые стабилизаторы, маркетинг, БАД.

History, Present, and the market prospects of food stabilizers in Russia

Sapatovsky S. O.

Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia

Keywords: food stabilizers, marketing, BAA.

Вопросам развития технологий и рынка пищевых добавок и стабилизаторов в настоящее время уделяется в научной печати достаточное место [1–4], чего нельзя сказать о целостной ретроспективе данных вопросов, чему во многом и посвящена данная статья.

Еще с далеких времен, Римской и Византийской империй можно отследить первые попытки разработки и использования различных пищевых добавок. Применялись они, как правило, для того чтобы улучшить вкусовые качества продукта, а также обеспечить его сохранность на более продолжительное время. Например, в Древнем Риме, для сохранности вина, придумали добавлять в него сернистую кислоту. А в Азии, в те далекие времена, изобрели специи, которые широко используются нами по сей день.

Существуют еще более древние следы использования пищевых добавок. Например, история такого красителя, как кармин (ныне добавка E120) тянется еще со времен библейских легенд. Его получали из насекомых и применяли для окраски некоторых продуктов, а также тканей. Несмотря на это, ученые всерьез подошли к изучению вопроса о его безвредности для человека, лишь в середине ХХ века, а до этого времени, кармин добывался, продавался и использовался «вслепую». Однако ученым всё же удалось доказать его относительную безвредность для нашего здоровья.

Значительным этапом в развитии данной технологии возникли в связи с нуждами торговой сферы. В процессе реализации программы «Великого Шёлкового Пути», можно выделить 2 главных пути, по которым товары с Востока переплавлялись на Запад, и наоборот — с Запада попадали на Восток: Южный — от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию, и Северный — от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.

В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с Востока на Запад. Покупательская способность европейцев в те века была нестабильной. Лишь в период зрелого феодализма, начиная с XI века, восточные товары стали потреблять на территории всей Западной Европы, вплоть до Испании. Таким образом, можно считать, что пищевые добавки, именуемые сегодня — стабилизаторами, эмульгаторами, красителями, иногда — гидроколлоидами, путем товарообмена, планомерно распределялись по всей территории Евразии.

При этом полноценного осознанного внимания, пищевые добавки удостоились лишь в конце XIX — начале XX века. Всему «виной» те же самые торговцы, которые регулярно начали сталкиваться с проблемой порчи продукции в пути, и, в итоге было принято решение провести эксперименты с мясом и молоком, добавляя в них различные порошки. Результат был получен, успех — зафиксирован, а мировое сообщество стало обладателем около 500 новых разнообразных пищевых добавок. Если учитывать, что они могут быть представлены в различных комбинациях, то эта цифра значительно увеличится.

В ХХ веке наука прогрессировала, появлялись новые ответвления знаний в той или иной сфере, менялись взгляды на вещи, и на этом фоне, появилась новая наука — пищевая химия. Соответственно, в ходе проведения исследований, добавки преимущественно становились искусственными. Дело в том, что производство синтезированной в лаборатории добавки, значительно дешевле, чем добыча натуральной. Если взять для примера один из самых часто используемых стабилизаторов — камедь рожкового дерева (Е410), то для того, чтобы добыть этот вид камеди, нужно поехать на Средиземноморское побережье, найти там специальный вид средиземноморской акации, дождаться созревания её бобов. Собрать их, высушить, очистить от стручков, перемолоть, и уже потом, после грамотного выполнения всех этих нехитрых действий, получить немного заветной камеди естественным путем. Если рассматривать вопрос под таким углом, становится очевидно, что синтезировать камедь (или пектин, или альгинат натрия, или агар-агар, см. практически любой стабилизатор) значительно дешевле — в лаборатории.

Безусловно, есть люди, которые специализируются на добыче стабилизаторов из природных веществ, и компании-производители мяса, молока, сладостей и т.д., вполне могут их перекупать, но помимо расходов на добычу, нужно учитывать транспортировку, логистику, и все вытекающие расходы. Поэтому это всё равно — дорого.

Однако, существуют компании, в том числе и в России, которые занимаются добычей и продажей исключительно натуральных стабсистем. Соответственно, их продукт, приобретается для производства уже для более дорогих товаров.

В начале прошлого века, различные «улучшители» вкуса и качества продуктов были поставлены на поток. Произошло это примерно в 30-е годы, когда добавки начали активно изучать, производить и использовать в пищевой промышленности, в том числе и в СССР, возлагая на них особые ожидания. В частности, добавки были призваны не только хранить продукты при транспортировке и улучшать их вкус, но и стать основой для создания продуктов, которые почти не будут портиться.

Переломным моментом в истории развития пищевых добавок стал 1953 год, когда Европейский Союз разработал нынешнюю систему маркировки добавок, постановив, что они должны быть обязательно указаны на упаковке любого продукта, а их название должно начинаться с буквы Е, что означает всего лишь «Европа». Что же касается цифр, которые есть в названии каждой добавки, то они показывают, к какой группе относится данный вид и обозначают ту или иную добавку. Такая маркировка была придумана для того чтобы не загромождать упаковку надписями, вроде «этилендиаминтетраацетат кальция-натрия». Гораздо меньше места занимает надпись «E385», которая и обозначает данную добавку. При этом если добавка имеет такую кодировку, это означает, что она прошла контроль безопасности и соответствует всем критериям безопасных для здоровья продуктов.

В Советском Союзе эту систему маркировки узаконили к 1978 году. Примерно тогда же было выделено 45 классов пищевых добавок, среди которых 23 считаются основными. В украинской промышленности активное использование добавок началось лишь в 90-е годы прошлого века. Сегодня в странах бывшего Советского Союза вслед за другими государствами начали появляться различные нормативные акты, регулирующие использование пищевых добавок. Хотя, безусловно, в Европе это регулирование организовано куда лучше и эффективнее.

Больше всех, в синтезе и добыче новых пищевых добавок, на сегодня преуспели компании Европейского Союза, в первую очередь компании из Германии. При этом стоит отметить, что введение Европейских санкций относительно РФ, в августе 2014г., вкупе с невозможностью закупать их в данных странах, не могло не стать катализатором перехода наших заводов-производителей на отечественные пищевые добавки. Тем самым, с одной стороны, перебив продажи дистрибьютерам немецкой продукции в России, поскольку стали появляться новые отечественные компании, выпускающие аналоги европейского сырья, по цене — более приятной глазу нашего производителя. Не исключено, что некоторые компании занимаются синтетическим производством, соответственно они, держат сегмент более дешевой продукции, тем не менее, есть и другие компании, которые ищут альтернативные способы добычи сырья. Например, по данным интернет-ресурсов на 15 сентября 2015г., как сообщил глава Долгоруковского района Константин Моргачев: «В Липецкой области ООО «Долгоруковское молоко» в 2016 году наметило строительство инновационного завода, который будет производить до 50 тонн пищевых волокон в сутки». По его словам, «Компания «Долгоруковское молоко» перепрофилировала молзавод под производство пищевых волокон — пектинового вещества. После долгих лабораторных испытаний на предприятии уже изготовили 1 тонну пробной партии высококачественного пектина, сырьем для которого послужил сухой свекольный жом с сахарного завода Ельца. На сегодняшний день мощностей предприятия хватит для производства 5 тонн пектина в сутки» [5]. Такая активность ещё раз подтверждает поддержку заводами государственного курса на импортозамещение, дает надежду на развитие отечественной промышленности в перспективе ближайших 2–3 лет и стимулирует уход с рынка западных игроков, в виду нарастающей неконкурентноспособности их сырья.

В ближайшем будущем прогнозируется значительный рост количества пищевых добавок. Новые, более эффективные добавки вытесняют старые. Ведется постоянный поиск безопасных добавок, которые смогли бы полностью заменить добавки, наносящие вред человеческому организму. Ниша пищевых стабилизаторов — крайне перспективна для ведения бизнеса и на данном этапе пока сравнительно не сильно занята.

Если говорить о Российском рынке, то здесь мы можем наблюдать всего 10 крупных отечественных игроков, 2 немецких представительства, которые занимаются дистрибьюцией непосредственно своих стабсистем, 1 китайское представительство, 1 украинское и одно от Республики Белорусь. Итого — 16 компаний, среди которых:

— к отечественным относятся: «Биоамин» (Москва), «ООО Нева-Спайс» (Санкт-Петербург), «ООО Белстар ТК» (Санкт-Петербург), «ЗАО Пищевые Стабилизаторы» (Москва), «ЗАО Бавария Гюрвиц» (Московская область), «Ревада» (Москва), «Сангард» (Москва), «ООО Союзснаб» (Московская область), «ООО Спайсфуд» (Москва) и «Сайдтек» (Москва);

— зарубежные представители представлены следующим образом: Германия — «Hydrosol&Co Kg», и «Tate&Lyle»; Китай — «New Step Industry Co. Limited»; Украина — «Кимак ЧП»; Республика Беларусь — «Ламинар-Техно».

Так же на отечественном рынке зарегистрированы дистрибьютеры — перекупщики, которые занимаются исключительно продажей, но не производством. К ним относятся: «ИМТ-групп», «BMC Food» и др.

Анализируя спрос на рынке пищевых стабсистем, можно сделать вывод, что он достаточно стабилен, более этого, только на конец 2015 Google Analytics, был зафиксирован прирост спроса на 25–30 %, что дает основание полагать что индустрия крепко стоит на ногах и будет продолжать развиваться соразмерно потребностям населения и переходе на биопродукты. Более того, в настоящее время, набирают популярность, так называемые, комплексные добавки (например, различные варианты добавки «Капол»), которые предназначаются для использования в определенных пищевых продуктах. Эти добавки состоят из ряда других Е-добавок, смешанных между собой в определенных пропорциях, что позволяет сделать продукт более экономичным, сохранив при этом его качественные показатели.

В связи с увеличением количества добавок был расширен диапазон маркировки. Сейчас Европейским союзом ежегодно утверждаются и добавляются в список разрешенных для использования в пищевой промышленности несколько добавок. Такие добавки после индекса E содержат код больше 1000, — например, E1422.

За многолетнюю историю пищевые добавки показали свою полезность и эффективность в улучшении качества продуктов, увеличении срока их хранения, повышении вкусовых и других характеристик. Конечно есть ряд добавок, которые не совсем положительно влияют на организм, но тем не менее нельзя игнорировать и их пользу. Например, широко применяемая в мясо-колбасной промышленности добавка E250 (нитрит натрия), препятствует развитию опаснейшего заболевания — ботулизма.

Ученые всего мира постоянно ищут новые виды добавок, более безопасных для здоровья человека. На исследования влияния добавок на человеческий организм во всем мире ежегодно тратятся многие миллионы долларов.

Пользу или вред стабилизаторов каждый человек волен определять для себя самостоятельно, тем не менее, индустрия растет и развивается, каждый день производя на свет новые гидроколлоидные соединения.

Литература:

  1. Ризаев Р. М., Скляренко С. А., Стригина М. О. Анализ рынка биологически активных добавок// Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 516–517.
  2. Иванова Л. А., Иванова И. В., Лабутина Н. В. Применение биологически активных добавок, полученных из дрожжевой биомассы, в хлебопекарной промышленности// Хранение и переработка сельхозсырья. 2003. № 2. С. 38–40.
  3. Тусинов А. Г., Скляренко С. А. Здоровьесберегающее питание в спорте// Сборник научных трудов Sworld. 2013. T.4. № 1. С.18–21.
  4. Денискин, В. В. Экономические аспекты использования пищевых добавок в производстве продуктов питания// Казанская наука. 2012. № 11. С.84–86.
  5. В Липецкой области построят инновационный завод по производству пищевых волокон// URL:http://www.lipetsknews.ru/articles/biznes/v-lipeckoy-oblasti-postroyat-innovacionnyy-zavod-po-proizvodstvu-pishchevyh-volokon#sthash.apx9Hw7d.dpuf

References:

  1. Rizaev R. M., Sklyarenko S. A., Strigina M. O. Analysis of the market of dietary supplements // Young scientist. 2014. number 3 (62). pp. 516–517.
  2. Ivanova L. A., Ivanova I. V., Labutina N. V. The use of dietary supplements derived from yeast biomass, in the baking industry // Storage and processing of agricultural raw materials. 2003. № 2. pp. 38–40.
  3. Tusinov A. G., Sklyarenko S. A. Health-nutrition in sport // Collection of scientific works Sworld. 2013. T.4. Number 1. pp.18–21.
  4. Deniskin V. V. Economic aspects of the use of food additives in food production // Kazan science. 2012. № 11. S.84–86.
  5. In the Lipetsk region to build an innovative plant for the production of fiber // URL:http://www.lipetsknews.ru/articles/biznes/v-lipeckoy-oblasti-postroyat-innovacionnyy-zavod-po-proizvodstvu-pishchevyh-volokon#sthash.apx9Hw7d.dpuf
Основные термины (генерируются автоматически): добавок, Москва, Восток, Запад, Европейский союз, Россия, Стабилизатор, Московская область, пищевая промышленность, прошлый век.

Ключевые слова

маркетинг, пищевые стабилизаторы, БАД

Похожие статьи

Российский рынок моторных масел: тенденции и особенности коммуникаций

В статье рассматриваются результаты проведенного автором исследования отечественного рынка моторных масел, его основных тенденций и характеристик, рассматривается маркетинговая и коммуникационная деятельность лидеров рынка.

Разработка рецептур и технологий детских плодоовощных консервов

Дана характеристика рынка детского питания. Показана возможность расширения ассортимента продуктов прикорма с использованием плодоовощного сырья. Отражены показатели разработанной продукции.

Современные методы продвижения отечественных продуктов пчеловодства

В статье изучены возможности и перспективы прямых продаж в продвижении высокотехнологичной отечественной апифитопродукции. Изложены преимущества применения прямых продаж, подчеркивается значение пчелопродуктов в питании.

Современный рынок кондитерских изделий: пути улучшения качества

Данная статья представляет собой аналитический литературный обзор в области производства вафель с начинками, с внесением специализированных пищевых добавок, пути решения проблем калорийности.

Рынок алкогольной продукции России: современное состояние и перспективы

Маркетинговое исследование зерновых каш для детского питания в России

Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, включая зерновые каши, динамику деятельности производителей на рынке Российской Федерации. Согласно исследованиям подмечены факторы, влияющие на выбор продукции, описаны основные мар...

Особенности продвижения фармацевтических брендов в интернет-среде

Маркетинговое исследование рынка ликёро-водочной продукции Москвы и Московской области

Принципы маркетингового продвижения медицинских препаратов на фармацевтическом рынке

В данной статье рассмотрены различные техники продвижения лекарственных средств и приведен их подробный анализ.

Анализ рынка производителей пюреобразных консервов для детского питания

Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, основу которого составляют консервы на плодовоовощной основе, динамику деятельности производителей на рынке Российской Федерации. Согласно исследованиям подмечены факторы, влияющие н...

Похожие статьи

Российский рынок моторных масел: тенденции и особенности коммуникаций

В статье рассматриваются результаты проведенного автором исследования отечественного рынка моторных масел, его основных тенденций и характеристик, рассматривается маркетинговая и коммуникационная деятельность лидеров рынка.

Разработка рецептур и технологий детских плодоовощных консервов

Дана характеристика рынка детского питания. Показана возможность расширения ассортимента продуктов прикорма с использованием плодоовощного сырья. Отражены показатели разработанной продукции.

Современные методы продвижения отечественных продуктов пчеловодства

В статье изучены возможности и перспективы прямых продаж в продвижении высокотехнологичной отечественной апифитопродукции. Изложены преимущества применения прямых продаж, подчеркивается значение пчелопродуктов в питании.

Современный рынок кондитерских изделий: пути улучшения качества

Данная статья представляет собой аналитический литературный обзор в области производства вафель с начинками, с внесением специализированных пищевых добавок, пути решения проблем калорийности.

Рынок алкогольной продукции России: современное состояние и перспективы

Маркетинговое исследование зерновых каш для детского питания в России

Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, включая зерновые каши, динамику деятельности производителей на рынке Российской Федерации. Согласно исследованиям подмечены факторы, влияющие на выбор продукции, описаны основные мар...

Особенности продвижения фармацевтических брендов в интернет-среде

Маркетинговое исследование рынка ликёро-водочной продукции Москвы и Московской области

Принципы маркетингового продвижения медицинских препаратов на фармацевтическом рынке

В данной статье рассмотрены различные техники продвижения лекарственных средств и приведен их подробный анализ.

Анализ рынка производителей пюреобразных консервов для детского питания

Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, основу которого составляют консервы на плодовоовощной основе, динамику деятельности производителей на рынке Российской Федерации. Согласно исследованиям подмечены факторы, влияющие н...

Задать вопрос