Трансформация контента газет «Владивосток» (1883–1919 гг.) | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (7) январь 2018 г.

Дата публикации: 20.12.2017

Статья просмотрена: 388 раз

Библиографическое описание:

Варавва, В. В. Трансформация контента газет «Владивосток» (1883–1919 гг.) / В. В. Варавва. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2018. — № 1 (7). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/75/2988/ (дата обращения: 18.04.2024).



Статья посвящена изучению трансформации контента газет «Владивосток» столицы Приморья в период 1883–1919 гг. В означенный отрезок времени одноименных газет во Владивостоке выходило три. Период насыщен различного рода событиями, которые влияли на содержательно-тематическое наполнение изданий. Данный аспект в настоящее время не отражен в научных трудах, поэтому представляет интерес. Трансформационные переходы рассмотрены в хронологическом порядке с использованием метода анализа и описания.

Ключевые слова: контент, трансформация, газеты «Владивосток»

Первые газеты Приморья (Приморского края) упоминаются в историографии Сибири и Дальнего Востока в общей канве, как статистический элемент. До установления Советской власти газеты в Приморье выходили только во Владивостоке и Никольск-Уссурийском, сеть городских и сельских приморских газет получила развитие после 1922 года. Феномен историографии журналистики Приморья — четыре одноименные газеты «Владивосток», выходившие в разные годы с 1883 г. по настоящее время и не являющиеся продолжением друг друга. В данной работе рассмотрены три газеты «Владивосток» (1883–1919 гг.). На примере этих изданий представляет интерес проблема изменения контента.

Под контентом (означает «содержание») приято понимать информационное наполнение различных СМИ текстами, фотографиями, рисунками, инфограмами, видеофайлами и пр. Трансформация контента средств массовой информации сопряжена с политическими, экономическими, законодательными, социальными, культурными и прочими проблемами общества.

Контент газет «Владивосток» столицы Приморья отражал ситуационный момент, проблемы города и дальневосточного региона, тематика зависела от программы и позиции издания, взглядов редактора и авторов. Изменение тематического направления публикаций свидетельствовало о динамике развития событийности и жизнедеятельности города, края и страны.

Газета «Владивосток» (1883–1906гг.). Газета «Владивосток» (1883–1906 гг.) — первая газета г. Владивостока и Приморья. Газета имеет два периода развития, которые связаны со сменой редакторов. С 1883 по 1892 гг. газету выпускал редактор Николай Варламович Соллогуб. С 1893 по 1906 гг. — Николай Владимирович Ремезов.

Газета «Владивосток» (1883–1892гг.), редакторН.В.Соллогуб. Николай Варламович не был ни профессиональным журналистом, ни литератором, служил телеграфистом штаба главного командира портов Восточного океана. В 1881 году Н. В. Соллогуб получил разрешение на издание газеты под названием «Владивосток», выхлопотал поддержку и финансирование Морского Министерства на содержание газеты в ежегодной сумме 2000 рублей, т. е. газета имела гибридный статус — частно-государственный (ведомственный). Подводя итоги своей редакторской работы, Н. В. Соллогуб отметил: «Сам я трудился насколько мог, строго придерживался местных условий» [1, 1893, №9, с.1, Сологуб], т. е. не входил в конфликт с властями.

Содержательно-тематическая модель издания была обусловлена ее направлением: «Морская и общественно-литературная». Морской контент издания определяет тематическое и жанровое разнообразие — это приказы по Морскому ведомству, приказы Главного Командира портов Восточного океана, раздел «Морские заметки». Морская тематика встречается и в других разделах: «Хроника», «Внутренние известия», «Письмо в редакцию» и др.

Газета не ограничивалась морской тематикой, поднимала социально-значимые темы дальневосточного региона [5, Егорычев], формировала социальные установки и потребность людей в общественно-полезной деятельности и милосердии [1, 1892, №2, с.4, Квопросу огор. больнице], уделяла внимание газета и вопросам местной журналистики [1, 1886, №7, с.8, Внутренние известия] и т. д.

В 1892 году у больного Николая Варламовича Соллогуба газету “Владивосток” выкупил дворянин Николай Владимирович Ремезов, чиновник Временного управления казённых железных дорог. Он издавал газету “Владивосток” с 1893 по 1906 гг., имел опыт журналистского дела и обладал радикальными взглядами.

Газета «Владивосток» (1893–1906гг.), редакторН.В.Ремезов. Традиции “Владивостока”, как общественно-литературной и морской газеты, были продолжены новым редактором — Николаем Владимировичем Ремезовым. Анализ издания показал, что морская тематика продолжала занимать лидирующее положение среди разделов газеты даже после выхода из-под контроля Морского ведомства с 1 января 1899 г. [1, 1899, №1, с.5, PRODOMOSUA] Главное отличие второго периода газеты от первого — радикализм, критика, жесткость и резкость высказываний. [1, 1904, №2, с. 1, Хроника / №2, с.1, Хроника] Как только газета стала выражать прогрессивные мысли (а в ней принимали участие политические ссыльные), критику в адрес чиновников, ее редактор не раз подвергался штрафам, приостановке выпуска газеты [4, Глущенко, с.33] идаже был посажен в тюрьму на 3,5 месяца за публикацию «о расстреле в январе 1906 г. на привокзальной площади города мирной демонстрации и разгоне казаками на кладбище похоронной процессии жертв расстрела». [7, Николаева] Газета была закрыта, но через пять лет, в 1911 году, появилась вторая газета “Владивосток”, которую взялся выпускать редактор-издатель Адольф Яковлевич Мауэр.

Газета «Владивосток» (1911г.), редактор-издательА.Я.Мауэр. Адольф Яковлевич Мауэр, эстонец по происхождению, имел опыт работы в эстонских и русских газетах [2, 1911, №97, Амурский], выпускал газету всего четыре месяца. В заявленной программе издания значилось: «Желая обстоятельного и спокойного выяснения вопроса нашей жизни и смерти здесь, мы постараемся подробно разобраться в двух существенных взглядах на нашего соседа КОЛОССА — Китай, взгляде националистическом и человеческом. <…> Конечно, преобладающими будут все-таки вопросы нашей Приамурской жизни». [2, 1911, №1, с.1, Владивосток, 4 апреля] Редактор А. Я. Мауэр поставил перед своей газетой сложную задачу — формирование у читателей образа восточных соседей.

А. М. Шкиркин утверждает, что китайская эмиграция на дальневосточную территорию России носила «волновой характер» и зависела от геополитических интересов России. Он выявил, что численность китайско-подданных до 1910 г. росла, а начиная с 1911 г. наблюдался спад. [8, Шкуркин, с.9] Именно в 1911 году А. Я. Мауэр отмечает накал проблемы «жёлтой опасности», которая в основном связана с трудовыми ресурсами Дальнего Востока. Введенное ограничение на использование китайского труда привело к значительным экономическим потерям [8, Шкуркин, с.10], падению рынка труда и криминогенной обстановке. Газета «Владивосток» писала, что выселение китайцев из городов повлекло за собой создание разбойничьих групп, нападение китайских пиратов на суда с целью вымогательства денег, из-за отсутствия «рабочих рук» под угрозой оказалось строительство Амурской железной дороги,оставшиеся китайские рабочие сильно подняли поденную плату и пр.

Об интересе к проблеме «жёлтого» вопроса говорят заголовки статей, которые условно можно разделить на несколько категорий:

– политического направления: Китайские политические карикатуры; Оригинальный проект (о становлении обученной вооруженной армии Китая); Корейский публицист о положении Кореи; Прибытие Сиамского принца (во Владивосток); Россия и Монголия; Китайские революционеры и правительство; Китай и иностранцы; Новая книга «О пробудившемся соседе» (о Китае); Японский флот;

– экономического: Наем корейцев на Амурскую железную дорогу; Компрадоръ (о появлении китайских посредников при закупках); Кому выгодна война с Китаем? (поднимается желтый рабочий вопрос); Регистрация носильщиков; Неожиданный результат; Решение найма китайцев; Постройка Амурской дороги;

– культурно-образовательного: Русская школа в Ханькоу (Китай); Японский праздник; Иностранные языки в Китае; 50-летний юбилей апостола православия в Японии Архиепископа Николая (о праздновании в Японии); Живописная Япония; Взморье около Кобе; Красоты Китая; Японский аэроплан; Японские корреспонденты во Владивостоке; Экскурсия китайских студентов (знакомство с Сибирью, Кавказом и Крымом);

– бытового: Сад у новой корейской слободы; После разрушения корейской слободки; Колодцы в новой корейской слободке; Неожиданное открытие; Интересное исследование;

– исторического: Годовщина Айгунского договора; Японский красный крест;

– криминального: Китайские бродяги; Китайские прокламации.

Как видно, заголовки носят спокойный характер, в них нет сенсационности, вычурности, крикливости, подтверждая намерение редактора-издателя «обстоятельного и спокойного выяснения вопроса». Тон статей сдержанный и рассудительный.

Газета «Владивосток», просуществовав в 1911 году очень короткий срок, была закрыта в связи со смертью ее редактора. Через семь лет в столице Приморья вновь вышла газета, третья по счету, с одноименным названием. Новый «Владивосток» (1918–1919 гг.) не был продолжением своих предшественниц.

Газета «Владивосток» (1918–1919гг.), редактор П. Крещановский. Газета относится к «несоветским газетам». [6, с.3] Вгазетном фонде РНБ г. Санкт-Петербурга сохранилось всего несколько номеров (№ № 47- 77). Беспартийная ежедневная вечерняя газета «Владивосток» отражала ситуационный момент революционного времени, критиковала «красный и белый большевизм», считая их одинаково вредными для страны [3, 1919, №66, с.2, Altus], поднимала вопросы местной жизни, работу городской Думы, присутствия иностранных интервентов в городе и пр. Основные разделы газеты: Передовица, По городу, Рабочая жизнь, Местная жизнь, Кооперация, Печать, Пресса, У рампы, Телеграммы, Радиограммы, Фельетоны, По Сибири, За рубежом, Происшествия, Суд, Театр и музыка, Разные известия, Официально, Хроника, Обзор печати, На школьные темы, Письмо в редакцию, Реклама.

Не являясь кооперативным изданием, много внимания уделяла проблеме кооперации. В публикациях подняты вопросы организационного порядка, о положении дел кооперативных объединений и союзов, об обществах потребителей, о необходимости культурно-образовательного процесса в сфере кооперации, о кооперативном движении, об иностранном опыте в этой сфере и пр. Проблеме кооперации посвящены как короткие информационные заметки, так и аналитические публикации (авторы Altus, Fsperans, П. Евгеньев и др.).

Завершает плеяду «квартета» газет под названием «Владивосток», современное издание, которое вышло на информационное поле столицы Приморского края в 1989 г. Но в данной работе оно не является объектом изучения.

Анализ трех одноименных газет «Владивосток» столицы Приморья выявил четыре этапа трансформации содержательно-тематической концепции. От морской газеты при редакторе Н. В. Соллогубе (1883–1892) контент сместился в сторону общественно-политического радикализма при Н. В. Ремезове (1893–1906), при А. Я. Мауэре (1911) основной акцент сделан на проблему «жёлтой опасности», а П. Крещановский беспартийному изданию (1918–1919) придал кооперативный окрас.

Литература:

  1. Владивосток /– Владивосток. — 1883–1906
  2. Владивосток /– Владивосток. –1911
  3. Владивосток /– Владивосток. — 1918–1919
  4. Глущенко Н. А. Большевистская печать Дальнего Востока в годы первой русской революции / Дальневосточ.кн. изд-во. — Владивосток. — 1970 / с. 33
  5. Егорычев Иван. Газета «Владивосток» — 130 лет истории [Интернет ресурс] // [Режим доступа] http://planetasmi.ru/blogi/comments/21588.html Дата обращения 12.08.2014
  6. Несоветские газеты (1918–1922 гг.). Каталог собрания Российской национальной библиотеки. — СПб. — 2002 г. –168 с.
  7. Николаева Н. История недели: Газета «Владивосток» как оплот свободной журналистики на рубеже веков [Электронный ресурс] // [Режим доступа]http://vladivostok3000.ru/city/7095-gazeta-vladivostok-kak-oplot-svobodnoj-zhurnalistiki-na-rubezhe-vekov/ Дата обращения 18.12.2014
  8. Шкуркин А. М. Китайский труд на российском Дальнем Востоке [Текст] // Социальныеи гуманитарные науки на Дальнем Востоке / — 2008. — № 2 (18). — с. / А. М. Шкуркин. — с.8–28
Основные термины (генерируются автоматически): газета, Китай, Владивосток, морская тематика, Восточный океан, дальневосточный регион, Дальний Восток, Местная жизнь, Морское ведомство, Приморский край.

Ключевые слова

трансформация, контент, газеты «Владивосток»

Похожие статьи

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Дальний Восток, внешнеторговый оборот, внешняя торговля, товар, Китай, сырьевая направленность, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Сахалинская область, Хабаровский край.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока | Молодой ученый

Находится на выгодном пересечении морских и водных путей.

Дальний Восток — перспективный регион, имеющий большое экономическое значение для всей страны.

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

Огромное значение играет морское хозяйство региона. Крупнейшими морскими портами региона являются Находка, Владивосток, Восточный

 на всех рынках ДВФО наблюдается разрыв между способностью производить товары и услуги и качеством жизни

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Проблемы экономического развития Дальнего Востока. Дальний Восток, Китай, Россия, сельское хозяйство, Центральная Россия, Российская Федерация, Приморский край, Дальневосточный экономический район, Дальневосточный федеральный округ, проблема.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана...

Литературное творчество в Приморском крае

Развитие литературы в Приморском крае тесно связано с его историей.

Местные газеты часто печатают рассказы и повести А. С. Блинова.

Учеб. пособие для средней школы Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1970.

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

На Дальневосточном бассейне расположены двадцать два российских морских порта.

Более 75 % грузооборота выполняют основные порты, расположенные в Хабаровском и Приморском краях — это Восточный, Находка, Владивосток, Ванино и Де-Кастри.

Похожие статьи

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Япония, привлечение инвестиций, страна АТР.

Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа

Дальний Восток, внешнеторговый оборот, внешняя торговля, товар, Китай, сырьевая направленность, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, Сахалинская область, Хабаровский край.

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока | Молодой ученый

Находится на выгодном пересечении морских и водных путей.

Дальний Восток — перспективный регион, имеющий большое экономическое значение для всей страны.

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Проблемы экономического развития Дальнего Востока

Огромное значение играет морское хозяйство региона. Крупнейшими морскими портами региона являются Находка, Владивосток, Восточный

 на всех рынках ДВФО наблюдается разрыв между способностью производить товары и услуги и качеством жизни

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Проблемы экономического развития Дальнего Востока. Дальний Восток, Китай, Россия, сельское хозяйство, Центральная Россия, Российская Федерация, Приморский край, Дальневосточный экономический район, Дальневосточный федеральный округ, проблема.

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана...

Литературное творчество в Приморском крае

Развитие литературы в Приморском крае тесно связано с его историей.

Местные газеты часто печатают рассказы и повести А. С. Блинова.

Учеб. пособие для средней школы Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1970.

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

На Дальневосточном бассейне расположены двадцать два российских морских порта.

Более 75 % грузооборота выполняют основные порты, расположенные в Хабаровском и Приморском краях — это Восточный, Находка, Владивосток, Ванино и Де-Кастри.

Задать вопрос