Ключевые слова: методика преподавания, процесс обучения, учебные навыки, словарный состав, самостоятельное чтение
In the summary, complex approach to the knowledge and abilities of students earned during the process of studying and developmnet of their reading habits are discussed.
The main purpose of studying Russian in Azerbaijani lecture-halls is to teach students how to use Russian as the means of intercourse in oral and written forms. The efficiency of teaching depends on speed of presentation of material by teacher and its mastering by students
В системе обучения русскому языку учащихся иранских групп чтение занимает одно из ведущих мест. Оно является важнейшим средством обогащения как активного, так и пассивного словаря студентов и развития их русской речи. Методически правильно организованное на уроке чтение помогает студентам успешно овладеть техникой чтения, развивает навыки сознательного и самостоятельного чтения. Это имеет немаловажное значение для успешного овладения русским языком.
Чтение имеет большое образовательное значение: студенты усваивают новые слова, словосочетания, предложения, знакомятся с новыми грамматическими явлениями. Чтение играет немаловажную роль и для закрепления ранее изученных типовых предложений и грамматических форм слов. Вот почему тексты для чтения должны включать известный ранее словарный и грамматический материал.
Чтение имеет весьма важное значение в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании студентов. С учетом всего этого подбираются тексты для чтения. Это способствует воспитанию таких моральных качеств, как патриотизм, милосердие, толерантность, коллективизм, трудолюбие.
Задачи чтения на родном и русском языках одни и те же. Большое значение имеет своевременное формирование у студентов необходимых умений и навыков:
а)навыка сознательного чтения, то есть чтения с полным пониманием содержания прочитанного;
б)навыка самостоятельного чтения — чтения без помощи преподавателя.
Как бы хорошо ни читал студент на занятии, как бы хорошо ни понимал прочитанное, эти навыки не будут иметь силы, если у него нет любви, тяги к чтению, поэтому одной из основных задач чтения является привитие учащимся любви к чтению, к книге. Чтение должно сыграть также немалую роль в воспитании у студентов чувства языка, языкового чутья. В связи с этим полезно предлагать учащимся такие упражнения, в которых требуется осмысление значения слов из контекста.
В процессе обучения чтению очень важно осуществить основной принцип дидактики — связь обучения с жизнью. Нужно привить студентам умение пользоваться в жизни знаниями, полученными из книги.
Таким образом, задача состоит в том, чтобы использовать чтение как могучее средство воспитания студентов, воспитания гармонически, всесторонне развитых людей.
Существует такое понятие, как качества чтения. Качествами чтения в методике принято называть: правильность, сознательность, беглость и выразительность чтения.
Правильность чтения предполагает безошибочное и плавное воспроизведение звукового состава слов. Это чтение без пропуска букв и слогов, без замены одних звуков другими, без «проглатывания» окончаний слов. Правильное чтение — это чтение с правильным ударением, с соблюдением интонации в соответствии со знаками препинания, чтение не отдельными изолированными словами, а словосочетаниями и целыми фразами при правильном соблюдении обязательных орфоэпических норм.
Чтобы выработать у учащихся навык правильного чтения, необходимо систематически проводить упражнения в произношении трудных для студентов-иностранцев звуков и слов с этими звуками. Очень полезно также проводить предварительную работу перед чтением текста. Для подготовки к правильному чтению новых и многосложных слов, а также слов с необычными для родного языка студентов звукосочетаниями (например, стечение согласных) полезно практиковать послоговое чтение. Особенно много места послоговому чтению отводится при обучении грамоте. Чтение по слогам предупреждает возможность ошибки (пропуск букв и слогов, замена одних звуков другими, «проглатывание» окончаний), развивает внимание и наблюдательность, качества, требуемые при обучении чтению. Правильное чтение — необходимое условие сознательного чтения.
Сознательность — основное, ведущее качество чтения. Следует добиваться такого положения, чтобы обучающиеся отчетливо осмысливали то, что они читают, чтобы понимали смысл каждого слова в том значении, в каком оно употреблено в контексте, значение каждого предложения и текста в целом. На каждом занятии объяснению или уточнению значения слов и выражений отводится определенное место. При этом рекомендуется использовать как можно больше наглядности: показ предметов, действий, их качеств в натуре или на картине, экскурсии, наблюдения за природой и т. д.
В процессе проведения словарной работы преподаватель постоянно заботится об активизации мыслительной деятельности студентов. Он старается подвести их к пониманию многозначности слов, к пониманию того, что конкретное значение слова определяется в контексте. При объяснении значения слов используется множество приемов: толкование значения слов и выражений на русском языке, перевод на родной язык учащихся, отнесение частного понятия к общему и общего — к частному, классификация слов по смысловым группам: названия предметов, названия качеств предметов, названия действий и т. д.
Только сознательное, осмысленное чтение способствует успешному овладению русским языком, выполнению образовательных и воспитательных задач, формированию активной жизненной позиции: умение высказать свое отношение к прочитанному, связать прочитанное с личным опытом, полу-чить удовлетворение от прочитанного.
Беглость чтения — это соблюдение определенной быстроты, которая обеспечивает наибольшую сознательность восприятия при чтении. Общеизвестно, что полезно лишь такое чтение, которое не расходится с пониманием. Слишком медленное чтение затрудняет понимание читаемого. Чрезмерно быстрое чтение также ведет к непониманию смысла прочитанного. Нормальным по темпу (быстроте) считается такое чтение, ко-торое приближается к темпу обычной разговорной речи. При чтении про себя темп значительно ускоряется.
Следует иметь в виду, что быстрота чтения зависит от быстроты узнавания графического образа слова, поэтому для выработки навыка беглого чтения необходимо как можно чаще читать.
Выразительность чтения — это качество, заключающееся в умении передать средствами голоса те мысли и чувства, которые заложены автором в читаемом тексте. Выразительность чтения возможна только на основе правильного и беглого чтения и является показателем сознательного чтения. Выразительность достигается замедлением или ускорением темпа чтения, усилением или ослаблением голоса (читать громко или тихо), повышением или понижением тона голоса.
Выразительное чтение способствует более глубокому осмыслению содержания читаемого, овладению структурой русского предложения и формированию эстетического вкуса. Четкое, эмоциональное чтение преподавателя оказывает большое влияние на студентов. Подражая преподавателю, студенты стараются читать выразительно, показать свое отношение к читаемому.
Все качества чтения: правильность, сознательность, беглость и выразительность — тесно связаны между собой и развиваются одновременно. Беглость чтения зависит от развития правильности чтения, выразительное чтение невозможно, если студент не научился читать правильно и не понимает содержания читаемого текста.
Студенты должны уметь читать вслух и про себя. В начальный период обучения преобладает чтение вслух. Однако с первого же года обучения постепенно вводится чтение про себя, и оба вида чтения (вслух и про себя) усваиваются одновременно.
Громкое чтение по-русски в национальной аудитории является средством обучения русскому языку. Оно дает возможность контролировать и исправлять учащихся, систематически тренировать их в правильном произношении и выработать у них навык правильного, сознательного и выразительного чтения. Кроме того, содержание таких текстов, как стихотворения, басни, диалогические формы, можно понять глубже, полнее лишь благодаря громкому, выразительному чтению.
Чтение вслух обычно проводится на занятиях, однако следует научить студентов читать громко не только в аудитории, но и дома, соблюдая все требования, предъявляемые к выразительному чтению.
Навык чтения про себя также необходим всем, как и навык громкого чтения. Чтение про себя более быстрое и экономное по затрачиваемой энергии и менее утомительно, чем чтение вслух. Чтению про себя следует учить в определенной последовательности.
Навык чтения про себя приобретается студентами постепенно. Преподаватель дает задание прочитать про себя сначала отдельные слова, затем предложения, после этого целые тексты. Вначале преподаватель дает для чтения про себя только предварительно проработанные тексты. Прежде чем рекомендовать текст для чтения про себя, он читается и разбирается вместе с преподавателем. В дальнейшем можно рекомендовать для самостоятельного чтения про себя текст после предварительной работы над новыми и трудными словами, которые содержатся в тексте, предлагаемом для чтения. С целью проверки правильности чтения преподаватель может периодически ставить перед студентами некоторые вопросы и давать задания:
— Как читать то или иное слово (предложение)?
— Прочти это слово (предложение) сначала про себя, потом слух.
Чтение про себя может служить подготовкой к пересказу прочитанного. Для этого очень важно поставить перед студентами цель: прочитать, чтобы подготовиться к ответу на вопросы, к пересказу прочитанного. Отсутствие конкретного задания может привести к формальному чтению, студенты могут «пробежать» страницу учебника, не вникая в содержание текста. Так преподаватель, пользуясь разными методическими приемами, направляет сознательное чтение про себя.
Ошибки, допускаемые учащимися национальных групп при чтении русского текста, образуют две группы: фонетические, связанные с нарушением норм произношения отдельных трудных звуков, звукосочетаний слов, и ошибки, связанные с техникой чтения.
Причинами фонетических ошибок являются различия между звуковыми системами русского и персидского языков. Эти отклонения от норм произношения характеризуются устойчивостью, их преодоление связано с большими трудностями. Студенты при чтении слов и словосочетаний, в которых содержатся звуки и звукосочетания, не свойственные их родному языку, нарушают нормы произношения, что приводит к искажению значения слов. Студенты заменяют трудные для данной национальности звуки русского языка звуками родного языка (читают персидское «h» вместо русского «х»), звонкие согласные заменяют глухими, мягкие — твёрдыми, между сочетаниями согласных произносят гласные («кинига», «гуруппа» и т. д.), букву щ читают как звук «ш» и т. д.
К фонетическим ошибкам относятся также нарушения норм ударения в словах.
Методически правильно организованная работа по обучению технике чтения предупреждает возможные ошибки в чтении студентов. Однако многие ошибки являются устойчивыми и преодолеваются с большим трудом.
Ошибки студентов в чтении могут быть вызваны следующими причинами: невнимательность или поспешность чтения, непонимание значения читаемого слова или предложения, влияние звуковой системы родного языка и другие. Приёмы исправления ошибок зависят от их характера и типа.
Литература:
- Камшилина В. К. Словарная работа на уроках русского языка.Алма-Ата,1970.
- Вопросы методики чтения. М., «Просвещение», 1964.
- Данилов В. Н. Обучение чтению. Якутск, 1970.
- Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., Изд.АПН РСФСР, 1995.
