Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Научные психологические журналы в контексте истории периодических изданий XX — начала XXI века

Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
7
Поделиться
Аннотация
В статье представлен обзор российской научной психологической прессы периода XX — начала XXI веков, ее влияние на современные журналы по психологии, а также новые тенденции в развитии научных психологических журналов на российском рынке специализированной прессы.
Библиографическое описание
Калмыкова, А. С. Научные психологические журналы в контексте истории периодических изданий XX — начала XXI века / А. С. Калмыкова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2016. — № 2 (4). — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/33/1130.


В статье представлен обзор российской научной психологической прессы периода XX — начала XXI веков, ее влияние на современные журналы по психологии, а также новые тенденции в развитии научных психологических журналов на российском рынке специализированной прессы.

Ключевые слова: научный психологический журнал; научные периодические издания; современный издательский рынок

Специализированные журналы по психологии занимают отдельное место среди современной отечественной периодики. Они являются одним из важнейших каналов передачи узкоспециализированной информации. Стремительный рост общественного интереса к психологии в конце XX — начале XXI века оказал непосредственное влияние на увеличение численности специализированной прессы. Недостаточная изученность научной периодики по психологии и отсутствие единого взгляда на ее положение в системе печатных СМИ [5, c. 46] послужило основой для изучения этого вопроса в данной статье.

Для рассмотрения данного вопроса были проанализированы научные журналы по психологии XX — начала XXI века. Мы выделили 5 периодов: российские психологические журналы начала XX века, психологические журналы 20–30-х годов XX века, советская периодика по психологии в годы Великой Отечественной войны, советские психологические издания второй половины 1950–1990-х годов XX века, научные психологические журналы конца XX — начала XXI века. Разделение именно на эти периоды более подробно отражает развитие научной психологической периодики на издательском рынке в России в контексте истории психологии [2, с 5–6.]. Также это обуславливалось разрозненностью и отсутствием единой структуры научных психологических журналов XX — начала XXI века.

Актуальность данной темы обусловлена следующим:

  1. Большим количеством научных психологических журналов, которые недостаточно изучены.
  2. Отсутствием единого взгляда на положение научных психологических журналов в системе печатных СМИ.

Основной целью работы является анализ российских научных психологических журналов XX — начала XXI века.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить научные психологические журналы XX вв.;

2) рассмотреть современную научную периодику по психологии начала XXI в.;

3) обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.

Научная новизна данной статьи определяется введением в научный оборот авторской периодизации научных психологических журналов XX века– начала XXI века, которая нечетко представлена в истории психологических журналов и ранее подробно не изучалась.

В период с 1900 по 1917 год появились научные журналы, которые в той или иной степени затрагивали темы психологии: психологические журналы («Вопросы философии и психологии», «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма»), издания, включающие статьи по психологии («Мир Божий», «Образование», «Русская мысль», «Вестник Европы», «Вестник знания», «Вестник воспитания») и медицинские журналы («Вопросы нерво-психической медицины», «Вопросы психиатрии и неврологии», «Психотерапия»). Психология, как прогрессирующую область научного знания, в России в начале ХХ века представляла собой самостоятельную дисциплину, о чем говорит наличие нескольких научных психологических журналов и многочисленные статьи, включенные в журналы смежных специализаций.

В 20–30-е годы XX века научная периодика по психологии претерпевает значительные изменения. После Великой Октябрьской революции журналы по психологии стали подвергаться серьезной критике со стороны правительства. Психологические издания в этот период выпускались в небольшом количестве. Только что открывшиеся журналы практически сразу же закрывали. Основными психологическими изданиями того времени являлись: «Вопросы изучения и воспитания личности», «Психология», «Журнал психологии, неврологии и психиатрии», «Психиатрия, неврология и экспериментальная психология», «Педология», «Психофизиология труда и психотехника», «Клинический архив гениальности и одаренности».

В 30-е годы XX века было написано более 160 научных работ, защищено около 40 докторских и кандидатских диссертаций по психологии, опубликован первый учебник С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии», что показывает интенсивность научной деятельности того времени. Эти явления отразили в работах советский психолог Б. Г. Ананьев «О современном состоянии психологической науки в СССР» [1, c. 106–117], профессор психологических наук М. Н. Шардаков «Проблематика диссертаций» [4, c. 78–82]. Но, несмотря на это, к середине 30-х годов ХХ века усиливается контроль за психологией. Обращаться к идеям психоанализа в это время было опасно, так как преследовалось государством. Такая тенденция сохранялась в советском государстве многие годы.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелое военное положение страны, научные журналы по психологии продолжали существовать: «Советская педагогика», «Ученые записки МГУ», «Известия АПН РСФСР», «Невропатология и психиатрия», «Военная мысль», в которых рассматривались проблемы военной тематики, а также ряд научно-исследовательских работ, посвященных развитию разных видов ощущений. Благодаря уменьшению идеологического давления со стороны государства и высокой самоотдаче ученых, осуществлялась быстрая и эффективная перестройка научной деятельности по психологии. Этот период дал возможность ученым-психологам не только проводить исследования, но и применять свои разработки на практике, что спасло жизни многих людей, а также определил ориентиры для будущих исследований в последующие годы.

В целом, Великая Отечественная война была важным этапом в развитии советской психологии и оказала огромное воздействие на ее послевоенную историю. Изменения, которые внес этот период в психологию, затронули все аспекты этой науки: организационную структуру, способы руководства и координации научных исследований, их направления и тематику, подготовку научных кадров и другие стороны психологии.

Именно в это время психологи получили большой практический материал, который позволил сразу после войны разработать ряд фундаментальных работ общего характера, что существенно обогатило психологическую науку.

После войны открываются психологические лаборатории в разных городах, появляются учебные кафедры в высших учебных заведениях. Таким образом, психология распространилась по всей территории СССР, что способствовало притоку новых кадров и более углубленному изучению психологии в регионах страны.

Период второй половины 1950–1990-х годов стал самым значимым в истории научных психологических журналов. Это было связано с появлением специализированных периодических изданий: «Вопросы психологии», «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Психологический журнал». В этот период окончательно завершилось формирование теоретических и методологических основ психологии в СССР, а сама наука укрепляет свои позиции в системе других наук.

Следующий этап развития периодики по психологии — современный, начиная с 1991 года и по сей день. Изменение социальных и экономических реалии оказало существенное влияние и на издательский рынок. К концу 1990-х годов многие научные психологические журналы стали сотрудничать со специалистами европейских стран и Америки и привлекали зарубежных авторов для написания статей в конкретные издания. Также в эти годы наблюдается появления большого количества как научной, так и научно-популярной психологической периодики. В связи с тем, что психология долгое время была под запретом в России, научные издания развивались медленнее в отличие от зарубежных и были не востребованы среди массовых читателей. На рынке современной периодики научным психологическим журналам отводится меньше места, чем научно-популярным. В сети Интернет много сайтов, на которых дают советы относительно жизненных вопросов с психологической точки зрения. Но недостаточно изученные вопросы психологии рождает спрос на новые открытия в данной науке, которые также могут быть интересны массовому читателю, что и позиционируют многие научные журналы. И в связи с тем, что сейчас психология постоянно развивается, то и интерес к науке будет возрастать, и, к научным периодическим изданиям. Первые шаги научных журналов по психологии были предприняты в начале XXI века. Благодаря активному развитию сети Интернет в России некоторые научные периодические издания переходят на электронную версию, тем самым рассчитывая на отклик среди читателей-неспециалистов и популяризацию науки психологии в глобальной сети.

Для рассмотрения современного этапа научной психологической периодики были проанализированы 16 научных психологических журналов [3] конца XX — начала XXI века. Их можно подразделить на две категории: общие научные психологические журналы (печатные: «Вестник Университета Российской академии образования», «Психология. Журнал Высшей школы экономики», «Актуальные проблемы психологического знания», «Национальный психологический журнал», Psychology in Russia: State of the Art («Психология в России: современное состояние») и электронные: «Психологическая газета», «Психологическая наука и образование», «Психологические исследования») и научные журналы по одному разделу психологии (печатные: «Консультационная психология и психотерапия», «Мы и мир», «Школьный психолог», «Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы» (СПбГИПСР), «Синдром Дауна XXI век», «Аутизм и нарушение развития» и электронные: «Практическая психология и психоанализ», «Клиническая и специальная психология»).

Было выявлено, что преобладают электронные научные психологические журналы, так как сейчас основным источником информации для людей является Интернет. Многим периодическим изданиям и газетам приходится следовать этой тенденции. Но основные перемены происходят именно не с тематикой или содержанием публикаций, а с формой их подачи и распространением. Все чаще стали появляться интернет‒версии печатных газет и журналов. Сейчас многие предпочитают электронную подписку на публикации или журнал, а не бумажную версию.

В рамках данной работы были изучены научные психологические журналы XX — XXI века. Было выявлено, что таких журналов достаточно много. Для анализа современной научной психологической периодики были выбраны 16 наиболее известных журналов как общих, рассматривающих основные разделы психологии, так и специализирующихся по конкретной теме в данной науке. Было выявлено, что такие издания распространяются в основном по подписке как в печатном, так и электронном варианте. В основном она бесплатная, за исключением некоторых журналов. Это говорит о том, что научные психологические издания подстраиваются под современные технологии и постепенно выходят на широкую читательскую аудиторию.

Изучение рынка научных периодических изданий по психологии в России периода XX — начала XXI века показало, что несмотря на узкую читательскую аудиторию и конкуренцию со стороны научно-популярных психологических журналов, научные журналы по психологии по-прежнему остается востребованным на рынке специализированных периодических изданий, благодаря глубоким теоретическим и практическим представлениям психологических знаний.

Рынок специализированных журналов по психологии настолько широк и подвижен, что требует постоянного наблюдения. Некоторые группы журналов остаются за счет постоянного развития в области психологии, другие же исчезают. А какие-то издания только появляются среди существующих журналов и привносят что-то новое в науку психологию.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. О современном состоянии психологической науки в СССР/ Б. Г. Ананьев// Советская педагогика. ‒ 1941. — № 5. ‒ С. 106‒117.
  2. Брушлинский, А. В. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории/ А. В. Брушлинский. ‒ М.: Институт психологии РАН, 1997. ‒ 576 с.
  3. Сайт портала психологических изданий [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://psyjournals.ru/index.shtml. (дата обращения: 23.05.2016)
  4. Шардаков, М. Н. Проблематика диссертаций/ М. Н. Шардаков// Советская педагогика. ‒ 1941. — № 10. ‒ С. 78‒82.
  5. Шкондин, М. В. Типологическая структура общероссийских газетных изданий // Типология периодической печати: Учебное пособие/ М. В. Шкондин, Л. Л. Реснянская. ‒ М.: Аспект Пресс, 2007. ‒ 234 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный