Автор: Ощепкова Анастасия Андреевна

Рубрика: История литературы

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (3) март 2016 г.

Дата публикации: 27.02.2016

Библиографическое описание:

Ощепкова А. А. Хронотоп дороги в поэзии Н. Е. Ряшенцевой // Филология и лингвистика. — 2016. — №1. — С. 6-9.



Хронотоп пронизывает искусство и литературу всех времен и народов, является важнейшим компонентом художественного мира произведения: определяет его художественное единство в отношении к реальной действительности. Особенностью такого единства, обращенного к реальности, является то, что все временные и пространственные определения неотделимы друг от друга и выступают как эмоционально-окрашенное целое, имеют сюжетообразующее значение, носят чувственно-наглядный характер, выступают основой для определения жанра произведения, разграничивают и соединяют миры автора и читателя.

Термин «хронотоп» впервые был введен физиологом, философом А. А. Ухтомским, следовавшим за Эйнштейном, в контексте его физиологических исследований. Затем, благодаря работам М. М. Бахтина термин перешел в гуманитарную сферу [1]. Исследованием хронотопа занимался и Д. С. Лихачёв [5], взгляды которого мы также учитывали в контексте нашего исследования.

Определяющим при написании работы было определение М. М. Бахтина, согласно которому хронотоп — «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений» [1, с.234]. Основываясь на этом определении, М. М. Бахтинсоздает классификацию хронотопов, в которой выделяются семь видов пространственно-временных отношений: «хронотоп встречи», «хронотоп дороги», реальный хронотоп — «площадь» («агора»), «замок», «гостиная-салон», «провинциальный городок», «порог» [1].

Произведения русской литературы в целом наполнены хронотопами всех семи видов, однако некоторые из них встречаются чаще, чем другие — например, хронотоп дороги. Не является исключением и художественное творчество тюменской поэтессы Н. Е. Ряшенцевой, творческий потенциал которой распространился, в основном, на сферу лирики (сборник «Я родом из старой деревни»), в меньшей степени — на прозу (немногочисленные публикации в периодических изданиях).

Целью исследования явилось выявление особенностей художественной индивидуальности Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики хронотопа дороги в лирических произведениях поэтессы в рамках классификации М. М. Бахтина. В процессе работы было установлено, что хронотоп дороги встречается в 5-ти из 90-та текстах сборника. Это стихотворения: «Слышишь голос недалече…», «Сегодня мы с сестренкой Олей…», «Я спешу на свидание с юностью…», «Замела метель пути…», «Старая дорога…».

В стихотворении «Слышишь голос недалече…» хронотоп дороги рассматривается через пейзаж, отраженный в мировосприятии двух разных людей: лирического героя и ямщика. «За березовым за колком» лирическому герою слышится голос, источник которого, по его субъективному представлению, локализуется где-то «недалече», но, тем не менее, не досягаем для глаз. Художественное пространство стихотворения определяется как пространство, возникшее в точке, где лирический герой только слышит голос, а заканчивается точкой, в которой он достигает источник голоса, в месте, гдедом, горячий чай и молодая хозяйка, проглядевшая все окошки в ожидании путников. По-другому пейзаж раскрывается в восприятии ямщика — «Никого вокруг, поземка / кружит, снег в лицо бросает. / В чистом поле санный след / в дикой пляске заметает, /не видать не зги» [6, с.11]. В отличие от лирического героя, видящего в перспективе, дальше того, что он видит своими глазами, ямщик видит только то, что перед его носом. Из того, что видит ямщик, можно заключить то, что он устал и не хочет верить в то, что они уже близки к дому. Развитие сюжетного компонента стихотворения разрушает «спор» лирического героя и ямщика — они дома. «…И кони / с храпом мчатся напрямую. / Они дом родимый чуют / сквозь туман и мглу ночную…/ Вот и впрямь запахло дымом, где-то слышен лай собачий» [6, с.11]. Для рассмотрения хронотопа дороги в данном стихотворении важен образ коней, который создает динамику, подводит сюжетную линию к развязке. Кони чувствуют, что они близки к дому и уже не просто бегут, а именно «мчатся».

Благодаря описанному пейзажу определяем и промежуток времени, запечатленный в стихотворении — время в дороге, в пути — ночное время. В культурологическом аспекте ночь представляется как время тьмы и сомнений, возможно, именно поэтому мы вместе с лирическим героем и ямщиком испытываем некое волнение и тревогу, обусловленные мечтами о доме, об отдыхе.

В стихотворении «Сегодня мы ссестренкой Олей…» создается национальный пейзаж и на его фоне раскрываются личностные качества лирической героини и её сестры. На основе маленького путешествия двух сестер нам показан небольшой кусочек огромной страны с её необычайной красотой и величием. Здесь очевидна поэтизация территориального размаха и использование приема панорамы. При помощи использования такого поэтического пространства читатель понимает, что любовь к Родине лирической героини и её сестры — двух маленьких девочек, очень велика. Они с большой любовью обращают внимание то на таинственное болото, то на широкое поле, то на ручей, то на родник; лес, туман, пенье птиц, рассвет и всё кажется им прекрасным. Стоит учесть и художественное время стихотворения — утро. Утро — символ начала жизни, отрешения от забот и в то же время возвращения от сладостного дурмана-сна к суровым жизненным реалиям. Утро в жизни человека — детство. Неслучайно лирическая героиня — это маленькая девочка, потому что именно она способна более полно ощущать всю красоту родной земли и искренне любить её за это, а помогает уточнить это хронотоп дороги.

Стихотворение «Я спешу на свидание сюностью…» посвящено прошлому, его сюжет развивается в рамках мотива воспоминания. Условно текст можно поделить на две части.

В первой части лирическая героиня добирается до «отправной точки» своих воспоминаний. Для неё этой точкой является отчий дом. То есть художественным пространством вновь, как и в предшествующих произведениях, является дорога, но особенность в том, что это дорога от настоящего к прошлому, к воспоминаниям о доме детства лирической героини. Очевидно, что героиня довольно долгое время не была здесь: она «спешит», «торопится», «боится опоздать» «на свидание с юностью», погрузиться в воспоминания. Оказавшись на месте вовремя, «успев», героиня стоит под цветущей сиренью и смотрит в окно заброшенного дома, надеясь увидеть в нём своей «юности дальнюю тень», погружается в глубины своей памяти. На этом моменте происходит плавный переход ко второй части. В ней, лирическая героиня обращается к так и неувиденной ею юности: «где ты, юность моя золотая, соловьиный, тревожный рассвет?» [6, с.22].

Пейзаж стихотворения лаконично вплетается в структуру хронотопа дороги — героиня наблюдает его «по пути»: проходит «деревенской широкой улицей», достигает старого дома и сирени. Именно эта сирень становится значимой деталью для понимания концептуального смысла стихотворения. Обратим внимание на семантику сиреневого цвета. «Сиреневый цвет» — он же куст сирени, который обрывают, символизирует в культуре чистую совесть и спокойствие души. Так и лирическая героиня проживает годы с чистой совестью, с душевным спокойствием, она принимает жизнь такой, какая она есть — со всеми её минусами и плюсами. Оборванный цветок, куст сирени ассоциируется с юностью лирической героини, а то, что это действие уже произошло, ещё раз указывает на художественное время происходящего — май (зрелость природы,последний месяц весны, время любви, новых мечтаний, воспоминаний), зрелость героини.

Стоит так же обратить внимание на запахи, окружающие героиню. «Кружат голову запахи мая» — читаем мы в одной из строк. С одной стороны, мы можем выделить здесь очень яркое чувственное начало, ведь прочитав эту строчку, мы как наяву представляем эти весенние майские запахи. С другой стороны, мы можем рассмотреть идейно-смысловое значение этих запахов: отсылка к юности героини.

В стихотворении «Замела метель пути…» воссоздан хронотоп дороги домой. Возникает невольная ассоциация со стихотворением известного поэта XIX века Я. П. Полонского «Зимний путь», онейропоэтика которого подробно рассмотрена в современном литературоведении [2,3]. В обоих стихотворениях пейзаж создается образами метели, вьюги в чистом поле. Вьюга и метель и в том, и в другом случаях сигнализируют о художественном времени — это зима, привнося при этом в стихотворения ноты тревоги и запутанности. В стихотворении Н. Е. Ряшенцевой всё вокруг безлюдно, ни единой души, и среди этого пейзажа лирического героя мучает тревога. Он задается вопросом: «как добраться мне домой?», но этот вопрос не предполагает, что герой потерялся, сбился с пути, а сообщает читателю о сложностях, с которыми ему впало столкнуться в дороге. Одна из сложностей — густой лес (художественное пространство), разделяющая лирического героя с близким ему человеком. В мифологии различных народов лес — одно из основных местопребываний сил, враждебных человеку [4]. Из этого можно сделать вывод о том, что добраться до дома герою сложно, но он не опустит руки, не остановится, о чем свидетельствует завершение стихотворения многоточием. «Всё ещё впереди», — словно подсказывает поэтесса лирическому герою.

В стихотворении «Старая дорога…» центральный образ — это дорога и то, что расположено по обе её стороны. Так пространственное определение художественного мира стихотворения совпадает с хронотопом в целом. Дорога, каждая деталь пейзажа, увиденного лирической героиней, представляют собой символы малой родины — деревни, как для неё, так и для самой поэтессы. Извилистая дорога, как символ свободы, отсутствия рамок, существующих в городе, откуда едет героиня, поле голубых васильков, которые напоминают озера на дальних расстояниях, что тоже служит неким символом раздолья деревни, её умиротворяющей силы, густые хлеба, как символ богатства и плодородия. Все эти места, несомненно, связаны с детством героини и она сама говорит об этом:

Головой, как в омут, в детство

Окунусь,

По дороге пыльной босиком

Пройдусь [6, с.58].

Детство для лирической героини было счастливой порой. Об этом говорит такой элемент пейзажа, как солнце, символизирующее всю теплоту детства и родного дома, а также — горячая дорога под ногами, как попытка воссоздания тех чувств, которые были возможны в детстве. Однако все попытки лирической героини воссоздать те чувства, тщетны. Заметим, что она прекрасно понимает, почему это происходит и не грустит, лучшее, что у нее осталось — сладкие воспоминания.Пора детства героини является художественным временем стихотворного текста, которое в совокупности с художественным пространством дороги, позволяет выявить любовь поэтессы к Родине.

Целью исследования явилось выявление особенностей художественной индивидуальности Н. Е. Ряшенцевой на основе характеристики хронотопа дороги в лирических произведениях поэтессы в рамках классификации М. М. Бахтина.

Таким образом, рассмотрение пространственно-временных отношений стихотворений Н. Е. Рященцевой в рамках классификации М. М. Бахтина делает возможным выявление особенностей художественной индивидуальности поэтессы. Хронотопы пронизывают все её поэтическое творчество, а хронотоп дороги является центральным, позволяя передать не только путь лирической героини или лирического героя, как направление движения от пункта «А» в пункт «В», но и отразить детали жизненного пути, выявляя реалии жизни самой поэтессы. Важно отметить направление движения хронотопа: дорога в большинстве случаев направлена в сторону дома, родной стороны, а это значит, что хронотоп дороги, кроме всего прочего, выявляет любовь автора и его героев к Родине и может рассматриваться как элемент создания патриотического подтекста художественных произведений Н. Е. Ряшенцевой.

Литература:

  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: Исследования разных лет / М. М. Бахтин — М.: Худож. лит., 1975. — 504 с.
  2. Вьюшкова И. Г. К вопросу о применении мотивного анализа поэтического текста в курсе литературы в 10-м классе (на примере творчества Я. П. Полонского) // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. — 2009. № 3 (март). С. 1318.
  3. Вьюшкова И. Г. Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского [Текст] / И. Г. Вьюшкова // Филологические науки в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 6–8.
  4. Жюльен Н. Словарь символов [Текст]: Иллюстрированный справочник / Н.Жюльен.- Челябинск: Урал LTd., 2010.- 498 с.
  5. Лихачёв Д. С. Литература — реальность — литература [Текст]/ Д. С. Лихачёв — Л.: Сов. писатель, 1981. 215 с. (Переизд. 1984, 1987).
  6. Ряшенцева, Н. Е. Я родом из старой деревни… [Текст] / Н. Е. Ряшенцева. — Тюмень, 2005, — 64 с.
  7. Хализев, В. Е. Теория литературы: Учебник [Текст] / В. Е. Хализев. — М.: Высш. шк. 2007. — 405 с.
Основные термины (генерируются автоматически): лирической героини, лирического героя, лирическая героиня, хронотопа дороги, особенностей художественной индивидуальности, выявление особенностей художественной, лирических произведениях поэтессы, художественной индивидуальности Н, характеристики хронотопа дороги, «Замела метель пути…», Родине лирической героини, детства лирической героини, основе характеристики хронотопа, качества лирической героини, рамках классификации, юностью лирической героини, попытки лирической героини, путь лирической героини, тюменской поэтессы Н, лирическому герою.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос