К вопросу о синкретизме в фольклорных жанрах
Автор: Эгамбердиева Гузал Мадияровна
Рубрика: Народное творчество
Опубликовано в Филология и лингвистика №2 (14) июль 2020 г.
Дата публикации: 13.05.2020
Статья просмотрена: 589 раз
Библиографическое описание:
Эгамбердиева, Г. М. К вопросу о синкретизме в фольклорных жанрах / Г. М. Эгамбердиева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2020. — № 2 (14). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/173/5049/ (дата обращения: 17.12.2024).
Фольклорные жанры, будучи направленными на отображение жизни во всем ее разнообразии в историческом прошлом какого-либо определенного народа, пережили достаточно длительный и довольно сложный процесс своего развития.
Жанры письменной литературы объединяются в три рода. Фольклорные жанры также можно втиснуть в данные рамки. Однако, в определении того, к какому роду отнести их отдельные жанры, имеются определенные проблемы [8]. По мнению фольклориста Б.Саримсакова, пословицы, поговорки, загадки, афоризмы, фразеологизмы, образные выражения, крылатые слова следует рассматривать отдельно, определяя в качестве паремического рода [5, c.54]. В свое время, когда Аристотель разделил на роды жанры, имеющие отношение к искусству слова, во главу угла ставился принцип мимесиса, который представляет собой воссоздание чего-либо на основе изображения действительности. При этом находят свое проявление такие творческие акты, как обобщение, наслаждение, изучение, опора на образы. А в паремических жанрах свойство воссоздания действительности на основе ее изображения не наблюдается. Данный род характеризуется, в основном, двумя моментами: 1. Выражаемая идея уже прошла свое жизненное испытание и ни у кого не вызывает сомнений; 2. Произведения подобного типа в равной мере задействованы представителями всех народов.
Отдельные из данных образцов — пословицы, загадки, существуют в качестве самостоятельных жанров. А остальные еще требуют специального изучения.
Вопрос о родах и жанрах действительно характеризуется большой сложностью, и в связи с этим, приведенные выше суждения Б.Саримсакова представляют собой с научной точки зрения весьма сложную, но в то же время довольно занимательную проблему.
В данных жанрах, характеризуемых в качестве паремического рода, наряду с единичными свойствами, имеет место определенная близость и даже сходства, которые требуют специального исследования. Отдельные из этих жанров широко используются и в письменной литературе. Примером сказанному могут послужить афоризмы и крылатые слова.
Известно, что в фольклоре существуют эпические жанры, отображающие жизненные события на основе повествования, лирические жанры, в основе которых лежат глубочайшие чувства и переживания, а также жанры драматического характера, изображающие жизнь в движении, посредством сцены. Если рассмотреть их с точки зрения художественной формы, то можно разделить, в основном, на произведения стихотворного и прозаического характера. Среди жанров данный принцип может существовать и в смешанном виде. Практически равное задействование в дастанах прозы и поэзии, и, помимо этого, проявление в данном жанре качеств, связанных с музыкой и исполнением песни, подтверждает наличие у него синкретического характера.
Все это вызывает необходимость четкого определения жанровых границ, раскрытия характерных для них специфических качеств, исследования их генетического родства.
«Любой жанр возникал на основе сложившейся устно-поэтической традиции и в процессе своего развития вступал в разнообразные взаимоотношения с другими жанрами. Специфика для любого жанра — его основные образы и приемы, их характеристики, сюжеты, мотивы и композиция, посредством которых оформляются жизненные ситуации и конфликты, характерные для данного жанра» [6, c.36].
Таким образом, фольклорные жанры тесно контактировали и на протяжении веков взаимно обогащали друг друга. В то же время, посредством объекта изображения и изобразительных приемов они приобретают свойство специфичности.
Если в данном вопросе обратиться к паремическим жанрам, то можно наглядно убедиться в их взаимной близости и, в свою очередь в том, что они служили в качестве своеобразного посредника в формировании других жанров или освещении объекта изображения. Если же рассмотреть взаимоотношения песен и пословиц, пословиц и загадок, то данный вопрос получает большую конкретизацию. Согласно определению целого ряда исследователей, жанры пословицы и песни зародились непосредственно в процессе человеческого труда. Данное суждение подтверждают многие образцы вышеуказанных жанров.
Пословица, с точки зрения своего происхождения, считается одним из древнейших жанров. Наиболее ранние их образцы Дж.Фрезер связывает с табу [7, c.251]. Действительно, в пословицах имеет место категоричное суждение, и данное свойство в них проявляется наподобие табу.
Во многих исследованиях, в которых идет речь о пословицах и песнях, отмечается их взаимная близость, значение каждого жанра в качестве важнейшего средства при формировании другого. По определению В. М. Гордлевского, «Пословицы, точнее, рифмованная проза организует процесс метрического построения тюркских песен. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые взаимно рифмуются, состоят из определенных звеньев, стоп, составляя основную ячейку народной поэзии» [2, c.229]. Если обратиться к тюркской поэзии раннего периода, то можно убедиться в том, что отдельные четверостишия с точки зрения своей формы и содержания проявляют определенную близость к пословицам и загадкам. В. М. Жирмунский, отметивший то обстоятельство, что ранние образцы тюркской поэзии основаны на ритмико-синтаксическом принципе, также подтверждая вышеприведенное суждение, писал: «...в генезисе и структуре народного стиха могут служить народные пословицы и загадки»... [3, c.654]. Если взять во внимание тот факт, что поэзия возникла раньше прозы и является ранним детищем искусства слова [1, c.338], данная мысль получает свое новое подтверждение. Ритмико-синтаксические параллелизмы «...рождают созвучие — рифму» [4, c. 26].
В ритмико-синтаксических параллелизмах наблюдается два аспекта: первый из них — слово, звуковой повтор, то есть аллитерация, а второй, сопоставляя два соответствующих друг другу понятия в качестве параллельных образов, отображает действительность. Данные свойства в песнях, пословицах и загадках проявляются наиболее наглядно. Поскольку, первобытный человек, высказывая отношение к реальной действительности, в целях точного определения своей мысли во многом опирался на такие приёмы, как сопоставление, противопоставление и чаще всего обращался к образным параллелизмам. Что же касается аллитерации, то созвучность, основываясь на ритмике, приводит к появлению музыкальности. А тесная взаимосвязь жанра песни с музыкой и танцем известна сама по себе.
Характерно то обстоятельство, что отдельные пословицы весьма трудно отличить от песен и, наоборот, некоторые песни очень близки к пословицам.
Четырехстрочная форма песни, во многих отношениях соответствуя двойным дублетным формам, составляющим поэтическую основу пословиц и поговорок, проявляет взаимное типологическое родство.
Следует особо отметить и то обстоятельство, что первоначально имели место простейшие типы пословиц и загадок, и лишь позднее они приобрели свойство дублетности. По определению многих исследователей, в их ранних формах основную роль играли параллелизмы.
Свойственный пословицам образный параллелизм послужил своеобразной основой для возникновения ранних образцов лирических песен. Ранние образцы состояли из двух полустиший, позднее к пословицам, представлявшим собой форму бейта, обладающего свойством выражения определенной мысли посредством отношения к природному явлению, постепенно присоединились дополнительные полустишия, что в конечном итоге привело к формированию нового жанра песни.
Еще одним средством, сближающим жанры пословицы, песни и загадки, является вышеупомянутый звуковой повтор — аллитерация. Данное фонетическое средство также представляет собой одну из древнейших форм, имеющую непосредственное отношение к образным параллелизмам.
При взаимном сопоставлении жанров песни и загадки становится очевидным тот факт, что загадки с точки зрения отдельных своих качеств стоят гораздо ближе к песням, чем к пословицам.
Известно, что фольклорные жанры, зародившись на заре человечества, пережили довольно длительный и сложный процесс развития, прежде чем приобрели современный облик. В их основу заложено глубочайшее синкретическое свойство. Жанры, подвергаясь взаимному воздействию в процессе развития, функционировали взаимно обогащая и развивая друг друга. Направленность каждого из жанров на освещение какого-либо важного аспекта жизни объясняет их первоначальную тесную близость друг другу. Об известной близости фольклорных жанров свидетельствует и то обстоятельство, что пословицы послужили в качестве своеобразного трамплина в процессе формирования песен, а загадки явились основой для возникновения отдельных сказок.
Литература:
- Адабиёт назарияси, II-том. — Т.:Фан, 1979.
- Гордлевский В. М. Изобранные произведения. Т.2, — М., 1961.
- Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. — Л., 1974.
- Колесницкая И. М. О некоторых древнейших формах народных песен.//Русский фольклор. Т.XII.. — Л., 1974.
- Саримсоқов Б. Адабий турлар ҳақида мулоҳазалар. // Ўзбек тили ва адабиёти. 1993, № 5–6.
- Соколова В. К. Изображения действительности в разных фольклорных жанрах.//Русский фольклор. Т. ХХ. — Л., «Наука», 1981.
- Фрезер Дж. Золотая ветвь. — М., 1986.
- Kamilova S. E. Genre Transformation of a Short-Story in the Late XX–Early XXI Centuries in Russian and Uzbek Literature// Journal of Language and Literature Education, 2016, р.188–198