Нарушение норм речи русского языка в речи школьника | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №3 (12) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 04.11.2019

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Борисова Л. В. Нарушение норм речи русского языка в речи школьника // Филология и лингвистика. — 2019. — №3. — URL https://moluch.ru/th/6/archive/144/4578/ (дата обращения: 22.11.2019).

Препринт статьи



В статье рассматривается проблематика нарушения норм речи русского языка в речи школьников. Был проведен анализ причин возникновения данного рода нарушений. Выделены типы ошибок. Обнаружено, что чтение является одним из рычагов исправления данного рода речевых нарушений.

Ключевые слова: речь, школьник, школа, нарушение, нарушение речи, речевое поведение.

The article deals with the problem of violation of the norms of the Russian language in the speech of schoolchildren. The analysis of the causes of this kind of violations was carried out. The types of errors are highlighted. It is found that reading is one of the levers of correction of this kind of speech disorders.

Key words: speech, schoolboy, school, violation, speech disorder, speech behavior.

Язык народа является важнейшим признаком нации и выражением ее духа. Национальный язык всегда должен быть в центре внимания общества. Общество в целом и школа в частности должны заботиться о культуре русской речи. В связи с этим невозможно переоценить роль русского языка в процессе обучения школьников.

Язык является исторически развитой формой человеческого общения. Процесс речи включает в себя, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей с помощью лингвистических (языковых) средств, а с другой — восприятие языковых конструкций и их понимание. Язык — это психолингвистический процесс, устная форма существования человеческих языков.

Язык является важным элементом человеческой деятельности, который позволяет человеку познавать мир вокруг вас, делиться своими знаниями и опытом с другими и собирать вас для передачи будущим поколениям.

Как средство выражения мысли язык в процессе его развития в онтогенезе становится важнейшим (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без языковой активности.

Одной из задач, стоящих перед учителями, является обучение детей правильному устному и письменному языку, соответствующему нормам литературного языка. Человек с грамотной речью будет успешен в школе, на работе, в общественной жизни. Поэтому учитель должен уделять особое внимание речевым ошибкам учащихся и помогать их исправлять.

Показательно, что в общественном сознании всегда идея значения языковой нормы живет в определении социального статуса личности, и поэтому демонстрация языковых ошибок остается одним из мощных сатирических средств [1].

В 1990-х годах наблюдалась тенденция переносить ответственность за снижение успеваемости в школе на факторы, связанные с ухудшением социально-экономического положения российских семей и здоровья учащихся. в первом десятилетии XXI в. Рост школьных трудностей был связан с неподготовленностью и неподготовленностью образовательных инноваций (от детских садов до университетов).

В психолого-педагогической литературе отмечается, что зачастую вооружение детей навыками письма направлено на конечный формальный результат — написание слова, предложения. В то же время техническая сторона, оперативная — время, затрачиваемое ребенком на написание, качество письма, состояние «давления», остается неурегулированным и неконтролируемым. А именно, эти показатели дают представление о реальном состоянии двигательного развития и навыков письма в целом.

Таким образом, борьба учителей за соблюдение языковых стандартов — это борьба за формирование общей культуры человека с целью донести до него признаки, определяющие его принадлежность к социальному классу — классу образованных людей.

Вопрос классификации ошибок в языке учащихся остается одним из болезненных моментов преподавания русского языка в школе. До недавнего времени учителя не могли различить лексические и грамматические ошибки, с одной стороны, и стилистические ошибки, с другой.

Стилистические ошибки часто являются не только стилистическими ошибками, но и лексическими, фразеологическими и грамматическими ошибками, а также логическими и даже — иногда актуальными. Включая перечисленные ошибки в категорию стилистических ошибок, учитель — в логике вещей — считает вас извиняющимся, грубым. При оценке письменной работы в школе учитываются, в основном, орфографические ошибки и ошибки пунктуации. Таким образом, широкое понятие языковой культуры заменяется узким понятием проверки правописания и пунктуации. Неизбежным следствием этого является низкая культура обучения [2].

Произношение ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Это неправильное произношение звуков в словах, нарушение норм ударения. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, поскольку их нарушение создает неприятное впечатление у слушателя о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Если вы слышите, как учащийся произносит слова неправильно, вам нужно указать, исправить.

Лексические ошибки включают использование паразитических слов. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это различные частицы, слова, которыми оратор заполняет вынужденные паузы: здесь, ну, это, так сказать, в общем, честно говоря, как бы. Разговорные слова в сфере повседневного общения, использование которых неуместно в письменных работах, сообщениях и т. д. Морфологические ошибки — это ошибки в формировании форм различных речевых частей. Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса — построения предложений, правил сочетания слов. Нарушение согласованности (логики) представления приводит к логическим ошибкам. К этим типам ошибок относятся следующие недостатки в содержании работы:

– нарушения последовательности изложения;

– отсутствие связи между частями и предложениями;

– необоснованное повторение ранее высказанного мышления;

– фрагментация в другой истории микротемой;

– несоответствие частей утверждений;

– отсутствие необходимых деталей;

– перестановка фрагментов текста (если не по представлению раскрыть),

– несанкционированная замена лица повествование становится (например, сначала от первого, а затем от третьего лица) [3].

Этические ошибки. Есть работы, в которых проявление речевой агрессии, обиды было зафиксировано.

Исходя из практики и опыта изучения проблем языкового развития учащихся начальной школы, для определения причин, можно говорить о том, что, в первую очередь, важно изучить причины возникновения нарушения речи у школьников, а впоследствии работать с решением данной проблемы.

В свою очередь, я работаю с детьми, родителями, изучаю литературу, чтобы узнать больше и научиться применять методы языковой коррекции. Моя цель требует больших усилий, но результат оправдает все трудности на моем пути и пути моих учеников.

Литература:

  1. Алмазова Анна Алексеевна Особенности обучения русскому языку школьников с нарушениями речи // Вестник ТГУ. 2015. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-russkomu-yazyku-shkolnikov-s-narusheniyami-rechi
  2. Соколова Ирина Алексеевна Механизмы и симптоматика нарушений письма у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта // Концепт. 2018. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-i-simptomatika-narusheniy-pisma-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-intellekta
  3. Турчин А. С. Проблема нарушений письменной речи подростков-школьников // Экономика образования. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-narusheniy-pismennoy-rechi-podrostkov-shkolnikov
Задать вопрос