Коннотация количественных обозначений в народных говорах русского языка | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №3 (9) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 06.12.2018

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Топорков П. Е. Коннотация количественных обозначений в народных говорах русского языка // Филология и лингвистика. — 2018. — №3. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/th/6/archive/107/3789/ (дата обращения: 18.10.2019).



В работе рассмотрены оценочные и оценочно-номинативные коннотации количественных обозначений на материале народных говоров русского языка. Рассмотрены лексико-семантические и словообразовательные способы реализации коннотативных значений, приведены лексико-семантические и грамматические особенности реализации таких значений в народных говорах русского языка.

Ключевые слова: лексическая семантика, коннотация, оценочное имя, количество, категория состояния.

Анализу понятия «коннотация» посвящено немало работ отечественных и зарубежных исследователей: Ю. Д. Апресяна, И. А. Арнольд, В. И. Говердовского и др. В статьях [3], [6] приведены различные точки зрения на данную проблему.

Коннотация возникает как в сфере конкретно-предметной (напр., в лексико-семантических группах с обозначением животных, национальностей, профессий и родов деятельности, в сфере собственных имён (см. словарь [4]), а также вещественной, собирательной и отвлечённой лексики.

При этом, однако, в качестве иллюстративного материала привлекаются данные литературного языка.

В нашей работе более подробно рассмотрим некоторые модификации количественных обозначений, присущие народным говорам русского языка. В качестве иллюстративного материала привлечены данные Словаря русских народных говоров [5].

Существуют три основных направления развития коннотативных сем:

  1. Перенос семы из литературного языка и последующая модификация.
  2. Развитие коннотативной семы у диалектной лексемы.
  3. Модификация оценочной семы в диалектах (существует общеоценочный «потенциал», который реализуется в качестве различных частнооценочных сем).

Количественные значения на морфемном уровне (значение корня) связаны с денотативной зоной мотиватора, ср. сплодимо — плод, сенно — сено, срез — резать. Ср. также оводно, комаристо.

Сплодимо нареч. 1. Большое количество, много чего-л. (о растениях). Сплодимо у них цветов в ограде. Южн. Краснояр., 1967. Ср. также значения: 2. Густо, часто (сеять). Морковь сплодимо не сеют, выдергаешь половину. Южн. Краснояр., 1967. 3. Слошь, подряд. Ой, сплодимо все шишка. Шушен. Краснояр., 1967.

Сенно, безл. сказ. Много сена. Лесно у нас было, а не сенно. Онеж., 1913.

Срез 5. С р е з у (нет, нету, не было и т. п.). О большом урожае травы, пшеницы и т. п. Господь и в правду зародил такую пшеницу, что и срезу не было. Травы срезу нетути—дуже ее много. На речище выросла трава—Боже мой якая — срезу нет. Смол., 1914.

Возможно семантическое расширение с размытием мотивационной связи с семантикой корня: срез 6. С род. пад. Много, полно. Срез молока. Срез людей. Брон. Моск., 1963. См. также срезь.

Развитие ряда значений связано с метафорическим переносом, актуальным и в общеязыковой среде.

Ср.: Сально, безл. сказ. Слишком хорошо; слишком много, чересчур. Это тебе отдать? Больно сально будет. Пошех. Яросл., 1850. Современное разг. жирно: А не жирно ли тебе будет? и т. п.

В ряде случаев существительные с собирательным значением наряду с экспрессивными коннотациями получают грамматические характеристики разряда собирательных существительных.

Ср.: Сойма, ж. 1. Крестьянская сходка. Жиздр. Калу ж., 1846. Калуж., Нижегор. 2. Шумная толпа, скопление людей. Яросл., 1910. Пенз, р. Урал. О Сойма народа (народу). Цела сойма народа, а толку нет. Глянь-кать, сойма народу-то. Р. Урал, 1976.|| О гурьбе детей. Сколько вас тут набралось — целая сойма. Кинельск. Куйбыш., 1945. 3. Большое количество детей в семье. На току сойму одного хлеба сколько надо. Покр. Влад., 1910.

Количественные обозначения могут приобретать денотативные компоненты значения, в т. ч. на основе периферийных компонентов концепта и в ряде случаев приобретают характер метонимического смещения значения (см. до слёз).

Соймы, мн. Мошкара. На лесозаготовках работали, так соймы затоптали, бывало, как сейчас бармы (оводы), только маленькие, лезут везде. Медвежьегор. КАССР, 1970. 5. Драка, свалка. Даль. 6. Шум, брань. Нижегор., 1850. 2. Сойма, нареч. Очень много.

Корсун. Симб., 1897.

Смертные барашки, овцыи т. п. у кого-л. Очень много, несчислимое количество кого-, чего-л. у кого-л. Унего барашки смертные. Казаки-некрасовцы, 1969.

Синь-порох. Немного, самая малость, чуть-чуть. Ряз. Ряз., 1902. Яросл., Моск., Калуж. Ни синь, ни крошечки не досталось. Ничего не досталось. Ни кусочка не досталось рыбы, вот даже ни синь — ни крошечки. Петров. Сарат., 1960.

До слез (работы, дел и т. п.). Очень много (работы, дел и т. п.). Работы будет до слез.

Ср.: Слезьё, ср., собир. Фольк. Слезы; много слез. Слезяница, ж. Слезы, много слез.

Ср. также: Сильно Много, в большом количестве. Сильно народу было. Вят., 1847. Нельзя сильно воды пить, Нельзя почерпнути (песня). Арх. Сильно там белых грибов. Яросл. Костром. Сильно яблок. Дон. Акм. Мышей ходили искали. Сильно заготовляли. Камч. Киргиз. ССР.

Ср. с экспрессивной семантикой в контексте с общелитературным синонимом: Сильно-сильно. Очень много. Пресильный комар, много-много, сильно-сильно. Бараб. Новосиб., 1970.

В ряде случаев пространственные параметры количества модифицируются в качественные или рассматриваются как различные компоненты концепта:

Ср.: Леший О высоком, рослом человеке. Наряду с количественными, отмечаются и качественные параметры: О грубом, диком человеке; о сумасшедшем, буйном человеке; о беззаботном, рассеянном человеке.

Таким образом, функционирование количественных значений диалектных лексем на основе коннотативных сем связано с рядом процессов лексико-семантического характера (количественно-качественные модификаций, модификации на уровне денотативных зон), а также грамматического характера (изменение грамматических характеристик лексем, в том числе изменение частеречной принадлежности).

Литература:

  1. Апресян Ю. Д. Коннотация как часть прагматики слова // Избранные труды. Том ІІ. Интегральное описание и системная лексикография. М., 1995
  2. Говердовский В. И. История понятия коннотации // Филологические науки. М., Наука: 1979. № 2. С.83–86.
  3. Кропотова Л. В. История развития лексической коннотации. Язык и культура. 2010. № 1. С.33–47
  4. Отин Е. С. Словарь коннотативных собственных имен. — Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2004. — 412 с.
  5. Словарь русских народных говоров. ТТ. 1–40. М., Л., СПб., 1965–2006.
  6. Сторожева Е. М. Социальная обусловленность идиомного компонента лексической коннотации: диссертация... кандидата филологических наук: 10.02.19 / Сторожева Екатерина Михайловна; [Место защиты: Перм. гос. ун-т].- Пермь, 2009.- 249 с.: ил. РГБ ОД, 61 09–10/553
Основные термины (генерируются автоматически): народный говор русского языка, ряд случаев, сойма народа, сойма, слеза, работа, иллюстративный материал, литературный язык, Урал, срез.

Похожие статьи

Фонетические особенности говоров Белгородской области

Организация работы по совершенствованию орфоэпической культуры учащихся в условиях диалекта требует от учителя определенной лингвистической подготовки. Знание диалектологии практически необходимо учителю, обучающему школьников русскому языку.

Влияние истории народа на формирование его диалектной речи

Язык — сложное многозадачное образование, которое включает в себя не только знаковую

Из всех форм русского языка литературная речь изучена лучше всего, она считается

Но в связи с рядом реформ и увеличением интереса к крестьянству как к важному аспекту истории...

Изучение диалектного слова — центральное направление русской...

Однако при исследовании говоров русского языка, как и любых других говоров, необходимо исходить, прежде всего, из основных свойств языка. Поскольку язык существует во времени и в обществе, т. е. постоянно изменяется, отличается сложностью, — считал Ф. Де Соссюр: «Язык...

«Культура речи» и самостоятельная работа студентов

Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден.

Диалекты — это местные народные говоры, весьма различные с точки зрения произношения

Литературный язык — это. разумеется, далеко не одно и то же. что язык художественной...

Диалектальные фразеологизмы на языке народных дастанов

Очевидно, проделано ряд внушительных работ по узбекской фразеологии. Несмотря на это, считаем уместным проведение анализа и диалектальных фразеологических единиц применённых в узбекских народных дастанах. Так как собирание и описывание...

О проблеме происхождения древнерусского языка

Этот взгляд на истоки русского литературного языка был высказан в работе И. И. Срезневского «Мысли об истории русского языка».

Наиболее полное отражение гипотеза о церковнославянской основе русского литературного языка получила в трудах А. А. Шахматова.

Диалектная лексика и фразеология интеллектуальной...

Ключевые слова: русский язык, лексика, предметные результаты, игровые технологии

...русского языка (по данным Национального корпуса русского языка на материале

Литературный язык является частью общенародного языка, включающего также диалекты...

Говор села Первореченского Краснодарского края...

Русские говоры — это неотъемлемый признак родной страны, палитра из

Собрать языковой материал во многом помогло то, что собиратель Дмитриченко Д. В. является коренным жителем села

Иллюстративный материал в словаре подается в основном в форме лексорассказа.

Функции диалектной лексики в автобиографической прозе...

Работы Зализняк А. А., Хабургаева Г. А. В современной лингвистике важным становится и влияние литературного языка на диалект. Актуальность изучения диалектизмов заключается в том, что в последнее время активизируется процесс исчезновения диалектной лексики.

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

Словарная работа на уроках русского языка проводится по следующему плану

2) При всем этом сочли нужным привлекать для анализа тексты из художественных произведений и работ литературных критиков, изучаемых на уроках литературы, чтобы дать детям возможность...

Похожие статьи

Фонетические особенности говоров Белгородской области

Организация работы по совершенствованию орфоэпической культуры учащихся в условиях диалекта требует от учителя определенной лингвистической подготовки. Знание диалектологии практически необходимо учителю, обучающему школьников русскому языку.

Влияние истории народа на формирование его диалектной речи

Язык — сложное многозадачное образование, которое включает в себя не только знаковую

Из всех форм русского языка литературная речь изучена лучше всего, она считается

Но в связи с рядом реформ и увеличением интереса к крестьянству как к важному аспекту истории...

Изучение диалектного слова — центральное направление русской...

Однако при исследовании говоров русского языка, как и любых других говоров, необходимо исходить, прежде всего, из основных свойств языка. Поскольку язык существует во времени и в обществе, т. е. постоянно изменяется, отличается сложностью, — считал Ф. Де Соссюр: «Язык...

«Культура речи» и самостоятельная работа студентов

Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден.

Диалекты — это местные народные говоры, весьма различные с точки зрения произношения

Литературный язык — это. разумеется, далеко не одно и то же. что язык художественной...

Диалектальные фразеологизмы на языке народных дастанов

Очевидно, проделано ряд внушительных работ по узбекской фразеологии. Несмотря на это, считаем уместным проведение анализа и диалектальных фразеологических единиц применённых в узбекских народных дастанах. Так как собирание и описывание...

О проблеме происхождения древнерусского языка

Этот взгляд на истоки русского литературного языка был высказан в работе И. И. Срезневского «Мысли об истории русского языка».

Наиболее полное отражение гипотеза о церковнославянской основе русского литературного языка получила в трудах А. А. Шахматова.

Диалектная лексика и фразеология интеллектуальной...

Ключевые слова: русский язык, лексика, предметные результаты, игровые технологии

...русского языка (по данным Национального корпуса русского языка на материале

Литературный язык является частью общенародного языка, включающего также диалекты...

Говор села Первореченского Краснодарского края...

Русские говоры — это неотъемлемый признак родной страны, палитра из

Собрать языковой материал во многом помогло то, что собиратель Дмитриченко Д. В. является коренным жителем села

Иллюстративный материал в словаре подается в основном в форме лексорассказа.

Функции диалектной лексики в автобиографической прозе...

Работы Зализняк А. А., Хабургаева Г. А. В современной лингвистике важным становится и влияние литературного языка на диалект. Актуальность изучения диалектизмов заключается в том, что в последнее время активизируется процесс исчезновения диалектной лексики.

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках...

Словарная работа на уроках русского языка проводится по следующему плану

2) При всем этом сочли нужным привлекать для анализа тексты из художественных произведений и работ литературных критиков, изучаемых на уроках литературы, чтобы дать детям возможность...

Задать вопрос