Социальные причины, порождающие кризисные ситуации. новых форм и вариантов функционирования любых систем. усиливают кризисные тенденции.Поэтому задача специалистов по антикризисному управлению — вовремя зафиксировать и оценить появляющиеся сигналы о неблагополучии и разработать превентивные или экстренные меры по ликвидации возникающих негативных тенденций.
Ключевые слова: актуальность,нестабильности, ситуации, кризисных, экономической, кризисы, неграмотное управление
Кризисы сопровождали человечество на протяжении всей истории его развития. Это связано с действием объективных законов диалектики, которые постоянно преобразуют существующий мир. Поэтому кризисы — исторически «устойчивое явление на уровне любых хозяйственных структур, в том числе и в условиях развитой рыночной экономики, поскольку существуют естественные сроки обновления средств и предметов труда, технологических систем и уход от устаревших форм производства, в силу чего на смену прежним способам ведения хозяйства по законам диалектики приходят новые, более прогрессивные» [1, с. 3].
Кроме этого существуют и социальные причины, порождающие кризисные ситуации, — неграмотное управление, изменение юридических институтов или неудачное стечение других обстоятельств, сложные внешние или внутренние политические условия (военные действия, потеря компаний и доходов на чужих территориях и пр.).
Сегодня социальные и экономические риски интенсивно дополняются еще и экологическими, формирующими кризисные ситуации: общим дефицитом ресурсов, экологическими катаклизмами, заменой естественных предметов труда искусственными и др. То есть всегда существует тенденция периодического отмирания старых форм жизнедеятельности и появление новых форм и вариантов функционирования любых систем.
Соответственно, аналогичные процессы осуществляются и в экономической плоскости. Но поскольку в основе возникновения и развития экономических отношений всегда исходно лежат социальные отношения — одиночные связи, периодические контакты или постоянное взаимодействие субъектов, то следует анализировать именно социально-экономические объекты и качество управленческих функций относительно этих объектов (от микро- до мегауровня) или социально-экономические системы, соединяющие воедино человека и объект его управления.
Что касается открытых рыночных отношений, то они лишь усиливают кризисные тенденции, так как рыночные ориентиры, стихийно захватившие общество, существенно трансформируют мышление, а также поведение хозяйственных субъектов в плане стремления к получению прибыли любой ценой, в том числе и асоциальными, теневыми путями, порождая нежелательные для общества ситуации. Индивидуальные и локальные интересы часто преобладают над общественными интересами, установки на реализацию целей отдельных компаний воспринимаются как более значимые относительно совокупных результатов развития региона или общества в целом.
Особенно нарастают кризисные риски в современной гипертрофированной рыночной экономике, когда объективный экономический закон удовлетворения человеческих потребностей, лежащий в основе развития общественного производства, подменяется законом накопления капитала и бесконечной гонкой за прибылью. В этих условиях конкуренция заставляет предпринимателей вести более жесткую хозяйственную политику во имя получения максимального дохода именно здесь и сегодня, часто не считаясь ни с требованиями общества, ни с возможностями естественной среды и не заглядывая в будущее.
Любой экономический кризис — поверхностный или глубокий — всегда «является тем сигналом, который позволяет оценить смену условий хозяйственного развития и предпринять определенные шаги в плане позитивных преобразований с целью продолжения эффективной производственной деятельности» [1, с. 38]. Поэтому задача специалистов по антикризисному управлению — вовремя зафиксировать и оценить появляющиеся сигналы о неблагополучии и разработать превентивные или экстренные меры по ликвидации возникающих негативных тенденций.
Кризисные процессы активно проявляются и в России. Современное производство в РФ, следуя требованиям объективных рыночных законов, по многим направлениям не столько ориентировано на удовлетворение реальных потребностей населения, сколько стремится навязывать людям ту продукцию, с помощью которой можно обеспечить действующим компаниям самые высокие и регулярные доходы. При этом цепь посредников от производителя до потребителя интенсивно увеличивается, в результате чего страдает качество продукции, а конечная цена товаров для потребителя увеличивается в несколько раз.
По сути, идет подмена главной функции общественного производства, призванного удовлетворять общественные потребности: то есть, часто не производство работает на общество, а общество в силу ряда причин подчиняется производителям (особенно в условиях монополии), которые навязывают населению свой продукт (в том числе и сомнительного качества, или откровенно вредный продукт), чтобы получить прибыль.
В итоге нарушаются основные взаимосвязи построения грамотных общественных отношений, что активно стимулирует появление кризисных ситуаций. Из двух противоположных активных сил — объективного рыночного института и субъективных общественных усилий — на практике берет верх пока именно рыночная стратегия. Это означает, что система управления общественными связями в масштабах хозяйственной деятельности недостаточно грамотна и сильна, хотя она априори отвечает за устойчивую и успешную жизнедеятельность соответствующей социально-экономической агломерации.
Сегодня в условиях, когда общественное хозяйство интенсивно поглощает материально-вещественные ресурсы и в погоне за прибылью готово хищнически использовать естественную среду, при этом часто беспощадно относится к человеку, повышая степень эксплуатации рабочей силы и несправедливо распределяя между участниками производства созданный продукт, необходимо заново переосмыслить цели общественного развития и траекторию движения в разумное, социально ориентированное будущее. Для этого необходимо опереться на науку, и в первую очередь — на методологическую науку, что позволит избежать ошибок и непредсказуемых результатов и поможет сориентироваться в непростых условиях текущего века, выстраивая более надежные варианты перспективного развития.
Поскольку кризисные ситуации стали непременным фактом современной жизни, то реакция общества на эти явления выразилась соответственно — в виде формирования целостной системы антикризисного управления.
Как и любая другая научная дисциплина, связанная с экономикой, антикризисное управление является совокупностью общих и конкретных экономических знаний, с одной стороны, и вариантами целесообразного практического поведения людей — руководителей бизнес-структур — с другой. Изменения в системе целей могут повлиять на корректировку основных функций антикризисного управления.
В целом антикризисное управление как система знаний теоретико-практического плана изучает следующие аспекты:
1) условия и причины возникновения кризисов;
2) сущность кризисных явлений, их содержание, проявление и формы;
3) этапы и динамику развития;
4) периодичность проявления;
5) меры по ликвидации последствий на различных уровнях управления.
Научно-познавательная и практическая функции антикризисного управления реализуются в жизни грамотными специалистами, накапливающими опыт познания законов функционирования системных (в том числе и социально-экономических) объектов для изменения исходных, фундаментальных основ развития современного общества, воспроизводящего условия возникновения кризисных ситуаций.
Анализ категории антикризисного управления предполагает выделение атрибутивных свойств этого процесса в отличие от форм поверхностного проявления, который может восприниматься как ортодоксальный подход в системе экономических исследований, в принципе не зависящий от масштабов объекта и уровня управления.
Развернутый понятийный анализ термина «антикризисное управление», на наш взгляд, можно выстроить следующим образом:
Сущность антикризисного управления — закономерность подключения субъективного фактора (в виде осмысленной целенаправленной деятельности человека) к течению объективных процессов, связанных с законом циклического развития.
Содержание антикризисного управления — оптимизация путей и механизмов достижения целей за счет эффективного использования всех элементов ресурсной базы под руководством специалистов.
Проявление антикризисного управления реализуется в предпринимательской, организационно-управленческой, аналитической, нормативно-методической, консультационной, образовательной, научно-исследовательской и других видах деятельности.
Формы антикризисного управления — превентивные или экстренные антикризисные меры, внутреннее или внешнее антикризисное регулирование, локальные или комплексные варианты антикризисного управления и др.
Функциональное пространство антикризисного управления как системы есть отражение ее предметной области.
Методика, используемая в антикризисном управлении, неразрывно связана с теорией, так как это две обязательных составляющих процесса познания.
Если теория — это система основных идей и знаний, формирующих представление о законах и закономерностях, лежащих в основе любых процессов в той или иной отрасли, то метод — это способ, с помощью которого познается тот или иной предмет. Методы, используемые конкретной наукой, определяют глубину познания ее предмета и достоверность полученных результатов.
Заключение
Антикризисное управление имеет дело с фактами объективной действительности, которые подлежат исследованию, чтобы за видимостью явлений раскрыть их сущность, то есть познать законы функционирования и развития определенных хозяйственных систем; выявить механизм действия объективных законов; понять и проранжировать значение внешних и внутренних связей с целью оптимизации дальнейшей практической деятельности.
Принципы управления различными системами в экономической реальности отличаются различными параметрами [2, с. 10].
Поскольку сущность и форма проявления какого-то процесса в реальной действительности не совпадают, то именно наука проникает в действительную природу явления, объясняя, почему внешний вид явления представлен именно в таком виде. Эту задачу наука решает с помощью научных методов.
Литература:
- Ванеева Т. А., Мжельская И. В. Теория антикризисного управления: учеб. пособие. — Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014. — 100 с.
- Ванеева Т. А. Современный рынок. Взгляд из России. — Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2016. — 127 с.

