Модель государственно-частного партнерства как средство привлечения ресурсов в жилищное строительство в Республике Беларусь
Автор: Занько Александр Иванович
Рубрика: Экономическое развитие и рост
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (12) январь 2018 г.
Дата публикации: 04.01.2018
Статья просмотрена: 200 раз
Библиографическое описание:
Занько, А. И. Модель государственно-частного партнерства как средство привлечения ресурсов в жилищное строительство в Республике Беларусь / А. И. Занько. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 1 (12). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/78/3055/ (дата обращения: 17.12.2024).
Внедрение механизма государственно-частного партнерства при финансировании жилищного строительства позволяет достичь баланса интересов на основе объединения ресурсов участников проекта с учетом их интересов и рисков.
Ключевые слова: структура финансирования строительства, механизм государственно-частного партнерства, источники финансирования
В Республике Беларусь обеспеченность населения жильем в 2016 году по сравнению с 2011 годом возросла на 7,2 % и составила 26,8 кв. метров на человека. Значение данного показателя выше, чем в Российской Федерации (24,4 кв. метров на человека) и Казахстане (21,0 кв. метров на человека), но ниже, чем в Армении (31,3 кв. метров на человека).
Вместе с тем в период с 2011 по 2016 годы объемы введенного в эксплуатацию жилья в кв. метрах снизились на 21,8 %, а число построенных квартир сократилось на 29,4 %. Ввод в эксплуатацию жилья в расчете на 1000 человек в республике по сравнению с 2011 годом снизился на 22 % и в 2016 году составил 451 кв. метров на 1000 человек. В то же время в Казахстане и Российской Федерации наблюдается рост объемов строительства на 1000 человек на 50 % и 25,5 % соответственно. В 2016 году данный показатель в Казахстане составил 591 кв. метров на 1000 человек, а в Российской Федерации — 547 кв. метров на 1000 человек (таблица) [1].
Таблица
Динамика показателей строительства жилья в 2011–2016 годы
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Темп роста 2016 г. к 2011 г. |
Обеспеченность населения жильем, кв. метров на человека |
25,0 |
25,4 |
25,7 |
26,1 |
26,5 |
26,8 |
107,2 |
Всего построено, тыс. кв. метров общей площади |
5480,1 |
4482,8 |
5220,4 |
5523,0 |
5055,3 |
4284,7 |
78,2 |
Число построенных квартир, тыс. |
69,8 |
57,2 |
63,7 |
69,3 |
55,5 |
49,3 |
70,6 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов на 1000 человек, кв. метров Республика Беларусь |
578 |
474 |
551 |
583 |
533 |
451 |
78,0 |
Казахстан |
394 |
401 |
402 |
435 |
510 |
591 |
150,0 |
Российская Федерация |
436 |
459 |
491 |
576 |
583 |
547 |
125,5 |
Существенные изменения претерпела структура финансирования строительства жилья: удельный вес ввода за счет средств населения увеличился с 39,3 % в 2011 году до 60,7 % в 2016 году. Это произошло в основном за счет снижения доли льготного кредитования с 50,1 % в 2011 году до 18,9 % в 2016 году (рисунок) [1].
Рис. Динамика структуры финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь в 2011–2016 годы
Утвержденной Государственной программой «Строительство жилья» на 2016–2020 годы в Республике Беларусь предусмотрен рост уровня обеспеченности населения жильем к 2020 году до 27,3 кв. метра на человека. При этом финансирование строительства жилья планируется осуществлять за счет внебюджетных источников (удельный вес внебюджетных источников финансирования в общем объеме финансирования строительства жилья возрастет до 94,3 %) [2].
В настоящее время в Республике Беларусь при строительстве жилья используются следующие источники финансирования [3]:
строительство жилых домов на долевых началах за счет средств граждан и организаций;
строительство жилых домов за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей;
применение местных целевых облигационных жилищных займов;
использование системы строительных сбережений (накоплений).
На рынке жилищной недвижимости используются такие инструменты как жилищные облигации частных организаций [4], ипотечное кредитование [5], рассрочка, предоставляемая застройщиками [6].
Вместе с тем недостаток финансирования жилищного строительства сохраняется, что требует разработки дополнительных механизмов привлечения средств.
В целях обеспечения запланированных объемов жилищного строительства на основе внебюджетного финансирования в условиях невысокого платежеспособного спроса населения существующие схемы финансирования строительства жилья могут быть дополнены моделью на основе государственно-частного партнерства.
Данная модель предполагает участие в реализации проекта строительства жилья девелоперских компаний, населения, государства и финансовых посредников (банков и страховых компаний). В рамках модели финансирования строительства жилья на основе государственно-частного партнерства государству отводится роль регулятора и гаранта соблюдения основных интересов участников. Государство предоставляет гарантии банкам при кредитовании девелоперских организаций, осуществляющих жилищное строительство. При этом государственные финансовые ресурсы будут задействованы только в случае невыполнения девелоперской организацией своих обязательств по проекту. Участие государства в проекте как регулятора также создает дополнительные гарантии и для населения, приобретающего жилье.
Роль девелоперов состоит в организации процесса строительства жилья и его осуществления.
Банки и страховые компании осуществляют соответственно финансирование и страхование рисков жилищных проектов. Отличительной особенностью использования предлагаемой модели государственно-частного партнерства в жилищном строительстве является то, что банки кредитуют не население, а девелоперские организации.
Население в свою очередь выступает покупателем жилья и основным источником возмещения понесенных расходов инвесторами, заложенных в цену покупки (строительства). Причем между девелоперской организацией и физическим лицом заключается договор, в соответствии с которым покупатель жилья возмещает в течение нескольких лет стоимость строительства.
Применение механизма государственно-частного партнерства при финансировании жилищного строительства позволяет достичь баланса интересов на основе объединения ресурсов участников проекта с учетом их интересов и рисков. В результате становится возможным осуществлять финансирование проектов строительства жилья за счет использования внебюджетных источников и привлечения большего числа граждан, решающих вопросы обеспеченности жильем.
Литература:
- Инвестиции и строительство в Республике Беларусь: статистический сборник. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. — 213 с.
- Государственная программа «Строительство жилья» на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 325.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2000 N 82 «О мерах по обеспечению широкого привлечения средств граждан и юридических лиц на финансирование жилищного строительства».
- Инструкция о порядке эмиссии, обращения и погашения жилищных облигаций, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 N 54.
- Закон Республики Беларусь от 20.06.2008 N 345-З «Об ипотеке».
- Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З «Гражданский кодекс Республики Беларусь».
Ключевые слова
источники финансирования, структура финансирования строительства, механизм государственно-частного партнерстваПохожие статьи
Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения
Актуальность статьи обусловлена необходимостью привлечения денежных средств в систему здравоохранения. Целью статьи является исследование особенностей государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. На основе анализа статистических данны...
Проектное финансирование жилищного строительства
Рассмотрены два дискуссионных вопроса в свете последних законодательных изменений института долевого участия в строительстве: во-первых, повышение стоимости жилья в рамках проектного финансирования при декларируемой минимизации рисков и, во-вторых — ...
Пути эффективного взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса
В статье рассмотрена стратегия экономического развития инвестиционно-строительной сферы, выявлены недостатки и предложены модели сбалансированного инвестирования инвестиционно-строительных проектов.
Формирование и развитие механизмов ГЧП в Хабаровском крае
В статье анализируются формы взаимодействия власти и бизнеса, позволяющие аккумулировать ресурсы в той или иной инфраструктурной сфере в целях решения социально значимых задач, сокращать расходы государственных бюджетов на развитие социальной сферы, ...
Распределение рисков между партнёрами при реализации проектов ГЧП
ГЧП даёт возможность государству и частному бизнесу распределять риски проекта совместно, обеспечивая взаимную поддержку для получения дополнительных выгод для каждой из сторон. Распределение рисков между партнёрами при реализации ГЧП является важным...
Проблемы разработки и реализации инвестиционных проектов в регионах РФ
В статье рассмотрены основные проблемы регионов России, с которыми они сталкиваются в ходе реализации региональных инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнерства.
Управление источниками финансирования приоритетных проектов в интересах государственного и частного инвестора
В статье представлены результаты исследования методологического обеспечения моделирования и оценки результативности структуры финансирования проектов ГЧП. На основании анализа зарубежной и отечественной практики предложены основные рекомендации по с...
Усовершенствование системы здравоохранения на основе механизмов государственно-частного партнерства
В статье проведен сравнительный анализ практического опыта использования механизмов государственного частного партнерства в Великобритании и в отечественном здравоохранении. Рассмотрены основные тенденции применения государственно-частного партнерств...
Развитие муниципально-частного партнерства (на примере Екатеринбурга)
В статье рассмотрены тенденции распространения механизма государственно- и муниципально-частного партнерства в социальной сфере. Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых проектов
Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса
В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...
Похожие статьи
Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения
Актуальность статьи обусловлена необходимостью привлечения денежных средств в систему здравоохранения. Целью статьи является исследование особенностей государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. На основе анализа статистических данны...
Проектное финансирование жилищного строительства
Рассмотрены два дискуссионных вопроса в свете последних законодательных изменений института долевого участия в строительстве: во-первых, повышение стоимости жилья в рамках проектного финансирования при декларируемой минимизации рисков и, во-вторых — ...
Пути эффективного взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса
В статье рассмотрена стратегия экономического развития инвестиционно-строительной сферы, выявлены недостатки и предложены модели сбалансированного инвестирования инвестиционно-строительных проектов.
Формирование и развитие механизмов ГЧП в Хабаровском крае
В статье анализируются формы взаимодействия власти и бизнеса, позволяющие аккумулировать ресурсы в той или иной инфраструктурной сфере в целях решения социально значимых задач, сокращать расходы государственных бюджетов на развитие социальной сферы, ...
Распределение рисков между партнёрами при реализации проектов ГЧП
ГЧП даёт возможность государству и частному бизнесу распределять риски проекта совместно, обеспечивая взаимную поддержку для получения дополнительных выгод для каждой из сторон. Распределение рисков между партнёрами при реализации ГЧП является важным...
Проблемы разработки и реализации инвестиционных проектов в регионах РФ
В статье рассмотрены основные проблемы регионов России, с которыми они сталкиваются в ходе реализации региональных инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнерства.
Управление источниками финансирования приоритетных проектов в интересах государственного и частного инвестора
В статье представлены результаты исследования методологического обеспечения моделирования и оценки результативности структуры финансирования проектов ГЧП. На основании анализа зарубежной и отечественной практики предложены основные рекомендации по с...
Усовершенствование системы здравоохранения на основе механизмов государственно-частного партнерства
В статье проведен сравнительный анализ практического опыта использования механизмов государственного частного партнерства в Великобритании и в отечественном здравоохранении. Рассмотрены основные тенденции применения государственно-частного партнерств...
Развитие муниципально-частного партнерства (на примере Екатеринбурга)
В статье рассмотрены тенденции распространения механизма государственно- и муниципально-частного партнерства в социальной сфере. Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых проектов
Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса
В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...