Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Модель государственно-частного партнерства как средство привлечения ресурсов в жилищное строительство в Республике Беларусь

Экономическое развитие и рост
04.01.2018
227
Поделиться
Библиографическое описание
Занько, А. И. Модель государственно-частного партнерства как средство привлечения ресурсов в жилищное строительство в Республике Беларусь / А. И. Занько. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 1 (12). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/78/3055/.


Внедрение механизма государственно-частного партнерства при финансировании жилищного строительства позволяет достичь баланса интересов на основе объединения ресурсов участников проекта с учетом их интересов и рисков.

Ключевые слова: структура финансирования строительства, механизм государственно-частного партнерства, источники финансирования

В Республике Беларусь обеспеченность населения жильем в 2016 году по сравнению с 2011 годом возросла на 7,2 % и составила 26,8 кв. метров на человека. Значение данного показателя выше, чем в Российской Федерации (24,4 кв. метров на человека) и Казахстане (21,0 кв. метров на человека), но ниже, чем в Армении (31,3 кв. метров на человека).

Вместе с тем в период с 2011 по 2016 годы объемы введенного в эксплуатацию жилья в кв. метрах снизились на 21,8 %, а число построенных квартир сократилось на 29,4 %. Ввод в эксплуатацию жилья в расчете на 1000 человек в республике по сравнению с 2011 годом снизился на 22 % и в 2016 году составил 451 кв. метров на 1000 человек. В то же время в Казахстане и Российской Федерации наблюдается рост объемов строительства на 1000 человек на 50 % и 25,5 % соответственно. В 2016 году данный показатель в Казахстане составил 591 кв. метров на 1000 человек, а в Российской Федерации — 547 кв. метров на 1000 человек (таблица) [1].

Таблица

Динамика показателей строительства жилья в 2011–2016 годы

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Темп роста 2016 г. к 2011 г.

Обеспеченность населения жильем, кв. метров на человека

25,0

25,4

25,7

26,1

26,5

26,8

107,2

Всего построено, тыс. кв. метров общей площади

5480,1

4482,8

5220,4

5523,0

5055,3

4284,7

78,2

Число построенных квартир, тыс.

69,8

57,2

63,7

69,3

55,5

49,3

70,6

Ввод в эксплуатацию жилых домов на 1000 человек, кв. метров Республика Беларусь

578

474

551

583

533

451

78,0

Казахстан

394

401

402

435

510

591

150,0

Российская Федерация

436

459

491

576

583

547

125,5

Существенные изменения претерпела структура финансирования строительства жилья: удельный вес ввода за счет средств населения увеличился с 39,3 % в 2011 году до 60,7 % в 2016 году. Это произошло в основном за счет снижения доли льготного кредитования с 50,1 % в 2011 году до 18,9 % в 2016 году (рисунок) [1].

Рис. Динамика структуры финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь в 2011–2016 годы

Утвержденной Государственной программой «Строительство жилья» на 2016–2020 годы в Республике Беларусь предусмотрен рост уровня обеспеченности населения жильем к 2020 году до 27,3 кв. метра на человека. При этом финансирование строительства жилья планируется осуществлять за счет внебюджетных источников (удельный вес внебюджетных источников финансирования в общем объеме финансирования строительства жилья возрастет до 94,3 %) [2].

В настоящее время в Республике Беларусь при строительстве жилья используются следующие источники финансирования [3]:

строительство жилых домов на долевых началах за счет средств граждан и организаций;

строительство жилых домов за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей;

применение местных целевых облигационных жилищных займов;

использование системы строительных сбережений (накоплений).

На рынке жилищной недвижимости используются такие инструменты как жилищные облигации частных организаций [4], ипотечное кредитование [5], рассрочка, предоставляемая застройщиками [6].

Вместе с тем недостаток финансирования жилищного строительства сохраняется, что требует разработки дополнительных механизмов привлечения средств.

В целях обеспечения запланированных объемов жилищного строительства на основе внебюджетного финансирования в условиях невысокого платежеспособного спроса населения существующие схемы финансирования строительства жилья могут быть дополнены моделью на основе государственно-частного партнерства.

Данная модель предполагает участие в реализации проекта строительства жилья девелоперских компаний, населения, государства и финансовых посредников (банков и страховых компаний). В рамках модели финансирования строительства жилья на основе государственно-частного партнерства государству отводится роль регулятора и гаранта соблюдения основных интересов участников. Государство предоставляет гарантии банкам при кредитовании девелоперских организаций, осуществляющих жилищное строительство. При этом государственные финансовые ресурсы будут задействованы только в случае невыполнения девелоперской организацией своих обязательств по проекту. Участие государства в проекте как регулятора также создает дополнительные гарантии и для населения, приобретающего жилье.

Роль девелоперов состоит в организации процесса строительства жилья и его осуществления.

Банки и страховые компании осуществляют соответственно финансирование и страхование рисков жилищных проектов. Отличительной особенностью использования предлагаемой модели государственно-частного партнерства в жилищном строительстве является то, что банки кредитуют не население, а девелоперские организации.

Население в свою очередь выступает покупателем жилья и основным источником возмещения понесенных расходов инвесторами, заложенных в цену покупки (строительства). Причем между девелоперской организацией и физическим лицом заключается договор, в соответствии с которым покупатель жилья возмещает в течение нескольких лет стоимость строительства.

Применение механизма государственно-частного партнерства при финансировании жилищного строительства позволяет достичь баланса интересов на основе объединения ресурсов участников проекта с учетом их интересов и рисков. В результате становится возможным осуществлять финансирование проектов строительства жилья за счет использования внебюджетных источников и привлечения большего числа граждан, решающих вопросы обеспеченности жильем.

Литература:

  1. Инвестиции и строительство в Республике Беларусь: статистический сборник. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. — 213 с.
  2. Государственная программа «Строительство жилья» на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 325.
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2000 N 82 «О мерах по обеспечению широкого привлечения средств граждан и юридических лиц на финансирование жилищного строительства».
  4. Инструкция о порядке эмиссии, обращения и погашения жилищных облигаций, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 N 54.
  5. Закон Республики Беларусь от 20.06.2008 N 345-З «Об ипотеке».
  6. Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З «Гражданский кодекс Республики Беларусь».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
структура финансирования строительства
механизм государственно-частного партнерства
источники финансирования

Молодой учёный