Модель государственно-частного партнерства как средство привлечения ресурсов в жилищное строительство в Республике Беларусь | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономическое развитие и рост

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (12) январь 2018 г.

Дата публикации: 04.01.2018

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Занько, А. И. Модель государственно-частного партнерства как средство привлечения ресурсов в жилищное строительство в Республике Беларусь / А. И. Занько. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 1 (12). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/78/3055/ (дата обращения: 16.11.2024).



Внедрение механизма государственно-частного партнерства при финансировании жилищного строительства позволяет достичь баланса интересов на основе объединения ресурсов участников проекта с учетом их интересов и рисков.

Ключевые слова: структура финансирования строительства, механизм государственно-частного партнерства, источники финансирования

В Республике Беларусь обеспеченность населения жильем в 2016 году по сравнению с 2011 годом возросла на 7,2 % и составила 26,8 кв. метров на человека. Значение данного показателя выше, чем в Российской Федерации (24,4 кв. метров на человека) и Казахстане (21,0 кв. метров на человека), но ниже, чем в Армении (31,3 кв. метров на человека).

Вместе с тем в период с 2011 по 2016 годы объемы введенного в эксплуатацию жилья в кв. метрах снизились на 21,8 %, а число построенных квартир сократилось на 29,4 %. Ввод в эксплуатацию жилья в расчете на 1000 человек в республике по сравнению с 2011 годом снизился на 22 % и в 2016 году составил 451 кв. метров на 1000 человек. В то же время в Казахстане и Российской Федерации наблюдается рост объемов строительства на 1000 человек на 50 % и 25,5 % соответственно. В 2016 году данный показатель в Казахстане составил 591 кв. метров на 1000 человек, а в Российской Федерации — 547 кв. метров на 1000 человек (таблица) [1].

Таблица

Динамика показателей строительства жилья в 2011–2016 годы

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Темп роста 2016 г. к 2011 г.

Обеспеченность населения жильем, кв. метров на человека

25,0

25,4

25,7

26,1

26,5

26,8

107,2

Всего построено, тыс. кв. метров общей площади

5480,1

4482,8

5220,4

5523,0

5055,3

4284,7

78,2

Число построенных квартир, тыс.

69,8

57,2

63,7

69,3

55,5

49,3

70,6

Ввод в эксплуатацию жилых домов на 1000 человек, кв. метров Республика Беларусь

578

474

551

583

533

451

78,0

Казахстан

394

401

402

435

510

591

150,0

Российская Федерация

436

459

491

576

583

547

125,5

Существенные изменения претерпела структура финансирования строительства жилья: удельный вес ввода за счет средств населения увеличился с 39,3 % в 2011 году до 60,7 % в 2016 году. Это произошло в основном за счет снижения доли льготного кредитования с 50,1 % в 2011 году до 18,9 % в 2016 году (рисунок) [1].

Рис. Динамика структуры финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь в 2011–2016 годы

Утвержденной Государственной программой «Строительство жилья» на 2016–2020 годы в Республике Беларусь предусмотрен рост уровня обеспеченности населения жильем к 2020 году до 27,3 кв. метра на человека. При этом финансирование строительства жилья планируется осуществлять за счет внебюджетных источников (удельный вес внебюджетных источников финансирования в общем объеме финансирования строительства жилья возрастет до 94,3 %) [2].

В настоящее время в Республике Беларусь при строительстве жилья используются следующие источники финансирования [3]:

строительство жилых домов на долевых началах за счет средств граждан и организаций;

строительство жилых домов за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей;

применение местных целевых облигационных жилищных займов;

использование системы строительных сбережений (накоплений).

На рынке жилищной недвижимости используются такие инструменты как жилищные облигации частных организаций [4], ипотечное кредитование [5], рассрочка, предоставляемая застройщиками [6].

Вместе с тем недостаток финансирования жилищного строительства сохраняется, что требует разработки дополнительных механизмов привлечения средств.

В целях обеспечения запланированных объемов жилищного строительства на основе внебюджетного финансирования в условиях невысокого платежеспособного спроса населения существующие схемы финансирования строительства жилья могут быть дополнены моделью на основе государственно-частного партнерства.

Данная модель предполагает участие в реализации проекта строительства жилья девелоперских компаний, населения, государства и финансовых посредников (банков и страховых компаний). В рамках модели финансирования строительства жилья на основе государственно-частного партнерства государству отводится роль регулятора и гаранта соблюдения основных интересов участников. Государство предоставляет гарантии банкам при кредитовании девелоперских организаций, осуществляющих жилищное строительство. При этом государственные финансовые ресурсы будут задействованы только в случае невыполнения девелоперской организацией своих обязательств по проекту. Участие государства в проекте как регулятора также создает дополнительные гарантии и для населения, приобретающего жилье.

Роль девелоперов состоит в организации процесса строительства жилья и его осуществления.

Банки и страховые компании осуществляют соответственно финансирование и страхование рисков жилищных проектов. Отличительной особенностью использования предлагаемой модели государственно-частного партнерства в жилищном строительстве является то, что банки кредитуют не население, а девелоперские организации.

Население в свою очередь выступает покупателем жилья и основным источником возмещения понесенных расходов инвесторами, заложенных в цену покупки (строительства). Причем между девелоперской организацией и физическим лицом заключается договор, в соответствии с которым покупатель жилья возмещает в течение нескольких лет стоимость строительства.

Применение механизма государственно-частного партнерства при финансировании жилищного строительства позволяет достичь баланса интересов на основе объединения ресурсов участников проекта с учетом их интересов и рисков. В результате становится возможным осуществлять финансирование проектов строительства жилья за счет использования внебюджетных источников и привлечения большего числа граждан, решающих вопросы обеспеченности жильем.

Литература:

  1. Инвестиции и строительство в Республике Беларусь: статистический сборник. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. — 213 с.
  2. Государственная программа «Строительство жилья» на 2016–2020 годы, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 325.
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2000 N 82 «О мерах по обеспечению широкого привлечения средств граждан и юридических лиц на финансирование жилищного строительства».
  4. Инструкция о порядке эмиссии, обращения и погашения жилищных облигаций, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 N 54.
  5. Закон Республики Беларусь от 20.06.2008 N 345-З «Об ипотеке».
  6. Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З «Гражданский кодекс Республики Беларусь».
Основные термины (генерируются автоматически): жилищное строительство, Беларусь, государственно-частное партнерство, казахстан, метр, российская Федерация, баланс интересов, источник финансирования, обеспеченность населения, основа государственно-частного партнерства.

Ключевые слова

источники финансирования, структура финансирования строительства, механизм государственно-частного партнерства

Похожие статьи

Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения

Актуальность статьи обусловлена необходимостью привлечения денежных средств в систему здравоохранения. Целью статьи является исследование особенностей государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. На основе анализа статистических данны...

Проектное финансирование жилищного строительства

Рассмотрены два дискуссионных вопроса в свете последних законодательных изменений института долевого участия в строительстве: во-первых, повышение стоимости жилья в рамках проектного финансирования при декларируемой минимизации рисков и, во-вторых — ...

Пути эффективного взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса

В статье рассмотрена стратегия экономического развития инвестиционно-строительной сферы, выявлены недостатки и предложены модели сбалансированного инвестирования инвестиционно-строительных проектов.

Формирование и развитие механизмов ГЧП в Хабаровском крае

В статье анализируются формы взаимодействия власти и бизнеса, позволяющие аккумулировать ресурсы в той или иной инфраструктурной сфере в целях решения социально значимых задач, сокращать расходы государственных бюджетов на развитие социальной сферы, ...

Распределение рисков между партнёрами при реализации проектов ГЧП

ГЧП даёт возможность государству и частному бизнесу распределять риски проекта совместно, обеспечивая взаимную поддержку для получения дополнительных выгод для каждой из сторон. Распределение рисков между партнёрами при реализации ГЧП является важным...

Проблемы разработки и реализации инвестиционных проектов в регионах РФ

В статье рассмотрены основные проблемы регионов России, с которыми они сталкиваются в ходе реализации региональных инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнерства.

Управление источниками финансирования приоритетных проектов в интересах государственного и частного инвестора

В статье представлены результаты исследования методологического обеспечения моделирования и оценки результативности структуры финансирования проектов ГЧП. На основании анализа зарубежной и отечественной практики предложены основные рекомендации по с...

Усовершенствование системы здравоохранения на основе механизмов государственно-частного партнерства

В статье проведен сравнительный анализ практического опыта использования механизмов государственного частного партнерства в Великобритании и в отечественном здравоохранении. Рассмотрены основные тенденции применения государственно-частного партнерств...

Развитие муниципально-частного партнерства (на примере Екатеринбурга)

В статье рассмотрены тенденции распространения механизма государственно- и муниципально-частного партнерства в социальной сфере. Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых проектов

Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса

В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...

Похожие статьи

Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения

Актуальность статьи обусловлена необходимостью привлечения денежных средств в систему здравоохранения. Целью статьи является исследование особенностей государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. На основе анализа статистических данны...

Проектное финансирование жилищного строительства

Рассмотрены два дискуссионных вопроса в свете последних законодательных изменений института долевого участия в строительстве: во-первых, повышение стоимости жилья в рамках проектного финансирования при декларируемой минимизации рисков и, во-вторых — ...

Пути эффективного взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса

В статье рассмотрена стратегия экономического развития инвестиционно-строительной сферы, выявлены недостатки и предложены модели сбалансированного инвестирования инвестиционно-строительных проектов.

Формирование и развитие механизмов ГЧП в Хабаровском крае

В статье анализируются формы взаимодействия власти и бизнеса, позволяющие аккумулировать ресурсы в той или иной инфраструктурной сфере в целях решения социально значимых задач, сокращать расходы государственных бюджетов на развитие социальной сферы, ...

Распределение рисков между партнёрами при реализации проектов ГЧП

ГЧП даёт возможность государству и частному бизнесу распределять риски проекта совместно, обеспечивая взаимную поддержку для получения дополнительных выгод для каждой из сторон. Распределение рисков между партнёрами при реализации ГЧП является важным...

Проблемы разработки и реализации инвестиционных проектов в регионах РФ

В статье рассмотрены основные проблемы регионов России, с которыми они сталкиваются в ходе реализации региональных инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнерства.

Управление источниками финансирования приоритетных проектов в интересах государственного и частного инвестора

В статье представлены результаты исследования методологического обеспечения моделирования и оценки результативности структуры финансирования проектов ГЧП. На основании анализа зарубежной и отечественной практики предложены основные рекомендации по с...

Усовершенствование системы здравоохранения на основе механизмов государственно-частного партнерства

В статье проведен сравнительный анализ практического опыта использования механизмов государственного частного партнерства в Великобритании и в отечественном здравоохранении. Рассмотрены основные тенденции применения государственно-частного партнерств...

Развитие муниципально-частного партнерства (на примере Екатеринбурга)

В статье рассмотрены тенденции распространения механизма государственно- и муниципально-частного партнерства в социальной сфере. Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых проектов

Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса

В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...

Задать вопрос