Библиографическое описание:

Сатторкулов О. Т., Махмудова Г. Р., Турдикулова Г. О. Развитие текстильной промышленности в условиях модернизации экономики // Вопросы экономики и управления. — 2018. — №1. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/78/3041/ (дата обращения: 21.02.2018).



В данной статье проанализированы особенности развития текстильной промышленности, процесс осуществления модернизации, технического и технологического перевооружения текстильной промышленности и пути государственной поддержки. А также изучены проблемы, решаемые дальнейшей модернизацией текстильной промышленности, пути увеличения экспорта продукции и занятости населения в регионах.

Ключевые слова: текстильная промышленность, экспорт, инвестиция, маркетинг, освоение, спрос, оптимизация, занятость, стимулирование, продукция, технология.

This article analyzes the peculiarities of the development of the textile industry, the process of modernization, technical and technological re-equipment of textile industry and ways of national support. And explore the problems solved by further modernization of the textile industry, increase exports and employment of the population in the regions.

Key words: textile industry, export, investment, marketing, development, demand, optimization, employment, promotion, production, technology.

Текстильная промышленность — крупнейшая из отраслей легкой промышленности, объединяющая производство всех видов тканей, трикотажа и других изделий. Использует по преимуществу сельскохозяйственное сырье. Текстильная промышленность в своем размещении может ориентироваться как на сырье, так и на потребителя. При этом возникает необходимость при разработке и реализации программ проследить полный цикл глубокой переработки по каждому виду первичного сырья — полуфабриката вплоть до готовой продукции конечного потребления. Словом, нужно обеспечить прогнозирование всего цикла организации производства — от сырья до готовой продукции с обоснованием целесообразности и окупаемости затрат. Углубленная переработка хлопкового волокна, фруктов и овощей по современным технологиям позволит увеличить к 2030 году объемы производства востребованной на внешнем и внутреннем рынке экологически чистой готовой продукции текстильной и легкой промышленности в 5,6 раза, плодоовощной продукции — в 5,7 раза. [1].

Высокая территориальная концентрация определяется не только историческими причинами, но и наличием в них наиболее квалифицированных кадров, модельеров, технологов, рабочих. Текстильная промышленность позволят решить несколько проблем, основными из которых являются:

‒ удовлетворение материальных потребностей людей с учётом специфики спроса в различных областях;

‒ полнее использовать трудовые ресурсы в районах тяжёлой металлургии, так как на текстильных предприятиях работают в основном женщины (до 75 %);

‒ строить промышленные предприятия в районах, не имеющих крупных территориальных, водных и энергетических ресурсов;

‒ выбор текстильной отрасли в качестве приоритета инвестиционной политики объясняется следующими факторами;

‒ текстильная промышленность является не капиталоемкой, а трудоемкой отраслью.

В частности, 1 млн. долларов США привлеченных в отрасль инвестиций способен создать дополнительно от 45 до 50 рабочих мест, в то время, как такие же инвестиции в отрасли топливно-энергетического комплекса создают только 8–10 рабочих мест, в машиностроении до 12–15 рабочих мест. Быстрое развитие текстильной промышленности позволило бы решить проблему занятости, прежде всего, в сельской местности, в том числе и в связи с высвобождением рабочей силы появляющейся в ходе аграрной реформы в связи с переходом к фермерскому типу организации сельскохозяйственного производства;

‒ экспорт пряжи вместо хлопкового волокна позволил бы увеличить экспортную выручку не менее, чем в два раза, а экспорт готовых трикотажных и швейных изделий — от 4 до 20 раз;

‒ экспорт продукции текстильной промышленности вместо хлопкового волокна значительно снизил бы зависимость торгового баланса и макроэкономической ситуации в стране от нестабильной конъюнктуры мирового рынка хлопкового волокна;

‒ наращивание экспорта готовой текстильной продукции вместо хлопкового волокна значительно повысило бы эффективность экспорта, так как удельные транспортные расходы экспорта готовой продукции ниже, чем волокна;

‒ для наращивания производства и экспорта продукции текстильной промышленности имеются не только сырьевая база, но и квалифицированная и дешевая рабочая сила. В настоящее время значительная часть внутреннего спроса на швейную и трикотажную продукцию удовлетворяется за счет их нелегального производства частными предпринимателями. При создании благоприятных условий их деятельности они смогли бы на равных конкурировать с зарубежными производителями, как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

‒ повышение занятости населения путем стимулирования развития текстильной промышленности позволит не только значительно увеличить поступления в государственный бюджет, но и станет важнейшим фактором обеспечения социальной стабильности. [2].

Все эти особенности текстильной отрасли положительно выделяют ее среди других отраслей и делают ее для Узбекистана важнейшей «стартовой» отраслью для начала высоких темпов экономического роста.

Главными направлениями развития текстильной отрасли Узбекистана определены следующие:

‒ в производстве обновление цехов без волоконного прядения на базе оборудования нового поколения, в ткацком производстве применение основомотальных автоматов с без узловым соединением нитей, основ приборных автоматов, замена ткацких станков первого поколения на бесчелночные станки второго поколения, в отделочно-красильном производстве внедрение нового оборудования с электронным контролем регулирования процессов.

‒ освоение новых, восстановление и реконструкция заброшенных, как бесперспективных фабрик, внедрение новейших технологий в отрасль с целью собственного промышленного производства с выходом на мировой рынок и равноценного подъема с ведущими экономическими державами должно стать основной целью нашей республики, богатой своими недрами и многонациональными кадрами.

В текстильной промышленности на современном этапе планируется выполнение определенных мероприятий, которые позволят оптимизировать производство, расширить линейку текстильной продукции, увеличить объемы производства и сбыта как на внешнем, так внутреннем рынке.

Совершенствование маркетинговой политики текстильных предприятий заключается в следующем, т. е.

‒ широкое привлечение иностранных инвесторов, имеющих свой бренд и рынки сбыта, как наиболее быстрый и эффективный метод проникновения на внешние рынки.

‒ расширение возможностей производства готовой швейной продукции из материалов, по моделям под гарантированный сбыт иностранных заказчиков. В этих целях требуется пересмотреть порядок рассмотрения документов и упрощения разрешительных процедур, уменьшения чрезмерных требований к документации.

‒ создание условий для скрупулезной работы отечественных предприятий по созданию новых собственных брендов готовой швейной и трикотажной продукции и проникновению сначала на собственные, а затем и на внешние рынки с высококачественной конкурентоспособной продукцией;

‒ внедрение в целях поддержки национальных брендов системы грантов для отечественных текстильных предприятий на создание собственных групп дизайнеров и модельеров, в том числе и на обучение высококвалифицированных кадров;

‒ реструктурирование крупных предприятий, привлечение инвестиций и внедрение современного оборудования путем их разукрупнения и создания на их базе средних, более адаптируемых к рыночной экономике предприятий с привлечением потенциальных иностранных инвесторов.

Важнейшим направлением реализации наших внутренних резервов и возможностей должно стать поэтапное увеличение глубины переработки отечественных сырьевых ресурсов минерального и растительного происхождения, которыми богата наша земля, а также расширение объемов и номенклатуры производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Иначе говоря, само время требует перейти на последовательные 3–4-стадийные циклы переработки сырья в востребованную на мировом рынке продукцию по схеме: базовое сырье — первичная переработка (полуфабрикаты) — готовые материалы для промышленного производства — готовая продукция для конечного потребления. При этом возникает необходимость при разработке и реализации программ проследить полный цикл глубокой переработки по каждому виду первичного сырья — полуфабриката вплоть до готовой продукции конечного потребления. [3].

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.// Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Якубова Д. М. Направления совершенствования текстильной промышленности в условиях модернизации национальной экономики.//Пути развития региональных агропромышленных комплексов в условиях модернизации экономики. Сборник республиканских научно-практических конференций. Т.: “Университет”. 2017. стр.343.
  3. Каримов И. А. Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперёд, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая ещё более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса.//Народное слово, № 11. 16.01.2016. стр.1–3.
Основные термины (генерируются автоматически): текстильной промышленности, готовой продукции, хлопкового волокна, продукции текстильной, textile industry, продукции текстильной промышленности, развития текстильной промышленности, готовой продукции конечного, продукции конечного потребления, текстильной продукции, Текстильная промышленность, готовой продукции текстильной, условиях модернизации экономики, готовой текстильной продукции, виду первичного сырья, экспорта продукции, экспорта продукции текстильной, цикл глубокой переработки, модернизацией текстильной промышленности, textile industry and.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос