Автор:

Рубрика: Экономическое развитие и рост

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (12) январь 2018 г.

Дата публикации: 19.12.2017

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Теплая Н. В. Экономика образования в условиях рыночных трансформаций // Вопросы экономики и управления. — 2018. — №1. — С. 6-9. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/78/2990/ (дата обращения: 21.05.2018).



В последнее время в российском обществе сформировались новые социально-экономические условия. Эти изменения коснулись и системы образования, особенно ее экономики. Процессы реформирования российской экономики требует квалитативного повышения человеческого, интеллектуального потенциала страны, поставив образовательную систему на высшую ступень развития социального общества. Социальный прогресс на рубеже тысячелетий выявил исключительную важность получения достойного образования в судьбе каждого человека.

Стратегической областью образования является обеспечение национальной безопасности. Образовательный уровень профессиональной подготовки населения позволяет судить о конкурентном преимуществе страны. Недостаточный уровень образования, не отвечающий требованиям научно-технического процесса, препятствует развитию экономики, сдерживает инновационные процессы.

Образование — это важнейший социальный институт, значимость которого проявляется в передаче знаний, социализации общества, обучения кадров, сохранения конкретного социума с его традициями, культурой, установками, ценностями. Оно не только обеспечивает приобщение человека к знаниям об окружающем мире, но и формирует его отношение к этому миру, определяет его мировоззренческую и нравственную позицию [1, с.136].

Образование как сложная система социальной природы в иерархической структуре мироздания является составным элементом (подсистемой) систем наиболее высшего уровня — экономики, социума, ориентирами которых выступают законы их динамики. На особенности функционирования образовательной системы в общественном процессе оказывает огромное влияние состояние и направление профессиональной подготовки специалиста.

Формирование рыночных отношений и социоэкономические изменения в российском обществе, затронули существенным образом систему образования, сформировали новые экономические условия функционирования. Стремительными темпами меняющиеся условия жизни населения заставили изыскивать другие аспекты совершенствования системы образования, трансформировать экономические процессы в новых условиях рыночных преобразований. Рассмотрим некоторые категориальные понятия и концептуальные соображения этих явлений.

Трансформация — это свойство системы, способное адаптироваться к требованиям рынка, учитывающее изменение условий целенаправленности деятельности, является — основным элементом концептуального подхода к этим преобразованиям.

Реформирование экономики образования — как преобразующей системы, это не одномоментное событие, а наоборот, длительный трансформационный процесс в ряде промежуточных состояний. Состояние — это комплекс значимых системных параметров и элементов, на определенный момент времени. Результативность этого процесса — переход из менее устойчивого положения преобразуемой системы, в другое более устойчивое положение. Факторы, являются движущими силами этого развития претерпевающие изменения в ходе преобразования, и как следствие, на последнем этапе трансформирования проявляется новое качество системы, по совокупности внешних и внутренних факторов, определяющих ее динамику и отличие от исходной. Реакция образовательной системы на внешние воздействия (давления) проявляются в изменениях конечных продуктов ее деятельности. Эти перемены детерминированы трансформационными изменениями, происходящими в отношении конечных производственных результатов и, их состава, в направлениях и темпах формирования трансструктуры в образовательной системе.

Интерпретация внутренних факторов, позволяет рассматривать такие факторы устойчивости как ресурсообеспеченность, адаптивность и активность системы образования, поскольку, с общенаучной точки зрения, эти факторы имеют определяющие значения для ее устойчивости, причем в условиях рыночных трансформаций, доминирующим внутренним фактором устойчивости системы образования является именно активность (табл.1) [3, с.126].

Таблица 1

Интерпретация внутренних факторов устойчивости системы образования в условиях рыночных трансформаций

Факторы устойчивости

Для прямых факторов среды

Для косвенных факторов среды

Ресурсообеспеченность

Количественный и качественный состав материально-технических, трудовых, финансовых, организационных, информационных и других ресурсов.

Адаптивность

Соответствие финансово-материальных потоков в самой системе и потоков между субъектами внешней среды.

Соответствие состава квалифицированных кадров, системы управления, ассортимента качества и объема предоставленной образовательной продукции рыночной конъюнктуре.

Активность

Эффективность и интенсивность снижения прямой ресурсной и финансовой зависимости от факторов внешней среды.

Эффективность и интенсивность совершенствования процессов образования, производства и сбыта образовательной продукции.

Осуществление трансформационного процесса предполагает наличие соответствующего механизма, в определенной цепочке отношений, обеспечивающего его преобразование от причин к действиям движущихся сил и порождаемых им явлениям, определяет связь, направление и основные черты. Поскольку преобразование системы экономических отношений происходит в процессе трансформации, значит трансформацию следует рассматривать как процесс этих преобразований. Нельзя забывать о том, что система экономических отношений представляет собой некую структуру, с определенным типом порядка (организации) и упорядоченности (организованности). В этом случае, трансформационный процесс следует рассматривать как процесс организационно-экономических преобразований этой системы, а механизм таких преобразований — организационно-экономический механизм трансформации.

Все это настолько диктует необходимость создания качественно нового трансформационного механизма, представляющего собой систему организационно-экономических отношений в форме связей между разнонаправленными движущими силами процесса. Состав и структура этого механизма, детерминированы природой трансформирующего объекта, а в основе действия этого механизма лежит совокупность объективных законов системных, организационных и экономических динамических процессов.

Система высшего образования отличается постоянной динамикой, она чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируясь к ее потребностям и вместе с тем активно влияя на состояние среды, предопределяет и сами эти потребности [1, с.137].

В ракурсе изложенных соображений рассмотрим некоторые особенности эволюционирования трансформационных явлений в экономике образования.

Трансформационные процессы в экономике образования следует рассматривать во взаимодействии с самой системой образования и с внешними связями социальных явлений в обществе, позволяющие проанализировать не только ограниченность ресурсов образовательной системы, но и выявить факторы, определяющие ее продуктивность. Система образования находится в постоянном движении, цели, которые ставит перед собой система составляют органическое целое — вложение, процесс, выпуск продукции и т. д. Определить состояние этой системы, усовершенствовать ее, реализовать меры по эффективному планированию деятельности, устойчивому развитию на перспективу, позволит целостное рассмотрение взаимосвязей между основными компонентами этой системы. При этом ее можно характеризовать, с одной стороны, как составную часть национального хозяйства (народнохозяйственного комплекса), как часть экономических отношений, и, следовательно, функционирующую по общим экономическим законам, господствующим на данном этапе социоэкономического развития общества, а с другой стороны, как системообразующую основу социоэкономического развития, формирующую новые всеобщие экономические законы и закономерности [2, с.82].

Такая характеристика преобразующих факторов социокультурного развития экономических процессов системы образования может считаться достаточной в силу неравномерных по скорости происходящих трансформационных процессов перехода общества из индустриального в постиндустриальный этап своего развития. В этом качестве основным фактором в экономике образования выступает система услуг, а лимитирующим фактором становится информация. Одновременно такая характеристика экономических отношений в системе образования позволяет сосредоточить внимание не только на воспроизводстве благ в вещной форме, но и на воспроизводство благ в форме услуг. Для выяснения природы экономических отношений в системе образования существенно установление процессов взаимодействия человека с природой и социальной сферой.

Рыночные трансформационные механизмы экономики образования позволят не только оптимизировать распределение ресурсов между производителем образовательных услуг, но и повысить эффективность использования средств, вкладываемых обществом в образование. Явным преимуществом этой трансформации является стимулирование роста эффективности производства. Подводя итог, в качестве главных факторов влияющих на развитие рыночных отношений в экономике образования, выделим следующие: определение значимости статуса основного капитала в обществе и диверсификации источников финансирования системы образования; определение роли государства в системе образования; использование неконсервативной идеологии; внедрение новейших информационных технологий.

Основной особенностью рыночных трансформаций экономики образования в России является ролевая неопределенность государства как регулятора рыночных процессов, затрудняющая ход рыночных реформ. Решение вопросов преобразования централизованной экономики системы образования в рыночную, достаточно сложны, не имеют, и не могут иметь единого подхода к их реализации.

Литература:

  1. Теплая, Н.В. «Роль современного высшего образования в стратегии государства» // Проблемы модернизации высшего экономического образования в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Екатеринбург, 4–5 декабря 2003 г. / Отв. за вып. проф. А. Т. Тертышный. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003. — С.136–138.
  2. Теплая, Н. В. Организационно-экономическая деятельность вуза в рыночных условиях хозяйствования / Н. В. Теплая. — Сургут: РИО СурГПУ, 2007. — 159 с.
  3. Теплая, Н. В. Формирование стратегии организационно-экономической деятельности устойчивого развития вуза [Электронный ресурс]: Региональный аспект: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. — М.: РГБ, 2003. — 197 с.
Основные термины (генерируются автоматически): системы образования, экономике образования, рыночных трансформаций, условиях рыночных трансформаций, экономических отношений, экономики образования, устойчивости системы образования, системе образования, образовательной системы, высшего образования, экономики системы образования, совершенствования системы образования, активность системы образования, рыночных отношений, процессов системы образования, трансформаций экономики образования, Реформирование экономики образования, финансирования системы образования, внутренних факторов, Интерпретация внутренних факторов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос