Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 августа, печатный экземпляр отправим 27 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Инфраструктурные облигации как фактор развитии инфраструктуры России

Экономическое развитие и рост
Поделиться
Библиографическое описание
Гараева, Д. Р. Инфраструктурные облигации как фактор развитии инфраструктуры России / Д. Р. Гараева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 1 (12). — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/78/2548/.


В настоящее время на российском финансовом рынке недостаточно развит такой известный финансовым рынкам мира инструмент, как инфраструктурная облигация, что значительно ограничивает возможности привлечения капитала при развитии инфраструктуры. При этом потребность в инвестициях высока, а государство не может удовлетворить ее полностью. По этой причине, введение в оборот инфраструктурных облигаций– одно из самых важных и ожидаемых направлений совершенствования российского финансового рынка.

Ключевые слова: инфраструктурная облигация, инвестиционные проекты, государственно-частное партнерство

Уровень развития инфраструктуры — один из главных показателей экономического развития государства. Инфраструктура создает единое пространство для жизни и бизнеса. Чаще всего главным стейкхолдером процесса укрепления и развития инфраструктурных сетей выступает именно правительство страны, поскольку частные компании не всегда могут аллоцировать необходимые ресурсы или же большие инфраструктурные проекты, не обеспечивают частный бизнес необходимым ROI. Для финансирования таких проектов требуются колоссальные финансовые ресурсы, которые государство или муниципальные органы власти могут получить путем выпуска инфраструктурных облигаций.

Мировой финансово-экономический кризис 2008 года оказал отрицательное влияние на финансирование инвестиционных проектов и на поиск финансовых ресурсов для реализации проектов.

В РФ проблема финансирования инвестиционных проектов непосредственно связана с недостатком «длинных» денег. В странах запада есть финансовые инструменты, которые позволяют привлекать в инфраструктуру денежные средства на срок до 30 лет. В банковской системе Росси нет таких пассивов, так как исторически ими обладают страховые компании и пенсионные фонды, не имеющие «длинных» денег из-за своей короткой истории и относительно маленьких финансовых возможностей.

Необходимо отметить, что до недавнего времени в структуре российского финансового рынка не было такого инструмента, как инфраструктурная облигация. Помимо того, в российской теории и практике отсутствовало четкое понимание механизма осуществления данного процесса, что до сих пор ограничивает возможность привлечения частного капитала при создании и развитии объектов инфраструктуры.

Инфраструктурные облигации — это облигации, которые эмитируются специальной проектной компанией для привлечения денежных средств, предназначенных для финансирования создания или реконструкции объектов инфраструктуры (автомобильной дороги, порта, железной дороги, аэровокзала, линий электропередач и т. д.), исполнение обязательств по которым обеспечено в размере и порядке, предусмотренном законодательством.

Первые облигации, попадающие под характеристики инфраструктурных, появились на российском рынке в 2010 году. Эмитентами-первопроходцами были Федеральная сетевая компания, РЖД и Северо-западная концессионная компания. Главными проектами в этот год стали реконструкция Аэропорта Пулково (по соглашению Государственно-частного партнерства); магистраль Москва — Санкт-Петербург; дорога, соединяющая Московскую кольцевую дорогу с магистралью М1; Западный скоростной диаметр.

В 2015 году инвестиции в инфраструктуру сократились на 10–15 % запланированного объема из-за уменьшения бюджетных расходов, в то время как 11 трлн рублей были потрачены на транспорт, и энергетическую инфраструктуру (2,2 трлн рублей). Энергетический сектор увидел наиболее значительное снижение (-37 %). Приоритет в настоящее время отдается проектам, связанным с Мировым Чемпионатом по Футболу в 2018, Шоссе Москвы-Санкт-Петербурга и Центральной Кольцевой дорогой. Инвестиции в железнодорожную инфраструктуру застаиваются, и самый большой рост в инвестициях в ближайшем будущем будет связан с расширением системы метро.

В настоящее время в России финансируется лишь 3 % объектов инфраструктуры из тех, что необходимы. Согласно мнению экспертов, примерно 80 % сделок проектного финансирования осуществляется с участием банков, менее 20 % — с помощью выпуска проектной компанией облигационных займов. Такие облигации покупают чаще всего инвесторы (пенсионные компании, страховые агентства и т. п.), закладывающие при их приобретении долгосрочную безрисковую для собственного капитала доходность.

Инфраструктурные облигации широко применяются в ряде стран: США, Австралия, Чили, Индия и т. д.

В России за последние несколько лет за счет использования инфраструктурных облигаций были запущены три проекта по строительству платных автодорог:

1) западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге (концессионер ОАО «ЗСД», контролируемый правительством Санкт-Петербурга);

2) дублер М-1 «Беларусь» Москва–Минск (инвестор ОАО «Главная дорога»);

3) участок «15–58 км» трассы Санкт-Петербург–Москва, дублер существующей трассы М10 (концессионер ООО «Северо-Западная концессионная компания», акционеры — французская компания Vinci и компания «Н-Транс»).

Помимо этого, ОАО «РЖД» выпустило инфраструктурные облигации нескольких типов (10-летние, 15-летние, 20-летние и 30-летние) на сумму свыше 100 млрд руб. по ставке «инфляция плюс 1 %», которые были полностью выкуплены Внешэкономбанком при помощи пенсионных накоплений граждан. Еще примерно 140 млрд руб. средств пенсионных накоплений Российский банк развития вложил в покупку облигаций с госгарантией ОАО «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК)» и облигаций эмитентов с рейтингом не ниже суверенного — ОАО «ОПК «Оборонпром» и ОАО «Роснано».

В 2012 году Внешэкономбанку было разрешено инвестирование в инфраструктурные облигации пенсионных накоплений Правительством РФ.

В 2013 году на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Президент РФ озвучил решение инвестировать 40 % Фонда национального благосостояния России в инфраструктурные проекты для снятия ограничений экономического роста.

Предполагалось, что по 150 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния России государство вложит в облигации, которые выпускаются:

– государственной корпорацией «Российские автомобильные дороги» для финансирования строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Московской области с минимальной доходностью инвестирования «инфляция плюс 1 %» (выплата купонного дохода по облигациям будет осуществляться после завершения строительства ЦКАД, начиная с 2022 г.);

– ОАО «РЖД» для модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (с развитием пропускных и провозных способностей) с минимальной доходностью 2–3 %, начиная с шестого года реализации проекта.

В настоящее время главными инвесторами инфраструктурных облигаций являются НПФ, страховые компании и банки.

Пенсионные накопления, вопрос о задействовании которых благополучно решился в начале 2015 года, начинают занимать все более значимое положение в российской экономике. Особенно это стало актуально в условиях экономического кризиса в стране и закрытых внешних рынков для отечественных компаний. В связи с этими событиями Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получили в общей сложности около 550 миллиардов рублей накоплений, большая часть которых уже инвестирована в различные активы.

По данным Банка России, наибольшую долю в портфелях НПФ занимают именно корпоративные облигации (38,2 %). Второе место занимают банковские депозиты (35,4 %, 606,7 миллиарда рублей). Пенсионные деньги становятся одним из основных источников ликвидности для развития бизнеса компаний, а также наряду с государственными вливаниями «длинными» деньгами для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов по всей стране.

По сведениям ЦБ, портфель НПФ в два летних месяца 2015 года увеличивался за счет приобретения долгосрочных ценных бумаг таких эмитентов, как: ФГК «РусГидро», «Атомный энергопромышленный комплекс», «Россети», ОВК, АК «Транснефть», «Магнит», «Ростелеком», «Магистраль двух столиц», АНК «Башнефть», НЛМК и другие.

Минфин РФ указывает, что во втором квартале 2015 года совокупный объем средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением НПФ, инвестированных в ценные бумаги компаний реального сектора экономики, составил 128,8 миллиарда рублей. Из них в ценные бумаги компаний, реализующих инфраструктурные проекты, было вложено 112,9 миллиарда рублей.

Проектов, в которые уже вложены пенсионные накопления, пока немного: Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), «Магистраль двух столиц», «Водоканал-Финанс», «Главная дорога» и СЗКК (Северо-Западная концессионная компания) и ряд других. Но именно средства НПФ помогут наиболее широко выполнять инфраструктурные проекты на территории РФ. Заморозка перечислений страховых взносов НПФ затормозит процессы формирования инфраструктуры в России.

Итак, необходимо отметить, что В России накоплен опыт выпуска инфраструктурных облигаций и в целом параметры существующих облигаций соответствуют мировому опыту. Уже сейчас инфраструктурные облигации — реальный инструмент доступа к длинным пенсионным деньгам (в форме облигаций концессионера). В перспективе произойдет расширение инвестиционной базы за счет дополнительных способов обеспечения (снятие запрета на обеспечение в форме залога прав требований по ГЧП соглашению; создание работающего механизма залога прав на построенный в рамках ГЧП объект) и расширение льготных условий инвестирования на облигации, базирующиеся на разных видах ГЧП соглашений (сейчас только концессия).

Результатами инфраструктурных преобразований должны стать смена сценария развития российской экономики с сырьевого на инновационный, повышение энергоэффективности, активное использование транзитного потенциала страны, привлечение в инфраструктурные проекты частных инвестиций, в том числе на принципах ГЧП, создание новых рабочих мест.

Литература:

  1. В. А. Тарачев, Е. М. Петрикова «Выпуск инфраструктурных облигаций как новая форма привлечения финансирования для инвестиционных проектов», Белорусский экономический журнал, № 1 / 2015
  2. Газпромбанк «GBP Infrastructure», отчет [Электронный ресурс] URL: http://www.gazprombank.ru/upload/iblock/0ba/GPB_Infrastructure_update_030715.pdf
  3. М. Е. Иванов «Активизация долгосрочных инвестиций для строительства и модернизации объектов инфраструктуры региона посредством инфраструктурных облигаций», 2014
  4. Агентство экономической информации «Прайм» «Пенсионные накопления вступают в инфраструктурную игру», 2016
  5. CBonds, Коллектив авторов, VEGAS LEX «Инфраструктурные облигации. Текущее состояние», 2016
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
инфраструктурная облигация
инвестиционные проекты
государственно-частное партнерство

Молодой учёный