Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Информационный ресурс как фактор финансово-экономического развития предприятия

Экономика и организация предприятия, управление предприятием
16
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы влияния информационного ресурса на финансово-экономическое развитие предприятия и их реализации на основе информационно-коммуникационных технологий. В качестве примера даны способы использования соответствующей информационной базы для анализа долгосрочных инвестиций.
Библиографическое описание
Мажидова, И. Г. Информационный ресурс как фактор финансово-экономического развития предприятия / И. Г. Мажидова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/65/1823.


В статье рассматриваются вопросы влияния информационного ресурса на финансово-экономическое развитие предприятия и их реализации на основе информационно-коммуникационных технологий. В качестве примера даны способы использования соответствующей информационной базы для анализа долгосрочных инвестиций.

Ключевые слова: информационный ресурс, информационно-коммуникационные технологии, инвестиции, эффективность, информационная асимметрия

В настоящее время информационный ресурс выступает главным фактором определения и обоснования стратегии финансово-экономического развития любого современного предприятия. Современные достижения в развитии информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности. Это открыло новые возможности для совершенствования организационного и институционального составляющего в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека. Коренным образом в этих условиях следует переосмыслить роль и значение информации в экономике, сущности информационного блага, формами существования информации и знаний и их участия в экономических деятельности, обусловленных переходом многих стран к качественно новому этапу развития — информационной экономике. В такой постановке вопроса информация выступает как экономический ресурс.

Известно, что одним из фундаментальных экономических законов является закон возрастающих потребностей. По мере социально-экономического развития потребности людей возрастают и характеризуются все большим разнообразием. В настоящее время все более актуальной является потребность в информации, возникающая как у отдельных индивидов, так и у организаций. Это особенно важно для обоснования стратегии финансово-экономического развития предприятия.

Информация участвует в экономических отношениях как ресурс и как специфическое экономическое благо — товар, то есть продукт, произведенный для обмена. Множественность форм проявления информации, возможностей ее включения в экономическую деятельность, различная по содержанию и формам фиксации дает основание полагать, что информация может быть отнесена и к общественным, и к частным благам.

На первый взгляд информация является общественным благом. Однако, какая-либо внутренняя информация фирмы, касающаяся исключительно потенциала развития предприятия в определенный момент времени является исключительно частным благом данной фирмы. Вместе с тем, в процессе использования она не уничтожается, в процессе передачи информации она приобретается получателем, но не исчезает у отправителя. Сложность деления информационного блага на отдельные части позволяют определить информацию, как и общественное благо. Исходя из сути экономических и общественных отношений информация в различных своих формах и в разное время выступает как общественное, и так частное благо. Поэтому, в определенных условиях информация и знания из частных благ переходят в общественные и формируют общественный фонд информации и знаний.

Особо важным является тот факт, что информационный товар имеет потребительную стоимость, поскольку удовлетворяет определенным потребностям субъектов рынка и обеспечивают достижение ими тех или иных целей. В тоже время, экономическая ценность информационных благ создается и в процессе труда, для чего требуются определенные затраты. Поэтому, исключительной особенностью информационного продукта является то, что механизм формирования цены на него отличается от теории трудовой стоимости. Если для материальных товаров и многих услуг цены определяются c позиций затрат на его производство, то для информационных продуктов определяющим, как правило, является их полезность, а точнее, тот эффект, которого можно достигнуть при дальнейшем использовании информационных товаров. Полезность информации и знаний для их покупателя зависит от полезности решений, получаемых при помощи этих же информаций и знания. Например, при принятии решений по инвестиционным проектам следует исследовать такие данные, что их цена должна соотноситься с общими затратами на проект в контексте обеспечения интересов всех участников инвестиционной деятельности.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют рассматривать информацию как средство снижения неопределенности и риска для потребителя, исходя из уровня и полезности принимаемого решения, а также от степени снижения неопределенности. Знания как продукт в дальнейшем вступает в процесс коммерциализации, например, овеществляя в средствах труда, товарах, технологиях, имеют ценность в зависимости от будущих прибылей от коммерциализации. Поэтому можно сказать, что информация, независимо от форм ее существования и использования в экономической деятельности, коренным образом отличается от таких ресурсов, как капитал, природные ресурсы, труд, и оказывает существенное влияние на специфику обращения информации в экономической системе. В связи с этим, актуальным является анализ процесса производства информации, и ее обращения в качестве ресурса и товара.

В условиях информационной экономики скорость и качество обработки новых информационных ресурсов и появляющихся знаний имеет особое значение. От адекватности получения экономической действительности с помощью актуальных информаций и знаний зависит неопределенность и устойчивость компаний, рынков и национальных экономик. Можно сделать вывод о том, что информация выступает в качестве экономического ресурса не только в определенных формах и при наличии определенного содержания, но и в конкретное время. Если после окончания производственного цикла материальные ресурсы перестают существовать, то информация и знания после потребления не исчезает, но перестает иметь экономическую ценность из-за потери актуальности или невозможности ее дальнейшего применения. Поэтому, можно говорить о том, что информация обладает свойством ограниченности в определенное время, и от скорости ее получения и использования зависят выгоды, получаемые от ее применения в хозяйственной деятельности. Особенно это наглядно можно видеть в условиях существования рисков при обосновании инвестиционных проектов.

Существует ряд проблем, связанных с использованием информации как экономического ресурса в коммерческой деятельности, а также специфику ее обращения в качестве товара. Главным из них является проблема неравномерного распределения информации в экономике, развитии отношений собственности на информацию, о технических и технологических проблемах обращения информации. Неравномерность распределения информации обусловливает неполную информированность экономических агентов относительно рыночной ситуации и тенденций ее развития, что существенно влияет на функционирование современных рынков. Она рассматривается в рамках проблем информационной асимметрии в различных ее проявлениях. Здесь, важным является вопросы государственного регулирования отношений в области информации и обеспечения ее доступности в равных условиях для экономических агентов.

Под информационной асимметрией понимается такая ситуация на рынке, при которой субъекты экономических отношений информированы по-разному. Неравномерность распределения информации в экономике — это вполне закономерное явление, в той или иной степени присущее всем отраслевым рынкам. Однако в последнее время, с повышением значимости информации для эффективной экономической деятельности, информационная асимметрия стала одной из ключевых концепций, объясняющих механизм функционирования рынков. Различные институты, способны снижать негативные последствия неравномерного распределения информации. Например, система франчайзинга способна снижать риски покупателей, поскольку в условиях нехватки информации репутация, брэнд и т. п. способны снижать отрицательные последствия информационной асимметрии. Другим решением этой проблемы может являться развитие системы гарантии.

Анализ обращения информации в экономике, ее распределения между участниками рынка проводился в работах американского экономиста Дж. Стиглица. Проблема информационной асимметрии рассматривалась Дж. Стиглицем с точки зрения поведения менее информированных участников на рынке страховых услуг. По его мнению, наличие значительно более полной информации у покупателей страховки и отсутствие ее у страховых компаний может привести даже к краху этого сегмента рынка. При отсутствии информации и существовании определенных сложностей в ее получении страховые компании стремятся снизить свои риски путем стимулирования к раскрытию информации покупателями страховки.

Таким образом, эффективность информации, а также возможности и формы использования которого в экономике в очень большой степени зависят от индивидуальных характеристик экономических агентов можно ее назвать субъективным ресурсом. Это проявляется на различных уровнях и при различных аспектах рассмотрения информации экономическими агентами. Коллектив организации или каждый человек занимается анализом и интерпретацией поступающей информации, а также созданием информационных продуктов по-своему. Одинаковая информация, поступающая к разным субъектам или в разной последовательности, может привести к различным результатам. Производство информации, являющееся результатом любой трудовой деятельности, существует на всех стадиях социально-экономического развития общества.

На наш взгляд, можно указать на особенности значения и роли информации в развитии современной экономики, проявляющейся в следующих аспектах экономической деятельности:

  1. Переход на новые технологии. Их основой выступают информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека. Внедрение информационных технологий характерно не только для производства, но и для непроизводственной сферы: образования, здравоохранения, финансов, торговли и др. Дистанционное образование, электронная передача денег, торговля через Интернет, консультации врачей, находящихся за тысячи километров от пациента, являются свидетельствами кардинальных преобразований непроизводственной сферы под воздействием информационных технологий.
  2. Дематериализация создаваемого продукта. В информационной экономике изменяется структура продукта и его стоимости, происходит снижение доли и значимости материальной составляющей продукта и рост ценности вложенного в него интеллекта. Данная особенность находит отражение в оценке стоимости фирм и предприятий, которая рассчитывается на основе оценки имеющихся информационных и интеллектуальных активов.
  3. Изменение характера и структуры труда. Главным и дефицитным ресурсом становится творческий работник, способный генерировать новые идеи, создавать и внедрять современные технологии и продукты. Следствием данных тенденций являются значительные изменения на рынке труда, где происходит удешевление физического труда и растет стоимость труда интеллектуального. Уровень образования влияет на экономический и социальный статус работника, его профессиональную карьеру.

Можно показать роль информационного ресурса при анализе инвестиционной деятельности как финансово-экономической составляющей развития предприятия исходя из выше указанных положений. Известно, что информационная база есть обязательный элемент методики экономического анализа. Существует множество разнообразных источников информации, которые определяют результативность инвестирования, что не всегда удается их структурировать по назначенным целям. Только подход к информации, что она является экономическим ресурсом и вытекающим отсюда к принципам их реализации, рассматривается нами, как методический подход к анализу инвестиционной деятельности с точки зрения сглаживания информационной асимметрии.

На практике выделяют пять групп пользователей информации в анализе долгосрочных инвестиций, а именно:

  1. Администрация предприятия, которое собирается инвестировать в производство.
  2. Собственники этой организации.
  3. Инвесторы.
  4. Сторонние наблюдатели
  5. Контролирующие государственные службы.

Информационная база для анализа инвестиционной деятельности предприятия должна включать в себя элементы экономической цены данных по инвестиционным проектам с точки зрения доступности и заинтересованности пользователей этой информации. Такая оценка возможна при условии использования адекватной схемы группировки всю уместную информацию по определенным классификационным признакам. Нужно информационные данные включать в однородные по составу группы:

а) законодательная база (законы и подзаконные акты на международном, федеральном, территориальном и отраслевом уровнях);

б) юридические (договорные) условия реализации проекта;

в) результаты экспертиз (юридической, экологической, архитектурной, инженерной);

г) сметно-нормативная база (инвесторские сметы, расчеты подрядчика);

д) техническая документация (ведомости технического состояния основных фондов, спецификации оборудования, ведомости капремонта и простоя);

е) технологическая документация (ведомости трудоемкости работ, технологические карты, расчеты производственной мощности);

ж) плановые показатели (бизнес-план, бюджеты инвестиций);

з) данные маркетинговых исследований (результаты обследования и опросов потребителей, оценки спроса и предложения, договоры намерений);

и) показатели бухгалтерской и статистической отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложение к балансу и т. д.). Эти перечисленные информационные показатели может быть востребованы на каждой стадии жизненного цикла инвестиционного проекта.

Таким образом, можно утверждать, что информационный ресурс является фактором глубокого анализа и синтеза необходимой управленческой стратегии для обоснования направлений финансово-экономического развития предприятия. Инвестиционная деятельность как часть финансового и экономического составляющего комплексного развития предприятия более обоснованна будет реализована на основе реализации вышеупомянутых однородных по составу групп информационных данных по возможным инвестиционным проектам.

Литература:

  1. Дятлов С. А. Информационная экономика: методологические принципы, www.egovernment.ru, // http://www.egovernment.ru/pub/e-business/985423338.htm.
  2. Нижегородцев P. M. Информационные основы экономического роста. — М.: МГУ, Москва, 2002. — 163 с.
  3. Стиглер Дж. Экономическая теория информации / Теория фирмы; под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1995. 342с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный