Авторы: Махмудова Гулрух Равшанбековна, Рахматова Дилноза Мирзабековна, Янгибоев Бобур Фахриддин угли

Рубрика: Экономическое развитие и рост

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (9) май 2017 г.

Дата публикации: 06.05.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Махмудова Г. Р., Рахматова Д. М., Янгибоев Б. Ф. Факторы развития конкурентноспособной среды в сфере лёгкой промышленности национальной экономики // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №2. — С. 24-26. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/58/2363/ (дата обращения: 20.02.2018).



Стоит отметить, что в годы независимости в Узбекистане была создана стабильная правовая база, которая обеспечивает приоритетность частной собственности, что является основой рыночной экономики. Были созданы благоприятные правовые гарантии и деловая среда для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, которые являются основными факторами формирования среднего слоя общества, стабильного развития экономики страны, создания новых рабочих мест и увеличения доходов населения. В условиях перехода на рыночную экономику не зря придается особое значение развитию малого бизнеса. Малый бизнес вместе с тем, что не требует много ресурсов при условиях дефицита капитала, является гибким по отношению к потребительскому спросу и благодаря этому обеспечивает необходимый баланс на потребительском рынке.

Стоит отметить, что в нашей стране уделяется огромное внимание развитию малого бизнеса, но большинство из новосозданных являются предприятия торговли и общественного питания; к сожалению, среди них небольшое число производственных предприятий. По нашему мнению, было бы гораздо эффективнее, если направить новые создаваемые предприятия на производство. Кроме того, если развить деятельность малых предприятий по переработке сырья и материалов, это может:

− во первых, удовлетворить потребительский спрос нашего народа;

− во вторых, принимая во внимание, что данная отрасль требует больше рабочей силы, это поможет решить задачи, связанные с безработицей.

Необходимо предоставить благоприятные условия для создания и развития предприятий легкой промышленности. Вместе с этим, необходимо повысить эффективность использования хлопкового волокна и другого сырья, привлечь иностранные инвестиции для нового технического оснащения предприятий данной отрасли, обратить особое внимание на местоположение этих предприятий, то есть, создавать такие предприятия в густонаселенных регионах страны.

Ни для кого не секрет, что повышение количества и качества товаров легкой промышленности приведет к появлению конкурентной среды в данной отрасли. Здоровая конкурентная среда содействует решению нескольких социальных проблем по развитию общества, послужит расширению ряду видов продуктов и сервиса, предоставит людям возможность покупать именно нужную им продукцию.

Мировая практика свидетельствует о том, что в развитых странах для сохранения конкурентной среды в экономике и обеспечения деятельности эффективного конкурентного механизма со стороны государства обеспечивается благоприятная макроэкономическая среда и даже оказывается содействие их развитию. Модернизация правовой базы последующего развития конкурентной среды, системы урегулирования антимонопольных мер, спросы по либерализации и модернизации экономики, сокращение функций контролирования правительственных и управленческих органов, также, отношение развивающихся предпринимательских субъектов определили необходимость для дальнейшего улучшения антимонопольного законодательства в стране. Так как за последние годы в результате развития новых форм экономических и имущественных отношений, усиления интеграции отечественной экономики по отношению к мировой экономике возникает необходимость урегулирования рыночных спросов, то есть, сформировавшихся отношений. Ни для кого не секрет, что в нашей стране уделяется отдельное внимание развитию здоровой конкуренции, а также улучшению антимонопольных правовых норм и документаций. Примером к этому может послужить вступивший в силу 7 января 2012 года Закон «О конкуренции» по инициативе главы нашего государства. Специфические особенности вышесказанного закона заключается в том, что с помощью него были прекращены случаи злоупотребления превосходством и ограничения конкуренции, монополизации в финансовых рынках, и была обеспечена здоровая конкурентная среда; иными словами были урегулированы отношения в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках. Согласно этому закону финансовый рынок является финансовым сервисом, оказываемом банками и другими кредитными страховыми и финансовыми организациями, а также услугами профессиональных представителей рынка ценных бумаг в рамках территории Республики Узбекистан или в ее некоторых регионах. Кроме того, даются определения таких понятий, как «Группа людей», «Приоритетное положение», «Монопольная завышенная цена товара» и они были введены в специальные статьи закона. Хотя мировая практика по поддержке малого и частного предпринимательства со стороны государства и создание конкурентной среды является богатой и разнообразной, они отличаются друг от друга механизмом, методами и средствами выполнения этого процесса. В ХХ веке наблюдалось, что либерализация экономики, открытие рынков, производство и распределение услуг и товаров множество развитых стран начали полагаться не на государственное управление, а на силу рыночных отношений. Конкурентная политика поддерживает либерализацию экономики путём поощрения, а иногда путём требования конкуренции среди независимых покупателей и продавцов. По этому поводу все развитые страны дополнительно ужесточили законы против конкуренции, и одновременно с этим некоторые страны приняли новые законы по предотвращению существующих преград и тех, которых могут появиться в результате некоторых действий при свободной торговле.

С давних времен конкурентная политика в первую очередь поддерживалась, чтобы защитить процесс конкуренции в развитых странах, где внутренняя конкуренция считалась важным фактором в торговле. Законы о конкуренции основываются на двух, но тесно связанных друг с другом концепциях: господство рынка и достижение приоритетного положения в рынке. В практике множество видов конкурентной политики направлены или на предотвращение осуществления рыночного господства поставщиков, или на предотвращения злоупотребления предприятий своими приоритетными положениями. Эти обстоятельства могут привезти к тому, что осуществление рыночного господства будет противоречить экономической эффективности, а приоритетное положение может образовать личные преграды поставщику и ограничить конкуренцию. Рыночное господство будет зависеть от сравнительной структуры и объёма экономических рынков, иными словами от числа конкурирующих поставщиков, серьёзных преград для осуществления свободной торговли и от существования альтернативных товаров.

Приоритетное положение зависит от абсолютного количества поставщиков, их связи с заказчиками и личными поставщиками, а также от того, насколько хорошо они знают экономическое состояние торговых партнёров. Законы об основанной на концентрации и эффективности рыночного господства конкуренции создаются в целях благополучия потребителей. Наоборот, законы, основанные на концепции приоритетности, служат, чтобы защищать конкурентов, а не процесс конкуренции. Либерализация торговли меняет политику эффективной конкуренции. Так как во многих случаях свободная торговля не так уж ясно отображается на конкурентной структуре рынка, и не поощряет эффективную активность на рынке. При дальнейшем развитии экономики и при повышении уровня ее сетевой концентрации у правительства проявляется тенденция по осуществлению строго контроля над структурой рынка. Это в последнее время превращается в одну из развивающихся высокими темпами частей закона о конкуренции. В изученном законодательстве все законы о конкуренции дают возможность использования исключений против трестов в законодательстве в качестве определенного средства поддержания индустриальной политики, направленной на ускорение заметных эффектов против конкуренции. В частности, сотрудничество среди местных поставщиков, поддерживаемое государством, обычно негативно влияет на конкуренцию и поощряет формирование цен против конкуренции. В том месте, где употребляются продукции местных секторов, которые защищаются государством, эти эффективные меры могут компенсировать все выгоды местных поставщиков. Изучение данных опытов, эффективное использование их положительных сторон исходя из особенностей нашей страны, считаются одной из самых актуальных задач на сегодняшний день, когда осуществляются структурные изменения в экономике.

Для создания конкурентной среды государство, в первую очередь, должно создать нормативно-правовую базу, то есть, правовую систему, которая поощряет конкурентоспособность предприятий, гарантирует экономическую свободу, затем необходимо создать механизм, обеспечивающий определённую долю для малых и частных предприятий в государственном рынке. Как подчёркивал первый Президент нашей страны И. А. Каримов, целью модернизации экономики считается обновление экономики страны, повышение конкурентоспособности национальной экономики страны на основе развития устойчивых направлений. В этой связи «Модернизировать важные отрасли нашей экономики, переоборудовать с технической и технологической точки зрения, дальнейшее развитие транспортных коммуникаций и сооружать объекты социальной инфраструктуры являются ключевыми направлениями» [1].

Создание благоприятной экономическо-социальной и правовой среды для развития малого и частного предпринимательства в развитых странах в первую очередь включает в себе антимонопольные законы. В нашей стране принят закон «Об ограничении монополистической деятельности», однако его внедрение в практику не на требуемом уровне. В это связи необходимо ужесточить антимонопольные законы на основе тщательного изучения и анализа мировой практики, уменьшить количество и ликвидировать существующие монополистические структуры, разработать практические меры по усилению защиты прав потребителей.

В соответствии с целевым назначением нужно создать конкурентную среду в отрасли легкой промышленности нашей национальной экономики и деятельности, осуществляемые в этом направлении должны быть следующие:

− поддержать передовые отрасли промышленности и оказать влияние переменам в промышленном комплексе;

− поддержать именем государства национальных производителей товаров и защищать внутренний рынок;

− развить систему по поддержанию национальных производителей посредством маркетинга;

− создать конкурентную среду, ввести международные сертификаты;

− посредством поддерживания согласованной системы по оценке качества и стандартов содействовать развитию рыночной инфраструктуры;

− вести государственную политику по повышению уровни конкурентоспособности на основе использования экономических, правовых и политических средств.

Литература:

  1. Каримов И. А. Наша главная задача – дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. – Т.: «Ўзбекистон». 2010. 43 стр.
  2. http://uz.denemetr.com/
  3. http://uza.uz/oz/documents/
  4. http://bdm.uz/ru/birjaexpert/
  5. http://lex.uz/
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентной среды, экономики страны, национальной экономики, рыночного господства, развитию малого бизнеса, модернизации экономики, развитых странах, процесс конкуренции, развития экономики страны, частного предпринимательства, национальной экономики страны, рыночного господства конкуренции, конкурентная среда, основой рыночной экономики, промышленности национальной экономики, развитию здоровой конкуренции, обновление экономики страны, легкой промышленности, развития конкурентной среды, либерализацию экономики путём.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос