Авторы: Зайнутдинова Умида Джалаловна, Дауланов Бобур Улугбек угли

Рубрика: Экономическое развитие и рост

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (9) май 2017 г.

Дата публикации: 03.05.2017

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Зайнутдинова У. Д., Дауланов Б. У. Национальная модель и её эффективность для экономического роста в странах с переходной экономикой // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №2. — С. 21-24. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/58/2356/ (дата обращения: 22.02.2018).



Экономика — это наука о богатстве, то естественно, что с самого начала возникновения в центре ее внимания оказалась и проблема экономического роста. Разрешение этой проблемы означало поиск таких факторов развития экономики, которые обеспечили бы повышение уровня жизни при постоянном росте населения.

Всемирным банком [1] было проведено обширное исследование причин экономического успеха ряда стран[1], в результате которого удалось установить влияние трех групп факторов:

а. достижение политической и макроэкономической стабильности;

б. инвестиции в человеческие ресурсы;

в. ориентация на внешние рынки.

Основой успеха всех этих стран стал прагматизм при формировании топ или иной экономической политики.

Анализ экономического развития Узбекистана показал эффективность «узбекской модели» перехода к рыночной экономике, основанной на пяти ключевых принципах: приоритет экономики над политикой, государство — главный реформатор, верховенство закона во всех сферах жизни общества, проведение сильной социальной политики и эволюционный, поэтапный путь рыночных реформ.

За 25 лет экономика страны выросла более чем в 5,5 раза, реальные доходы на душу населения — в 9 раз. В последнее десятилетие ежегодные темпы роста валового внутреннего продукта превышают 8 %, что является одним из самых высоких показателей в мире. Объем валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательской способности увеличился в 4 раза и составляет сегодня более 6,5 тыс. долл. [3].

Анализ социально-экономического развития Узбекистана свидетельствует о том, что в ближайшие 10–15 лет национальная экономика может войти в число экономически развитых стран. Так, анализ по трем группам факторов, выявленных Всемирным банком позволяет подтвердить данный вывод, так как для этого созданы основные предпосылки такие, как:

1) Политическая и макроэкономическая стабильность. Принимаемые Правительством комплексные меры обеспечивают устойчивый экономический рост в стране и способствуют динамичному развитию отраслей национальной экономики.

Узбекистан добился впечатляющих успехов в сфере социально-экономического развития. В течение 2000–2015 гг. темпы роста ВВП составили в среднем 7 % в год, поэтому показателю страна входит в пятерку самых быстрорастущих стран мира. Ежегодный рост ВВП Узбекистана за последние 10 лет, из которых 6 приходится на период кризиса, превышает 8 %, что является одним из самых высоких показателей в мире. За последнее десятилетие экономика Узбекистана удвоилась. При этом обеспечено почти 2-кратное снижение уровня малообеспеченности, 4-кратный рост внешнеторгового оборота, повышение доли промышленности в ВВП с 14,1 до 24,1 %. [2]

Узбекистан с 2005 года сохраняет положительное сальдо торгового и платежного балансов, а также профицит государственного бюджета.

По прогнозам ведущих международных организаций и финансово-экономических институтов, тенденция высоких темпов роста будет сохраняться в перспективе.

2) Абсолютная энергетическая независимость. Это стало важным преимуществом нашей страны и Узбекистан — это одно из немногих государств в мире, экономика которого этого добилась. Недра Узбекистана обладают огромными запасами полезных ископаемых и природных ресурсов. Страна занимает лидирующие позиции в мире в плане золота, урана, меди, серебра, свинца, цинка, вольфрама, редких металлов и других запасов. Республика входит в десятку стран по запасам газа и нефти, угля и урана. Производимая в стране электроэнергия по стоимости в 4 раза ниже средней цены, которую уплачивают промышленные потребители в развитых странах.

3) Диверсификация экономики. Узбекистан обладает наиболее диверсифицированной экономикой в Центральной Азии. Узбекистан является единственным в Центральной Азии государством, выпускающим широкую номенклатуру современных автомобилей, грузовиков, высококачественной сельхозтехники: от мини-тракторов до комбайнов, крупнейшим в регионе производителем химической, текстильной, пищевой продукции, строительных материалов, электроники и электротехники.

4) Выгодное географическое положение и близость к крупнейшим рынкам является еще одним фактором привлекательности Узбекистана для иностранных инвесторов. Страна имеет самый большой потребительский рынок в регионе с более чем 30 млн. жителей, что составляет около половины от общей численности населения Центральной Азии.

Благодаря развитой транспортной инфраструктуре, предприятия Узбекистана имеют возможность выхода на крупнейшие и наиболее динамично развивающиеся рынки Центральной Азии и Афганистана (с населением более 90 млн. человек), СНГ (с населением более 300 млн. человек), Западной и Восточной Азии, а также Европы.

5) Беспрецедентные льготы и преференции предусмотрены для инвесторов в свободной индустриально-экономической зоне «Навои» и специальных индустриальных зонах «Ангрен» и «Джизак». Резиденты зон освобождаются практически от всех видов налогов в зависимости от объемов вложенных инвестиций — от 3 до 15 лет (СИЭЗ «Навои») и от 3 до 7 лет (СИЗ «Ангрен» и «Джизак»).

6) Банковско-финансовая сфера Узбекистана выступает важнейшим звеном в осуществлении активной инвестиционной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление ведущих отраслей экономики, финансовую поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, обеспечение качественными банковскими услугами физических лиц.

Логическим продолжением осуществляемого в стране непрерывного процесса обновления производства и внедрения инновационных технологий стал Указ Президента Ислама Каримова от 4 марта 2015 года № УП-4707 «О Программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 годы» [4].

Программа принята в целях последовательного обеспечения структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства, дальнейшего развития высокотехнологичных отраслей промышленности, способных стать локомотивами стабильного экономического роста, наиболее полного использования имеющихся резервов в целях снижения энергоемкости производимой продукции, материальных и трудовых затрат, а также расширения производства конкурентоспособных готовых товаров и полуфабрикатов, пользующихся устойчивым спросом на мировом рынке, активного привлечения для этого иностранных инвестиций, в том числе путем создания с ведущими зарубежными компаниями на паритетной основе совместных предприятий.

В нефтегазовой и нефтехимической промышленности планируется увеличение объемов производства и расширение ассортимента продукции с высокой добавленной стоимостью на основе глубокой переработки природного газа и газового конденсата. В химической промышленности предполагается диверсификация производства и экспорта путем внедрения современных технологий производства сложных минеральных удобрений, полимеров, синтетического каучука, метанола, а также широкого спектра товаров бытовой химии.

В общей сложности в сфере геологии, топливно-энергетическом комплексе, химической, нефтехимической и металлургической промышленности планируется реализовать 124 инвестиционных проекта по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств, а также 48 новых перспективных инвестиционных проектов с привлечением зарубежных инвесторов.

В рамках «узбекской модели» система социальной защиты, опирающаяся на институт махалли, доказала свою состоятельность, предотвратив резкое снижение уровня жизни и обеспечив адресность социальной поддержки. Так, усилия по совершенствованию созданной системы позволили задействовать более широкий спектр институтов и инструментов социальной защиты, существенно повысить эффективность системы. Вместе с тем, на фоне высоких показателей экономического роста, продолжающегося уже более десяти лет, ускорения процессов трансформации и модернизации, как экономики, так и общества, и институтов, следует, возможно, по-новому взглянуть и на будущее системы социальной защиты.

Сложившаяся система социальной защиты имеет несколько уровней и включает:

  1. Обязательное социальное страхование, в том числе пенсионное обеспечение;
  2. Социальную поддержку отдельных категорий населения, состоящую из:

а. адресных мер поддержки отдельных категорий населения, основанных на проверке нуждаемости;

б. социальных выплат и льгот отдельным категориям населения без учета их нуждаемости;

в. социального обслуживания населения.

Основной принцип, заложенный в основу данной системы, предполагает противодействие негативным последствиям уязвимости — недостатку материальных средств к достойному существованию.

Изменения экономических, социальных и институциональных условий предъявили новые требования к системе социальной защиты. Постепенно внедряются механизмы, которые помогают представителям уязвимых слоев населения лучше и быстрее приспособиться к изменениям во внешней среде — изменить себя, свой образ мышления, свои профессиональные и социальные навыки таким образом, чтобы оставаться вовлеченными в экономически и социально активную деятельность и избавится от оставшегося наследия «иждивенчества».

Принятые меры по социальной защите населения тесно связаны со второй группой факторов экономического роста «инвестиции в человеческие ресурсы».

Наличие значительного человеческого и интеллектуального потенциала, соответствующего современным международным стандартам образования. Более половины населения нашей страны — это молодежь, которая по итогам обязательного 12-летнего обучения получает глубокие знания, как минимум 2 современные профессии, владеет информационными технологиями и не менее двумя иностранными языками.

В Узбекистане созданы филиалы ряда ведущих европейских, азиатских и российских вузов, в частности Британского Вестминстерского университета, Сингапурского института менеджмента и развития, Туринского политехнического университета, Московского государственного университета и др.

Вместе с тем, оценка качества человеческого капитала в Узбекистане показывает, что меры, принятые по его развитию в течение последних 20 лет, были нацелены преимущественно на обеспечение деятельности отдельных институтов и достижения отдельных показателей в рамках развития системы образования, науки и инноваций, без учета их взаимосвязи.

В частности, необходимо продолжение реформирования системы образования по следующим направлениям:

  1. Углубление реформ в рамках системы высшего образования. Повышение самостоятельности вузов. Важнейшим условием выхода высших учебных заведений на новый уровень развития с точки зрения повышения качества предоставления образовательных услуг, определения лучших способов взаимодействия с наукой и частным сектором, а также повышения эффективности управления финансами является предоставление вузам в определенной степени институциональной и финансовой автономии.

Адаптация высшего образования к изменяющимся потребностям посредством мер по усилению исследовательской компоненты и международной интеграции профессионального образования.

  1. Стимулирование взаимодействия вузов с другими субъектами, задействованными в инновационных процессах. Научная и инновационная деятельность высшей школы «блокируются» слабым взаимодействием между высшей школой, бизнесом, государством и обществом. Поэтому целью государственной политики должно стать развитие взаимодействия данных субъектов. Это предполагает:

Формирование национальных «технологических платформ», которые представляют собой электронную автоматизированную систему продвижения образовательных, научно-исследовательских и консалтинговых услуг.

− Институциональные меры, направленные на стимулирование взаимодействия бизнеса и университетов в целях усиления инновационной составляющей образования и науки

  1. Развития «образования для взрослых — организация системы дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации для людей всех возрастов. Это предполагает нормативно-правовое обеспечение, т. е. принятие государственных стандартов для государственных служащих по определенным сферам, как отдельной категории различных систем, формирующих качество жизни; поддержку частно-государственного партнерства в области неформального образования; финансирование программ повышения квалификации в бюджетной сфере; формирование корпуса образовательных консультантов (тренеров).

В третьей группе факторов «ориентация на внешние рынки» также достигнуты определенные успехи, свидетельствующие о достигнутом успехе в данной сфере.

Так, за истекший период стало увеличение внешнеторгового оборота более чем в четыре раза. Импорт возрос с 2,9 млрд. долл. США до 13,9 млрд. долл. США, а экспорт с 3,3 млрд. долл. США до 15,6 млрд. долл. США [5].

Наряду с этим, существенно диверсифицирована система внешней торговли. В структуре импорта возросла доля инвестиционных товаров, в частности доля машин и оборудования возросла с 35,4 до 43,7 % при соответствующем сокращении доли потребительских товаров и услуг.

Расширение поставок современного оборудования способствовало широкому внедрению новых технологий производства, отвечающих международным стандартам, повышению производительности труда и улучшению качества производимой продукции. Это позволило расширить производство и экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Что касается экспорта, то в нем существенно снизилась доля хлопкового волокна и возросла доля товаров более высокой степени сложности (экспорт пассажирских транспортных средств, готовой продукции швейной и текстильной промышленности, полиэтилена, химических и минеральных удобрений). Расширение несырьевого экспорта способствовало диверсификации его географической направленности: наиболее существенный рост экспорта обеспечен в Россию, Китай, Казахстан, Турцию, Сингапур, Афганистан, Республику Корея и Иран.

При этом, следует отметить, что еще необходимо предпринять ряд мер направленный на повышение рейтинга Узбекистана в отчете Всемирного банка по «Международной торговле».

Такой прецедент уже имел место. Так в результате практической реализации принятых руководством страны мер по улучшению инвестиционного климата и деловой среды, в 2016 году в докладе Всемирного банка и Международно-финансовой корпорации «Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования» (Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency) Узбекистан занял 87-е место среди 189 стран мира. Это существенно выше по сравнению с 141-ым местом, которое занял Узбекистан в предыдущем отчете «Ведение бизнеса» [3]. При этом, Узбекистан вошел в пятерку стран с наибольшим улучшением своего рейтинга.

В связи с этим на наш взгляд необходимо продолжить комплексное развитие внешней торговли по следующим направлениям:

− формирование условий для ускоренной интеграции национальной транспортной инфраструктуры с международными транспортными коридорами;

− упрощения внешнеторговых процедур, в том числе технического регулирования внешней торговли;

− совершенствования работы таможенных и других контролирующих органов.

Литература:

  1. С. Н. Ивашковский. Макроэкономика. Учебник. М. 2002. с. 370–371.
  2. Обеспечение устойчивого развития: активы нации и скорректированные чистые сбережения. ЦЭИ. Выпуск № 2 (Октябрь 2015)
  3. Узбекистан вошел в число топ-10 стран-реформаторов по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса в международном докладе «Ведение бизнеса 2016"//https://mineconomy.uz/ru/node/1026
  4. http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=2661060
  5. 8ЦРТ: Достижение устойчивого экономического роста и интеграции в глобальный рынок. http://uzbekistan-geneva.ch/8crt-dostizhenie-ustojchivogo-ekonomicheskogo-rosta-i-integracii-v.html

[1] Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, а также Индонезия и Малайзия

Основные термины (генерируются автоматически): экономического роста, социальной защиты, Центральной Азии, развития Узбекистана, высоких показателей, отдельных категорий населения, экономического развития Узбекистана, система социальной защиты, рост ВВП Узбекистана, социально-экономического развития Узбекистана, десятилетие экономика Узбекистана, душу населения, валового внутреннего продукта, фактором привлекательности Узбекистана, Банковско-финансовая сфера Узбекистана, внешней торговли, повышение рейтинга Узбекистана, темпы роста, проблема экономического роста, факторов экономического роста.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос