Национальная модель и её эффективность для экономического роста в странах с переходной экономикой | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Авторы: ,

Рубрика: Экономическое развитие и рост

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (9) май 2017 г.

Дата публикации: 03.05.2017

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Зайнутдинова У. Д., Дауланов Б. У. Национальная модель и её эффективность для экономического роста в странах с переходной экономикой // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №2. — С. 21-24. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/58/2356/ (дата обращения: 17.08.2018).



Экономика — это наука о богатстве, то естественно, что с самого начала возникновения в центре ее внимания оказалась и проблема экономического роста. Разрешение этой проблемы означало поиск таких факторов развития экономики, которые обеспечили бы повышение уровня жизни при постоянном росте населения.

Всемирным банком [1] было проведено обширное исследование причин экономического успеха ряда стран[1], в результате которого удалось установить влияние трех групп факторов:

а. достижение политической и макроэкономической стабильности;

б. инвестиции в человеческие ресурсы;

в. ориентация на внешние рынки.

Основой успеха всех этих стран стал прагматизм при формировании топ или иной экономической политики.

Анализ экономического развития Узбекистана показал эффективность «узбекской модели» перехода к рыночной экономике, основанной на пяти ключевых принципах: приоритет экономики над политикой, государство — главный реформатор, верховенство закона во всех сферах жизни общества, проведение сильной социальной политики и эволюционный, поэтапный путь рыночных реформ.

За 25 лет экономика страны выросла более чем в 5,5 раза, реальные доходы на душу населения — в 9 раз. В последнее десятилетие ежегодные темпы роста валового внутреннего продукта превышают 8 %, что является одним из самых высоких показателей в мире. Объем валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательской способности увеличился в 4 раза и составляет сегодня более 6,5 тыс. долл. [3].

Анализ социально-экономического развития Узбекистана свидетельствует о том, что в ближайшие 10–15 лет национальная экономика может войти в число экономически развитых стран. Так, анализ по трем группам факторов, выявленных Всемирным банком позволяет подтвердить данный вывод, так как для этого созданы основные предпосылки такие, как:

1) Политическая и макроэкономическая стабильность. Принимаемые Правительством комплексные меры обеспечивают устойчивый экономический рост в стране и способствуют динамичному развитию отраслей национальной экономики.

Узбекистан добился впечатляющих успехов в сфере социально-экономического развития. В течение 2000–2015 гг. темпы роста ВВП составили в среднем 7 % в год, поэтому показателю страна входит в пятерку самых быстрорастущих стран мира. Ежегодный рост ВВП Узбекистана за последние 10 лет, из которых 6 приходится на период кризиса, превышает 8 %, что является одним из самых высоких показателей в мире. За последнее десятилетие экономика Узбекистана удвоилась. При этом обеспечено почти 2-кратное снижение уровня малообеспеченности, 4-кратный рост внешнеторгового оборота, повышение доли промышленности в ВВП с 14,1 до 24,1 %. [2]

Узбекистан с 2005 года сохраняет положительное сальдо торгового и платежного балансов, а также профицит государственного бюджета.

По прогнозам ведущих международных организаций и финансово-экономических институтов, тенденция высоких темпов роста будет сохраняться в перспективе.

2) Абсолютная энергетическая независимость. Это стало важным преимуществом нашей страны и Узбекистан — это одно из немногих государств в мире, экономика которого этого добилась. Недра Узбекистана обладают огромными запасами полезных ископаемых и природных ресурсов. Страна занимает лидирующие позиции в мире в плане золота, урана, меди, серебра, свинца, цинка, вольфрама, редких металлов и других запасов. Республика входит в десятку стран по запасам газа и нефти, угля и урана. Производимая в стране электроэнергия по стоимости в 4 раза ниже средней цены, которую уплачивают промышленные потребители в развитых странах.

3) Диверсификация экономики. Узбекистан обладает наиболее диверсифицированной экономикой в Центральной Азии. Узбекистан является единственным в Центральной Азии государством, выпускающим широкую номенклатуру современных автомобилей, грузовиков, высококачественной сельхозтехники: от мини-тракторов до комбайнов, крупнейшим в регионе производителем химической, текстильной, пищевой продукции, строительных материалов, электроники и электротехники.

4) Выгодное географическое положение и близость к крупнейшим рынкам является еще одним фактором привлекательности Узбекистана для иностранных инвесторов. Страна имеет самый большой потребительский рынок в регионе с более чем 30 млн. жителей, что составляет около половины от общей численности населения Центральной Азии.

Благодаря развитой транспортной инфраструктуре, предприятия Узбекистана имеют возможность выхода на крупнейшие и наиболее динамично развивающиеся рынки Центральной Азии и Афганистана (с населением более 90 млн. человек), СНГ (с населением более 300 млн. человек), Западной и Восточной Азии, а также Европы.

5) Беспрецедентные льготы и преференции предусмотрены для инвесторов в свободной индустриально-экономической зоне «Навои» и специальных индустриальных зонах «Ангрен» и «Джизак». Резиденты зон освобождаются практически от всех видов налогов в зависимости от объемов вложенных инвестиций — от 3 до 15 лет (СИЭЗ «Навои») и от 3 до 7 лет (СИЗ «Ангрен» и «Джизак»).

6) Банковско-финансовая сфера Узбекистана выступает важнейшим звеном в осуществлении активной инвестиционной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление ведущих отраслей экономики, финансовую поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, обеспечение качественными банковскими услугами физических лиц.

Логическим продолжением осуществляемого в стране непрерывного процесса обновления производства и внедрения инновационных технологий стал Указ Президента Ислама Каримова от 4 марта 2015 года № УП-4707 «О Программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 годы» [4].

Программа принята в целях последовательного обеспечения структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства, дальнейшего развития высокотехнологичных отраслей промышленности, способных стать локомотивами стабильного экономического роста, наиболее полного использования имеющихся резервов в целях снижения энергоемкости производимой продукции, материальных и трудовых затрат, а также расширения производства конкурентоспособных готовых товаров и полуфабрикатов, пользующихся устойчивым спросом на мировом рынке, активного привлечения для этого иностранных инвестиций, в том числе путем создания с ведущими зарубежными компаниями на паритетной основе совместных предприятий.

В нефтегазовой и нефтехимической промышленности планируется увеличение объемов производства и расширение ассортимента продукции с высокой добавленной стоимостью на основе глубокой переработки природного газа и газового конденсата. В химической промышленности предполагается диверсификация производства и экспорта путем внедрения современных технологий производства сложных минеральных удобрений, полимеров, синтетического каучука, метанола, а также широкого спектра товаров бытовой химии.

В общей сложности в сфере геологии, топливно-энергетическом комплексе, химической, нефтехимической и металлургической промышленности планируется реализовать 124 инвестиционных проекта по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств, а также 48 новых перспективных инвестиционных проектов с привлечением зарубежных инвесторов.

В рамках «узбекской модели» система социальной защиты, опирающаяся на институт махалли, доказала свою состоятельность, предотвратив резкое снижение уровня жизни и обеспечив адресность социальной поддержки. Так, усилия по совершенствованию созданной системы позволили задействовать более широкий спектр институтов и инструментов социальной защиты, существенно повысить эффективность системы. Вместе с тем, на фоне высоких показателей экономического роста, продолжающегося уже более десяти лет, ускорения процессов трансформации и модернизации, как экономики, так и общества, и институтов, следует, возможно, по-новому взглянуть и на будущее системы социальной защиты.

Сложившаяся система социальной защиты имеет несколько уровней и включает:

  1. Обязательное социальное страхование, в том числе пенсионное обеспечение;
  2. Социальную поддержку отдельных категорий населения, состоящую из:

а. адресных мер поддержки отдельных категорий населения, основанных на проверке нуждаемости;

б. социальных выплат и льгот отдельным категориям населения без учета их нуждаемости;

в. социального обслуживания населения.

Основной принцип, заложенный в основу данной системы, предполагает противодействие негативным последствиям уязвимости — недостатку материальных средств к достойному существованию.

Изменения экономических, социальных и институциональных условий предъявили новые требования к системе социальной защиты. Постепенно внедряются механизмы, которые помогают представителям уязвимых слоев населения лучше и быстрее приспособиться к изменениям во внешней среде — изменить себя, свой образ мышления, свои профессиональные и социальные навыки таким образом, чтобы оставаться вовлеченными в экономически и социально активную деятельность и избавится от оставшегося наследия «иждивенчества».

Принятые меры по социальной защите населения тесно связаны со второй группой факторов экономического роста «инвестиции в человеческие ресурсы».

Наличие значительного человеческого и интеллектуального потенциала, соответствующего современным международным стандартам образования. Более половины населения нашей страны — это молодежь, которая по итогам обязательного 12-летнего обучения получает глубокие знания, как минимум 2 современные профессии, владеет информационными технологиями и не менее двумя иностранными языками.

В Узбекистане созданы филиалы ряда ведущих европейских, азиатских и российских вузов, в частности Британского Вестминстерского университета, Сингапурского института менеджмента и развития, Туринского политехнического университета, Московского государственного университета и др.

Вместе с тем, оценка качества человеческого капитала в Узбекистане показывает, что меры, принятые по его развитию в течение последних 20 лет, были нацелены преимущественно на обеспечение деятельности отдельных институтов и достижения отдельных показателей в рамках развития системы образования, науки и инноваций, без учета их взаимосвязи.

В частности, необходимо продолжение реформирования системы образования по следующим направлениям:

  1. Углубление реформ в рамках системы высшего образования. Повышение самостоятельности вузов. Важнейшим условием выхода высших учебных заведений на новый уровень развития с точки зрения повышения качества предоставления образовательных услуг, определения лучших способов взаимодействия с наукой и частным сектором, а также повышения эффективности управления финансами является предоставление вузам в определенной степени институциональной и финансовой автономии.

Адаптация высшего образования к изменяющимся потребностям посредством мер по усилению исследовательской компоненты и международной интеграции профессионального образования.

  1. Стимулирование взаимодействия вузов с другими субъектами, задействованными в инновационных процессах. Научная и инновационная деятельность высшей школы «блокируются» слабым взаимодействием между высшей школой, бизнесом, государством и обществом. Поэтому целью государственной политики должно стать развитие взаимодействия данных субъектов. Это предполагает:

Формирование национальных «технологических платформ», которые представляют собой электронную автоматизированную систему продвижения образовательных, научно-исследовательских и консалтинговых услуг.

− Институциональные меры, направленные на стимулирование взаимодействия бизнеса и университетов в целях усиления инновационной составляющей образования и науки

  1. Развития «образования для взрослых — организация системы дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации для людей всех возрастов. Это предполагает нормативно-правовое обеспечение, т. е. принятие государственных стандартов для государственных служащих по определенным сферам, как отдельной категории различных систем, формирующих качество жизни; поддержку частно-государственного партнерства в области неформального образования; финансирование программ повышения квалификации в бюджетной сфере; формирование корпуса образовательных консультантов (тренеров).

В третьей группе факторов «ориентация на внешние рынки» также достигнуты определенные успехи, свидетельствующие о достигнутом успехе в данной сфере.

Так, за истекший период стало увеличение внешнеторгового оборота более чем в четыре раза. Импорт возрос с 2,9 млрд. долл. США до 13,9 млрд. долл. США, а экспорт с 3,3 млрд. долл. США до 15,6 млрд. долл. США [5].

Наряду с этим, существенно диверсифицирована система внешней торговли. В структуре импорта возросла доля инвестиционных товаров, в частности доля машин и оборудования возросла с 35,4 до 43,7 % при соответствующем сокращении доли потребительских товаров и услуг.

Расширение поставок современного оборудования способствовало широкому внедрению новых технологий производства, отвечающих международным стандартам, повышению производительности труда и улучшению качества производимой продукции. Это позволило расширить производство и экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Что касается экспорта, то в нем существенно снизилась доля хлопкового волокна и возросла доля товаров более высокой степени сложности (экспорт пассажирских транспортных средств, готовой продукции швейной и текстильной промышленности, полиэтилена, химических и минеральных удобрений). Расширение несырьевого экспорта способствовало диверсификации его географической направленности: наиболее существенный рост экспорта обеспечен в Россию, Китай, Казахстан, Турцию, Сингапур, Афганистан, Республику Корея и Иран.

При этом, следует отметить, что еще необходимо предпринять ряд мер направленный на повышение рейтинга Узбекистана в отчете Всемирного банка по «Международной торговле».

Такой прецедент уже имел место. Так в результате практической реализации принятых руководством страны мер по улучшению инвестиционного климата и деловой среды, в 2016 году в докладе Всемирного банка и Международно-финансовой корпорации «Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования» (Doing Business 2016: Measuring Regulatory Quality and Efficiency) Узбекистан занял 87-е место среди 189 стран мира. Это существенно выше по сравнению с 141-ым местом, которое занял Узбекистан в предыдущем отчете «Ведение бизнеса» [3]. При этом, Узбекистан вошел в пятерку стран с наибольшим улучшением своего рейтинга.

В связи с этим на наш взгляд необходимо продолжить комплексное развитие внешней торговли по следующим направлениям:

− формирование условий для ускоренной интеграции национальной транспортной инфраструктуры с международными транспортными коридорами;

− упрощения внешнеторговых процедур, в том числе технического регулирования внешней торговли;

− совершенствования работы таможенных и других контролирующих органов.

Литература:

  1. С. Н. Ивашковский. Макроэкономика. Учебник. М. 2002. с. 370–371.
  2. Обеспечение устойчивого развития: активы нации и скорректированные чистые сбережения. ЦЭИ. Выпуск № 2 (Октябрь 2015)
  3. Узбекистан вошел в число топ-10 стран-реформаторов по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса в международном докладе «Ведение бизнеса 2016"//https://mineconomy.uz/ru/node/1026
  4. http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=2661060
  5. 8ЦРТ: Достижение устойчивого экономического роста и интеграции в глобальный рынок. http://uzbekistan-geneva.ch/8crt-dostizhenie-ustojchivogo-ekonomicheskogo-rosta-i-integracii-v.html

[1] Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, а также Индонезия и Малайзия

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, социальная защита, Всемирный банк, Центральная Азия, США, внешняя торговля, отдельная категория населения, валовый внутренний продукт, внешнеторговый оборот, высокая добавленная стоимость.

Похожие статьи

Исследование динамики производства добавленной стоимости...

Узбекистан, социальная защита, Всемирный банк, Центральная Азия, США, внешняя торговля, отдельная категория населения, валовый внутренний продукт, внешнеторговый оборот, высокая добавленная стоимость.

Развитие экономики Узбекистана за годы независимости

Узбекистан, промышленность, производство, ведущая отрасль, сельское хозяйство, индустриальная экономика, дальнейшее развитие, Центральная Азия, валовый внутренний продукт, материальное производство.

Развитие стран в современной мировой экономике

Следующий показатель — внешнеторговый баланс. Сальдо торгового баланса внешней торговли — это

В последнее десятилетие ежегодные темпы роста валового внутреннего продукта превышают 8 %, что является одним из самых высоких показателей в мире.

Валовой внутренний продукт России: состояние и перспективы

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это один из важнейших показателей системы

100. Валовая добавленная стоимость в основных ценах. 72,371.

В частности, в первом квартале 2015 года предоставлял банкам валютную ликвидность, поддерживая.

Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота...

Основные термины (генерируются автоматически): внешняя торговля, внешнеторговый оборот, товар, взаимная торговля

Сегодня ЕАЭС — с его ВВП в размере 2,2 трлн. долларов США и 182 млн. человек (92,9 млн. человек экономически активного населения)...

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных...

Так, темпы роста валового внутреннего продукта государств Союза в 2014 г. снизились до 1,1 %, при этом в Республике

внешняя торговля, внешнеторговый оборот, товар, взаимная торговля, таможенная статистика, США, доллар США, регрессионный анализ, импорт, EAEU.

Анализ развития внешней торговли Японии за последнее...

Автор: Меркулов Константин Александрович. Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля.

Внешнеторговый показатель на душу населения в Японии (в 2010 г. – 12189,37 долл.

Оборот внешней торговли (млн. долл. США).

Промышленность как основа развития индустриальной экономики...

Узбекистан, промышленность, производство, ведущая отрасль, сельское хозяйство, индустриальная экономика, дальнейшее развитие, Центральная Азия, валовый внутренний продукт, материальное производство.

Место России в системе международной торговли

Развитие внутренней и внешней торговли в РФ | «Молодой.

Внешнеторговый оборот Новосибирской области в 2017 году составил 4,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 1,1 млрд. долларов США (на 34,3 %). Таблица 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исследование динамики производства добавленной стоимости...

Узбекистан, социальная защита, Всемирный банк, Центральная Азия, США, внешняя торговля, отдельная категория населения, валовый внутренний продукт, внешнеторговый оборот, высокая добавленная стоимость.

Развитие экономики Узбекистана за годы независимости

Узбекистан, промышленность, производство, ведущая отрасль, сельское хозяйство, индустриальная экономика, дальнейшее развитие, Центральная Азия, валовый внутренний продукт, материальное производство.

Развитие стран в современной мировой экономике

Следующий показатель — внешнеторговый баланс. Сальдо торгового баланса внешней торговли — это

В последнее десятилетие ежегодные темпы роста валового внутреннего продукта превышают 8 %, что является одним из самых высоких показателей в мире.

Валовой внутренний продукт России: состояние и перспективы

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это один из важнейших показателей системы

100. Валовая добавленная стоимость в основных ценах. 72,371.

В частности, в первом квартале 2015 года предоставлял банкам валютную ликвидность, поддерживая.

Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота...

Основные термины (генерируются автоматически): внешняя торговля, внешнеторговый оборот, товар, взаимная торговля

Сегодня ЕАЭС — с его ВВП в размере 2,2 трлн. долларов США и 182 млн. человек (92,9 млн. человек экономически активного населения)...

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных...

Так, темпы роста валового внутреннего продукта государств Союза в 2014 г. снизились до 1,1 %, при этом в Республике

внешняя торговля, внешнеторговый оборот, товар, взаимная торговля, таможенная статистика, США, доллар США, регрессионный анализ, импорт, EAEU.

Анализ развития внешней торговли Японии за последнее...

Автор: Меркулов Константин Александрович. Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля.

Внешнеторговый показатель на душу населения в Японии (в 2010 г. – 12189,37 долл.

Оборот внешней торговли (млн. долл. США).

Промышленность как основа развития индустриальной экономики...

Узбекистан, промышленность, производство, ведущая отрасль, сельское хозяйство, индустриальная экономика, дальнейшее развитие, Центральная Азия, валовый внутренний продукт, материальное производство.

Место России в системе международной торговли

Развитие внутренней и внешней торговли в РФ | «Молодой.

Внешнеторговый оборот Новосибирской области в 2017 году составил 4,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 1,1 млрд. долларов США (на 34,3 %). Таблица 1.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос