Автор: Никитин Денис Андреевич

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (9) май 2017 г.

Дата публикации: 05.05.2017

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Никитин Д. А. Механизм привлечения заемного капитала организации // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №2. — С. 76-79.



Цель каждого бизнеса состоит в приумножении стоимости предприятия, а значит и в увеличении богатства владельцев, посредством расширения дела. «Увеличение богатства владельца» — звучит довольно просто, а все, для этого нужно продавать хорошие товары и услуги дороже их себестоимости. Однако прежде чем вы начнете получать какую-либо выручку от продаж, вам потребуются деньги, чтобы «запустить» бизнес. Но, даже поставив свое предприятие на ноги, вы не избавитесь от необходимости иметь внешний источник финансирования: вам может понадобиться дополнительная наличность, чтобы пережить спад или обновить производственные мощности и оборудование.

Одной из основных проблем производственных предприятий в современных условиях является недостаток финансовых ресурсов [2].

Поскольку «деньги делают деньги», компании часто сталкиваются с необходимостью брать дополнительные средства в долг. В использовании заемных денег для извлечения прибыли проявляется действие механизма заимствования. Однако механизм заимствования — палка о двух концах: он может увеличить вашу прибыль, но может и принести убытки.

Заимствование осложняется тем, что имеет множество источников, и с каждым из них связаны свои преимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача финансового менеджера — найти такое сочетание источников финансирования, которое имело бы наименьшую цену. Процесс этот динамичный, поскольку изменение экономических условий сказывается и на стоимости кредита.

Помимо поиска источников финансирования финансовый менеджер должен следить за эффективностью расходования средств. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ расходования средств, управляющему финансами необходимо разработать такую методику отбора, которая позволила бы безошибочно определить варианты, более других соответствующие целям компании.

Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала [1].

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:

  1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является:

− изучение динамики общего объема привлеченных заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

− определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированного финансового кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

− определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводиться соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных оборотных и внеоборотных активов.

− изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческих) кредитов.

− изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств.

  1. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования [3].
  2. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а. предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

б. обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

  1. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
  2. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.

Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств [4].

Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга.

Он включает в себя три временных периода:

а. срок полезного использования — это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;

б. льготный период — это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга.

в. срок погашения — это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам.

  1. Определение форм привлечения заемных средств.

Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет на основе целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

  1. Определение состава основных кредиторов.

Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

  1. Формирование эффективных условий привлечения кредитов

К числу важнейших из этих условий относятся:

а. срок предоставления кредита — является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения (например, товарный кредит — на период полной реализации закупленных товаров и т. п.) [7].

б. ставка процента за кредит — характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.

По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.

По применяемым видам различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера).

Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.

в. условия выплаты суммы процента — характеризуется порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводиться к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительней является третий вариант.

г. условия выплаты суммы основного долга — характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату суммы основного долга; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита; возврата основной или части долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.

д. прочие условия, связанные с получением кредита — могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т. п.

  1. Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов.

Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Существует и используется система показателей эффективности деятельности, среди них коэффициент рентабельности активов имущества:

Ра=ЧД/Сва

где: Ра — рентабельность активов (имущества) предприятия [5], Чд — чистый доход, Сва — средняя величина активов предприятия.

Этот показатель отражает, какую прибыль (доход) получает предприятие.

  1. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.

С целью обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

На предприятиях, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита.

Для того чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй «дилеммой» является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое) [8].

Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является «бесплатным», так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

Отсюда следует вывод, что менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач — максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности — которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль — наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.

В настоящее время для привлечения средств на долгосрочной основе предприятия вынуждены обращаться к рынку капитала как к универсальному источнику финансовых ресурсов. Среди основных финансовых инструментов, предлагаемых на российском финансовом рынке, можно выделить следующие: долговые инструменты финансирования: банковские кредиты; векселя; облигации; лизинг [6].

Литература:

  1. Сорокин А. В. Общая экономика: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Учебник — М.-Берлин Директ-Медиа, 2016. с. 430.
  2. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Т. А. Бердникова. — М.: Инфра-М: 2012. — 224 с.
  3. Курс экономики: учебник / под ред. Б. А. Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 2013. с. 96–100.
  4. Котова Г. А., Никитина Н. И., Раквиашвили А. А. Микроэкономика. Учебное пособие. Экономический факультет МГУ Москва, 2015. С. 105.
  5. Тарануха Ю. В. Предпринимательство: теория и российская действительность. Учебное пособие. Издательство Русайнс Москва, 2015. с. 136.
  6. Пороховский А. А., Чирков М. А., Гудкова Т. В. Современная система экономики (учебно-методические материалы, издание второе — переработанное и дополненное), OOO «Планета», Курск, 2013. с. 67.
  7. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2014. с. 445.
  8. Интернет ресурс: http: //ecsocman.edu.ru
Основные термины (генерируются автоматически): заемных средств, привлечения заемных средств, использования заемных средств, заемного капитала, предприятием заемных средств, форм привлечения заемных, объем заемных средств, суммы долга, срок использования заемных, привлечения заемного капитала, суммы процента, суммы основного долга, стоимости привлечения заемных, привлечения предприятием заемных, рентабельности заемного капитала, заемных средств предприятие, Политика привлечения заемных, источников привлечения заемных, объема привлечения заемных, сумме заемных средств.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос