Особенности творческой деятельности редакторов спортивных периодических изданий | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и коммуникации

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 602 раза

Библиографическое описание:

Хлопунова, О. В. Особенности творческой деятельности редакторов спортивных периодических изданий / О. В. Хлопунова, М. А. Герасин. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1873/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы специфики работы главного редактора в региональном периодическом издании спортивной направленности.

Ключевые слова: главный редактор, спортивное периодическое издание,экспресс-редактура, редакционная политика

В России сокращается количество печатных изданий. Особенно наглядна данная тенденция в области спортивной прессы. Так в течение нескольких последних лет прекратили свое существование, по нашим подсчетам, 18 спортивных периодических изданий. Наиболее громкими событиями стали ликвидации в 2013 г. футбольного ежемесячного журнала «TotalFootball» и для Краснодарского края в 2014 г. регионального выпуска «Советский спорт на Кубани». Из вышесказанного можно было бы сделать вывод, что в годы экономического кризиса, пик которого в нашей стране приходится на середину 10-х годов XXI века, спорт теряет популярность в глазах общественности. Но проблема исчезновения спортивных изданий лежит совсем в другой плоскости.

Современный спорт сильнее, чем раньше, связан с другими сферами общественной жизни, в частности с культурой и политикой. Поэтому читатель, покупая конкретное спортивное периодическое издание, надеется, что он не только извлечет из этого источника информацию спортивного характера, но и ознакомится с тем, что происходит в мире в целом. Соответственно, изданиям, опирающимся на спортивную тематику, приходится адаптироваться к нынешним реалиям и быстро улавливать новые веяния и тенденции. А основная нагрузка в этом аспекте, бесспорно, возлагается на главного редактора спортивного периодического издания.

Работу редактора в спортивном издании стоит рассматривать под особым углом. «Спортивная тематика — одна из важнейших в современном медийном пространстве: ведь за нею — мотив здорового образа жизни, отказ от пагубных привычек, а также дух соперничества, важный, в первую очередь, для молодых людей, стремящихся быть во всем и всегда лучшими и первыми». [1] На основе этого высказывания Р. Р. Мухаметзяновой можно сделать вывод, что освещение спортивных мероприятий должно отличаться максимальной степенью погруженности автора текста в специфику того или иного вида спорта и его осведомленностью в различных нюансах спортивной сферы.

В свою очередь, автору и, конечно, редактору спортивного издания стоит также понимать, что спорт сам по себе динамичен, многогранен, а значит, содержание материала должно отражать дух соперничества, спортивного максимализма и честной, конкурентной борьбы. Однако динамика — не единственная черта спортивной журналистики: по окончании соревнований она уступает место глубокому анализу произошедшего.

Вышеприведенный тезис подтверждается и вместе с тем раскрывается с новой точки зрения В.В. Тулуповым: «Спорт… предполагает обращение к аналитической, в том числе расследовательской журналистике, а также к художественно-публицистическим жанрам — зарисовкам и очеркам о героях спортивных баталий». Таким образом, В.В.Тулупов признает равновеликое значение в спортивной информационной сфере аналитических и публицистических жанров, и мастерство журналиста, по его мнению, заключается в «доскональном анализе текущего события (матча, спортивного форума), в изучении личности конкретного спортсмена, в полном погружении в «материал» и вычленении самого существенного».

В дальнейших рассуждениях об особенностях редакторской работы в периодических спортивных изданиях стоит отталкиваться именно от этого важного критерия: для спортивных изданий важна экспрессивность, так как они сконцентрированы на освещении наиболее актуальных событий. Но не стоит забывать о том, что актуальность спортивной информации предполагает минимальный временной диапазон между поступлением информации и выходом материала в свет, что может нанести ущерб качеству подачи материала автором и ее обработки редактором. Этот тонкий нюанс подмечает и С. Ющишин: «Спортивная журналистика стала менее образованной, а ее материалы потеряли качество и объективность». [4] Объясняется эта тенденция прежде всего жесткой конкуренцией между прессой и Интернетом, который, по словам того же автора, «в нашей стране является абсолютно бесконтрольным средством массовой информации». [4]

Анализ состояния и тенденций развития современных спортивных периодических изданий позволяет сделать вывод: главным редакторам этих изданий приходится подчиняться веяниям времени, чтобы издание оставалось популярным, и вместе с тем бороться с негативными тенденциями в организации контента издания, как-то: смещение жанровых пропорций, падение качества журналистских материалов, прежде всего по причине снижения их смысловой нагрузки. Именно от успешности избранной главным редактором политики зависит успех издания в целом.

В качестве примера разберем краснодарскую «Независимую спортивную газету», которая благодаря кропотливому труду Сергея Сальникова и авторского коллектива заслужила себе славу авторитетного в региональных спортивных кругах периодического издания, делающего ставку на независимость от мнений «сверху» и компетентность собственной позиции по тому или иному вопросу.

Не искушенный в редакторской работе человек сразу подметит для себя, что к моменту начала работы на финальной стадии у Сергея Сальникова имеется в наличии большинство материалов, которые пойдут в номер. Примерно четверть, а в некоторых случаях даже половину авторских материалов составляют эксклюзивные тексты, которые характеризуются гиперболизированной свежестью. Однако различные жанры спортивной публицистики ввиду своей специфики кардинально отличаются по уровню возможности «эксклюзива».

В «Независимой спортивной газете» эксклюзивные материалы велики по объему, именно поэтому предварительная редактура может растянуться на гораздо больший отрезок времени, чем финальная стадия. В таком случае главный редактор вынужден ждать, когда материалы поступят к нему в достаточном объеме, и уже тогда вплотную заниматься их редактированием.

Но если работа с эксклюзивом ведется не в самый разгар рабочего процесса, а в более спокойной обстановке, то остальные материалы — обзоры, репортажи и другие тексты, являющиеся плодами жанровой диффузии, — поступают к главному редактору лишь на финальной стадии подготовки номера. Они лишены предварительной редактуры и больше всего нуждаются в экспресс-редактуре — методе, кардинально отличающемся от классического и выработанном в журналистской среде довольно давно.

В отличие от «Советского спорта на Кубани», который делал акцент в своей редакционной политике на массового читателя и широко освещал краевые любительские соревнования, «Независимая спортивная газета», держа в уме запросы своей целевой аудитории, больше внимания уделяет спорту высоких достижений. А поскольку профессиональные турниры и игры в угоду зрителю проводятся, как уже упоминалось ранее, в основном в выходные дни, то основная информационная нагрузка на редакционный коллектив ложится в воскресенье и понедельник — последние дни перед выпуском вторничного номера. Соответственно, редактору приходится обрабатывать большое число авторских материалов, различных по объему, тематике и стилистике, за короткий, по журналистским меркам, период, умещающийся в 30–35 рабочих часов. В связи с этим главный редактор вынужден применять метод экспресс-редактуры, которому стоит дать подробную характеристику.

«Независимая спортивная газета» в силу недельной периодичности выхода ее номеров может позволить себе успешно сочетать количество текущей информации спортивного характера с более проработанными авторскими материалами, среди которых важное место занимает аналитика. Но если внимательно рассматривать номера газеты, мы заметим, что экспресс-информация составляет примерно половину информационного контента издания.

Например, в каждом номере есть материалы, посвященные обзорам футбольных матчей, состоявшихся в России и Европе за минувшую неделю с момента выпуска последнего номера. Как и требует спортивный обзор, основное внимание в текстах уделяется статистическим выкладкам и комментариям тренеров после матчей. Однако при анализе статистики легко обнаружить, что большинство игр состоялось именно в выходные дни, а значит, автор обзоров в момент их составления находился в условиях временного дефицита, поскольку большой объем данных ему нужно было преобразовать в цельный текст, как показывает практика, буквально за 2–3 часа. В свою очередь, главному редактору пришлось осуществлять редактуру материала в соизмеримые со временем написания обзора рамки. А поскольку классическая редактура предполагает затраты большего количество времени, чем в данном случае имеет редактор, то мы имеем дело с экспресс-редактурой.

Региональные периодические спортивные издания, и в их числе «Независимая спортивная газета», работают в условиях, когда электронная версия газета является «клоном» печатной версии, эксклюзивы отличаются большими объемами, а баланс в соотношении между эксклюзивными и экспресс-текстами достигается за счет невысокой периодичности выпуска номеров. Работа главного редактора в «Независимой спортивной газете» предполагает умелое сочетание на страницах газеты двух видов авторских текстов, «эксклюзивов» и экспресс-текстов, однако в процессе редакторской работы над материалами довольно легко выделить общие методы, по которым происходит редактирование текстов, и прежде всего присущие экспресс-редактуре. Они отражены в определении этого вида редакторской работы.

Исходя из опыта корреспондента «Независимой спортивной газете», можем утверждать, что в работе главного редактора почти ежедневно возникают форс-мажорные ситуации, связанные с авторскими материалами. Например, автор написал значительно больше, чем предполагал редактор, который уже выделил в макете номера место его материалу. Но бывают и обратные случаи: автор предоставил редактору материал, который в несколько раз меньше по объему, чем предполагалось. Освободившееся печатное пространство нужно заполнить другими текстами, что является большой проблемой.

Как уже упоминалось, событийный поток в современном спортивном информационном пространстве настолько велик, что большинство фактов остаются незамеченными не только в печатных СМИ, но и в Интернете. Однако даже на самых, казалось бы, незаметных с точки зрения зрительского интереса соревнованиях вполне может оказаться человек, который захочет описать событие и отправить текст в редакцию «Независимой спортивной газеты». Отметим, что каждую неделю в редакцию газеты приходит 10–15 подобных материалов различной спортивной тематики совершенно разного стиля написания и уровня грамотности, которые при этом отличаются хорошей фактурой.

В этих случаях опытные редакторы стараются не обходить вниманием материалы начинающих журналистов, поскольку в описанной выше ситуации форс-мажора именно материалы новичков могут спасти ситуацию. Однако зачастую в самом начале вычитки одного из материалов главный редактор замечает в нем множество грамматических ошибок и осознает, что тратит драгоценное рабочее время на редактуру неграмотного текста.

Редакторы спортивных и других изданий с богатым жизненным опытом за плечами всегда дочитывают материал до конца. Объясняется это тем, что грамматические ошибки легче исправить, чем логические промахи в композиции материала. «Для того чтобы в материалах массовой коммуникации связи и отношения между фактами языка соответствовали связям и отношениям между фактами реальной действительности, в тексте должна быть соблюдена логика изложения. <…> Знание их [законов логики] важно как для журналиста-практика, так и для редактора текста». [2]

Следуя утверждению С.И. Сметаниной, можно сделать вывод, что логика повествования является одним из самых важных критериев оценки текста. Если авторская концептуальная схема материала прослеживается на протяжении всего текста и существует логическая связь между предложениями, то главный редактор готов не обратить внимания на орфографические, грамматические и прочие ошибки и наверняка будет работать над текстом. Если автор текста прекрасно знает, о чем и для чего он пишет, то читателю будет гораздо проще уловить нить повествования и ей следовать.

Работа редактора над логичностью построения в авторских текстах заключается в том, чтобы уловить ту самую скрытую интуитивность повествования — это качество спортивной журналистики, которое притягивает к ней читателей как магнитом. Например, в репортажах со спортивных событий далеко не всегда можно увидеть хронологически выстроенное перечисление моментов игры: повествование может быть построено на принципе противопоставления одного момента матча другому, и логичность здесь нарушена не будет. Однако спортивные журналисты, зачастую неопытные, порой настолько увлекаются этой самой интуитивностью, что написанный ими текст становится понятен либо только им самим, либо глубоко погруженным в предмет повествования профессионалам. Спортивная же газета направлена на широкие массы, поэтому задача главного редактора заключается в упрощении структуры текста, при этом логическая цепочка не должна быть нарушена.

Также на первой полосе «Независимой спортивной газеты» в репортажах о матчах кубанских футбольных и баскетбольных команд из номера в номер можно встретить элемент репортажа, который, в отличие от корпуса, имеет свой подзаголовок: «Оценки «Независимой спортивной газеты». Он, как правило, располагается на полосе на подложке более темного цвета и содержит в себе оценки автором репортажа игры того или иного спортсмена с дальнейшей их расшифровкой. Этот фрагмент нельзя рассматривать в отдельности от корпуса, поскольку в «Оценках» автор статьи подводит итоги своим рассуждениям. Но поскольку в основной части текста автор так или иначе уже оценивал действия спортсменов, арбитра, тренеров и других участников спортивного события, то в «Оценках» главный редактор газеты тщательно проверяет соответствие журналистского мнения в различных фрагментах текста, то есть логически его выстраивает.

Следующим по важности аспектом редакторской работы после восстановления логичности повествования является работа над фактической точностью текста. Пожалуй, этот аспект может поспорить с предыдущим по своей важности в работе редактора, поскольку значительные фактические неточности оказывают сильное отрицательное воздействие на имидж любого периодического издания, в том числе спортивного.

Диапазон фактического материала в «Независимой спортивной газете» широк, поскольку в издании публикуются материалы не только о краевых, но и всероссийских и даже мировых событиях. Если речь идет о крупных спортивных мероприятиях, то фактические материалы добываются авторами текстов с официальных сайтов турниров, спортивных федераций или министерств и клубов. Информация о краевых соревнованиях черпается из тех же источников, однако порой единственным вариантом узнать фактическую информацию для журналиста становится присутствие на месте событий. Соответственно, именно в последнем случае у главного редактора возникают наибольшие сложности при редактуре, особенно если автор текста не обладает достаточным опытом работы с материалом подобного рода, в частности с фактами.

Что касается региональных спортивных периодических изданий, то зачастую из-за скромного бюджета редакционные советы экономят на штате сотрудников. По уже сложившейся практике, молодые журналисты начинают свою карьеру в газете с написания репортажей о матчах чемпионата Краснодарского края по футболу, и в этой ситуации им приходится добывать фактическую информацию на месте. Поэтому главный редактор вынужден в этих случаях перепроверять факты, что порождает определенные сложности.

Проблемы возникают еще и потому, что на региональном уровне редактор зачастую лишается возможности перепроверить фактологическую основу ввиду отсутствия оперативных данных о результатах, к примеру, футбольных матчей краевых турниров, и ему приходится уточнять фактический материал, используя личные контакты. Однако при экспресс-редактуре, как показывает практика, главному редактору в силу жесткого лимита времени приходится полагаться только на собственные знания и знания автора.

Самым лучшим выходом из положения, конечно же, видится увеличение штата сотрудников и привлечение к работе над номерами газеты заместителя главного редактора, который в большей степени будет ориентирован на работу с фактической основой. Однако в условиях разгорающегося финансового кризиса данная процедура весьма затруднительна в плане ее реализации.

Еще одним способом снять часть ответственности с главного редактора является увеличение периода экспресс-редактуры минимум на 6–8 часов, чтобы у редактора была возможность перепроверить сомнительную, на его взгляд, информацию с помощью известных авторитетных источников. Поскольку вариант более раннего предоставления авторами материалов фактически исключения вследствие того, что работа авторов напрямую зависит от календарей и расписаний соревнований, то проблемы можно решить в первую очередь за счет передвижки времени сдачи номера в печать. Таким образом, положительный имидж «Независимой спортивной газеты» сможет улучшиться настолько, что по уровню проверки и точности фактической информации издание сможет конкурировать с федеральными.

Литература:

  1. Мухаметзянова, Р.Р. Спортивная журналистика в Республике Татарстан/ Р.Р.Мухаметзянова // Региональные СМИ: проблематика, тенденции развития. — Казань, 2011. — С. 291–304.
  2. Сметанина, С.И. Редактирование текстов массовой коммуникации: учеб.-метод. пособие / С.И. Сметанина; фак-т жур-киСПбГУ. — СПб.: Роза мира, 2003. — 154 с.
  3. Тулупов, В.В. Спорт в массовой коммуникации / В.В. Тулупов. — Воронеж: ВГУ, 2012. — 140 с.
  4. Ющишин, С. Спортивная журналистика: профессиональный рост к Евро-2012 [Электронный ресурс] // Интернет-портал Ukrmedia.ru. — URL: http://ukrmedia.ru/sportivnaya-zhurnalistika-professionalnyj-rost-k-evro-2012/ (дата обращения: 16.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): главный редактор, материал, издание, редакторская работа, работа редактора, редактор, спортивная журналистика, спортивное периодическое издание, текст, фактическая информация.

Ключевые слова

главный редактор, спортивное периодическое издание, экспресс-редактура, редакционная политика

Похожие статьи

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

Роль главного редактора в издании описана в работах Б. А. Кузнецова, Н. З. Рябининой, В. К. Русиной, М. Н. Ким и других авторов. Но точка зрения практиков в области журналистики на роль редактора, на наш взгляд, малоизученна.

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или...

Этот подход он сравнил с изданием журнала, в котором разноплановый материал, нацеленный на различные интересы аудитории, сводится в

В этом плане задача бренд-журналистики такая же, как и у любой другой: спортивной, политической — рассказать историю так, чтобы...

Особенности создания современного тематического...

Особенности творческой деятельности редакторов спортивных... Тематические журналы.

В статье рассматриваются вопросы специфики работы главного редактора в региональном периодическом издании спортивной направленности.

Отражение городской жизни в ежедневнике «Metro»

Главный редактор: Анна Сирота. Издатель: Metro International.

Необычность и интересность — главные критерии в отборе событий. В издании легкая подача материала, без терминов и сложных оборотов.

Редакторская деятельность В. Г. Короленко (по материалам...)

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

В. Г. Короленко очень любил работу редактора и отдавался ей с увлечением.

Редакторская работа становилась по временам для Короленко основным видом его труда.

Анализ фирменного стиля периодических изданий на сравнении...

Особенности творческой деятельности редакторов спортивных...

Ключевые слова: главный редактор, спортивное периодическое издание,экспресс-редактура, редакционная политика.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

Издание книг.

Они работают как часть команды, которая включает ведущих, операторов, сценаристов, обозревателей и редакторов.

Ведущие пишут подводки и комментарии к сюжетам, снятым на местах, к информации о погоде, сообщениям спортивных журналистов.

Газета «Русские ведомости»: издатели-редакторы и сотрудники

Газета возникла как универсальное издание, не претендующее на оппозиционность.

Годы его редакторской деятельности (1864–1882 гг.) – это годы последовательного и

Н. С. Скворцов обучил его всем приемам публициста и редактора-издателя.

Похожие статьи

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

Роль главного редактора в издании описана в работах Б. А. Кузнецова, Н. З. Рябининой, В. К. Русиной, М. Н. Ким и других авторов. Но точка зрения практиков в области журналистики на роль редактора, на наш взгляд, малоизученна.

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или...

Этот подход он сравнил с изданием журнала, в котором разноплановый материал, нацеленный на различные интересы аудитории, сводится в

В этом плане задача бренд-журналистики такая же, как и у любой другой: спортивной, политической — рассказать историю так, чтобы...

Особенности создания современного тематического...

Особенности творческой деятельности редакторов спортивных... Тематические журналы.

В статье рассматриваются вопросы специфики работы главного редактора в региональном периодическом издании спортивной направленности.

Отражение городской жизни в ежедневнике «Metro»

Главный редактор: Анна Сирота. Издатель: Metro International.

Необычность и интересность — главные критерии в отборе событий. В издании легкая подача материала, без терминов и сложных оборотов.

Редакторская деятельность В. Г. Короленко (по материалам...)

Полезная информация. Спецвыпуски. Как опубликовать статью.

В. Г. Короленко очень любил работу редактора и отдавался ей с увлечением.

Редакторская работа становилась по временам для Короленко основным видом его труда.

Анализ фирменного стиля периодических изданий на сравнении...

Особенности творческой деятельности редакторов спортивных...

Ключевые слова: главный редактор, спортивное периодическое издание,экспресс-редактура, редакционная политика.

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

Издание книг.

Они работают как часть команды, которая включает ведущих, операторов, сценаристов, обозревателей и редакторов.

Ведущие пишут подводки и комментарии к сюжетам, снятым на местах, к информации о погоде, сообщениям спортивных журналистов.

Газета «Русские ведомости»: издатели-редакторы и сотрудники

Газета возникла как универсальное издание, не претендующее на оппозиционность.

Годы его редакторской деятельности (1864–1882 гг.) – это годы последовательного и

Н. С. Скворцов обучил его всем приемам публициста и редактора-издателя.

Задать вопрос