Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Библиографическое описание:

Муштаева Л. А., Бахарева Н. П. Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1.1. — С. 47-49. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1744/ (дата обращения: 25.05.2018).



Главным фактором преобразования и стабильности экономики в любом государстве, в том числе и в Республике Казахстан является инвестиционная деятельность. Инвестиционные рерурсы, направленные в расширение и модернизацию производственных мощностей, призваны способствовать повышению эффективности производства, обеспечивать накопление оборотных средств и как правило выступают важнейшим элементом совокупных расходов.

Государство, осуществляя целенаправленную финансовую и денежно-кредитную политику, может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Именно государство может управлять поведением инвесторов на рынке инвестиционных товаров и обеспечивать определенную структуру инвестиций.

Процесс диверсификации, модернизации и повышения конкурентоспособности экономики Республики Казахстан осуществляется на основе масштабной Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы. Целью данной программы является стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

Программа является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.

Программа является чувствительной к аспектам государственной политики, влияющей на бизнес-климат. Успех Программы связан с достижением Казахстана поставленных задач по улучшению условий ведения бизнеса, повышению конкурентоспособности страны, снижению доли государственного участия в экономике через проведение запланированной приватизации с учетом «принципа желтых страниц», вхождению Казахстана в Индекс доверия при ПИИ, индикаторов человеческого капитала. Кроме того, эффективность реализации Программы зависит от модели финансирования, полноты и своевременности выделения бюджетных средств на ее реализацию.

В настоящее время в сложившейся экономической и политической ситуации индустриализация страны напрямую зависит от иностранных инвестиций. Это не раз подчеркиквает глава нашего государства. Н.А. Назарбаев особую роль отводит в интеллектуальным трансфертам и инвестициям технологий. Изучив опыт индустриально развитых стран, совершивших резкий скачок индустриального развития в прошлом веке, стоит заключить, что на самом деле для построения новой наукоемкой экономики данные направления инвестиций являются флагманскими [1].

В целом, ситуацию по привлечению прямых иностранных инвестиций можно считать в Казахстане удовлетворительной, хотя изменения в структуре есть и в положительную и отрицательную сторону. Этому свидетельствует проведенный анализ статистических данных. Например, если доли иностранных инвестиций в добыче сырой нефти и природного газа и в финансовую и страховую деятельность имеет тенденцию к уменьшению на 18 и 2 процента соответственно, то доли инвестиций в геологоразведку и обрабатывающую промышленность увеличились соответственно на 6 (38% против 32%) и 1 процентов (11% против 10%) [2].

В настоящее время Республика Казахстан ведет активную работу с инвесторами из 88 стран мира – 413 инвесторов имеют интерес к экономике нашей страны. Из 228 запланированных инвестиционных проектов более 35% уже реализовано (81 проект на сумму в 8,8 млрд. долл. США) [2].

Отметим основных лидеров в реализованных проектах по сумме инвестиций: Алматы и Алматинская область – 2,6 млрд. (17 проектов), Павлодарская область – 2,1 млрд. долл. США (4 проекта), Мангыстауская область 0,7 млрд. долл. США (4 проекта).

Достаточно высоки результаты в привлечении приоритетных инвесторов:

- совместно сToyota Motors Corporation - сборка автомобилей на территории РК;

- совместно с Eurocopter (Франция) - производство и техническое обслуживание легких двухдвигательных вертолетов в Астане;

- совместно с General Electric (США) - строительство локомотивосборочного завода в Астане;

- совместно с Toshiba Corporation, Sumitomo (Япония) - производство продукции чистых и редких металлов для атомной промышленности в ВКО.

Результаты работы Республики Казахстан по привлечению иностранных инвестиций имеют свои результативные особенности:

  1. Наша страна занимает второе место среди стран СНГ по объему накопленных прямых иностранных инвестиций, при этом является лидером по объему накопленных иностранных инвестиций на душу населения, опережая Российскую Федерацию и другие страны СНГ.
  2. Казахстан занимает первую позицию среди государств среднеазиатского региона по уровню инвестиционного потока в страну.
  3. За последние 20 лет ежегодные темпы роста объема прямых иностранных инвестиций в Республику Казахстан составляют более 20%, что больше показателя таких стран, как Чешская республика, Швеция, Южная Корея, Япония, Бразилия, Турция, Великобритания, Италия, Германия, США.

Инвестиции в основной капитал в добывающей промышленности сегодня составляют более 30% от общего объема, а в обрабатывающей промышленности всего 12%. Казахстан, лидирующий экспортёр продукции добывающих отраслей (в первую очередь за счет нефти), по показателю среднедушевого экспорта опережает все страны СНГ. Однако среднедушевой экспорт продукции обрабатывающей промышленности в Республике Казахстан вдвое ниже, чем в России.

В настоящее время Казахстан перешел к реализации второй пятилетней программы индустриализации на 2015-2019 годы [3,4,5]. Основным разработчиком программы ФИИР-2 является АО «Казахстанский институт развития индустрии». Концепция государственной программы широко обсуждалась и с нацхолдингами, и с Национальной палатой предпринимателей, и с экспертами.

Специфика казахстанской экономики предъявляет особые требования к системе управления инвестиционной деятельностью. Неоднозначный опыт экономик других стран, базирующихся на углеводородном сырье, обращает внимание на риск укрепления реального эффективного курса национальной валюты из-за притока иностранной валюты, полученной от экспорта сырья, что в свою очередь приводит остальные сектора экономики, кроме нефтяного, к неконкурентоспособности, обрекая их на вымирание. Увеличивающаяся недостаточность развития несырьевых секторов экономики сделала национальную экономику, а в особенности государственный бюджет, зависимыми от колебания цен на сырье.

Экономика Казахстана построена в настоящий момент на перераспределении природной ренты. Более 50% консолидированного бюджета – это доходы от сырья, т.е. налоги сырьевого сектора и трансферт Национального фонда РК, более 80% экспорта – сырье [6]. При снижении цен на сырье высока вероятность падения в неторгуемых секторах, к которым в основном относятся наши сервисные секторы.

Весь прошедший период в Казахстане наблюдалось увеличение доходов страны от экспорта природных ресурсов за счет резкого роста цен на экспортируемые ресурсы. Наблюдалось увеличение спроса на мобильные производственные ресурсы, в результате чего происходил отток факторов производства из обрабатывающего сектора экономики в ресурсодобывающий и сектор, производящий неторгуемые на мировом рынке товары. В ресурсно-сырьевом секторе это происходило благодаря росту либо мировых цен, либо доходности экспорта. Повышение благосостояния, возникающее в результате роста экспортных доходов, всегда имеет краткосрочный характер; в долгосрочной перспективе, подавляя темпы производства в обрабатывающем секторе, этот рост ведет к замедлению технического прогресса и в конечном итоге экономического развития.

Для снижения риска от углеводородной зависимости Казахстан проводил политику, позволяющую сгладить негативный эффект падения цен на нефть, а именно жесткую налогово-бюджетную политику повышая качество инвестиционного климата.

Несмотря на значительный масштаб предпринятых в последние годы мер по поддержке инновационной активности ключевыми проблемами по-прежнему остаются:

1) недостаточное стимулирование трансферта передовых технологий;

2) неэффективность механизмов для решения и поиска приоритетных технологических задач предприятий и бизнеса;

3) низкий уровень восприимчивости бизнеса к инновациям технологического характера;

4) нехватка технологических и управленческих компетенций;

5) неразвитость инновационных технологий в системе образования;

6) несовершенство системы контроля за реализацией инновационных проектов.

Актуальным остается вопрос повышения эффективности системы управления инвестиционной деятельностью, что требует тщательного отбора форм и методов регулирования инвестиционной деятельности. Для активизации инвестиционной деятельности рекомендуют создание необходимых для этого условий. В их число включают: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установление специальных налоговых режимов; защиту интересов инвесторов; предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

принятие антимонопольных мер; расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развитие финансового лизинга; создание собственных инвестиционных фондов.

Преимущество принятого Республикой Казахстан подхода к построению системы управления инвестиционной деятельностью заключается в том, что это не только налоговые каникулы, но и измененный порядок разрешения инвестиционных споров: во-первых, используется более широкое понятие инвестиционных споров; во-вторых, допускается разрешение всех инвестиционных споров в международных арбитражных органах.

Управление инвестиционной деятельностью может осуществляться с помощью различных методов и способов воздействия. Главная задача государственной политики поддержки инвестиций заключается в создании благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности. Привлекательность инвестиционной среды определяется, прежде всего, условиями налоговой, амортизационной, финансово-кредитной политики государства. При этом для потенциальных инвесторов имеют значение не только действующие в конкретный момент условия, но и ожидаемые перспективы их развития, степень стабильности политической и экономической ситуации в стране и другие факторы.

Литература:

  1. Официальный сайт Международного информационного агентства «Казинформ» [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.inform.kz/rus.
  2. Журнал «Социально-экономическое развитие Республики Казахстан», 2015 [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.stat.gov.kz
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 июня 2014 года № Об утверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы. [Электрон. ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000627
  4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2014 года № Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019гг. [Электрон. ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1400001159
  5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2014 года № Обутверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстанна 20152019 годы [Электрон. ресурс]. – URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P1400001418
  6. Ахунбаев А. Стабилизирующее воздействие Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) на экономику Казахстана [Электрон. ресурс]. – – URL: http://bnews.kz/ru/blogs/evraziiskii_ bank_razvitiya/post/119/
Основные термины (генерируются автоматически): иностранных инвестиций, управления инвестиционной деятельностью, прямых иностранных инвестиций, Республике Казахстан, Республики Казахстан, инвестиционной деятельности, экономики Республики Казахстан, развития Республики Казахстан, системы управления инвестиционной, работы Республики Казахстан, доли иностранных инвестиций, Республикой Казахстан подхода, инвестиционных споров, углеводородной зависимости Казахстан, Республика Казахстан, привлечению иностранных инвестиций, Республику Казахстан, Эффективность управления инвестиционной, сектора экономики, Управление инвестиционной деятельностью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос