Рассмотрено развитие и взаимосвязь основных концепций управления предпринимательскими организациями.
Ключевые слова: международные концепции логистики, особенности различных концепций, системы концепций
Система взгляда на то или иное явление или процесс называется концепция. Постоянно и эволюционно в настоящее время осуществляется развитие и взаимосвязь основных концепций управления предпринимательскими организациями, в число которых по порядку формирования и ранжирования входят менеджмент, маркетинг, логистика, аутсорсинг, аутстаффинг, организация товаропроводящих и торговых сетей, электронная коммерция [1–6]. В настоящее время формируются, уточняются понятия концепции логистики, ее миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов, стратегии и тактики международной логистики пространств и границ [7–11].
Исходя из этого система взглядов на рационализацию и эффективность хозяйственной деятельности путем оптимизации постановочных процессов является концепцией логистики. Концептуальный подход к развитию системы логистики предполагает, что функции логистики рассматривают как очень важную подсистему любой общефирменной системы для повышения конкурентоспособности. Это означает, что создавать логистические системы и управлять следует исходя из общей цели — достижения максимальной эффективности работы всей фирмы.
Концепции логистики представляют собой совокупность специальных правил и методов организации и управления товародвижением, основанных на понимании производственно-коммерческой деятельности как потокового процесса, с целью достижения ее эффективности и конкурентоспособности для предприятий — участников логистической цепи поставок. С помощью концепций логистики реализуется специфика логистики в управлении производственно-коммерческой деятельности в цепях поставок [12–14]. Основные концепции логистики:
1) Концепция Supply Chain Management (SCM) — «Управление цепями поставок».
2) Концепция Resource planning (RP)- «Планирование потребностей/ ресурсов».
3) Концепция управления производственными ресурсами — CSRP — Customer sinchronized resource planning — «Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем».
4) Концепция JIT — Just-in-Time — «Точно в срок».
5) Концепция Demand-driven Techniques /Logistics — DDT — «Логистика, ориентированная на спрос».
6) Концепция Effective Customer Response — ECR — «Эффективная реакция на запросы потребителей»
7) Система «KANBAN»
Деятельность предприятий и организаций в области логистики для достижения конкурентных преимуществ складывается из нескольких правил, которые получили название «семь правил логистики» [12]:
1) Товар — 2) Качество — 3) Количество — 4) Время — 5) Место — 6) Затраты — 7) Конкретный потребитель.
Цель логистической деятельности достигается тогда, когда эти семь условий выполнены, то есть когда нужный товарный продукт высокого качества, необходимого количества, в удобное для заказчика время будет доставлен в указанное им место с минимальными расходами конкретному покупателю. Концепция логистики предусматривает следующие направления:
‒ формирование надежных хозяйственных связей;
‒ определение потребности в объемах и направлениях перевозок продукции;
‒ определение последовательности прохождения продукции через пункты складирования (концентрации, покоя и распределения);
‒ оперативное регулирование поставок и перевозок;
‒ формирование и управление запасами и излишками;
‒ развитие складского хозяйства;
‒ предоставление коммерческих, транспортно-экспедиционных и сервисных услуг
Теперь рассмотрим концепции более подробно концепции более подробно:
1) Логистическая концепция «JUST-IN-TIME» (точно в срок): Эта концепция является наиболее широко распространенной. Ее появление относится к концу 50-х годов. Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе.
2) Логистическая концепция «REQUIREMENTS / RESOURCE PLANNING»: Концепцию RP часто противопоставляют концепции «точно в срок», имея в виду, что на ней базируются логистические системы «толкающего» типа. В такой системе предотвратить сбои в производственном процессе, а также учесть изменение спроса можно только путем создания избыточных производственных и (или) страховых запасов между ЗЛС, которые называются обычно буферными запасами. Наличие подобных запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств фирмы, увеличивает себестоимость производства ГП, но обеспечивает большую устойчивость ЛС при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков MP по сравнению с ЛС, основанной на концепции «точно в срок».
3) Концепция управления производственными ресурсами — CSRP: Планируются не только основные, но и вспомогательные ресурсы. Эти ресурсы используются для оперативной работы с потребителями, например, послепродажное обслуживание. Выполнение системы CSRP — сопряжено с увеличением затрат, обусловленных переналадкой оборудования, срочными закупками необходимых материальных ресурсов, а также потерями от возможного несвоевременного выполнения уже размещенных заказов.
4) Система «KANBAN»: Сущность системы «Канбан» заключается в том, что все производственные подразделения, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами строго по графику производства и только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа.
5) Концепция — технология DDT разрабатывалась как модификация концепции RP («планирование потребностей») с целью улучшения реакции системы дистрибьюции фирмы на возможное, потенциальное изменение потребительского спроса.
6) Концепция Effective Customer Response «ECR»: Концепция ЕСR есть применение концепции «Точно в срок» в дистрибьюции готовой продукции, в частности, потребительских товаров. ЕСR есть усовершенствованная версия системы DDT.
7) Концепция управления производственными ресурсами — CSRP: Планируются не только основные, но и вспомогательные ресурсы. Эти ресурсы используются для оперативной работы с потребителями, например, послепродажное сопровождение и обслуживание. Выполнение системы CSRP — сопряжено с увеличением затрат, обусловленных переналадкой оборудования, срочными закупками необходимых материальных ресурсов, а также потерями от возможного несвоевременного выполнения уже размещенных заказов.
8) Концепция Supply Chain Management «SCM»: Управление цепями поставок — это интеграция восьми бизнес- процессов, а именно:
1) управление взаимоотношениями с потребителями;
2) обслуживание потребителей;
3) управление спросом;
4) управление выполнением заказов;
5) поддержка производственных процессов;
6) управление снабжением;
7) управление разработкой продукции и еѐ доведение до коммерческого использования;
8) управление возвратными материальными потоками.
Концепция SCM — есть «интегрированная логистика».
Рассмотренные системы управления распределением товаров, к нашему сожалению, еще не получили широкого распространения в нашем государстве. Но принципы организации их производства, критерии качества функционирования этих систем целесообразно активно использовать при разработке и создании логистических систем товародвижения.
Литература:
- Аникин Б. А., Воронов В. И. Развитие и взаимосвязь основных концепций управления предпринимательскими организациями. Транспорт: наука, техника, управление. 2006. № 4, с. 7–14.
- Воронов В. И. Методологические аспекты экономического обеспечения логистических систем управления. Вестник ГУУ № 4 (17) г. Москва, 2006 г. (11с.).
- Воронов В. И., Лазарев В.А, Павленко О. Ю. Организация электронной коммерции. Журнал: МАРКЕТИНГ, № 3(88)/2006 г. 13с.
- Воронов В. И., Лазарев ВА, Павленко О. Ю. Организация электронной торговли. [текст] Маркетинг, 2006. Т 308, с 308.
- Воронов В. И. Электронная коммерция и бизнес-интернет. Часть I (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО). -208 с.
- Воронов В. И. Электронная коммерция и бизнес-интернет. Часть II (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО). — 183 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27–36
- Воронов В. И., Кривоносов Н. А. Савостьянок Г. Н., Кожанова В.В Инновационные технологии в логистике. Научно-аналитический журнал: «Инновации и инвестиции» № 4, 2015– стр.2–4
- Voronov V. I., Voronov A. V., Lazarev V. A., Reva N. I. Preconditions of the logistic structures formation in the far east and their integration with countries of the asian-pacific region ВестникВГУЭС. Научный журнал № 1–2002 г. ISBN 5–8224–0052–3.
- Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2014. -158 с.
- Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б. А.; Родкина Т. А.; Волочиенко В. А.; Заичкин Н. И.; Межевов А. Д.; Федоров Л. С.; Вайн В. М.; Воронов В. И.; Водянова В. В.; Гапонова М. А.; Ермаков И. А.; Ефимова В. В.; Кравченко М. В.; Серова С. Ю.; Серышев Р. В.; Филиппов Е. Е.; Пузанова И. А.; Учирова М. Ю.; Рудая И. Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
- Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б. А., Вайн В. М., Водянова В. В., Воронов В. И., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Заичкин Н. И., Кравченко М. В., Пузанова И. А., Родкина Т. А., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Федоров Л. С. Учебное пособие / Москва, 2014.
- Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. — 316 с.

