Изучение динамики и структуры учащихся в современной системе образования Калининградской области | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Налбандян, Н. А. Изучение динамики и структуры учащихся в современной системе образования Калининградской области / Н. А. Налбандян. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1574/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье представлена динамика и структура выпускников общеобразовательных школ Калининградской области. Также приводится информация о профессиональной ориентации выпускников. Рассмотрена численность студентов в средних специальных и высших образовательных организациях.

Ключевые слова: численность выпускников, численность обучающихся, профессиональная ориентация, численность студентов.

В настоящее время образование, которое представляет собой процесс систематического обучения и развития человека, играет огромную роль в социально-экономическом развитии государства, являясь одним из критериев измерения уровня жизни населения.

Современная система образования включает в себя образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня, также образовательные учреждения, реализующие их, органы управления образованием и находящиеся под их руководством учреждения и организации.Функционирование учреждений системы образования направлено на формирование знаний и умений, правильной жизненной ориентации человека, а также подготовку перспективных работников для экономики государства.Так, например, часто перед выпускниками встает вопрос о выборе вида образования. Многие хотят перейти на следующую ступень образования, окончив девять классов, некоторые нацелены на получение аттестата об основном общем образовании.

Для исследования динамики и структуры изменений выпускников школ были собраны и проанализированы данные о численности обучающихся, окончивших девять и одиннадцать классов за 2010-2014 учебные года. Основные результаты исследования представлены в данной статье. В таблице 1 представлены данные о выпуске обучающихся государственными общеобразовательными организациями.

Таблица 1

Выпуск обучающихся государственными общеобразовательными организациями Калининградской области

Учебный год

Численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании, чел.

Численность обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, чел.

2010

7711

5444

2011

9044

4109

2012

8090

3940

2013

7951

4876

2014

8210

4393

Исходя из статистических данных и проведенных расчетов, можно сделать вывод, что численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании, значительно превышает численность обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании. То есть большая часть старшеклассников намерена учиться до девятого класса. Как показал анализ данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по региону, наибольшее увеличение численности обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании, по сравнению с базисным 2010годом, приходится на 2011год и составляет 9044 человек, т. е. 117%. А наименьшее увеличение – в 2013 году, что составляет 7951 человек, т. е. 103%. Среди обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, по сравнению с базисным 2010годом, нет увеличившихся в численности; значительное уменьшение произошло в 2012 году, численность составила 3940 человек, т. е. 72% (рис. 1).

Рис. 1. Динамика изменения выпуска учащихся

Рассмотрим структуру изменения выпуска учащихся государственными общеобразовательными учреждениями Калининградской области (рис. 2). Исходя из результатов расчетов (рис. 2), можно прийти к выводу, что максимальная численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании, составляет 69% из общего числа выпускников общеобразовательных организаций, т. е. 9044 человек и приходится на 2011 год. Минимальная численность составляет 59%, т. е. 7711 человек и приходится на 2010 год. Максимальная численность обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, составляет 41% из общего числа выпускников общеобразовательных организаций, т. е. 5444 человек и приходится на 2010 год; минимальная численность составляет 31%, т. е. 4109 человек и приходится на 2011 год.

Рис. 2. Структура изменения выпуска учащихся

Безусловно, у общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях наблюдается тенденция к росту (рис. 3). Это может быть связано с рядом социально-экономических факторов, таких как демографический, социально-культурный, научно-технический и т. д. Особенно велико влияние на образовательные услуги именно социально-демографического развития современного общества, которое является обсуждаемой темой на протяжении долгого времени.

Рис. 3. Численность обучающихся в общеобразовательных организациях, тыс. человек

Изучив общую численность обучающихся и рассчитав такие статистические показатели, как цепной абсолютный прирост и цепной темп роста, можно утверждать, что численность обучающихся в общеобразовательных организациях имела самый высокий цепной абсолютный прирост, по сравнению с предыдущим годом, в 2011/12 и 2012/13 учебных годах, равный 2,30 тыс. человек, т.е. численность учащихся составила, соответственно, 89,1 и 91,4 тыс. человек или 103%. Самый наименьший абсолютный прирост наблюдался в 2013/14 и 2014/15 годах, равный 1,30 тыс. человек, т. е. численность обучающихся составила, соответственно, 92,7 и 94,0 тыс. чел. или 101% (рис. 4).

Рис. 4. Цепной темп роста обучающихся в общеобразовательных организациях

Часто перед выпускниками встает вопрос о профессиональном будущем. Это одно из самых важных решений в жизни, ведь от выбора будущей профессии зависит многое. На сегодняшний день, по данным регионального министерства образования, в Калининградской области наиболее востребованы технические специальности, такие как каменщики, штукатуры, сварщики и т. д. Также нехватку специалистов испытывают и лечебные учреждения. По данным СМИ, выбор специальности калининградских абитуриентов не отличается от предпочтений выпускников школ в целом по России. Так, например, в БФУ им. Канта и КГТУ самые востребованные направления – экономические [3]. Многие абитуриенты намерены были получить в 2015 году специальности инженерно-технического и ИТ-направлений. На профиль «Бизнес–информатика» подали документы 226 абитуриентов, на «Информационные технологии и системы связи» – 196, а на «Радиофизику» – 143 абитуриента. Большое количество выпускников школ хотят обучаться на лингвистике (236 заявлений), а также на юриспруденции (226). Большим вниманием пользуется факультет истории – заявления подали 183 абитуриента, также сервиса и туризма (по 160 заявлений) и политологии (146 заявлений) (рис. 5).Самое маленькое количество заявлений в 2015 году было подано на направления «География», «Дизайн», «Документоведение» и «Математика» (меньше 50 заявлений на специальность).

Рис. 5. Количество поданных заявлений абитуриентами по востребованным направлениям

Строительный факультет оказался востребованным среди абитуриентов в КГТУ. Очевидно, этот факт обусловлен тем, что на рынке труда отсутствует необходимое количество рабочей силы данного направления. В Балтийской государственной академии первые места по количеству поданных заявлений заняли такие специальности, как «Судовождение» и «Эксплуатация судовых энергетических установок».

Интересным является тот факт, что в последнее время значительное количество выпускников 9-х классов подают документы на среднее профессиональное образование. К сожалению, про профессиональную ориентацию выпускников общеобразовательных школ не так много информации. На момент выполнения исследования еще не опубликованы официальные результаты по приему в профессиональные учебные заведения. Однако, по заявлениям СМИ наиболее востребованными в 2016 году оказались технические и инженерные специальности. С большим отрывом от них на втором и третьем месте профессии врачей и учителей. Но и этих данных достаточно, чтобы понять, почему численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании, превышает численность обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Рис. 6. Цепной темп роста численности студентов в средних специальных образовательных организациях

Рассмотрим количество студентов в средних специальных образовательных организациях и в образовательных организациях высшего профессионального образования в Калининградской области. Рассчитав необходимые статистические показатели, можно сделать вывод, что численность студентов в средних специальных образовательных организациях имела наибольший абсолютный прирост по сравнению с предыдущим годом в 2011/12 учебном году на 1,1 тыс. человек, что составило 12,5 тыс. человек или 110 %. Уменьшение числа студентов сравнительно с предыдущим годом наблюдалось в 2013/14 году на 0,3 тыс. человек, что составило 12,6 тыс. чел. или 98%. Также численность студентов оставалась неизменной в 2014/15 году и составляла 12,6 тыс. человек (рис. 6).

Численность студентов в образовательных организациях высшего профессионального образования (включая филиалы) не имела положительного абсолютного прироста по сравнению с предыдущим годом, т. е. количество студентов практически с каждым годом уменьшалось. Значительное уменьшение числа студентов сравнительно с предыдущим годом наблюдалось в 2013/14 учебном году на 4,3 тыс. человек, что составило 33,7 тыс. человек или 89% (рис. 7).

Рис. 7. Цепной темп роста численности студентов в образовательных организациях высшего профессионального образования

Таким образом, к выбору вида образования и специальности следует подходить серьезно, опираясь на свои возможности и интересы, но в то же время необходимо интересоваться востребованностью будущей профессии. Ведь после окончания обучения в любом образовательном учреждении главное – устроиться на работу по своей специальности. Согласно статистике опроса, приведенной СМИ, всего 7% калининградских студентов и выпускников смогли легко устроиться на работу по специальности [4]. Как выяснилось в ходе исследования, 59% калининградцев твердо уверены в том, что успех при поиске должности зависит только от личных качеств и трудовых навыков, а диплом не играет практически никакой роли. Чуть меньше выпускников – 41% – считают, что успех при найме зависит, как от себя, так и от полученного образования.

Литература:

  1. Назарова М. Г.Курс социально-экономической статистики. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 771 с.
  2. Калининградская область в цифрах. 2015. Статистический сборник. – Калининград: Калининградстат, 2015. – Т. 1 – 144 с.
  3. На кого хотят учиться калининградские школьники: популярные специальности // Клопс. ру – новости Калининграда. 2015. URL: https://klops.ru/news/education/ (дата обращения 11.09.2016)
  4. Работа по специальности: миф или реальность // Новости и события Калининграда. 2016. URL: http://kaliningrad-room.ru/rabota-po-spetsialnosti-mif-ili-realnost-10325/(дата обращения 11.09.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): численность обучающихся, основное общее образование, Калининградская область, общее образование, численность студентов, аттестат, высшее профессиональное образование, специальность, среднее, будущая профессия.

Ключевые слова

профессиональная ориентация, численность выпускников, численность обучающихся, численность студентов

Похожие статьи

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Основные термины (генерируются автоматически): число студентов, численность студентов, высшее образование, высшее профессиональное образование, заведение, кандидат наук, доктор наук, студент, учреждение, профессорский-преподавательский состав.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, высшее образование, выпускник вузов, специальное образование, профессия, Китай, специальность, рынок труда, несоответствие ожиданий.

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Где можно продолжить обучение. Высшее образование.

Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования.

Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и...

Среднее профессиональное образование будущего...

Среднее профессиональное образование, возникнув много веков назад в ответ на потребности общества, прошло ряд этапов развития мастерских и школ, пока в Новое время развитие промышленности не потребовало массового высшего профтехобразования...

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Примерно 20 % студентов, выбравших вуз и специальность «по призванию», учатся по-настоящему, прилежно и самозабвенно.

Система образования в контексте образовательной реформы...

Сокращение контингента учреждений образования характерно и для городов области, но в селах и хуторах эти процессы идут масштабнее и быстрее. Так, с 2000 по 2006 гг. общее количество учащихся сельских школ сократилось почти на 40% [24, 27].

Модернизация в общеобразовательных школах КР

Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, школьное образование, учебный план, профильное образование, общеобразовательная школа, будущая профессия, школа, основное общее образование, успешная реализация...

Особенности преподавания математики в среднем...

Рубрика: Среднее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Социальные основания популярности инженерного образования

Россия, высшее образование, выпускник вузов, специальное образование, профессия, Китай, специальность, рынок труда, несоответствие ожиданий, дизайн интерьеров.

Похожие статьи

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Основные термины (генерируются автоматически): число студентов, численность студентов, высшее образование, высшее профессиональное образование, заведение, кандидат наук, доктор наук, студент, учреждение, профессорский-преподавательский состав.

Проблема трудоустройства выпускников профессиональных...

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, высшее образование, выпускник вузов, специальное образование, профессия, Китай, специальность, рынок труда, несоответствие ожиданий.

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Где можно продолжить обучение. Высшее образование.

Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования.

Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и...

Среднее профессиональное образование будущего...

Среднее профессиональное образование, возникнув много веков назад в ответ на потребности общества, прошло ряд этапов развития мастерских и школ, пока в Новое время развитие промышленности не потребовало массового высшего профтехобразования...

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Примерно 20 % студентов, выбравших вуз и специальность «по призванию», учатся по-настоящему, прилежно и самозабвенно.

Система образования в контексте образовательной реформы...

Сокращение контингента учреждений образования характерно и для городов области, но в селах и хуторах эти процессы идут масштабнее и быстрее. Так, с 2000 по 2006 гг. общее количество учащихся сельских школ сократилось почти на 40% [24, 27].

Модернизация в общеобразовательных школах КР

Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, школьное образование, учебный план, профильное образование, общеобразовательная школа, будущая профессия, школа, основное общее образование, успешная реализация...

Особенности преподавания математики в среднем...

Рубрика: Среднее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Социальные основания популярности инженерного образования

Россия, высшее образование, выпускник вузов, специальное образование, профессия, Китай, специальность, рынок труда, несоответствие ожиданий, дизайн интерьеров.

Задать вопрос