Применение инструментария анализа внешней среды компании на примере ООО «Балтийские Морепродукты» | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Казакова, В. В. Применение инструментария анализа внешней среды компании на примере ООО «Балтийские Морепродукты» / В. В. Казакова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1566/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрены изменения рыбной отрасли под влиянием факторов внешней среды. Анализ внешних факторов помогает компании разработать план стратегических решений, обеспечивающих алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова:PEST-анализ, конкурентный анализ, рыбная промышленность, внешняя среда.

Калининградская область - регион уникальный по своему географическому месторасположению. Онявляется единственным субъектом Российской Федерации, изолированным от основной части страны территорией двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. Калининградская область является самой западной точкой страны и, следовательно, отличается от других регионов станы близостью к промышленно развитым странам Европы, которые являются одновременно потенциальными рынками сбыта и источниками инвестиций.

Калининградская область - единственная свободная экономическая зона в России (с 1996 года называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта Российской Федерации. Отмена исключительных таможенных льгот от 1 апреля 2016 года для Калининградской области усложнила функционирование всех промышленных и торговых предприятий региона. Увеличились дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении «Калининградская область - остальная часть России» через территории Литвы и Республики Беларусь, а также таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями задержания калининградских грузов на литовско-российской границе.

Влияние продовольственных санкций на рыбную отрасль дает стимул для развития рыбохозяйственных предприятий, открывает новые возможности, в том числе в части замещения импортной продукции и получения государственной поддержки для развития данного сектора.

20 августа 2014 года согласно постановлению Правительства РФ под запрет ввоза импортной продукции на территорию России попала рыба [1]. Данная ситуация положительным образом отразилась на отрасли в целом. Правительство стало активно вкладывать денежные средства в развитие рыболовного флота, внедрение научных разработок и полное переоснащение перерабатывающих предприятий [9]. Благодаря вытеснению зарубежных конкурентных товаров, Российские компании расширили рынки сбыта. Сальдированный финансовый капитал в рыболовстве вырос в 2,3 раза. Снизилось число убыточных предприятий в рыболовстве — 18,9% против показателей за прошлый год 25,5%. Эмбарго стало одним из поводов к повышению цен, тем самым позволив бизнесу как увеличить собственную маржу, так и найти средства для выживания в тяжелый экономический период [3].

На сегодняшний день, рыбохозяйственный комплекс Калининградской области является одним из ведущих в РФ. По данным Центра системы мониторинга рыболовства общий вылов водных биологических ресурсов калининградскими рыбаками по итогам 2014 года составил 204.656 тысяч тонн, что равняется около 5,1% от общего вылова всех российских пользователей [5]. В розничной сети компании в области продукцию реализуют на продовольственных рынках, в специализированных отделах в мелких магазинах, в крупных супермаркетах города и области (ГК «Виктория», ГК «Вестер», ТД «Семья»), а также в собственных фирменных магазинах.

Определяющим фактором роста ВРП в регионе является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности [7]. В Балтийском море промысел ведется в рамках национальных квот. Суммарная доля квот предприятий Калининградской области на 2013 год составляла 38,6 тыс. тонн. При этом процент освоения квот не превышает 65-70%. Виной тому моральный и физический износ флота [10]. Вся вылавливаемая рыба в водоемах поступает на берег для реализации и дальнейшей переработки.

Для оценки степени влияния факторов макросреды на ООО «Балтийские Морепродукты» проведем Pest – анализ. Привлечение экспертов позволит наиболее точно оценить степень влияния факторов на предприятие, были привлечены эксперты. В качестве экспертов выступали сотрудники компании: главный бухгалтер, бухгалтер, финансовый директор, менеджер по продажам. Оценки данных экспертов можно принимать как достоверные, поскольку они являются работниками данной компании и могут объективно оценить влияние факторов макросреды на предприятие.

Таблица 1

Pest-анализ компании ООО «Балтийские Морепродукты»

Факторы

Эксперты (степень влияния)

Средняя оценка

Направление влияния

Э1

Э2

Э3

Э4

1.Политические:

Запрет Международной Комиссии по рыболовству (с 15 июня по 20 августа)

4

4

4

5

4,25

-

Госрегулирование рыбной промышленности

5

4

5

1

4,50

+

Запрет на ввоз рыбной продукции из ЕС

5

5

4

5

4,75

+

-Отмена таможенных льгот в рамках ОЭЗ

5

5

5

5

5

-

2.Экономические:

Высокие банковские ставки

5

5

4

5

4,75

-

Инфляция

5

5

5

5

5

-

Налоговая политика

5

5

5

4

4,75

-

3.Социальные:

Продолжительность жизни населения

4

4

3

3

3,5

-

Межэтнических отношений и связанные с ними проблемы

5

4

5

5

4,75

-

Низкий темп роста населения

5

4

5

4

4,5

-

Низкий уровень образования

5

5

5

5

5

-

4.Технологические:

Появление усовершенствованного/нового технологического оборудования

5

5

5

5

5

+

Появление новых средств связи

4

4

3

3

3,5

+

Использование Интернет-сети

5

4

5

5

4,75

+

Исходя из результатов проведенного Pest-анализа, можно сделать следующий вывод: на данное предприятие положительное влияние оказывают технологические и политические факторы, а социальные и экономические факторы, наоборот, оказывают отрицательное влияние на деятельность предприятия. Ниже рассмотрим их влияние более подробно.

Отрицательное влияние на предприятие оказал запрет Международной Комиссии по рыболовству на ежегодный специализированный промысел в 26 подрайоне Балтийского моря период с 15 июня по 20 августа. Так как одним из основных видов сырья для производства продукции на предприятии является именно треска, на период запрета вылова работа цеха филетирования вынужденно приостанавливается. Рабочие и служащие направляются в ежегодные отпуска, а также в отпуска без сохранения заработной платы.

Невысокая продолжительность жизни и низкий темп роста населения отрицательно сказывается на деятельности предприятия, поскольку это влечет за собой возможное сокращение персонала, рабочих цеха [6].

Положительное влияние на рыбную отрасль в стране, и в частности, в Калининградской области оказало введение запрета на ввоз импортной продукции. Данная политико-экономическая ситуация способствует развитию отрасли. Увеличилось потребление рыбной продукции как в регионе, так и по всей России. По итогам 2015 года, в России было произведено 3819 тысяч тонн рыбы и продуктов рыбных переработанных, консервированных, этот показатель на 4,8% выше уровня 2014 года, когда предприятия поставили на рынок 3644 тысячи тонн. На рисунке 1 представлена динамика производства рыбной продукции в 2013-2015 годах, тыс. т.

Рис.1. Динамика производства рыбы за 2013-2015 гг.

Увеличение объемов внутреннего производства обусловлено ответными санкциями (запрет на поставку рыбной продукции из ЕС, Норвегии и Канады – традиционных рынков) и девальвацией рубля, что привело к значительному подорожанию импортной продукции.

Объем импорта рыбной продукции в 2015 году составил 503 тысячи тонн. На экспорт за этот же период было поставлено 1300 тысяч тонн. Внутренний рынок рыбной продукции в натуральном выражении оценивается на данный момент в 3022 тысячи тонн. Годовой оборот предприятий рыбной индустрии по финансовой отчетности полного круга компаний в 2014 году составил 249 229 млн. рублей, оборот предприятий за год увеличился на 17,8%, что выше годовой инфляции. Данный факт свидетельствует о реальном росте выручки компаний и благоприятной конъюнктуре продаж [2]. ООО «Балтийские Морепродукты» поставляет продукцию в страны ЕС, а также закупает сырье в странах, где оплата принимается только в иностранной валюте. Главными иностранными поставщиками компании являются: Китай, Аргентина, Чили, Уругвай, Исландия и др. Основными потребителями компании являются, такие страны как: Германия, Польша, Бельгия, Голландия и т.д. В связи с этим, изменение курса валюты оказывает влияние на деятельность предприятия.

Для оценки конкурентной силы компании «Балтийские Морепродукты» необходимо провести конкурентный анализ по ключевым факторам успеха (КФУ). В качестве конкурентов представлено три основные конкурирующие фирмы: ООО «Креон» (1), ООО «Посейдон – 2000» (2), ООО «Западная рыбная компания» (3). Данные конкурентного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Конкурентный анализ компании ООО «Балтийские Морепродукты»

КФУ

ООО «Балтийские Морепродукты»

Конкуренты

Вес факторов

1

2

3

1) Качество товаров

9/0,9

7/0,7

6/0,6

10/1,0

0,10

2) Репутация фирмы

8/0,8

9/0,9

7/0,7

10/1,0

0,10

3) Производственные возможности

6/0,6

5/0,5

8/0,8

7/0,7

0,10

4) Технологические навыки

5/0,25

4/0,2

6/0,3

7/0,35

0,05

5) Сбытовая сеть

8/0,4

6/0,3

7/0,35

9/0,45

0,05

6) Маркетинг (реклама)

4/0,2

2/0,1

7/0,35

8/0,4

0,05

7) Финансовое положение

7/0,7

8/0,8

6/0,6

9/0,9

0,10

8) Обслуживание клиентов

10/4,5

7/3,15

8/3,6

9/4,05

0,45

9) Общая невзвешенная оценка (рейтинг фирмы)

57/2

48/4

55/3

69/1

-

10) Общая взвешенная оценка (рейтинг фирмы)

8,35/2

6,65/4

7,3/3

8,85/1

1,00

По результатам анализа конкурентной силы по взвешенным и невзвешенным оценкам компания ООО «Балтийские Морепродукты» занимает среди своих конкурентов второе место. Первое место по показателям, приведенным в таблице, занимает ООО «Западная рыбная компания». В перспективе ООО «Балтийские Морепродукты» планирует обойти своих ближайших конкурентов и стать крупнейшим поставщиком и производителем рыбной продукции в Калининградской области. Так, компания занимается активным развитием. Например, не так давно предприятие вышло на новый для него рынок - B2B, также компания реализует свою продукцию в собственных фирменных магазинах. Недавно ООО «Балтийские Морепродукты» расширило свой ассортиментный ряд на платформе регионально рынка и стало выпускать рыбу холодно/горячего копчения. Следует отметить, что компания предлагает каждому рынку сбыта актуальный именно для него товар. Например, на Российский и зарубежный рынки компания ведет поставки только свежемороженой рыбы, выловленной в водах балтийского моря, а в регионе в большой мере реализует продукцию иностранных поставщиков рыбы: пеламида, хек, телапия и др.

Анализ ключевых факторов успеха позволил нам оценить положение ООО «Балтийские Морепродукты» на рынке, а, благодаря PEST – анализу, выявить степень влияния на компанию различных внешних факторов. Проделанная работа позволяет оценить компанию со стороны, а полученные результаты учитывать при принятии стратегических решений, так как для успешного развития важно ориентироваться не только на внутренние ресурсы, но и на влияние внешних факторов и положение на рынке в целом.

Литература:

  1. Банк документов – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // Министерство труда и социальной защиты URL: www.rosmintrud.ru/docs/.../122/Itogi_2015_plany_2016_Mintrud_Rossii_buklet.docx(дата обращения: 30.07.2016)
  2. Кого наказали антисанкции // Газета.ру URL: https://www.gazeta.ru/business/ food/2015/08/03/7667813.shtml (дата обращения: 21.07.2016)
  3. Направления развития рыбохозяйственного комплекса // Агентство по рыболовству Калининградской области URL: http://ryba39.ru/tekuwaya_deyatelnost_agentstva/ (дата обращения: 21.07.2016)
  4. Население Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области // Официальная статистика. URL: http://kaliningrad.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/kaliningrad/ru/statistics/population/ (датаобращения: 30.07.2016)
  5. Обзор российского рынка рыбной продукции // Российский продовольственный рынок URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?section=6 (дата обращения: 30.07.2016)
  6. Постановление № 583 о стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу // Право и закон URL: http://p.120-bal.ru/ekonomika/24983/index.html (дата обращения: 22.07.2016)
  7. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области // Федеральное агентство связи URL: https://www. rossvyaz.ru/documents/resolutions/doc474.htm?print=1 (дата обращения: 19.07.2016)
  8. Рыбаки устали ждать // Калининград.ру URL: http://kgd.ru/news/economy/item/20593-cukanov-rybaki-ustali-zhdat (дата обращения: 30.07.2016)
  9. Рыбная промышленность Калининградской области // Рустрана URL: http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=9295(дата обращения: 19.07.2016)
  10. Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу // Российский правовой портал «Семерка» URL: http://7law.info/kaliningrad/act3u/u012.htm (дата обращения: 25.07.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, рыбная продукция, импортная продукция, влияние, деятельность предприятия, конкурентный анализ, Морепродукт, ООО, Россия, рыбная отрасль.

Похожие статьи

Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли и экология

В статье рассматриваются основные преимущества внедрения цифровых решений для компаний нефтегазовой отрасли. Проведен анализ опыта по оптимизации работы «Сахалин Энерджи» и Рязанского НПК за счет цифровых решений. Сделаны предположения о дальнейших в...

Анализ существующих моделей управления кризисными ситуациями при реализации инвестиционных проектов

Эффективное антикризисное управление является необходимым условием успеха инвестиционных проектов. Данное исследование представляет собой всесторонний анализ существующих моделей управления кризисами в инвестиционных проектах, сосредоточенный на их о...

Актуальность антикризисного управления в целях повышения конкурентоспособности отеля

В статье представлены результаты анализа значения и роли инструментов антикризисного управления при обеспечении конкурентоустойчивости отеля в современной индустрии гостеприимства. Актуальность исследования обусловлена современными условиями экономич...

Практическое применение некоторых методов стратегического анализа на примере ГК «Балтика-Транс»

Методы и модели стратегического анализа являются инструментами, с помощью которых обеспечивается анализ внутренней и внешней среды функционирования и определения оценки позиционирования компании; позволяют проводить исследования и устанавливать причи...

Использование риск-ориентированного подхода в службе экономической безопасности предприятия

В научной статье представлены результаты анализа перспектив использования риск-ориентированного подхода в службе экономической безопасности предприятия через механизмы внедрения методов аудита. Актуальность исследования на выбранную проблематику обус...

Исследование маркетинговой стратегии выхода на Калининградский рынок компа-нии «SPAR»

В статье рассмотрены основные инструменты реализации маркетинговой стратегии компании «SPAR» на региональном рынке. Проведен анализ текущей ситуации, тенденций и перспектив развития компании.

Управление развитием АПК на основе агропромышленной интеграции

В рамках статьи предпринята попытка создания взаимовыгодной агропромышленной кооперации посредством реализации комплексных интеграционных проектов, направленных на повышение эффективности и уровня развития отечественных агропредприятий. Методика иссл...

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Структура, особенности и тенденции развития рынков В2В

В статье рассматриваются особенности маркетингового продвижения на рынке B2B, а также основные каналы, которые являются приоритетными в данной области. Проведен обзор ключевых особенностей продвижения, которые влияют на конкурентоспособность B2B-комп...

Роль сбалансированной системы показателей в стратегическом анализе и прогнозе развития промышленных предприятий

В статье рассматривается и анализируется сбалансированная система показателей для оценки деятельности компании и необходимость её внедрения для формирования стратегии предприятия.

Похожие статьи

Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли и экология

В статье рассматриваются основные преимущества внедрения цифровых решений для компаний нефтегазовой отрасли. Проведен анализ опыта по оптимизации работы «Сахалин Энерджи» и Рязанского НПК за счет цифровых решений. Сделаны предположения о дальнейших в...

Анализ существующих моделей управления кризисными ситуациями при реализации инвестиционных проектов

Эффективное антикризисное управление является необходимым условием успеха инвестиционных проектов. Данное исследование представляет собой всесторонний анализ существующих моделей управления кризисами в инвестиционных проектах, сосредоточенный на их о...

Актуальность антикризисного управления в целях повышения конкурентоспособности отеля

В статье представлены результаты анализа значения и роли инструментов антикризисного управления при обеспечении конкурентоустойчивости отеля в современной индустрии гостеприимства. Актуальность исследования обусловлена современными условиями экономич...

Практическое применение некоторых методов стратегического анализа на примере ГК «Балтика-Транс»

Методы и модели стратегического анализа являются инструментами, с помощью которых обеспечивается анализ внутренней и внешней среды функционирования и определения оценки позиционирования компании; позволяют проводить исследования и устанавливать причи...

Использование риск-ориентированного подхода в службе экономической безопасности предприятия

В научной статье представлены результаты анализа перспектив использования риск-ориентированного подхода в службе экономической безопасности предприятия через механизмы внедрения методов аудита. Актуальность исследования на выбранную проблематику обус...

Исследование маркетинговой стратегии выхода на Калининградский рынок компа-нии «SPAR»

В статье рассмотрены основные инструменты реализации маркетинговой стратегии компании «SPAR» на региональном рынке. Проведен анализ текущей ситуации, тенденций и перспектив развития компании.

Управление развитием АПК на основе агропромышленной интеграции

В рамках статьи предпринята попытка создания взаимовыгодной агропромышленной кооперации посредством реализации комплексных интеграционных проектов, направленных на повышение эффективности и уровня развития отечественных агропредприятий. Методика иссл...

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Структура, особенности и тенденции развития рынков В2В

В статье рассматриваются особенности маркетингового продвижения на рынке B2B, а также основные каналы, которые являются приоритетными в данной области. Проведен обзор ключевых особенностей продвижения, которые влияют на конкурентоспособность B2B-комп...

Роль сбалансированной системы показателей в стратегическом анализе и прогнозе развития промышленных предприятий

В статье рассматривается и анализируется сбалансированная система показателей для оценки деятельности компании и необходимость её внедрения для формирования стратегии предприятия.

Задать вопрос