В статье рассмотрены изменения рыбной отрасли под влиянием факторов внешней среды. Анализ внешних факторов помогает компании разработать план стратегических решений, обеспечивающих алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Ключевые слова:PEST-анализ, конкурентный анализ, рыбная промышленность, внешняя среда.
Калининградская область - регион уникальный по своему географическому месторасположению. Онявляется единственным субъектом Российской Федерации, изолированным от основной части страны территорией двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. Калининградская область является самой западной точкой страны и, следовательно, отличается от других регионов станы близостью к промышленно развитым странам Европы, которые являются одновременно потенциальными рынками сбыта и источниками инвестиций.
Калининградская область - единственная свободная экономическая зона в России (с 1996 года называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта Российской Федерации. Отмена исключительных таможенных льгот от 1 апреля 2016 года для Калининградской области усложнила функционирование всех промышленных и торговых предприятий региона. Увеличились дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении «Калининградская область - остальная часть России» через территории Литвы и Республики Беларусь, а также таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями задержания калининградских грузов на литовско-российской границе.
Влияние продовольственных санкций на рыбную отрасль дает стимул для развития рыбохозяйственных предприятий, открывает новые возможности, в том числе в части замещения импортной продукции и получения государственной поддержки для развития данного сектора.
20 августа 2014 года согласно постановлению Правительства РФ под запрет ввоза импортной продукции на территорию России попала рыба [1]. Данная ситуация положительным образом отразилась на отрасли в целом. Правительство стало активно вкладывать денежные средства в развитие рыболовного флота, внедрение научных разработок и полное переоснащение перерабатывающих предприятий [9]. Благодаря вытеснению зарубежных конкурентных товаров, Российские компании расширили рынки сбыта. Сальдированный финансовый капитал в рыболовстве вырос в 2,3 раза. Снизилось число убыточных предприятий в рыболовстве — 18,9% против показателей за прошлый год 25,5%. Эмбарго стало одним из поводов к повышению цен, тем самым позволив бизнесу как увеличить собственную маржу, так и найти средства для выживания в тяжелый экономический период [3].
На сегодняшний день, рыбохозяйственный комплекс Калининградской области является одним из ведущих в РФ. По данным Центра системы мониторинга рыболовства общий вылов водных биологических ресурсов калининградскими рыбаками по итогам 2014 года составил 204.656 тысяч тонн, что равняется около 5,1% от общего вылова всех российских пользователей [5]. В розничной сети компании в области продукцию реализуют на продовольственных рынках, в специализированных отделах в мелких магазинах, в крупных супермаркетах города и области (ГК «Виктория», ГК «Вестер», ТД «Семья»), а также в собственных фирменных магазинах.
Определяющим фактором роста ВРП в регионе является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности [7]. В Балтийском море промысел ведется в рамках национальных квот. Суммарная доля квот предприятий Калининградской области на 2013 год составляла 38,6 тыс. тонн. При этом процент освоения квот не превышает 65-70%. Виной тому моральный и физический износ флота [10]. Вся вылавливаемая рыба в водоемах поступает на берег для реализации и дальнейшей переработки.
Для оценки степени влияния факторов макросреды на ООО «Балтийские Морепродукты» проведем Pest – анализ. Привлечение экспертов позволит наиболее точно оценить степень влияния факторов на предприятие, были привлечены эксперты. В качестве экспертов выступали сотрудники компании: главный бухгалтер, бухгалтер, финансовый директор, менеджер по продажам. Оценки данных экспертов можно принимать как достоверные, поскольку они являются работниками данной компании и могут объективно оценить влияние факторов макросреды на предприятие.
Таблица 1
Pest-анализ компании ООО «Балтийские Морепродукты»
Факторы |
Эксперты (степень влияния) |
Средняя оценка |
Направление влияния | |||
Э1 |
Э2 |
Э3 |
Э4 | |||
1.Политические: | ||||||
Запрет Международной Комиссии по рыболовству (с 15 июня по 20 августа) |
4 |
4 |
4 |
5 |
4,25 |
- |
Госрегулирование рыбной промышленности |
5 |
4 |
5 |
1 |
4,50 |
+ |
Запрет на ввоз рыбной продукции из ЕС |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,75 |
+ |
-Отмена таможенных льгот в рамках ОЭЗ |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
- |
2.Экономические: | ||||||
Высокие банковские ставки |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,75 |
- |
Инфляция |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
- |
Налоговая политика |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
- |
3.Социальные: | ||||||
Продолжительность жизни населения |
4 |
4 |
3 |
3 |
3,5 |
- |
Межэтнических отношений и связанные с ними проблемы |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,75 |
- |
Низкий темп роста населения |
5 |
4 |
5 |
4 |
4,5 |
- |
Низкий уровень образования |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
- |
4.Технологические: | ||||||
Появление усовершенствованного/нового технологического оборудования |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
+ |
Появление новых средств связи |
4 |
4 |
3 |
3 |
3,5 |
+ |
Использование Интернет-сети |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,75 |
+ |
Исходя из результатов проведенного Pest-анализа, можно сделать следующий вывод: на данное предприятие положительное влияние оказывают технологические и политические факторы, а социальные и экономические факторы, наоборот, оказывают отрицательное влияние на деятельность предприятия. Ниже рассмотрим их влияние более подробно.
Отрицательное влияние на предприятие оказал запрет Международной Комиссии по рыболовству на ежегодный специализированный промысел в 26 подрайоне Балтийского моря период с 15 июня по 20 августа. Так как одним из основных видов сырья для производства продукции на предприятии является именно треска, на период запрета вылова работа цеха филетирования вынужденно приостанавливается. Рабочие и служащие направляются в ежегодные отпуска, а также в отпуска без сохранения заработной платы.
Невысокая продолжительность жизни и низкий темп роста населения отрицательно сказывается на деятельности предприятия, поскольку это влечет за собой возможное сокращение персонала, рабочих цеха [6].
Положительное влияние на рыбную отрасль в стране, и в частности, в Калининградской области оказало введение запрета на ввоз импортной продукции. Данная политико-экономическая ситуация способствует развитию отрасли. Увеличилось потребление рыбной продукции как в регионе, так и по всей России. По итогам 2015 года, в России было произведено 3819 тысяч тонн рыбы и продуктов рыбных переработанных, консервированных, этот показатель на 4,8% выше уровня 2014 года, когда предприятия поставили на рынок 3644 тысячи тонн. На рисунке 1 представлена динамика производства рыбной продукции в 2013-2015 годах, тыс. т.
Рис.1. Динамика производства рыбы за 2013-2015 гг.
Увеличение объемов внутреннего производства обусловлено ответными санкциями (запрет на поставку рыбной продукции из ЕС, Норвегии и Канады – традиционных рынков) и девальвацией рубля, что привело к значительному подорожанию импортной продукции.
Объем импорта рыбной продукции в 2015 году составил 503 тысячи тонн. На экспорт за этот же период было поставлено 1300 тысяч тонн. Внутренний рынок рыбной продукции в натуральном выражении оценивается на данный момент в 3022 тысячи тонн. Годовой оборот предприятий рыбной индустрии по финансовой отчетности полного круга компаний в 2014 году составил 249 229 млн. рублей, оборот предприятий за год увеличился на 17,8%, что выше годовой инфляции. Данный факт свидетельствует о реальном росте выручки компаний и благоприятной конъюнктуре продаж [2]. ООО «Балтийские Морепродукты» поставляет продукцию в страны ЕС, а также закупает сырье в странах, где оплата принимается только в иностранной валюте. Главными иностранными поставщиками компании являются: Китай, Аргентина, Чили, Уругвай, Исландия и др. Основными потребителями компании являются, такие страны как: Германия, Польша, Бельгия, Голландия и т.д. В связи с этим, изменение курса валюты оказывает влияние на деятельность предприятия.
Для оценки конкурентной силы компании «Балтийские Морепродукты» необходимо провести конкурентный анализ по ключевым факторам успеха (КФУ). В качестве конкурентов представлено три основные конкурирующие фирмы: ООО «Креон» (1), ООО «Посейдон – 2000» (2), ООО «Западная рыбная компания» (3). Данные конкурентного анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Конкурентный анализ компании ООО «Балтийские Морепродукты»
КФУ |
ООО «Балтийские Морепродукты» |
Конкуренты |
Вес факторов | ||
1 |
2 |
3 | |||
1) Качество товаров |
9/0,9 |
7/0,7 |
6/0,6 |
10/1,0 |
0,10 |
2) Репутация фирмы |
8/0,8 |
9/0,9 |
7/0,7 |
10/1,0 |
0,10 |
3) Производственные возможности |
6/0,6 |
5/0,5 |
8/0,8 |
7/0,7 |
0,10 |
4) Технологические навыки |
5/0,25 |
4/0,2 |
6/0,3 |
7/0,35 |
0,05 |
5) Сбытовая сеть |
8/0,4 |
6/0,3 |
7/0,35 |
9/0,45 |
0,05 |
6) Маркетинг (реклама) |
4/0,2 |
2/0,1 |
7/0,35 |
8/0,4 |
0,05 |
7) Финансовое положение |
7/0,7 |
8/0,8 |
6/0,6 |
9/0,9 |
0,10 |
8) Обслуживание клиентов |
10/4,5 |
7/3,15 |
8/3,6 |
9/4,05 |
0,45 |
9) Общая невзвешенная оценка (рейтинг фирмы) |
57/2 |
48/4 |
55/3 |
69/1 |
- |
10) Общая взвешенная оценка (рейтинг фирмы) |
8,35/2 |
6,65/4 |
7,3/3 |
8,85/1 |
1,00 |
По результатам анализа конкурентной силы по взвешенным и невзвешенным оценкам компания ООО «Балтийские Морепродукты» занимает среди своих конкурентов второе место. Первое место по показателям, приведенным в таблице, занимает ООО «Западная рыбная компания». В перспективе ООО «Балтийские Морепродукты» планирует обойти своих ближайших конкурентов и стать крупнейшим поставщиком и производителем рыбной продукции в Калининградской области. Так, компания занимается активным развитием. Например, не так давно предприятие вышло на новый для него рынок - B2B, также компания реализует свою продукцию в собственных фирменных магазинах. Недавно ООО «Балтийские Морепродукты» расширило свой ассортиментный ряд на платформе регионально рынка и стало выпускать рыбу холодно/горячего копчения. Следует отметить, что компания предлагает каждому рынку сбыта актуальный именно для него товар. Например, на Российский и зарубежный рынки компания ведет поставки только свежемороженой рыбы, выловленной в водах балтийского моря, а в регионе в большой мере реализует продукцию иностранных поставщиков рыбы: пеламида, хек, телапия и др.
Анализ ключевых факторов успеха позволил нам оценить положение ООО «Балтийские Морепродукты» на рынке, а, благодаря PEST – анализу, выявить степень влияния на компанию различных внешних факторов. Проделанная работа позволяет оценить компанию со стороны, а полученные результаты учитывать при принятии стратегических решений, так как для успешного развития важно ориентироваться не только на внутренние ресурсы, но и на влияние внешних факторов и положение на рынке в целом.
Литература:
- Банк документов – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // Министерство труда и социальной защиты URL: www.rosmintrud.ru/docs/.../122/Itogi_2015_plany_2016_Mintrud_Rossii_buklet.docx(дата обращения: 30.07.2016)
- Кого наказали антисанкции // Газета.ру URL: https://www.gazeta.ru/business/ food/2015/08/03/7667813.shtml (дата обращения: 21.07.2016)
- Направления развития рыбохозяйственного комплекса // Агентство по рыболовству Калининградской области URL: http://ryba39.ru/tekuwaya_deyatelnost_agentstva/ (дата обращения: 21.07.2016)
- Население Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области // Официальная статистика. URL: http://kaliningrad.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/kaliningrad/ru/statistics/population/ (датаобращения: 30.07.2016)
- Обзор российского рынка рыбной продукции // Российский продовольственный рынок URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?section=6 (дата обращения: 30.07.2016)
- Постановление № 583 о стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу // Право и закон URL: http://p.120-bal.ru/ekonomika/24983/index.html (дата обращения: 22.07.2016)
- Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области // Федеральное агентство связи URL: https://www. rossvyaz.ru/documents/resolutions/doc474.htm?print=1 (дата обращения: 19.07.2016)
- Рыбаки устали ждать // Калининград.ру URL: http://kgd.ru/news/economy/item/20593-cukanov-rybaki-ustali-zhdat (дата обращения: 30.07.2016)
- Рыбная промышленность Калининградской области // Рустрана URL: http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=9295(дата обращения: 19.07.2016)
- Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу // Российский правовой портал «Семерка» URL: http://7law.info/kaliningrad/act3u/u012.htm (дата обращения: 25.07.2016)