Особенности внутренней и внешней среды некоммерческой организации | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гида, Марина. Особенности внутренней и внешней среды некоммерческой организации / Марина Гида. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1560/ (дата обращения: 24.04.2024).



Особенности внутренней и внешней среды некоммерческой организации

Гида Марина, магистрант

Балтийский федеральный университет им. И. Канта (г. Калининград, Россия)

В статье представлены результаты анализа внутренней и внешней среды некоммерческой организации на примере благотворительного фонда Калининградской области «Берег надежды».

Ключевые слова: благотворительность, благотворительный фонд, SWOT-анализ, динамика показателей.

Согласно статистическим данным, в международном индексе благотворительности Россия занимает 127-е место из 150. В России в благотворительность вовлечено 20% населения. По данным Росстата на 1 января 2015 года количество зарегистрированных некоммерческих организаций (НКО) в Российской Федерации составило 90155, из них 6866 – благотворительные, т.е. 7% от общего количества. Следует отметить, что на 1 января 2010 года количество зарегистрированных благотворительных организаций составляла 4309, т.е. их количество выросло на 37,2%. По данным источника [1], годовой оборот в 2015 году составил более 31 млрд. руб. Примерно 10% от общего объема рынка благотворительности – это помощь частная, спонтанная. А 90% приходится на корпоративную благотворительность. На Западе процентное соотношение частной и корпоративной благотворительности прямо противоположное: примерно 90% приходится на спонтанную помощь [2].

На 2016 год в Калининградской области функционируют почти 40 благотворительных организаций. Направления их деятельности описаны в источнике [3]:

-экология и охрана окружающей среды;

-спорт и здоровый образ жизни;

-здравоохранение;

-поддержка социально-уязвимых групп;

-гражданское общество;

-культура и искусство;

-образование и просвещение.

Благотворительный фонд Калининградской области «Берег надежды» является некоммерческим объединением, которое зарегистрировано 27.12.2010. Цель деятельности данной организации - оказание благотворительной помощи детям и молодым людям, нуждающимся в срочной медицинской помощи, постоянно проживающим в Калининградской области.

Для вовлечения населения области в благотворительные проекты, а также привлечения их внимания к проблеме детей с тяжёлыми заболеваниями, фонд регулярно выступает организатором мероприятий разного формата. Вырученные в рамках акций средства, направляются на оказание срочной медицинской помощи подопечным благотворительного фонда «Берег надежды», а именно на: проведение операций, приобретение необходимых медикаментов.

В фонде функционируют несколько проектов:

-проект «Цветы жизни». Его цель – помочь детям научиться обрести навыки, которые раскроют их скрытые таланты и поспособствуют их развитию в целом;

-проект «1 рубль на доброе дело». Любая организация может выбрать один или несколько из своих продуктов или услугу, при продаже которого один рубль будет перечислять в фонд;

-программа «На берегу надежды» (НТРК «Каскад») – каждый выпуск - это отдельный рассказ о детях, о деятельности фонда и о благотворительности.

За время своей работы благотворительный фонд «Берег надежды» оказал помощь 120 детям, а более 12700000 рублей было направлено на их лечение, что отражается в источнике [3]. Для того, чтобы выявить стабильно ли положение Благотворительного фонда, рассмотрим данные таблицы 1.

Таблица 1

Динамика показателей деятельности Благотворительного фонда «Берег надежды» за 2015 и 2016 года (периоды с 1 января по 1 сентября[1])

Показатель

Ед. измерения

2015 год

2016 год

Темп роста 2016 к 2015

Поступления от благотворителей

руб.

4964231,98

8946356,36

1,8

Расходы на благотворительные цели

руб.

2479882,25

2513187,71

1,01

Остатки на счетах

руб.

2484349,73

6433168,65

2,5

Количество постоянных партнёров, оказывающих нефинансовую поддержку

шт.

24

32

1,3

Количество благополучателей фонда

чел

22

23

1,04

Количество благотворителей (не учитываются ящики для пожертвований)

чел

548

914

1,66

Количество фандрайзинговых мероприятий

шт

17

26

2,12

Результаты анализа динамики показателей деятельности Благотворительного фонда последних двух лет (2015 и 2016) показывают, что было выделено несколько положительных тенденций:

-количество средств, пожертвованных в благотворительный фонд, выросло почти в два раза;

-расходы фонда увеличились всего на 2%. Следует отметить, что такой результат возможен из-за открытия сбора средств для формирования резерва для экстренной помощи;

-количество постоянных партнёров, оказывающих нефинансовую поддержку (человеческие ресурсы, инвентарь, аппаратура, трансфер и т.д.) увеличилось на 25%;

-количество известных (не анонимных) благотворителей, которые вносили пожертвования денежными переводами, увеличилось на 40%;

-количество мероприятий по сбору средств увеличилось на 35%.

В ходе исследования была изучена внутренняя и внешняя среда Благотворительного фонда «Берег надежды». Для этого была использована уточненная методика SWOT-анализа, описанная в [4]. Для формирования экспертной группы было приглашено 10 человек, компетентность которых была оценена с помощью анкет.

Для каждого эксперта были рассчитаны: коэффициент компетенции, коэффициент аргументации и коэффициент весомости. Экспертам было предложено заполнить анкету, проранжировав факторы внутренней среды, имеющие влияние на деятельность благотворительного фонда (БФ) «Берег надежды». Оценка согласованности мнения экспертов определялся коэффициентом конкордации.

По результатам анализа было выделено пять факторов внешней среды благотворительного фонда «Берег надежды», которые по мнению экспертов имеют наибольшее влияние. Факторы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Факторы внешней среды БФ «Берег надежды»

Возможности

Угрозы

1- сотрудничество с НКО из других регионов (организация масштабных благотворительных мероприятий)

2- активное взаимодействие с другими благотворительными объединениями

3- привлечение иностранных партнёров

4- популяризация волонтёрского движения в Калининграде и Калининградской области

5- привлечение Калининградского бизнеса к социально значимой деятельности

W=0.88 2расч.> 2табл. (p>95%)

1- недоверие спонсоров и партнёров к благотворительным объединениям

2- Увеличение конкуренции со стороны других организаций, которые реализуют аналогичные программы

3- снижение уровня заинтересованности государства к деятельности благотворительных организаций

4- снижение уровня активности волонтёров

5- недоверие населения к благотворительным объединениям

W=0.88 2расч.> 2табл. (p>95%)

По результатам анализа, было выделено пять факторов внутренней среды благотворительного фонда «Берег надежды», которые по мнению экспертов имеют наибольшее влияние. Факторы представлены в таблице 3.

Таблица 3

Факторы внутренней среды БФ «Берег надежды»

Сильные стороны

Слабые стороны

1- стабильные отношения с постоянными партнёрами

2-прочная сложившаяся репутация надёжного партнёра

3- прозрачная деятельность фонда

4- активное привлечение добровольцев;

5-надежная поддержка со стороны администрации города

W = 0.952расч.> 2табл. (p>95%)

1- прямая зависимость от спонсорских средств

2- слабая информационная поддержка

3-отсутствие собственной базы волонтёров

4- отсутствие бюджета на рекламную деятельность

5-отсутствие фирменного стиля, исключая логотип

W = 0.72расч.> 2табл. (p>95%)

Результаты анализа показали, что благотворительный фонд «Берег надежды» имеет достаточно возможностей для развития, а также репутацию надежного партнёра среди калининградского бизнеса. Отметим, что жители города, которые являются контактной аудиторией, мало знают о БФ «Берег надежды» из-за слабой информационной поддержки и неэффективной коммуникационной стратегии.

Литература:

  1. Официальный сайт Росстата. URL: http://gks.ru/ (дата обращения: 13.10.2016)
  2. Официальный сайт некоммерческого партнёрства грантодающих организаций. URL: http://www.donorsforum.ru/sections/about/presscenter/facts/ (дата обращения: 10.10.2016)
  3. Официальный сайт Благотворительного фонда Калининградской области «Берег надежды». URL: https://bereg-nadejdy.ru/o-fonde/otchety/?FILTER=2016 (дата обращения: 10.10.2016)
  4. Лукьянова Н. Ю. Методика анализа маркетинговой среды предприятия // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 24-27.

[1] Учитывается именно этот период, так как 2016 ещё не закончен, а отчёт 2014 года не предоставляется возможности использовать

Основные термины (генерируются автоматически): благотворительный фонд, Берег, внешняя среда, Калининградская область, надежда, результат анализа, внутренняя среда, Россия, калининградский бизнес, корпоративная благотворительность.

Похожие статьи

Социальный маркетинг как инструмент решения социально...

Благотворительный фонд «Солидарность»; благотворительный фонд «Берег надежды»; благотворительный фонд поддержки многодетных семей Калининградской области; благотворительныйдетский центр «Верю в Чудо»...

Особенности комплекса-маркетинга в некоммерческой организации

В статье рассмотрено применение комплекса маркетинга на рынке благотворительных услуг на примере благотворительного фонда Калининградской области «Берег надежды». Ключевые слова: благотворительность, благотворительный фонд, НКО, маркетинг-микс.

Изучение факторов внешней и внутренней среды организации

В статье представлены результаты анализа внутренней и внешней среды некоммерческой организации на примере благотворительного фонда Калининградской области «Берег надежды».

Применение инструментария анализа внешней среды компании...

Ключевые слова:PEST-анализ, конкурентный анализ, рыбная промышленность, внешняя среда. Калининградская область - регион уникальный по своему географическому месторасположению.

Особенности формирования благоприятного имиджа...

фирменный стиль, Калининградская область, благотворительная организация, внутренний имидж, Россия, Детская областная больница, аудитория, благоприятный имидж, внешний имидж, чудо.

Благотворительность как компонент социокультурной...

− взаимодействие с внешней средой, − формирование и закрепление определенного имиджа и самооценки

благотворительная деятельность, благотворительность, социальная помощь, россия, профессиональная деятельность, современное общество, Европа, государственное...

Исследование маркетинговой стратегии выхода на...

SPAR, розничная торговля, рынок, Калининградская область, Россия, магазин, внешняя среда, региональный рынок, PEST, BTL.

Социальное предпринимательство как один из приоритетов...

В этом плане благотворительность значительно уступает, в связи с тем, что ее временные

Отчасти это связано с тем, что этот термин еще не закреплен в российском законодательстве, что свидетельствует о несформированной институциональной среде этого явления.

Похожие статьи

Социальный маркетинг как инструмент решения социально...

Благотворительный фонд «Солидарность»; благотворительный фонд «Берег надежды»; благотворительный фонд поддержки многодетных семей Калининградской области; благотворительныйдетский центр «Верю в Чудо»...

Особенности комплекса-маркетинга в некоммерческой организации

В статье рассмотрено применение комплекса маркетинга на рынке благотворительных услуг на примере благотворительного фонда Калининградской области «Берег надежды». Ключевые слова: благотворительность, благотворительный фонд, НКО, маркетинг-микс.

Изучение факторов внешней и внутренней среды организации

В статье представлены результаты анализа внутренней и внешней среды некоммерческой организации на примере благотворительного фонда Калининградской области «Берег надежды».

Применение инструментария анализа внешней среды компании...

Ключевые слова:PEST-анализ, конкурентный анализ, рыбная промышленность, внешняя среда. Калининградская область - регион уникальный по своему географическому месторасположению.

Особенности формирования благоприятного имиджа...

фирменный стиль, Калининградская область, благотворительная организация, внутренний имидж, Россия, Детская областная больница, аудитория, благоприятный имидж, внешний имидж, чудо.

Благотворительность как компонент социокультурной...

− взаимодействие с внешней средой, − формирование и закрепление определенного имиджа и самооценки

благотворительная деятельность, благотворительность, социальная помощь, россия, профессиональная деятельность, современное общество, Европа, государственное...

Исследование маркетинговой стратегии выхода на...

SPAR, розничная торговля, рынок, Калининградская область, Россия, магазин, внешняя среда, региональный рынок, PEST, BTL.

Социальное предпринимательство как один из приоритетов...

В этом плане благотворительность значительно уступает, в связи с тем, что ее временные

Отчасти это связано с тем, что этот термин еще не закреплен в российском законодательстве, что свидетельствует о несформированной институциональной среде этого явления.

Задать вопрос