Библиографическое описание:

Лукьянова Н. Ю., Климова Н. В. Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке одежды и обуви Калининградской области // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5.1. — С. 15-17.



Методика оценки индекса потребительских настроений на рынке одежды и обуви Калининградской области

Лукьянова Наталия Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент;

Климова Наталья Вячеславовна, магистрант

Балтийский федеральный университет им. И. Канта (г. Калининград, Россия)

В статье представлена методика расчета индекса потребительских настроений для рынка одежды и обуви. Методика адаптирована к условиям Калининградской области.

Ключевые слова: потребительские настроения, методика, индекс.

В течение долгого времени спрос в торговых центрах Калининградской области сохранялся на высоком уровне. Однако в последнее время жители региона сталь более избирательны к покупкам, вследствие чего темпы роста потребительского спроса замедлились, а в секторе одежды и обуви он даже сократился. Приходится констатировать тот факт, что сегодня большинство торговых комплексов Калининградской области «опустели».

Для прогнозирования ситуации со спросом населения региона менеджерам торговых центров необходим инструмент, позволяющий оперативно и на регулярной основе оценивать потребительские настроения покупателей. В этой связи авторами была разработана методика оценки индекса потребительских настроений для рынка одежды и обуви Калининградской области на основе методологического подхода, описанного в [1]. Данная методика позволит определить степень готовности потребителей тратить свои деньги на одежду и обувь в ближайшем будущем.

Методика оценки потребительских настроений включает в себя следующие основные этапы:

1. Формирование репрезентативной выборки. Количество респондентов зависит от генеральной совокупности (количества жителей Калининградской области) и предельной ошибки выборки. Рассчитывается она следующим образом (1):

= 384 респондента, (1)

где:

n — число единиц, которые следует отобрать для обследования;

t — коэффициент доверия, вычисляемый по таблице Лапласа в зависимости от вероятности, с которой можно гарантировать, что предельная ошибка не превысит t-кратную среднюю ошибку (при вероятности 0,954, при которой t составляет 2);

σ² — выборочная дисперсия;

Δ — предельная (задаваемая) ошибка выборки;

N — численность генеральной (изучаемой) совокупности.

Размер выборки для Калининградской области составил 384 респондента.

2. Разработка опросника (анкеты). Респонденту предлагается ответить на пять вопросов, которые сосредоточены на их мнениях:

 о текущем и будущем материальном положении;

 о безработице;

 о предложениях одежды и обуви Калининградскими торговыми центрами.

Ниже представлен перечень вопросов:

1) Какие Вы ожидаете изменения в материальном положении Вашей семьи через год?

- значительно улучшится

- улучшится;

- не изменится;

- ухудшится;

- значительно ухудшится.

2) Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи в ДАННЫЙ момент?

- очень хорошее;

- хорошее;

- среднее;

- плохое;

- очень плохое.

3) Уверены ли Вы в том, что в течение года не потеряете работу?

- абсолютно уверен, что не потеряю;

- уверен;

- нейтрально;

- не уверен;

- боюсь, что потеряю работу.

4) Как Вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы покупать одежду и обувь?

- очень благоприятное;

- скорее благоприятное, чем неблагоприятное;

- нейтрально;

- скорее неблагоприятное, чем благоприятное;

- совсем неблагоприятное.

5) Как Вы оцениваете соотношение «цена/качество» предложенной одежды и обуви Калининградскими торговыми центрами?

- очень хорошее;

- хорошее;

- среднее;

- плохое;

- очень плохое.

3. Преобразование полученных в ходе опроса данных. Кодирование ответов респондентов на вопросы анкеты по соответствующей шкале, например, для первого вопроса (таблица 1).

Таблица 1

Кодирование ответов респондентов по соответствующей шкале

Значительно улучшится

Улучшится

Останется без изменений

Ухудшится

Значительно ухудшится

++

+

=

-

- -

4. Расчет совокупного индекса потребительских настроений. Совокупный индекс (IIPN) рассчитывается на основе принятого в мировой практике подхода впервые примененного в Мичиганском университете (США) [2, с. 11] как средняя арифметическая из частных индексов (В) (2):

IIPN = , (2)

где:

IIPN – индекс потребительских настроений;

В – частный индекс;

N – количество частных индексов.

По каждому из заданных вопросов анкеты формируются частные индексы, которые рассчитываются путем вычитания доли отрицательных ответов из доли положительных ответов, и к этому значению прибавляется 100 (3):

100) + 100, (3)

где:

В – частный индекс;

РР – количество вариантов ответа «очень положительно»;

Р – количество вариантов ответа «положительно»;

М - количество вариантов ответа «отрицательно»;

ММ - количество вариантов ответа «очень отрицательно»;

n – количество респондентов.

5. Интерпретация полученного совокупного индекса потребительских настроений (IIPN). Совокупный индекс потребительских настроений варьируется в пределах от 0 до 200. Он интерпретируется следующим образом: если результат получился больше 100, то можно говорить о том, что в регионе преобладают положительные настроения и потребители готовы тратить свои деньги. Если же результат получился меньше 100, то население региона склонно к сбережению своих средств.

Оценку совокупного индекса потребительских настроений предлагается проводить ежемесячно, с целью получения достоверной информации о потребительском спросе.

Предложенную авторами методику могут использовать торговые центры для прогнозирования потребительского спроса. Полуденные в ходе анкетного опроса данные можно также использовать как информационную базу для построения портрета потребителя. В настоящее время авторами проводится оценка индекса потребительских настроений в одном из торговых центров Калининградской области, специализирующемся на торговле одеждой и обувью известных мировых брендов.

Литература:

  1. Климова Н. В., Лукьянова Н. Ю. Особенности исследования потребительских настроений в Калининградской области // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 38-41.
  2. Curtin R. Consumer Sentiment Surveys: Worldwide Review and Assessment // DATA.SCA.ISR.UMICH.EDU: surveys of consumers University of Michigan. URL: https://data.sca.isr.umich.edu/fetchdoc.php?docid=34883 (дата обращения: 20.10.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): Калининградской области, потребительских настроений, индекса потребительских настроений, совокупного индекса потребительских, обуви Калининградской области, оценки индекса потребительских, условиям Калининградской области, оценки потребительских настроений, обуви Калининградскими торговыми, центрах Калининградской области, Калининградской области «опустели», индекс потребительских настроений, расчета индекса потребительских, исследования потребительских настроений, Калининградскими торговыми центрами, жителей Калининградской области, центров Калининградской области, индекса потребительских цен, Методика оценки индекса, оценка индекса потребительских.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос