Автор: Шарабидзе Нана Ревазовна

Рубрика: Туризм

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 04.11.2016

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Шарабидзе Н. Р. Туризм — важное направление развития экономики Грузии // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 88-93. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/44/1517/ (дата обращения: 15.12.2017).



Туризм является важным направлением экономики, как для высокоразвитых, так и развивающихся стран. Целью работы является анализ динамики развития туризма в Грузии за последние годы и определение перспектив на будущее. Показано, что на сегодняшний день наблюдается тенденция соблюдения роста количества визитеров в стране. Однако, для повышения доли туристов необходимо повышение эффективности маркетинговой кампании национальной администрации туризма и креативное мышление туристических предприятий с целью создания инновационных, привлекательных и конкурентных туров.

Ключевые слова: доходы от туризма, динамика приезда визитеров, цели визита, расходы на туристические продукты.

В структуре мировой экономики четко прослеживается тенденция повышения удельной доли двух направлений — высоких технологии и потребительского сервиса. В сфере сервиса на одной из лидирующих позиции находится туризм. Туризм является важным направлением экономики высокоразвитых стран мира, таких как Франция, Канада, США, Германия, Швейцария, Великобритания, Бельгия, Израиль. А для менее развитых постсоциалистических стран туризм стал основным «двигателем» экономики. Так как развитие туризма стимулирует развитие ряда отраслей народного хозяйства: строительства, транспорта, инфраструктуры. При этом туризм дает возможность малому и среднему бизнесу, мелким предпринимателям проявлять инициативу, активность, предприимчивость, фантазию с целью обеспечения эффективной и устойчивой деятельности. Поэтому, во многих странах мира забота о росте туристической привлекательности собственных стран является задачей государственного значения [1].

Целью работы является анализ динамики развития туризма в Грузии за последние годы и определение перспектив на будущее.

Анализ доли туризма в валовом внутреннем продукте показывает, что с 2006 года она выросла незначительно (на 03 %). При этом, она колебалась в зависимости от стабильности в стране и мировой экономике. Однако, позитивным можно считать тот факт, что с 2013 года наметилась тенденция роста доли туризма в ВВП (рис.1). По данным I и II кварталов 2016 года эта тенденция сохраняется [2].

Рис. 1. Доля туризма (%) в ВВП Грузии

Стратегию развития туризма разрабатывает и осуществляет национальная администрация туризма (НАТ). Развитие внешнего и внутреннего туризма, разработка новых туристических продуктов и диверсификация рынка является основной и главной задачей национальной администрации туризма [3,4].

По данным национальной администрации туризма за 2015 год доходы от туризма составили до 2 миллиарда долларов (рис.2). А за I квартал 2016 года по сравнению с 2015 годом доходы выросли на 148 миллион долларов.

Рис. 2. Доходы от туризма (млн. долларов)

Примечательно, что в 2015 году 88 % визитеров приезжали из соседних стран. При этом 47,4 % визитеров находились в стране однодневным визитом, 16,7 % — проездом, а 35,9 % — являлись туристами. Основные визитеры приехали из соседних стран: Азербайджана (31,1 %), Турции (24,1 %), Армении (20,2 %), России (12,8 %), Украины (2,8 %).

С 2015 года НАТ проводит активную маркетинговую кампанию с целевыми аудиториями на различных ринках, что и приводит к определенным результатам.

По данным НАТ за 9 месяцев 2016 года количество международных визитеров составило 4879031 человек, что на 8,6 % больше, чем прошлогодний показатель того же времени. Рост количества туристов отмечен из следующих стран: Азербайджана (24 %), Ирана (21 %), России (20 %), Израиля (6 %), Украины (6 %), Индии (4 %), Казахстана (2 %), остальных (17 %). Надо отметить, что количество туристов (время визита 24 ч и больше) с каждым годом растет и на сегодняшний день (октябрь 2016 года) составляет 2 156 731 человек (44 %)(рис.3).

Рис. 3. Динамика количества туристов

Среди визитеров, которые заходят в страну через сухопутные границы, как правило, превалируют транзитные путешественники и визитеры, которые, не ночуя уезжают обратно. Естественно доходы от таких визитов меньше.

Надо отметить, что среди Российских визитеров 64 % приезжают более чем на 24 часа. Однако, если проанализировать цели визита, станет ясно, что и среди них не все являются туристами.

Проанализировав цели визита, можно сказать, что только треть визитеров являются туристами, т. е. потребителями туристических продуктов и сервисов. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение визитеров по цели приезда (%)

Цель визита

2014 год

2015 год

2016 год

I квартал

II квартал

Отдых, развлечение, рекреация

2,8

7,6

3,4

7,4

Приезд к родственникам / друзьям

57,3

54,5

56,3

51,9

Учеба / образование

0,7

0,6

0,8

1,1

Лечение /оздоровление

10,3

10,3

12,7

11,5

Религия / паломничество

1,7

1,8

1,6

2,4

Шопинг

12,6

11,4

12,2

12,1

Приезд в собственный дом / дачу

5,6

6,6

7,0

6,4

Профессиональная / экономическая деятельность

8,2

6,0

5,0

4,8

Другая

1,0

1,2

1,1

2,4

Всего

100

100

100

100

Анализ цели визитов показывает, что в Грузии визитеры приезжают, в основном, чтобы повидаться с близкими и друзьями, а так же в целях лечения и шопинга. Можно с уверенностью сказать, что больше 60 % визитеров — это люди, которые находятся за рубежом (в основном, в России и Турции), которые время от времени приезжают домой либо для продления виз, либо чтобы повидаться с семьей. Около 12 % визитеров приезжают для торговли. К ним относятся дилеры из Турции, Ирана, Азербайджана и Армении, которые торгуют преимущественно сельскохозяйственной продукцией, а так же «вторичными» автомобилями. 10 % визитеров это приезжие, в основном из бывших союзных республик, которые пока еще помнят о Грузинских курортах и лечебницах. А с целью отдыха, развлечений и рекреации в Грузию приезжают 7,5 % визитеров.

Имеющая структура визитеров отражается в объеме производства туристической сферы (таблица 2). Из таблицы 2 видно, что производство в различных туристических сферах растет. Особо важно, что рост объема производства отмечается в сфере деятельности туристических предприятий (туристических фирм, туроператоров, туристических агентств и т. п.). Если сопоставить показатели объема производства туристической сферы с количеством туристов, то получится, что доход составляет 1100–1400 лари на визит.

Таблица 2

Объем производства (млн. лари) втуристической сфере

Сфера производства

2012

2013

2014

2015

2016

I квартал

II квартал

Обслуживание в гостиницах или кемпингах

234,4

324,7

390,6

499,3

110,5

128,3

Обслуживание в ресторанах, барах, столовых и предоставление готовых блюд

831,1

842,6

932,7

1 051,2

266,8

284,4

Железнодорожный транспорт

123,4

123,2

124,7

134,0

26,7

23,8

Сухопутный и водный транспорт

742,0

531,3

717,2

692,5

150,1

229,1

Воздушный транспорт

139,0

162,8

183,0

203,9

41,0

48,6

Деятельность туристических предприятий; предоставление помощи туристам

549,8

651,0

721,2

931,2

222,6

222,8

Всего

2623,7

2635,7

3069,4

3 512,1

817,8

937,0

Производство на 1 визитера (лари)

1466

1276

1377

1539

1137

1303

Таким образом, анализ динамики развития туризма в Грузии за последние годы показал, что на сегодняшний день наблюдается тенденция роста визитеров в стране. Однако, доля туристов не превышает 40 %. Для привлечения большего количества туристов необходимо повышение эффективности маркетинговой кампании национальной администрации туризма и креативное мышление туристических предприятий с целью создания инновационных, привлекательных и конкурентных туров, как на базе известных «брендов», так и новых региональных туристических объектов.

Литература:

  1. Шарабидзе Н., Цагареишвили С. О рациональном туризме. // Периодический научный журнал Кутаисского научного центра «Новация», № 8, 2011г., ст.144–148
  2. http://www.geostat.ge
  3. http://gnta.ge
  4. http://factcheck.ge
Основные термины (генерируются автоматически): национальной администрации туризма, развития туризма, динамики развития туризма, анализ динамики развития, количества туристов, доли туризма, креативное мышление туристических, мышление туристических предприятий, важным направлением экономики, цели визита, последние годы, кампании национальной администрации, роста доли туризма, маркетинговой кампании национальной, Анализ доли туризма, целью создания инновационных, повышение эффективности маркетинговой, эффективности маркетинговой кампании, Стратегию развития туризма, национальная администрация туризма.

Ключевые слова

доходы от туризма, динамика приезда визитеров, цели визита, расходы на туристические продукты

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос