Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации

Отраслевая экономика
2
Поделиться
Аннотация
В статье рассмотрены основные тенденции формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации, а также выявлены перспективы развития фармацевтического рынка.
Библиографическое описание
Казьмин, К. Н. Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации / К. Н. Казьмин. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1507.


В статье рассмотрены основные тенденции формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации, а также выявлены перспективы развития фармацевтического рынка.

Ключевые слова:фармацевтический рынок, аптечные сети, лекарственные средства

Фармацевтический рынок является сферой обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ЛС и ИМН), существование которой связано с нуждой потребителя в поддержании своего здоровья и потребностью приобрести конкретный товар. Фармацевтический рынок как развивающаяся экономическая система взаимодействия его основных субъектов производства и потребления удовлетворяет потребности населения в выздоровлении и поддержании здоровья и распределяет ЛС и ИМН на основе механизма рыночной конкуренции с учетом специфической особенности фармацевтического рынка — его социальной значимости.

Многие сети аптек России настроены на увеличение объемов и уменьшение издержек. Как показывает практика, придерживаясь определенного плана, аптечная сеть может увеличить свои объемы и способны занять большую долю рынка. Определяющим фактором при выборе стратегии развития аптечного сегмента рынка является расположение аптечных пунктов в той или иной местности и расположении города. Таким образом, аптеки с идеальным расположением будут превышать средний уровень дохода во много раз.

Наибольший эффект, как в маркетинговом аспекте, так и в финансовом достигают аптечные учреждения, которые имеют место локализации в общественных местах с большим скоплением народа и с хорошей транспортной развязкой. Помимо роста числа клиентов, также важна и активная покупательная способность. То есть определенный город разбит на районы, например жилые, промышленные, спальные, элитные и т. д. И исходя из этих соображений, необходимо рассчитывать, как будет лучше для развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации. Также, расположение в элитных районах города может выступать как инструмент эффективной стратегии, так как оказывает влияние на рост финансовых показателей и повышает уровень репутации. Хотя, сеть аптек невыигрышна в сравнении с аптеками одиночками, которые занимают низшие сегменты рынка и имеют место быть в тихих районах на окраинах города и районах с низкой платёжеспособностью. Здесь главенствующую роль играет способность аптечных пунктов предложить необходимый ассортимент по адекватной для местного спроса стоимости. В условиях возрастающей конкуренции на розничном фармацевтическом рынке успешность работы аптечного предприятия определяется не только ценами, ассортиментом и месторасположением, но и качеством обслуживания покупателей. Существующий государственный контроль за фармацевтической деятельностью не обеспечивает в полном объеме требования рынка, поэтому аптечные сети стали разрабатывать и вводить свои внутренние стандарты качества работы и обслуживания покупателей.

Одним из факторов для аптечной сети, которая стремиться стать лидером среди конкурирующих предприятий, является узнаваемость его бренда. Действия для продвижения брэнда это способ обеспечить доверие клиента к данной фирме продукта и возможность установить более высокую цену, но в тоже время адекватную цену. При продвижении бренда аптечной сети, по мнению автора статьи, необходимо придерживаться следующих правил:

– рассчитать насколько эффект от рекламы будет превышать затраты на раскрутку: для этого она должна быть действенной. Именно поэтому, некоторые сети аптек попадают в убыток. В итоге, стратегия узнаваемости брэнда сетевых аптек актуальна в случае крупной аптечной сети, имеющей выгодную локализацию.

– определить спектр услуг и ассортимент сети аптек. Узнаваемому бренду важно иметь не просто широкий ассортимент средств, но и предоставлять качественные услуги стандартным способом.

Относительно каждого города необходимо подбирать индивидуальные стандарты сервиса и оптимальный ассортимент, основываясь на оценке конкурентоспособности. В некоторых городах, за стандарт принимается система самообслуживания, однако не всем это подходит. И поэтому, приемлемым для городов, будет придерживаться следующих ориентиров:

– ассортимент средств должен держаться на уровне 2000–3000 препаратов, плюсом будет наличие большого количества не лекарственных средств более 20 %;

– наличие продукции известных марок по дорогостоящей цене;

– создание комфортабельного помещения в прямой зависимости от объема потока клиентов (более 40 квадратных метров);

– наличие обслуживающего персонала и возможность безналичного расчета: минимизация очереди;

– наём высококвалифицированных фармацевтов, которые способны дать консультацию не только по лекарственным средствам, но и помочь выбрать лечебно-косметическую продукцию;

– наличие коммерческого образования у фармацевтов: способность персонала не только стимулировать клиентов на покупку дорогостоящих препаратов, но и тактично находить аналогичную замену для среднего слоя населения.

Разного рода аптеки с единым ассортиментом ведут к снижению оборачиваемости, так как в элитных аптеках может не хватать препаратов ведущих фармацевтических компаний, и, наоборот, в простых аптеках — могут отсутствовать доступные по цене аналоги. Поэтому лучшим для большой сети аптек будет разнохарактерная система управления относительно уровня локализации:

– в аптеках высшего уровня, ассортимент должен быть единым не менее, чем на 80 % и постоянно контролироваться, в целях поддержания наличия препаратов известных марок и соблюдения высокого содержания не лекарственных средств.

– для аптек низшего уровня, ассортимент может контролироваться руководством каждого аптечного пункта независимо друг от друга. Однако, подобные аптеки должны поддерживать наличие дешевых препаратов аналогов.

Также выкладка товара должна быть удобно расположена для клиентов, но с соблюдением стандартов. Наиболее популярные товары должны располагаться у касс и должны быть разложены в соответствии с их прямым назначением, под заметными вывесками с названием категорий.

На сегодняшний день, все чаще встречаются следующие элементы обслуживания в сети аптек, которые являются лидерами в городах мегаполисах среди конкурентов:

– дополнительные услуги: единая справочная, услуга по предварительному резервированию, сайт в сети Интернет с ценами на препараты.

– круглосуточные аптечные пункты в общественных местах.

Если в аптечной сети имеется разнородные аптеки, то следует разделить их на два сегмента и относительно каждого провести дифференцированное ценообразование:

– для высокого уровня пунктов аптечной сети в местах с большой проходимостью и элитных районах будет целесообразна единая политика со стратегией «снятия сливок».

– для низкого уровня пунктов аптечной сети, локализованных в отдаленных, спальных районах города следует использовать децентрализованную ценовую политику, которая направлена на ценовую конкурентоспособность. Хотя, узнаваемый бренд позволит относительно высокую цену среди аналогичных аптек.

В других случаях, целесообразно поддерживать низкую наценку на дорогостоящие препараты: что позволит привлечь население со средним уровнем дохода. Однако, это не касается косметических продуктов и средств для похудения, где наценка может оставаться на высоком уровне.

Кроме того, необходимо выделить основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации: 1.Сокращение численности дистрибьюторов и переход к большей концентрации участников рынка, вследствие диверсификации бизнеса и построении цепочек вертикальной интеграции. 2. Увеличение численности аптечных учреждений и аптечных сетей с одновременным увеличением уровня концентрации участников розничного рынка. 3.Увеличение доли (в стоимостном выражении) лекарственных средств иностранного производства и сокращение доли отечественного производства.

Таким образом, следует отметить, что фармацевтический рынок Российской Федерации имеет огромный потенциал для дальнейшего увеличения темпов роста (наряду с увеличением выручки от реализации, прибыли и прироста стоимости капитала компаний), и при сохранении выявленных автором статьи тенденций этот потенциал с большой вероятностью может быть реализован, в частности в формировании и развитии аптечных сетей.

Литература:

  1. Дубова, Ю. И. Тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка в России: монография / Ю. И. Дубова, А. В. Евстратов, А. Ю. Заруднева; ВолгГТУ. — Волгоград, 2015. — 96 с.
  2. Евстратов, А. В. Основные направления деятельности субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Экономика: теория и практика. — 2016. — № 1 (41). — С. 35–40.
  3. Евстратов, А. В. Процесс импортозамещения на фармацевтическом рынке РФ: возможности и перспектива / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2016. — № 1 (180). — С. 64–69.
  4. Евстратов, А. В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 1 (135). — С. 49–54.
  5. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  6. Евстратов, А. В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 3 (137). — С. 32–37.
  7. Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  8. Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; Волгоградский государственный технический университет. — Волгоград, 2010. — 85 с.
  9. Кунев, С. В. Формирование инвестиционной привлекательности фармацевтического производителя на основе инструментов маркетинга: системный подход / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17205.
  10. Кунев, С. В. Продвижение фармацевтической продукции: проблемы современных моделей и инструментов / С. В. Кунев, Л. В. Кунева, Е. Н. Мальченков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16283.
  11. Кунев, С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15317.
  12. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций: теоретический аспект / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2007. — № 2. — С. 68–81.
  13. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечной организации: маркетинговый аспект: монография / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова. — Белгород: Кооперативное образование. — 2007. — 211 с.
  14. Пушкарев, О. Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О. Н. Пушкарев, А. В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 1. — С. 62–66.
  15. Шаховская, Л. С. Фармацевтический рынок в Волгоградской области: проблемы формирования и перспективы развития / Л. С. Шаховская, А. В. Евстратов // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Вып.7. Том 1. — Волгоград: ВолгГУ, 2006. — С. 414–426.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный