Организация инженерного изыскания для проектирования сетей газоснабжения
Авторы: Капранова Елена Михайловна, Игнатенко Светлана Анатольевна
Рубрика: Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 2140 раз
Библиографическое описание:
Капранова, Е. М. Организация инженерного изыскания для проектирования сетей газоснабжения / Е. М. Капранова, С. А. Игнатенко. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1411/ (дата обращения: 17.12.2024).
Инженерные изыскания проводят для комплексного изучения природных условий территории строительства и определение порядка размещения будущих объектов строительства на местности, то есть для получения данных, необходимых на стадии проектирования.
Проектирование объектов строительства осуществляется, как правило, в одну или две стадии, в зависимости от технической сложности объекта и необходимости разработки рабочих чертежей со сметами. Инженерные изыскания осуществляются раздельно для каждой стадии проектирования. При этом для сложных объектов могут выполняться дополнительные изыскания в целях доработки проектных решений.
Инженерно-геодезические изыскания должны обеспечить получение топографо-геодезических данных о ситуации и рельефе местности, существующих зданиях и сооружениях (наземных, подземных и надземных) на участках проектируемых объектов и заключаются в дальнейшей детализации ранее выполненных изысканий для проекта, а также в большем развитии опорных и съемочных геодезических сетей, обеспечении других видов изысканий, обновлении и размножении планов. Масштабы съемок определяются в зависимости от участков съемки и вида проектируемого объекта.
Хорошо подготовленная и проведенная организация экспедиций (партий), их снабжения и снаряжения одно из условий своевременного и качественного выполнения инженерно-геодезических изысканий.
Основным документом для организации работ является задание и программа на проведение изысканий. Объем изысканий и условия производства работ определяют структуру изыскательских подразделений и зависят, прежде всего, от сложности проектирования и строительства данного объекта и должны определяться в программе изыскательских работ. По результатам выполненных инженерно-геодезических изысканий составляется технический отчет.
Перед полевыми работами составляются общий план и календарный график работ, намечаются границы участка каждой партии.
Трассой называют продольную ось проектируемого линейного сооружения. К линейным сооружениям относят подъездные, железные и автомобильные дороги, линии электропередачи, связи, газопровода, канализации, теплосети и тому подобное, сооружения линейного типа с малой площадью застройки, но значительные по протяженности.
Трасса газопровода должна идти наиболее коротким путем. При проектировании трасс газопроводов решается задача разработки оптимального варианта при соблюдении всех технических норм и требований, обеспечивающих надежность и непрерывность подачи продукта от источника до потребителя.
Распределительные газопроводы, как показывает само название, распределяют газ (получаемый здесь же на месте или доставляемый магистральным газопроводом) по различным потребителям и состоят из большого числа отдельных, обычно более коротких, чем главная магистраль, газопроводов.
Предварительно следует провести дешифрирование аэрокосмоснимков (АКС), которое выполняется с привлечением собранных картографических и иных материалов для:
– привязки АКС к существующим схемам ландшафтного, геоструктурного, инженерно-геологического и других видов районирования;
– выявления участков развития опасных геологических, гидрометеорологических и техно-природных процессов и явлений;
– выявления техногенных элементов ландшафта и инфраструктуры, влияющих на состояние природной среды (промобъектов, транспортных магистралей, трубопроводов, карьеров и др.);
– предварительной оценки негативных последствий прямого антропогенного воздействия (ареалов загрязнения, гарей, вырубок и других нарушений растительного покрова, изъятия земель ит.п.);
– слежения за динамикой изменения экологической обстановки;
– планирования числа, расположения и размеров ключевых участков и контрольно-увязочных маршрутов для наземного обоснования.
Рекомендуется выполнять: предварительное дешифрирование (до проведения полевых работ), полевое дешифрирование (в процессе проведения полевых работ), окончательное дешифрирование (при камеральной обработке материала, выполнении экстраполяционных операций и составлении отчета) [2].
В состав инженерно-геодезических изысканий по трассам газопроводов входят:
– рекогносцированное обследование территории;
– сбор и обработка материалов инженерных изысканий прошлых лет;
– создание планово-высотной съемки геодезических сетей;
– геодезические работы, связанные с переносом в натуру и привязкой горных выработок, выполненных на стадии инженерно-геологических изысканий;
– выполнение топографической съемки местности;
– камеральная обработка материалов (лабораторные исследования, анализ данных, разработка прогноза и рекомендаций);
– камеральное трассирование;
– полевое трассирование;
– съемки существующих железных и автомобильных дорог, составление продольных и поперечных профилей, пересечений линий электропередач, линий связи и других коммуникаций;
– координирование основных элементов сооружений и наружные обмеры зданий и сооружений;
– составление технического отчета.
Изыскательские работы выполняются после получения разрешения об отводе земельного участка под трассу газопровода и заключения договора с собственником земли об использовании земельного участка для изыскательских работ.
По топографической карте детально изучают наиболее трудные участки трассы, с учетом геологической и другой информации, намечают фиксированные точки, то есть места перехода через большие преграды, в том числе точки пересечения существующих магистралей, места обхода населенных пунктов, примыканий к базам и другое.
При оптимизации трассирования важна оценка инженерно-топографических, экономических и других условий, выбор конструкции линейного сооружения и способов его возведения, определение стоимости строительства и эксплуатации на каждом участке трассы и так далее. Все это во многом зависит от полноты инженерно-топографической информации и приемов ее аналитического выражения. Инженерно-топографические и другие условия для каждого участка трассы являются параметрами критерия оптимальности и создают своеобразную цифровую карту местности. Расчет оптимальной трассы выполняется предварительно по укрупненным показателям, например, на 1 км трассы, а затем уточняется.
Рекогносцировочные изыскания служат для обследования местности и прокладки на ней смежных вариантов трасс. Производятся они в том случае, если по намеченному району изысканий не имеется картографических материалов, необходимых для разработки направления трассы и выявления ее основных показателей. При наличии достаточно подробных картографических материалов необходимость в рекогносцировочных изысканиях отпадает или ограничивается объездом местности без инструментальных работ.
Программа рекогносцировочных изысканий включает:
– общую топографическую характеристику района намеченных вариантов;
– общую инженерно-геологическую характеристику района;
– обследование вариантов, намеченных в задании и выявляющихся в процессе работ (обследование производится без применения геодезических приборов или с простейшими приборами);
– сбор данных для определения стоимости сооружения по укрупненным показателям;
– сравнение и отбор возможных вариантов [3].
Предварительные изыскания — основа для составления генеральной схемы. Они заключаются в инструментальном проложении на местности трассы по одному или нескольким вариантам, намеченным в задании или выявившимся при производстве рекогносцировочных изысканий.
Материалы, полученные в результате предварительных изысканий, должны обеспечить окончательный выбор трассы и дать характеристику местных условий, достаточно полную для составления генеральной схемы трассы и определения стоимости линейного сооружения.
За основу предварительных изысканий линейного сооружения должны быть приняты результаты рекогносцировочных изысканий, если они производились, или материалы аэрофотосъемки и камерального трассирования вариантов по планам в горизонталях.
Методика производства предварительных изысканий и применение тех или других инструментов зависит от сложности района изысканий, срочности их выполнения и требуемой точности.
Для предварительных изысканий линейных сооружений, по которым имеются съемки в масштабе 1:10000 и 1:25000 или аэрофотосъемочные материалы, достаточно проложения тахеометрического или нивелир- теодолитного хода с подробными инженерно-геологическими работами. Состав полевых работ при предварительных изысканиях трассы и ееосновных вариантов:
– рекогносцировка района трассы, выбор направления трассы и общее обследование района изысканий;
– разбивка трассы на местности в виде теодолитного хода с изменением горизонтальных углов поворота полным приемом и закреплением углов кольями и столбами — «сторожками»;
– вешение линий, измерение дальномером с одновременной разбивкой пикетажа, закреплением пикетов и полюсов «точками» и «сторожками»;
– одиночное нивелирование и установка реперов;
– привязка трассы в плановом и высотном отношениях к пунктам государственной геодезической сети;
– тахеометрическая съемка рельефа и ситуации полосы вдоль трассы магистрального хода на сложных участках, требующих предварительной накладки трассы на план в горизонталях, а также развития линии руководящим уклоном [3].
Окончательные изыскания линейного сооружения служат основой для разработки проекта строительства сооружения и рабочего проекта и производятся после утверждения генеральной схемы и проекта по наиболее целесообразному варианту, выбранному при предварительных изысканиях.
Объем и полнота материалов, полученных в результате окончательных изысканий, должны обеспечить составление проекта с необходимыми деталями, поскольку строительство выполняется в основном по проекту. Последний дополняется рабочей документацией только для нетиповых или сложных сооружений в зависимости от индивидуальных условий строительства данного линейного сооружения.
В отдельных случаях после окончательных изысканий возникает необходимость в уточнении и детализации изыскательских материалов по наиболее сложным участкам. Цель таких работ улучшение трассы на коротких участках без изменения принятого основного направления, а также уточнение данных для составления рабочего проекта сложных сооружений. Проект линейного сооружения должен содержать материалы окончательного проектирования плана и профиля трассы, чертежи земляного полотна, искусственных сооружений и проекты прочих устройств трассы с расчетом объемов строительных работ и их стоимости в подробных сметах, а также проект организации строительных работ.
Состав проекта и требования, предъявляемые к полноте данных, полученных в результате окончательных изысканий, определяют следующую программу этой стадии изысканий, с учетом материалов предыдущей стадии:
– окончательная укладка на местности всей трассы линейного сооружения с необходимыми улучшениями, двойными измерениями углов и линий, двойной нивелировкой, детальной разбивкой кривых и закрепления линии;
– съемка поперечников на косогорах, имеющих крутизну 1/5 и более.
По результатам инженерно-геодезических изысканий предоставляется технический отчет, состоящий из текстовой и графической частей.
Текстовая часть отчета, кроме краткой физико-географической характеристики района строительства и других данных, должна содержать:
– сведения и данные о топографо-геодезической изученности района;
– данные по трассированию трассы газопровода;
– данные по инженерно-геодезическим изысканиям прошлых лет. Графическая часть технического отчета должна содержать:
– инженерно-топографические планы трассы и прилегающей полосы местности вдоль трасс в масштабах 1:500–1:1000;
– продольные и поперечные профили трассы;
– рекомендации по проведению последующих инженерно-геодезических изысканий;
– акты согласований (по дополнительному требованию заказчика) и т. д.;
– абрисы привязок характерных точек трассы к элементам ситуации;
– ведомость координат и высот закрепительных знаков трассы;
– схемы закреплений трассы [1].
Литература:
- Инструкция по топографической съемке в масштабе 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. ГКИНП-02–033–82. «НЕДРА» Москва 1985// Консультант плюс 2016г.
- СниП 11–02–97 Инженерные экологические изыскания для строительства. Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике (ГОССТРОЙ РОССИИ), Москва 1997// Консультант плюс 2016г.
- Свод правил СП 11–104–97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства, Москва 1998// Консультант плюс 2016г.