Потенциал сферы бытовых услуг в развитии инноваций и предпринимательской инициативы | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Автор:

Рубрика: Предпринимательство

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.

Дата публикации: 02.07.2016

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Дорошев В. И. Потенциал сферы бытовых услуг в развитии инноваций и предпринимательской инициативы // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 75-78. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/38/1133/ (дата обращения: 20.10.2018).



В статье рассматривается проблема структурных изменений в сфере услуг, как основа для реализации предпринимательской инициативы. Автор характеризует многообразие видов бытовых услуг и факторы, стимулирующие их развитие. Акцент внимания автор делает на инновационном потенциале видов деятельности, привлекательных для малого и среднего бизнеса, связанных с производством фото-услуг, подчеркивая преимущества инновации конвергентного подхода.

Ключевые слова: услуга, сервисное производство, структура сферы услуг, бытовые услуги, конвергентный подход

В структуре современной экономики сфера услуг уверенно укрепляет свои позиции, оттесняя промышленность и сельское хозяйство в формировании ВВП и обеспечении благосостояния населения на второй план. Развитие науки и технологий обусловили в последней трети ХХ века бурное развитие сервисных отраслей национальной экономики, производство которых сопряжено с созданием разнообразных видов услуг, как привычных для потребителя бытовых, так и характерных для нового века информационных, финансовых, коммуникационных и иных услуг инновационного содержания. Вне зависимости от вида услуг производство сервисного продукта имеет особенности, так как отражает активность людей, вступающих в процессе самого производства в специфические взаимодействия. Отношения по поводу оказания разного вида услуг направлены на удовлетворение запросов потребителей путем создания некоторых благ, востребованных на разных уровнях потребления важных как для общества в целом, так и для отдельного индивида.

По данным федеральной службы государственной статистики в 2014 г. доля услуг в отраслевой структуре ВВП России составила 56, 9 % (без учета торговли) [1]. В таблице № 1 представлено распределение включенных в базу показателей, которые раскрывают основные направления производства услуг в стране. При этом в 2014 году сфера услуг обеспечивала трудом 65 % занятых в экономике граждан, в то время как в промышленности занятость составляла 20 %, в сельском хозяйстве — 7 %, в строительстве — 8 %.

Таблица 1

Услуги вотраслевой структуре ВВП России (2014г.)%

Наименования

%

Сельское хозяйство

4,2

Добыча ископаемых

10,3

Обрабатывающая промышленность

15, 6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, прочие коммунальные услуги

5,2

Строительство

6,5

Торговля

18,4

Транспорт и связь

8,7

Финансы и услуги

17,5

Государственное управление, образование, здравоохранение и военная безопасность

13,6

Производство услуг привлекательно для создания небольших коммерческих предприятий и реализации предпринимательской инициативы малого и среднего бизнеса. Создание собственного дела в сфере сервиса не требует больших финансовых вложений, в то же время экономическая ситуация в России по данным ВБ достаточно благоприятна для становления собственного дела в сфере услуг. В последнее десятилетие доля среднего класса в общей численности населения выросла с 30 % до 60 %. Как подчеркивают аналитики ВБ, «Россия превратилась в общество со средним уровнем доходов, при этом движущей силой экономического роста является потребительский спрос». В Докладе WorldBankGroup за 2014 г. подчеркивается, что в условиях кризиса, ограниченных бюджетных ресурсах, сокращении внешних инвестиций создание своего дела или наемный труд у индивидуальных предпринимателей один из факторов, который определяет относительную стабильность на рынке труда [2]. Интересы и запросы среднего класса, на долю которого приходится 86 % совокупного потребления домохозяйств, сформировали модель частного потребления, создавая условия для развития предпринимательской инициативы в сфере сервиса.

Также следует отметить изменение социального образа жизни населения страны, что следует рассматривать следствием существенного снижения уровня бедности и уменьшением влияния факторов уязвимости рисков. Рост благосостояния населения влечет развитие потребностей, направленных на преобразование социально-культурных и бытовых сторон жизнедеятельности людей. Создание небольших предприятий сферы услуг обеспечит удовлетворение потребностей в реализации свободного времени жителей, в преображении социально-культурной среды мест проживания, в создании комфорта и удобств населения. Сервисное производство располагает потенциалом технических и технологических инноваций и способно удовлетворять самые разнообразные потребности, социальные, интеллектуальные, физические и иные.

Анализ факторов роста сферы услуг в общей структуре экономики характеризует переход общества к стадии постиндустриального развития. Среди наиболее значимых факторов следует выделить следующие аспекты влияния на развития сервиса:

– структурно-технологическая перестройка материального производства;

– возрастание роли человека в экономике как производителя и как потребителя;

– социально-демографические изменения современного общества;

– интеллектуализация труда и развитие инноваций нематериальной сферы производства.

Формирование условий для развития малого и среднего бизнеса в стране оказали влияние и на структуру сферы услуг. По данным государственной аналитики, отражающей общий оборот сервисного производства в 2014 г., было выделено 10 приоритетных направлений, исключая услуги торговли [3], востребованные рынком. При этом общий оборот сферы услуг в 2014 году составил 74.68 трлн. рублей. Процентное соотношение показывает структуру сферы услуг в целом и позволяет видеть перспективы развития сервисного производства:

Таблица 2

Структура сферы услуг по основным видам производства (%)

Производство услуг по основным видам

Доля кобщему обороту отрасли

Жилищно-коммунальные услуги

26,9

Транспортные услуги

18,6

Услуги связи

17

Бытовые услуги

10,8

Услуги системы здравоохранения

7,8

Услуги системы образования

6,5

Гостиничные и туристские услуги

4,4

Услуги культуры, физической культуры и спорта

2,1

Услуги правового характера

1,3

Социальные услуги лицам с ОВЗ и преклонного возраста

0,3

Другие услуги

4,3

Данные таблицы показывают, что среди разнообразия видов услуг, производство которых приносит существенный доход, как, например, жилищно-коммунальные услуги более 20 трлн. рублей, бытовые услуги по-прежнему занимают важное место. Они составляют существенную часть расходов населения, реализуя утилитарные потребности и социально значимые потребности людей в ремонте, организации праздничных и траурных мероприятий, стирке и глажке одежды, уборке помещений и т. д. По характеру производства к бытовым услугам относят:

– Ремонт, окраску, пошив обуви

– Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов, вязание трикотажа

– Ремонт и техобслуживание радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин, изготовление металлических изделий

– изготовление и ремонт мебели

– Химчистка, крашение и стирка

– Ремонт и строительство построек

– Техобслуживание автотранспорта

– Фотоателье, кино лаборатории, экспедиторские услуги

– Бани, парикмахерские, ритуальные и обрядовые услуги

– Прочие услуги

Данные социологического исследования проблем развития сферы бытовых услуг малых и средних городов России показывают, что наиболее значимыми жители считают парикмахерские услуги и ремонт обуви (62 % респондентов). Более 50 % населения указали на услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий. Высоко востребованы услуги ремонта и строительства жилья — 47 % опрошенных лиц. Для 40 % городского населения российских регионов важны услуги техобслуживания и ремонта автотранспортных средств. Приближается к данной цифре и услуги ремонта бытовых машин и приборов (38 %), а также бытовой радиоэлектронной аппаратуры (37 %) И хотя социологи отмечают, что в разных доходных группах приоритеты разные, общий анализ показывает, что бытовые услуги сохраняют свое значение и широко востребованы населением [4]. В то же время прежняя организационная форма, «дом бытовых услуг», требует реорганизации и обновления в соответствии с новыми условиями и новыми потребностями людей.

Для создания собственного дела и реализации предпринимательской инициативы в сфере услуг перспективным направлением представляются услуги, специализированные в области фотографии. Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст, введенному в действие с 1 февраля 2014 г. и отменой предыдущих редакций ОКПД с января 2016 г., услуги фотографии включены в раздел «М. Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью». Об инновационном потенциале данного раздела говорит структура его классов от 69 до 75 (услуги юридические, бухгалтерские, офисные, консалтинговые, перевода, проектирования и др.). В том числе раздел М содержит класс под кодом ОКПД 74 «Услуги профессиональные, научные и технические, прочие». Расшифровка кода ОКПД 74, полученного иерархическим методом классификации с последовательным способом кодирования включает подкласс 74.2 «Услуги в области фотографии». Группа 74.20 «Услуги в области фотографии» и соответствующая подгруппа 74.20.2 «Услуги, специализированные в области фотографии» включает следующие виды деятельности:

– услуги портретной фотографии;

– услуги в области фотографии для рекламы и аналогичных целей;

– услуги в области фото- и видеосъемки событий;

– услуги в области аэросъемки;

– услуги, специализированные в области фотографии прочие;

– также эта группировка включает услуги фотожурналистов.

Создание сервисного продукта, производство услуг согласно указанным в классификаторе видам деятельности объективно опирается на инновационные разработки научно-технического, технологического и организационного характера. Это и современное цифровое оборудование, и аналоговые методы, и инновационные способы обработки изображений и т. д. Инновационный характер производства услуг фотографии проявляется и конвергентным подходом в создании услуги, когда три аспекта объединены в деятельности специалиста — фотографа, а именно, технический аспект, творческий аспект и гуманитарный аспект. Фото услуги становятся больше, чем бытовые услуги, достигая в отдельных случаях высоты искусства. Кроме того, усложнение характера производства услуги предполагает создание творческих организационных структур с распределением ответственности за участок работы и сетевых моделей взаимодействия.

Литература:

  1. Федеральная служба государственной статистки. — Доступно: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab10.xls
  2. «Начало новой экономической эры?» — WorldBankGroupMacroeconomics & FiscalManagement. — Доклад об экономике России № 33, 2015.
  3. Экономика России. Цифры и факты. Сфера услуг. — Доступно: http: // www.utmagazine. ru/ posts/10567-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty.
  4. Проблемы развития сферы бытовых услуг малых и средних городов. — Доступно: http:// www. altcomsys.ru / problem
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, сфера услуг, сервисное производство, структура сферы услуг, конвергентный подход, предпринимательская инициатива, сельское хозяйство, область фотографии, производство услуг, создание.

Ключевые слова

услуга, структура сферы услуг, сервисное производство, бытовые услуги, конвергентный подход

Похожие статьи

Рынок услуг как динамично развивающееся явление...

услуга, структура сферы услуг, сервисное производство, бытовые услуги, конвергентный подход. Рынок бытовых услуг. Организационно-механические рынки услуг в национальном хозяйстве.

Проблемы развития рециклинга в сфере услуг на современном...

услуга, структура сферы услуг, сервисное производство, бытовые услуги, конвергентный подход.

рынок услуг, Россия, сфера услуг, рынок, услуга, внешнеэкономическая деятельность, теневой рынок, сервисная деятельность, мировая торговля, экономический рост.

Процесс обслуживания на предприятиях сферы услуг...

Критерии оценки качества услуг | Статья в журнале... § непостоянство качества услуги. В процессе производства и реализации услуг занят контактный персонал организации. 5. Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг» учебное пособие. – м.: кнорус, 2007.

Анализ развития сервисной отрасли в России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: сфера услуг, сервисизация, услуга. На данный момент сфера услуг занимает все более прочное положение в мировом хозяйстве и является одним из главных областей общественного производства.

Особенности культуры обслуживания в сфере услуг

Развитие производства стимулирует расширение сферы сервисной деятельности, и наоборот.

Особо следует отметить роль этических основ и этических принципов, культуры обслуживания в сфере услуг.

Проблема развития частного предпринимательства и малого...

В рамках реализации Программы по ускоренному развитию сферы услуг и сервиса в сельской местности за последние три года на селе

Роль домашних хозяйств в сельскохозяйственном производстве... хозяйство, домашнее хозяйство, сельское хозяйство, Домашние...

Перспективы внедрения инновационных методов управления...

Повышение эффективности производства на предприятии сферы услуг является показателем успешной целенаправленной деятельности по созданию, распространению и эффективному применению новшеств в управлении ресурсами, в т.ч. трудовыми.

Значение малого бизнеса и предпринимательства...

малый бизнес, дальнейшее развитие предпринимательства, частное предпринимательство, регион, сфера услуг, пункт, отрасль экономики, динамик изменения.

Клиенториентированная модель как основа функционирования...

В условиях интенсивного развития сервисной сферы и соответственно усилившиеся конкуренции

Все это позволяет снизить расходы на маркетинговые инициативы и увеличить отдачу от инвестиций в эту сферу.

Процесс обслуживания на предприятиях сферы услуг...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Рынок услуг как динамично развивающееся явление...

услуга, структура сферы услуг, сервисное производство, бытовые услуги, конвергентный подход. Рынок бытовых услуг. Организационно-механические рынки услуг в национальном хозяйстве.

Проблемы развития рециклинга в сфере услуг на современном...

услуга, структура сферы услуг, сервисное производство, бытовые услуги, конвергентный подход.

рынок услуг, Россия, сфера услуг, рынок, услуга, внешнеэкономическая деятельность, теневой рынок, сервисная деятельность, мировая торговля, экономический рост.

Процесс обслуживания на предприятиях сферы услуг...

Критерии оценки качества услуг | Статья в журнале... § непостоянство качества услуги. В процессе производства и реализации услуг занят контактный персонал организации. 5. Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг» учебное пособие. – м.: кнорус, 2007.

Анализ развития сервисной отрасли в России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: сфера услуг, сервисизация, услуга. На данный момент сфера услуг занимает все более прочное положение в мировом хозяйстве и является одним из главных областей общественного производства.

Особенности культуры обслуживания в сфере услуг

Развитие производства стимулирует расширение сферы сервисной деятельности, и наоборот.

Особо следует отметить роль этических основ и этических принципов, культуры обслуживания в сфере услуг.

Проблема развития частного предпринимательства и малого...

В рамках реализации Программы по ускоренному развитию сферы услуг и сервиса в сельской местности за последние три года на селе

Роль домашних хозяйств в сельскохозяйственном производстве... хозяйство, домашнее хозяйство, сельское хозяйство, Домашние...

Перспективы внедрения инновационных методов управления...

Повышение эффективности производства на предприятии сферы услуг является показателем успешной целенаправленной деятельности по созданию, распространению и эффективному применению новшеств в управлении ресурсами, в т.ч. трудовыми.

Значение малого бизнеса и предпринимательства...

малый бизнес, дальнейшее развитие предпринимательства, частное предпринимательство, регион, сфера услуг, пункт, отрасль экономики, динамик изменения.

Клиенториентированная модель как основа функционирования...

В условиях интенсивного развития сервисной сферы и соответственно усилившиеся конкуренции

Все это позволяет снизить расходы на маркетинговые инициативы и увеличить отдачу от инвестиций в эту сферу.

Процесс обслуживания на предприятиях сферы услуг...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос