Автор: Маркина Наталья Анатольевна

Рубрика: Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.

Дата публикации: 30.06.2016

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Маркина Н. А. Некоторые подходы к определению понятия «бюджет»: правовой аспект бюджета // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №4. — С. 20-23.



Бюджет, помимо материальной, экономической и политической точек зрения, рассматривается также и с позиции права.

С правовой точки зрения, бюджет в первую очередь представляет из себя закон (нормативно-правовой акт местного самоуправления), разработанный исполнительным органом государственной или муниципальной власти в соответствии с действующим законодательством, рассмотренный и утвержденный представительным органом государственной власти, одобренный и подписанный главой государственного либо муниципального образования.

Федеральный бюджет есть закон, разработанный Правительством РФ в соответствии с законодательством Правительством РФ, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ.

Рассматривая бюджет с правовой точки зрения, в нем можно выделить следующие характеристики:

– бюджет — это основной финансовый план государства;

– бюджет является актом высшей юридической силы;

– данный акт высшей юридической силы характеризуется особым порядком составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и предоставления отчетности об исполнении. Указанный особый порядок именуется «бюджетный процесс».

Бюджетный процесс — это регламентированная нормами бюджетного права деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов и осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также осуществлению бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса [1].

В. Т. Батычко выделяет пять стадий Бюджетного процесса [2]:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение проекта бюджета,

3) утверждение бюджета;

4) исполнение бюджета;

5) рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Большинство же ученых, руководствуясь структурой Бюджетного кодекса, в частности названием раздела VII БК РФ, выделяют только 4 стадии бюджетного процесса, объединяя в один этап стадию рассмотрения проекта бюджета со стадией утверждения бюджета.

Стоит отметить, что в науке высказывается точка зрения о наличии так называемой «нулевой стадии». Данный этап предшествует стадии составления бюджета, и представляет собой подготовительные мероприятия, выраженные в анализе и отслеживании динамики текущего экономического положения государства, прогнозе реализации федеральных программ и т. д.

Работа над составлением проекта бюджета стартует после принятия Президентом России решения о начале разработки проекта федерального бюджета. Организация мероприятий по составлению проекта федерального бюджета возложена на Правительство РФ.

Среди материалов, подготавливаемых Правительством России в рамках работы над составлением проекта федерального бюджета, можно выделить прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ и т. д.

Территориальные органы Правительства скрупулезно прорабатывают имеющиеся исходные экономические данные и детально согласовывают контрольные цифры разрабатываемого бюджетного проекта.

В формировании исходных данных, на которых основывается проект Федерального бюджета, непосредственное участие принимает также Центральный Банк Российской Федерации, который не позднее 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Стоит также отметить, что Правительство Российской Федерации задействовано не только в работе над составлением проекта федерального бюджета на грядущий финансовый год, но и оказывает влияние на бюджетные процессы в субъектах России. В частности, посредством оказания информационной помощи: Правительство доводит до сведения региональных органов власти субъектов инструкции, в которых обозначены нюансы составления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансовый год, а также оговариваются централизованно установленные социальные и финансовые нормативы.

Исполнительные органы власти субъектов, в свою очередь, доводят указанную информацию до сведения представительных органов власти нижестоящего уровня.

Данные о несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований направляются исполнительными органами соответствующего уровня в вышестоящий исполнительный орган. Указанная информация используется впоследствии при определении показателей дотаций, субсидий, субвенций, подлежащих выделению из государственного бюджета в адрес конкретного государственного либо муниципального образования в следующем году.

Ранее при рассмотрении исторических аспектов категории «бюджет», указывалось, что возникновение бюджета стало возможным благодаря обеспечению контроля со стороны населения за государственными доходами и расходами. Именно возможность участия широких масс через своих представителей в определении объема, характера и направленности предстоящих государственных расходов является смыслообразующей основой бюджета. В настоящее время, данная основа выражена в стадии рассмотрения проекта бюджета представительным органом власти.

В соответствии с имеющейся правоприменительной практикой, стадия рассмотрения проекта федерального бюджета всегда сопряжена с множеством осложнений, что повлекло за собой необходимость ее детальной регламентации.

Составленный Правительством РФ проект государственного бюджета направляется на рассмотрение в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года. В течение трех дней со дня принятия проекта бюджета на рассмотрение Государственной Думы, он должен направляться в Счетную палату РФ для дачи заключения, а также в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений. Срок рассмотрения проекта бюджета Государственной Думой составляет 60 дней.

Утверждение проекта федерального бюджета возможно только после его рассмотрения в трех чтениях. В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации, после одобрения которой он направляется на подписание Президенту РФ.

В связи с тем, что рассмотрение бюджета характеризуется сложной процедурой, законодателем предусмотрен риск затягивания указанной стадии и разработан порядок расходования денежных средств в указанной ситуации. В частности, при непринятии бюджета до 1 января конкретного года федеральные органы исполнительной власти имеют право производить ежемесячное расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам расходов и отдельным предметным статьям в размере одной трети фактически произведенных расходов за IV квартал предшествующего года.

Исполнение бюджета длится в течение соответствующего финансового года с 1 января по 31 декабря и представляет собой деятельность исполнительных органов власти, организованную специализированными финансовыми органами, основанную на сводной бюджетной росписи и кассовом плане. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом.

Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

Рассмотрение иутверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти.

Бюджетная отчетность включает:

– отчет об исполнении бюджета;

– баланс исполнения бюджета;

– отчет о финансовых результатах деятельности;

– отчет о движении денежных средств;

– пояснительную записку.

Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Ежегодно не позднее 1 августа текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета. При этом палата использует материалы и результаты проведенных проверок.

Государственная Дума рассматривает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:

– доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

– доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

– по предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

– по предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

 об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

 об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

В случае отклонения Государственной Думой федерального закона об исполнении федерального бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий одного месяца [1].

Исходя из вышеизложенного, с правовой точки зрения, бюджет имеет материально-правовую природу, выраженную в виде закона, в обеспечение исполнения которого разработан специальный процессуальный механизм.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016г.) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Батычко В. Т. Финансовое право: конспект лекций [электронный ресурс] URL.: http://www.aup.ru/books/m231/ (дата обращения 03.04.2016 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): федерального бюджета, исполнении федерального бюджета, проекта федерального бюджета, Российской Федерации, проекта бюджета, рассмотрения проекта бюджета, исполнения бюджета, исполнении бюджета, государственного бюджета, Исполнение бюджета, Исполнение федерального бюджета, составлением проекта федерального, федерального бюджета должен, Правительством РФ, составлением проекта бюджета, федерального закона, проекта бюджета Государственной, Правительство Российской Федерации, проекта бюджета представительным, Государственной Думой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос