Современные тенденции на рынке срезанных цветов: направления развития зарубежного и отечественного рынка (на примере Калининградской области) | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 2486 раз

Библиографическое описание:

Кашпаров, Д. В. Современные тенденции на рынке срезанных цветов: направления развития зарубежного и отечественного рынка (на примере Калининградской области) / Д. В. Кашпаров, Карина Нургалиева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/970/ (дата обращения: 24.04.2024).



 

В статье рассмотрены последствия ужесточения правил ввоза цветочной продукции, выращенной в Голландии, для мирового экспорта свежих цветов и для Российского рынка. Определены основные тенденции развития цветочного рынка России на примере Калининградской области. Также предложены возможные пути развития рынка свежих цветов Калининградской области.

Ключевые слова: рынок свежих цветов, Калининградская область, импорт цветов, экспорт цветов.

 

Сегодня рынок свежих цветов достаточно обширен. В каждом городе можно встретить большое количество цветочных салонов, магазинов. Для России характерной чертой является инвестирование средств в производство цветочной продукции частными лицами. В тоже время, если обратиться к мировому опыту, то следует отметить, что для Эквадора и Голландии характерно развитие производства цветочной продукции за счёт государственных субсидий, что объясняется ролью цветов в доходном бюджете страны [10].

По данным сайта ландшафтной индустрии России: на сегодняшний день в РФ функционирует 518 питомников и 161 садовый центр, осуществляющих выращивание свежих цветов под срезку [7]. Среди наиболее крупных производителей цветов в России отметим «Цветы Удмуртии», выращивающие около 10 миллионов цветов в год. Также стоит обратить внимание на холдинг «Пулковские цветы», объем производства которого за 2015 год составил 4,5 миллиона цветов [6]. Небольшое количество таких организаций и их объем производства объясняется тем, что рынок свежих цветов России находится на ранней стадии развития. Для сравнения: голландское подразделение концерна Royal Hilverda Group ежедневно производит 1,2 миллиона гвоздик [8].

Особое внимание стоит обратить на то, что достаточно весомую долю рынка свежих срезанных цветов России занимают импортные цветы: «К сожалению, российские производители на сегодня занимают лишь 10% всего цветочного рынка. И даже если Россия откажется от импортных цветов, они смогут обеспечить лишь 35% спроса граждан. Это касается не только количества, но и ассортиментной линейки. Более того, большинство местных производителей используют голландские технологии — оборудование, вспомогательные материалы и даже семена, поэтому и цветок будет стоить не меньше импортного» [4].

В связи с ужесточением ввоза цветов, выращенных в Голландии, и колебаний на валютном рынке закономерным шагом является переориентирование российского рынка на отечественное цветоводство. Напомним, что в 2007 году также был введен запрет на ввоз свежих цветов в Россию, который продлился около полугода. Многие игроки цветочного рынка тогда отметили, низкую долю российской продукции на внутреннем рынке. То, что на сегодняшний день ситуация не изменилась, говорит об отсутствии развития рынка [9].

Для сравнения обратимся к деятельности зарубежных производителей свежих цветов. Прежде всего это Голландия. Цветы выступают в качестве основы голландского экспорта, а страна занимает третье место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции [2]. 65% от мирового экспорта цветов принадлежит Голландии [12]. На сегодняшний день важной чертой цветочного рынка Голландии является знаменитый аукцион цветов в Алсмере. Каждое утро «часы» Луиса ван ден Хорна начинают свой ход от максимальной цены к минимальной, за четыре часа работы аукциона продается порядка двенадцати миллионов роз. Каждый год аукцион осуществляет продажу 900 миллионов роз, 250 миллионов тюльпанов и миллионы других цветов. Основная часть купленных стеблей отправляется во Францию, Германию, часть транспортируется в Японию, Сингапур [3].

В 2015 году экспорт цветов из Голландии в Россию существенно снизился, что связано с ужесточением Россельхознадзором правил ввоза свежих срезанных цветов из Голландии с 10 августа 2015 года. По словам посла Нидерландов Рона ван Дартела: «Экспорт в Россию уменьшился примерно на 35% в этом году, а по некоторым данным даже на 50%. Это наносит большой ущерб нашей совместной экономической деятельности» [13]. На сегодняшний день можно говорить о падении экспорта из Голландии в Россию с 2,07 млрд евро в 2014 году до 1,26 млрд в 2015. Кроме того, добавим, что в 2014 году из 79 тысяч тонн экспортированных цветов только около 30,7 тысяч были привезены из Голландии [9].

В это же время Эквадор стремится к увеличению экспорта цветов в Россию. По словам замглавы Министерства внешней торговли Эквадора Алехандро Давалоса на конференции ВТО в Найроби: «Мы предпринимаем меры по усилению присутствия на российском рынке, работаем через различные механизмы для увеличения экспорта — в основном фруктов, овощей, роз и в целом свежесрезанных цветов». Отметим, что в 2014 году на долю экспорта цветов и растений из Эквадора приходилось менее 19% [11]. Основные направления экспорта цветов из Эквадора – это США, Италия, Россия, Германия и Канада. Также после того, как Россия ужесточила контроль голландской цветочной продукции, Эквадор начал поставлять цветы напрямую, минуя голландские аукционы [11].

На 65% вырос объем экспорта срезанных цветов из Турции. Если в первой декаде 2014 года объем поставок составлял 12 миллионов стеблей, то на 2015 года их количество достигло 20 миллионов [5]. Наглядно проследить динамику объема импорта срезанных цветов мы можем на статистических данных по Северо-Западному федеральному округу, представленных в таблице 1:

Таблица 1

Импорт срезанных цветов и зелени [6]

Год

Объем, тыс. тонн

2013

47.7

2014

45

2015

34

 

Благодаря странам-экспортерам, которые продолжили сотрудничество, ситуация на рынке срезанных цветов Калининградской области не претерпела существенных изменений: не изменился ни ассортимент, ни цены на цветочную продукцию. В тоже время стоит отметить, что местные компании не обратились за продукцией к отечественным производителям. После введения ограничений на ввоз срезанных растений в августе 2015 года крупные импортеры Калининградской области (такие как «Цветы Голландии», «Протея», «Флора») продолжили поставлять импортные цветы от производителей, находящихся в Эквадоре, Кении, Испании, Турции и др. Выращиванием отечественной цветочной продукции на Калининградском рынке занимается питомник декоративных растений «Калинково». Магазины питомника («Калинково» и партнерская сеть «Розенштрассе») осуществляют продажу местных цветов, хотя в ассортименте присутствует и импортная продукция.

Открытым остается вопрос о причинах, ориентирующих продавцов на импортную продукцию. Крупные отечественные поставщики цветочной продукции[1] говорят о том, что введение Россельхознадзором запрета никак не повлияло на деятельность компаний. В первую очередь это связано с тем, что запрет наложен только на цветы, выращенные в Голландии, но при этом есть возможность продолжать покупать цветы других стран-партнеров (Эквадор, Кения, Турция и др.) как на голландском цветочном аукционе, так и на прямую у производителя. Управляющий группой компаний «Калинково» Артур Лоза акцентирует внимание на увеличение спроса на тюльпаны, выращенные в питомнике «Калинково». В этом году было произведено три миллиона тюльпанов, в следующем году компания планирует удвоить количество цветов, а в перспективе полностью отказаться от импорта и производить 12 миллионов тюльпанов ежегодно. Также в теплицах компании «Калинково» выращивают хризантему. Стоит отметить, что в Калининградской области «Калинково» реализует лишь малую часть (магазины «Калинково» и партнерская сеть «Розенштрассе»), в большей степени ориентируясь на поставки в крупные города России.Таким образом, основное количество цветочной продукции, реализуемой в Калининграде, имеет импортное производство.

Помимо питомника «Калинково» необходимо упомянуть сельскохозяйственный производственный кооператив «Флор», которым в этом году было произведено 110 тысяч тюльпанов. Также в Калининградской области находится агрофирма «Город – сад», но в настоящий момент организация только начинает свою деятельность по выращиванию цветов.

Используя некоторые подсчёты, можно говорить о том, что на начало 2016 года в Калининградской области было произведено 3 миллиона 110 тысяч тюльпанов. Исходя из этого, мы видим недостаточный объём производства цветочной продукции в Калининградской области, а также отсутствие ассортимента (выращиваются только тюльпаны (весной) и хризантемы (осенью)). В качестве иллюстрации в таблице 2 приведём сравнение объёмов производства и объёмов импорта цветочной продукции в Калининградскую область за 2016 год:

Таблица 2

Сравнение объёмов производства и объёмов импорта цветочной продукции в Калининградскую область за 2016 год

Год

Объем производства, тонны

Объем импорта, тонны

2016

62,2[2]

480 [1]

 

В качестве наиболее вероятной причины можно указать более высокую стоимость отечественных срезанных цветов по сравнению с импортными. В первую очередь, учитывая тот факт, что оборудование и посадочный материал (луковицы тюльпанов) закупается в Голландии[3]. В таблице 3 мы рассмотрим среднюю стоимость в рознице наиболее популярных позиций на цветочном рынке (также выращиваемых в Калининградской области), предложенную местными производителями («Флор», «Калинково»), и цены на цветочную продукцию, закупаемую у иностранных производителей («Цветы Голландии», «Протея», «Флора» и др.):

Таблица 3

Средняя стоимость в рознице наиболее популярных позиций на цветочном рынке

Виды цветов

Отечественная продукция

Импортная продукция

Хризантема, руб./шт.

100 – 150

90 - 120

Тюльпан, руб./шт.

40 – 100

30-70

 

Таким образом, приходим к выводу, что на сегодняшний день существует несколько препятствий к увеличению доли отечественной продукции на рынке свежих срезанных цветов и в первую очередь это сравнительно высокие цены на отечественную цветочную продукцию при недостаточных объемах производства. В связи с этим мы считаем возможными два пути развития отечественного рынка свежих срезанных цветов:

  1. Увеличение объемов производства (объем производства ≥ объем продаж),
  2. Ориентация на импортную продукцию.

В первом случае необходим пересмотр ценовой политики отечественного производителя (становление цен способных конкурировать с ценами на зарубежную продукцию), а также поиск дополнительных мощностей для увеличения производства. В перспективе возможен полный отказ от импортной продукции и, возможно, начало экспорта отечественной цветочной продукции.

В случае ориентации на зарубежную продукцию мы признаем недостаточность отечественных ресурсов и неспособность развития отечественного рынка свежих цветов, но в качестве положительной стороны можно отметить местоположение Калининградской области. При таком взгляде на ситуацию можем предположить возможность использования мощностей Калининградской области как транзитного пункта по транспортировке импортной цветочной продукции, что в первую очередь снизит затраты на логистику, возможно, даст развитие сотрудничеству со странами СНГ и ближнего зарубежья, благотворно влияя на бюджет Калининградской области.

 

Литература:

 

  1. Более двух миллионов цветов завезено к 8 марта в Калининград // Маяк Балтики URL: http://mayakbalt.ru/?p=4978. (Дата обращения: 06.04.16).
  2. Голландия и ее цветы: прошлое и настоящее // Все о комнатных растениях URL: http://www.flowersweb.info/interesting/holland_part1.php. (Дата обращения: 25.03.16).
  3. Голландия и ее цветы: прошлое и настоящее // Все о комнатных растениях URL: http://www.flowersweb.info/interesting/holland_part2.php. (Дата обращения: 25.03.16).
  4. Доля российских цветов на рынке не превышает 10%, заверили в отрасли   // Русская служба новостей URL: http://rusnovosti.ru/posts/408824. (Дата обращения: 27.03.16).
  5. Значительно вырос объем экспорта цветов из Турции в Россию  // TRT-AnasayfaURL: http://www.trt.net.tr/russian/iz-rossiiskogo-i-turietskogomira/2015/03/11/znachitiel -no-vyros-obiem-eksporta-tsvietov-iz-turtsii-v-rossiiu-257924. (Дата обращения: 25.03.16).
  6. Импортных цветов на 8 марта стало меньше // Новости экономики и финансов СПб, России и мира URL: http://www.dp.ru/a/2016/03/09/Cveti_k_8_marta/. (Дата обращения: 26.03.16).
  7. Ландшафтная индустрия России // Ландшафтная индустрия России URL: http://landscape-industry.ru/. (Дата обращения: 25.03.16).
  8. Ставка на тюльпаны // Вокруг света – первый познавательный портал URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7708/. (Дата обращения: 26.03.16).
  9. Цветоводства в России как бы нет   // Вести Экономика: Главные события российской и мировой экономики, деловые новости, фондовый рынок URL: http://www.vestifinance.ru/articles/60722. (Дата обращения: 26.03.16).
  10. Цветочный бизнес в условиях кризиса // Малый бизнес: бизнес-планы и руководства по открытию своего бизнеса URL: http://www.openbusiness.ru/html/dop5/flower-crisis.htm. (Дата обращения: 25.03.16).
  11. Эквадор намерен нарастить экспорт фруктов, овощей и цветов в Россию // RamblerNewsServiceURL: https://rns.online/consumer-market/Ekvador-nameren-narastit-eksport-fruktov-ovoschei-i-tsvetov-v-Rossiyu-2015-12-18/. (Дата обращения: 25.01.15).
  12. Экономика Нидерландов   // География URL: http://geolike.ru/page/gl_6072.htm. (Дата обращения: 28.03.16).
  13. Экспорт из Нидерландов в Россию в первом полугодии упал на 35-50% // Интерфакс: новости URL: http://www.interfax.ru/business/469166. (Дата обращения: 25.03.16).

[1] В качестве аргументов использованы точки зрения таких организаций, как сеть магазинов «Цветы Голландии» и группа компаний «Калинково».

[2] Будем считать, что средний вес цветка составляет 20 грамм, а за январь-март в Калининграде было выращено 3 млн 110 тысяч цветов («Калинково» и «Флор»).

[3] Артур Лоза («Калинково») упоминает голландское оборудование для теплиц, Сергей Середа (председатель «Флор») говорит об использовании голландского посадочного материала.

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, Голландия, Россия, цветочная продукция, цвет, Эквадор, импортная продукция, миллион, цветочный рынок, отечественная цветочная продукция.

Ключевые слова

Калининградская область, : рынок свежих цветов, импорт цветов, экспорт цветов

Похожие статьи

Потребительское поведение как основа международного...

В основным рынок представлен импортными цветами [6]. Самый большой цветочный рынок находится в Германии. Здесь приобретает цветы 0,6 часть населения. 55% от всей реализуемой в стране цветочной продукции покупаются в качестве подарка, 25% – на...

Разработка мероприятий по реализации стратегии проникновения...

Текущий рынок: Оптовая торговля цветочными растениями. Текущий товар: срезанные и комнатные цветы, сопутствующие товары для флористов.

В настоящее время на Российском рынке цветочной продукции очень много поставщиков и очень много цветов.

Специфика рынка рекламно-сувенирной продукции

Ежегодный объем российского рынка рекламно-сувенирной продукции оценивается около 200 млн долл., однако определенных цифр нет, потому что жесткой статистики в этой области не ведется, так же, как и оценок эффективности, а жаль… Несмотря на бурный рост сувенирного...

Особенности российского рынка косметических средств

Что касается основных игроков российского косметического рынка, здесь представлены как отечественные

Основные термины (генерируются автоматически): российский косметический рынок, Россия, косметический рынок, российский рынок, рынок, косметическая продукция...

Современные тенденции на рынке срезанных цветов...

Определены основные тенденции развития цветочного рынка России на примере Калининградской области.

рынок свежих цветов, Калининградская область, импорт цветов, экспорт цветов.

Возможности биоэкономического взаимодействия между...

Увы, пока прогресс межгосударственного взаимодействия в вопросе торговли продукции чайной отрасли, относительно продукций ряда иных подотраслей

Отечественный рынок чая на протяжении последних 2,5 десятилетий большей частью зависит от импортных поставок сырья.

Состояние и особенности развития рынка рыбоконсервной...

В статье представлена ситуация на рынке рыбоконсервной продукции России и Калининградской области на 2013 - начало 2015 года, проанализированы основные тенденции по динамике производства, структуре спроса; выявлены факторы...

Исследование маркетинговой стратегии выхода на...

Потребители предъявляют спрос на продукцию.

Основные термины (генерируются автоматически): SPAR, розничная торговля, рынок, Калининградская область, Россия, магазин, внешняя среда, региональный рынок, PEST, BTL.

Похожие статьи

Потребительское поведение как основа международного...

В основным рынок представлен импортными цветами [6]. Самый большой цветочный рынок находится в Германии. Здесь приобретает цветы 0,6 часть населения. 55% от всей реализуемой в стране цветочной продукции покупаются в качестве подарка, 25% – на...

Разработка мероприятий по реализации стратегии проникновения...

Текущий рынок: Оптовая торговля цветочными растениями. Текущий товар: срезанные и комнатные цветы, сопутствующие товары для флористов.

В настоящее время на Российском рынке цветочной продукции очень много поставщиков и очень много цветов.

Специфика рынка рекламно-сувенирной продукции

Ежегодный объем российского рынка рекламно-сувенирной продукции оценивается около 200 млн долл., однако определенных цифр нет, потому что жесткой статистики в этой области не ведется, так же, как и оценок эффективности, а жаль… Несмотря на бурный рост сувенирного...

Особенности российского рынка косметических средств

Что касается основных игроков российского косметического рынка, здесь представлены как отечественные

Основные термины (генерируются автоматически): российский косметический рынок, Россия, косметический рынок, российский рынок, рынок, косметическая продукция...

Современные тенденции на рынке срезанных цветов...

Определены основные тенденции развития цветочного рынка России на примере Калининградской области.

рынок свежих цветов, Калининградская область, импорт цветов, экспорт цветов.

Возможности биоэкономического взаимодействия между...

Увы, пока прогресс межгосударственного взаимодействия в вопросе торговли продукции чайной отрасли, относительно продукций ряда иных подотраслей

Отечественный рынок чая на протяжении последних 2,5 десятилетий большей частью зависит от импортных поставок сырья.

Состояние и особенности развития рынка рыбоконсервной...

В статье представлена ситуация на рынке рыбоконсервной продукции России и Калининградской области на 2013 - начало 2015 года, проанализированы основные тенденции по динамике производства, структуре спроса; выявлены факторы...

Исследование маркетинговой стратегии выхода на...

Потребители предъявляют спрос на продукцию.

Основные термины (генерируются автоматически): SPAR, розничная торговля, рынок, Калининградская область, Россия, магазин, внешняя среда, региональный рынок, PEST, BTL.

Задать вопрос