В статье рассмотрены понятие и сущность таможенно-логистических терминалов, отмечены основные их элементы. Отдельное внимание уделено складам временного хранения как ключевым элементам ТЛТ. Кратко перечислен перечень основных услуг, которые осуществляются на ТЛТ.
Ключевые слова: таможенно-логистический терминал, склад временного хранения, ФТС, Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
Таможенно-логистический терминал (ТЛТ) — это комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги, расположенный в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Таким образом, таможенно-логистический терминал — это пункт, где сосредоточены складские и административные сооружения, а также прилегающая территория. Все это объединено в один комплекс и служит лишь для временного хранения грузов и транспортных средств перед оформлением документов с последующей транспортировкой. В складах временного хранения (СВХ), как в таможенной зоне, находятся под контролем грузы до момента их выпуска, там же таможенные органы могут проводить осмотр товаров и брать образцы для исследований. Груз может находиться в складах не дольше трех месяцев.
ТЛТ также используются для подготовки товара к продаже: партию груза дробят на части, упаковывают и отправляют потребителям или же переупаковывают и формируют другие партии товара, там же происходит консолидация товаров из разных стран, объединение грузов в одну или несколько партий для отправки грузовладельцам из разных стран. В холодильных складах хранятся быстропортящиеся товары, в них варьируется температура в пределах от +4 до -25 °C.
Как правило, товары в терминале находится на ответственном хранении. Это значит, что все риски за его сохранность лежат на складе. Клиент может рассчитывать на то, что получит товар в целости и сохранности, в нужном месте в нужное время. В брокерском отделе таможенного терминала всегда можно получить консультацию, связанную с таможенным законодательством, оформить груз, получить все необходимые разрешительные документы. В некоторых терминалах имеются отделения частных охранных организаций, которые сопровождают и охраняют товары в дороге [1].
Таможенные терминалы, основная часть логистической отрасли, которая представлена всеми видами услуг логистики, всеми видами грузоперевозок, где работают профессионалы, обеспечивающие все логистические процессы таможенных терминалов и СВХ складов.
Создание таможенно-логистических терминалов, как основы в развитии таможенно-логистической инфраструктуры, является ключевым элементом Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, принятой 29.08.2008 г. на Комиссии ФТС России.
Письмом ФТС РФ от 22 марта 2010 года № 21–16/13318главным критерием при оценке ТЛТ определена их пропускная способность, под которой понимают «возможность одновременного размещения транспортных средств на площадке, предназначенной для транспортных средств с товарами, помещенными на временное хранение, а также транспортных средств с товарами, находящимися под таможенным контролем, на территории, прилегающей к складу временного хранения».
Исходя из этого к 1-й категории относятся ТЛТ, способные единовременно разместить у себя свыше 300 транспортных средств, к 2-й категории — комплексы с показателем от 50 до 300 транспортных средств, в 3-ю категорию попадают объекты с пропускной способностью от 10 до 50 транспортных средств.
Понятие ТЛТ подразделяется на две составляющие: коммерческую и таможенную.
К коммерческой составляющей можно отнести осуществление услуг, связанных с транспортировкой, хранением, таможенным оформлением товаров. Для оказания коммерческих услуг на территории ТЛТ расположены склады, офисные здания, стоянки для транспортных средств, а также объекты, на территории которых оказываются сопутствующие услуги (пункты питания, гостиницы, страховые компании и т. д.).
К таможенной составляющей относятся услуги, связанные с выполнением государственных функций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров. Основой для таможенной составляющей, а также для формирования и развития ТЛТ, являются склады временного хранения (СВХ). На базе склада временного хранения должен располагаться таможенный орган (таможенный пост).
Национальным законодательством предусмотрено, что в случае создания двух и более ТЛТ в регионе деятельности одного таможенного органа на каждом из них должно присутствовать его структурное подразделение.
При размещении таможенного поста предпочтение отдается месту, которое имеет наибольшее приближение к пункту пропуска. На других складах временного хранения предполагается создавать его структурные подразделения. Нахождение на территории ТЛТ таможенного органа позволяет эффективно осуществлять таможенный контроль, в первую очередь, за счет соответствия ТЛТ более высоким требованиям [2].
Также для выполнения государственных функций на территории ТЛТ могут создаваться таможенные склады, располагаться стационарные технические средства таможенного контроля, таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения профессионального и дополнительного образования.
В целом, основные услуги, оказываемые на таможенно-логистическом терминале можно сгруппировать в следующий перечень:
- Складские услуги (СВХ).
- Услуги таможенного представителя.
- Услуги по подаче предварительной информации на товары.
- Услуги транспортировки.
- Услуги сервиса.
На территории ТЛТ находится пункт бытового обслуживания, в состав которого входят: прачечная, душевые кабины, пункт питания (кафе) и другие объекты, обеспечивающие благоприятные условия труда, быта и отдыха для перевозчиков (водителей).
Подводя итог, можно выделить преимущества работы таможенно-логистических терминалов [3].
- ТЛТ либо непосредственно примыкают или находятся вблизи к пунктам пропуска.
- Перемещение транспортных средств с многостороннего пункта пропуска (МАПП) на территорию ТЛТ может осуществляться без открытия процедуры таможенного транзита. Это регламентировано приказом ФТС России от 17 ноября 2011 г. № 2351 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров автомобильным транспортом из мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза на склады временного хранения, находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Перемещение товаров от пункта пропуска до таможенно-логистического терминала осуществляется под таможенным наблюдением.
- Возможность формирования единых баз данных однократного введения сведений.
- Снижение нагрузки на должностных лиц таможенного органа в пункте пропуска и увеличение пропускной способности МАПП без его модернизации.
- Полный цикл таможенного оформления в одном месте и в кратчайшие сроки.
- На ТЛТ, как правило, находятся и другие государственные службы, например, представители Россельхознадзора. Таким образом, ускоряется выдача соответствующих документов на товары, необходимых при таможенном декларировании товаров.
- ТЛТ оснащены самым современным оборудованием и используют современные технические средства таможенного контроля.
- Наличие гостиницы, зон отдыха, коммерческих складов и т. д.
Литература:
- Басарева К. В. Таможенные процедуры в таможенном союзе ЕврАзЭС (учебное пособие) / К. В. Басарева, В. В. Чемодуров, М. Е. Тихомиров, И. В. Минакова, В. В. Коварда // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 3–2. — С. 236–237.
- Минакова И. В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств (учебное пособие) / И. В. Минакова, М. Е. Тихомиров, В. В. Коварда // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 5. — С. 124–125.
- Коварда В. В. Совершенствование таможенного администрирования как ключевой фактор дальнейшей интеграции России в мировую экономику // Успехи современной науки. — 2016. — Т. 2. № 2. — С. 6–9.