Понятие и сущность таможенно-логистического терминала | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Логистика и транспорт

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Дата публикации: 27.04.2016

Статья просмотрена: 8230 раз

Библиографическое описание:

Тихомиров, М. Е. Понятие и сущность таможенно-логистического терминала / М. Е. Тихомиров. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3 (5). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/903/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрены понятие и сущность таможенно-логистических терминалов, отмечены основные их элементы. Отдельное внимание уделено складам временного хранения как ключевым элементам ТЛТ. Кратко перечислен перечень основных услуг, которые осуществляются на ТЛТ.

Ключевые слова: таможенно-логистический терминал, склад временного хранения, ФТС, Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Таможенно-логистический терминал (ТЛТ) — это комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги, расположенный в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Таким образом, таможенно-логистический терминал — это пункт, где сосредоточены складские и административные сооружения, а также прилегающая территория. Все это объединено в один комплекс и служит лишь для временного хранения грузов и транспортных средств перед оформлением документов с последующей транспортировкой. В складах временного хранения (СВХ), как в таможенной зоне, находятся под контролем грузы до момента их выпуска, там же таможенные органы могут проводить осмотр товаров и брать образцы для исследований. Груз может находиться в складах не дольше трех месяцев.

ТЛТ также используются для подготовки товара к продаже: партию груза дробят на части, упаковывают и отправляют потребителям или же переупаковывают и формируют другие партии товара, там же происходит консолидация товаров из разных стран, объединение грузов в одну или несколько партий для отправки грузовладельцам из разных стран. В холодильных складах хранятся быстропортящиеся товары, в них варьируется температура в пределах от +4 до -25 °C.

Как правило, товары в терминале находится на ответственном хранении. Это значит, что все риски за его сохранность лежат на складе. Клиент может рассчитывать на то, что получит товар в целости и сохранности, в нужном месте в нужное время. В брокерском отделе таможенного терминала всегда можно получить консультацию, связанную с таможенным законодательством, оформить груз, получить все необходимые разрешительные документы. В некоторых терминалах имеются отделения частных охранных организаций, которые сопровождают и охраняют товары в дороге [1].

Таможенные терминалы, основная часть логистической отрасли, которая представлена всеми видами услуг логистики, всеми видами грузоперевозок, где работают профессионалы, обеспечивающие все логистические процессы таможенных терминалов и СВХ складов.

Создание таможенно-логистических терминалов, как основы в развитии таможенно-логистической инфраструктуры, является ключевым элементом Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, принятой 29.08.2008 г. на Комиссии ФТС России.

Письмом ФТС РФ от 22 марта 2010 года № 21–16/13318главным критерием при оценке ТЛТ определена их пропускная способность, под которой понимают «возможность одновременного размещения транспортных средств на площадке, предназначенной для транспортных средств с товарами, помещенными на временное хранение, а также транспортных средств с товарами, находящимися под таможенным контролем, на территории, прилегающей к складу временного хранения».

Исходя из этого к 1-й категории относятся ТЛТ, способные единовременно разместить у себя свыше 300 транспортных средств, к 2-й категории — комплексы с показателем от 50 до 300 транспортных средств, в 3-ю категорию попадают объекты с пропускной способностью от 10 до 50 транспортных средств.

Понятие ТЛТ подразделяется на две составляющие: коммерческую и таможенную.

К коммерческой составляющей можно отнести осуществление услуг, связанных с транспортировкой, хранением, таможенным оформлением товаров. Для оказания коммерческих услуг на территории ТЛТ расположены склады, офисные здания, стоянки для транспортных средств, а также объекты, на территории которых оказываются сопутствующие услуги (пункты питания, гостиницы, страховые компании и т. д.).

К таможенной составляющей относятся услуги, связанные с выполнением государственных функций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров. Основой для таможенной составляющей, а также для формирования и развития ТЛТ, являются склады временного хранения (СВХ). На базе склада временного хранения должен располагаться таможенный орган (таможенный пост).

Национальным законодательством предусмотрено, что в случае создания двух и более ТЛТ в регионе деятельности одного таможенного органа на каждом из них должно присутствовать его структурное подразделение.

При размещении таможенного поста предпочтение отдается месту, которое имеет наибольшее приближение к пункту пропуска. На других складах временного хранения предполагается создавать его структурные подразделения. Нахождение на территории ТЛТ таможенного органа позволяет эффективно осуществлять таможенный контроль, в первую очередь, за счет соответствия ТЛТ более высоким требованиям [2].

Также для выполнения государственных функций на территории ТЛТ могут создаваться таможенные склады, располагаться стационарные технические средства таможенного контроля, таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения профессионального и дополнительного образования.

В целом, основные услуги, оказываемые на таможенно-логистическом терминале можно сгруппировать в следующий перечень:

  1. Складские услуги (СВХ).
  2. Услуги таможенного представителя.
  3. Услуги по подаче предварительной информации на товары.
  4. Услуги транспортировки.
  5. Услуги сервиса.

На территории ТЛТ находится пункт бытового обслуживания, в состав которого входят: прачечная, душевые кабины, пункт питания (кафе) и другие объекты, обеспечивающие благоприятные условия труда, быта и отдыха для перевозчиков (водителей).

Подводя итог, можно выделить преимущества работы таможенно-логистических терминалов [3].

  1. ТЛТ либо непосредственно примыкают или находятся вблизи к пунктам пропуска.
  2. Перемещение транспортных средств с многостороннего пункта пропуска (МАПП) на территорию ТЛТ может осуществляться без открытия процедуры таможенного транзита. Это регламентировано приказом ФТС России от 17 ноября 2011 г. № 2351 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров автомобильным транспортом из мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза на склады временного хранения, находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».

Перемещение товаров от пункта пропуска до таможенно-логистического терминала осуществляется под таможенным наблюдением.

  1. Возможность формирования единых баз данных однократного введения сведений.
  2. Снижение нагрузки на должностных лиц таможенного органа в пункте пропуска и увеличение пропускной способности МАПП без его модернизации.
  3. Полный цикл таможенного оформления в одном месте и в кратчайшие сроки.
  4. На ТЛТ, как правило, находятся и другие государственные службы, например, представители Россельхознадзора. Таким образом, ускоряется выдача соответствующих документов на товары, необходимых при таможенном декларировании товаров.
  5. ТЛТ оснащены самым современным оборудованием и используют современные технические средства таможенного контроля.
  6. Наличие гостиницы, зон отдыха, коммерческих складов и т. д.

Литература:

  1. Басарева К. В. Таможенные процедуры в таможенном союзе ЕврАзЭС (учебное пособие) / К. В. Басарева, В. В. Чемодуров, М. Е. Тихомиров, И. В. Минакова, В. В. Коварда // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 3–2. — С. 236–237.
  2. Минакова И. В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств (учебное пособие) / И. В. Минакова, М. Е. Тихомиров, В. В. Коварда // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 5. — С. 124–125.
  3. Коварда В. В. Совершенствование таможенного администрирования как ключевой фактор дальнейшей интеграции России в мировую экономику // Успехи современной науки. — 2016. — Т. 2. № 2. — С. 6–9.
Основные термины (генерируются автоматически): временное хранение, пункт пропуска, склад, таможенно-логистический терминал, государственная граница, Российская Федерация, средство, таможенное оформление, таможенный контроль, таможенный орган.

Ключевые слова

ФТС, таможенно-логистический терминал, склад временного хранения, Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации., приближенных к государственной границе Российской Федерации

Похожие статьи

Основные аспекты введения электронного таможенного декларирования товаров в России

В статье рассмотрены основные этапы развития электронного декларирования в России. Особое внимание уделено технологии ЭД-1, в т. ч. ее подсистемам. Отмечен ряд особенностей технологии информационного взаимодействия.

Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими аспектами таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Раскрывается сущность первичной составляющей таможенно-тарифного регулирования, а именно — таможенной с...

Информационные технологии в таможенной сфере

В статье рассмотрены ключевые моменты внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий, так как специфика деятельности участников внешнеэкономической деятельности требует скорости принятия важных решений для обеспечения качествен...

Обоснование учета потребительной стоимости судна при определении уровня ставок таможенных пошлин

В статье исследуются вопросы, связанные с формированием стоимости судна, влиянием на данный процесс мер таможенно-тарифного регулирования, применяемых государством для содействия развитию судостроения в России. Предложено с целью поддержки судостроит...

Проблема рациональных поставок промышленного оборудования (на примере фармацевтического)

Процесс поставки товаров, в том числе оборудования, в Россию образует целый комплекс взаимосвязанных операций, что повышает риск возникновения ошибок при организации и исполнении договоров поставки Статья посвящена вопросам ввоза импортного оборудова...

Особенности объекта и объективной стороны нарушений таможенных правил с использованием автомобильного транспорта

На современном этапе таможенное законодательство приобрело все большую значимость, обусловленную развитием глобализации и усилением экономического взаимодействия между странами. В связи с этим, проблема нарушений таможенных правил становится все боле...

Сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности на основе развития таможенного декларирования в электронной форме

В статье представлены результаты исследования развития таможенного декларирования в электронной форме как одного из факторов сокращения издержек участников внешнеторговой деятельности. Даны авторские трактовки понятий «таможенное декларирование» и «т...

Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы

В статье рассматривается состояние правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в отношении возбуждения уголовных дел, связанных с таможенной деятельностью. Представляется четкий перечень таможенных преступлений, разделенны...

Характеристика и практика применения таможенной процедуры «экспорт»

В статье приводится правовая характеристика таможенной процедуры экспорт, акцентируются проблемы, связанные с осуществлением таможенной процедуры экспорт, анализируется структура торгового баланса Курской области, описывает подготовка товара к экспор...

Вопросы исследования юридической терминологии в транспортной отрасли

В статье рассмотрены основные вопросы, которые решались в процессе разработки научной работы «Исследования современного состояния юридической терминологии в транспортной отрасли» и при создании Транспортного юридического словаря. В статье обозначена ...

Похожие статьи

Основные аспекты введения электронного таможенного декларирования товаров в России

В статье рассмотрены основные этапы развития электронного декларирования в России. Особое внимание уделено технологии ЭД-1, в т. ч. ее подсистемам. Отмечен ряд особенностей технологии информационного взаимодействия.

Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими аспектами таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Раскрывается сущность первичной составляющей таможенно-тарифного регулирования, а именно — таможенной с...

Информационные технологии в таможенной сфере

В статье рассмотрены ключевые моменты внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий, так как специфика деятельности участников внешнеэкономической деятельности требует скорости принятия важных решений для обеспечения качествен...

Обоснование учета потребительной стоимости судна при определении уровня ставок таможенных пошлин

В статье исследуются вопросы, связанные с формированием стоимости судна, влиянием на данный процесс мер таможенно-тарифного регулирования, применяемых государством для содействия развитию судостроения в России. Предложено с целью поддержки судостроит...

Проблема рациональных поставок промышленного оборудования (на примере фармацевтического)

Процесс поставки товаров, в том числе оборудования, в Россию образует целый комплекс взаимосвязанных операций, что повышает риск возникновения ошибок при организации и исполнении договоров поставки Статья посвящена вопросам ввоза импортного оборудова...

Особенности объекта и объективной стороны нарушений таможенных правил с использованием автомобильного транспорта

На современном этапе таможенное законодательство приобрело все большую значимость, обусловленную развитием глобализации и усилением экономического взаимодействия между странами. В связи с этим, проблема нарушений таможенных правил становится все боле...

Сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности на основе развития таможенного декларирования в электронной форме

В статье представлены результаты исследования развития таможенного декларирования в электронной форме как одного из факторов сокращения издержек участников внешнеторговой деятельности. Даны авторские трактовки понятий «таможенное декларирование» и «т...

Таможенные преступления в Российской Федерации: современное состояние и актуальные проблемы

В статье рассматривается состояние правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в отношении возбуждения уголовных дел, связанных с таможенной деятельностью. Представляется четкий перечень таможенных преступлений, разделенны...

Характеристика и практика применения таможенной процедуры «экспорт»

В статье приводится правовая характеристика таможенной процедуры экспорт, акцентируются проблемы, связанные с осуществлением таможенной процедуры экспорт, анализируется структура торгового баланса Курской области, описывает подготовка товара к экспор...

Вопросы исследования юридической терминологии в транспортной отрасли

В статье рассмотрены основные вопросы, которые решались в процессе разработки научной работы «Исследования современного состояния юридической терминологии в транспортной отрасли» и при создании Транспортного юридического словаря. В статье обозначена ...

Задать вопрос