Автор: Бекмухамедова Барно Уктамовна

Рубрика: Учет, анализ и аудит

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Библиографическое описание:

Бекмухамедова Б. У. Теоретические основы организации планирования аудита // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 40-42.



На начальном этапе перехода к рыночной экономике широко бытовало мнение, что в условиях рынка такое понятие как финансовый контроль будет применяться в узких рамках только государственного сектора. Приватизированные, частные и совместные предприятия, товарищества и акционерные общества, не будут подчиняться вышестоящим организациям, которые, в соответствии с утвердившейся политикой управления, проводят плановые ведомственные ревизии. Работники негосударственных структур будут собственниками, а собственники, как предполагалось, сами будут организовывать эффективный внутренний контроль без привлечения внешних контрольных органов. Тем самым, негосударственные предприятия не будут нуждаться ни в каком виде финансового контроля. [4]

Прошедшие двенадцать лет независимости Республики Узбекистан и продвижения к рыночной экономике показали несостоятельность такого мнения.

Республика Узбекистан выбрала собственную модель перехода к рыночной экономике, социально-экономического развития, пути решения поставленных задач, стоящих перед интеграцией экономики в мировую цивилизацию, целью которых является подъем жизненного уровня населения.

Как оказалось, в Узбекистане, так же как и в других странах, создать класс собственников возможно в первую очередь путём приватизации государственной собственности, логическим продолжением и развитием которой является организация рынка ценных бумаг. [3]

Президент Ислам Каримов, выступая в 2013 году на заседании межведомственного Совета по экономической реформе, предпринимательству и иностранным инвестициям отметил, что «в социальном плане, приобщаясь к ценным бумагам, приобретая акции, человек становится собственником, заинтересованным в умножении своего состояния. Рынок ценных бумаг придаёт осознанность всему процессу осуществляемых преобразований, формирующимся рыночным отношениям», но «рынок ценных бумаг не может развиваться в информационном вакууме, чтобы поверить в него, принять это новое для них дело, люди должны знать о нём всё, владеть полноценной информацией».

До этого памятного выступления и после него в нашей республике проделано и делается очень многое для обеспечения населения всей необходимой для принятия экономических решений информацией. [4]

Давно известно: полная и правдивая информация даёт власть, её отсутствие ведет к бесконтрольности и анархии. Степень насыщенности деловой информацией — показатель состояния и один из важнейших факторов функционирования финансового рынка любого государства.

Важнейшая роль в составе деловой информации принадлежит экономической, в которой приоритетное значение отводится данным финансовой отчётности и показателям финансового состояния предприятия.

Насыщение рынка финансовой информацией возможно лишь в том случае, если она достоверна. Только достоверная информация полезна государству в деле разработки своей социально-экономической политики. А широким слоям населения — в деле принятия решений, связанных с инвестициями, приобретением акций и облигаций приватизируемых предприятий. Исходя из опыта стран с развитой рыночной экономикой, достоверность подготовленной к публикации для широкого круга пользователей финансовой информации достигается путём её проверки и выдачи независимым аудитором аудиторского заключения. [3]

В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность аудиторских организаций по проведению аудиторских проверок и оказанию профессиональных услуг, предусмотренных этим Законом.

Аудит — это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для внешних и внутренних пользователей финансовых отчетов.

Аудиторская деятельность (аудит). Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность аудиторских организаций по проведению аудиторских проверок и оказанию профессиональных аудиторских услуг.

Это означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли (в соответствии с ГК), как и любые другие предпринимательские структуры.

Аудит (аудиторская проверка) — проверка аудиторскими организациями финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации хозяйствующего субъекта с целью установления достоверности и соответствия финансовой отчетности и иной финансовой информации законодательству.

Аудиторская проверка осуществляется в обязательной и инициативной формах.

Независимость аудиторов и аудиторских организаций при проведении проверки — это ключевой принцип проведения аудита. [1]

Объектом аудита могут выступать хозяйствующие субъекты всех форм собственности и индивидуальные предприниматели.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Узбекистана уполномоченными органами государственной власти.

Аудитор — физическое лицо, имеющее квалификационный сертификат аудитора.

Аудитор может работать по трудовому договору или по гражданско-правовому договору только с одной аудиторской организацией.

Аудитор в соответствии с законодательством несет перед аудиторской организацией ответственность за ущерб, причиненный в результате проведения некачественной аудиторской проверки, разглашения коммерческой тайны и иных действий, повлекших убытки для аудиторской организации. [1]

Аудиторская организация — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Аудиторские организации в своей деятельности являются независимыми.

Аудиторские организации не могут создаваться министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими органами государственного и хозяйственного управления.

Должностные лица органов государственной власти и управления, а также другие лица, которым запрещается заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством, не могут быть учредителями аудиторских организаций.

Аудиторские организации могут создаваться и осуществлять свою деятельность в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством, за исключением открытого акционерного общества, при соблюдении следующих обязательных условий: не менее пятидесяти одного процента уставного капитала аудиторской организации должно принадлежать одному или нескольким штатным аудиторам данной аудиторской организации (за исключением случаев создания аудиторской организации — филиала или дочернего предприятия иностранной аудиторской организации).

Аудитор (аудиторы) может быть учредителем (участником, акционером) только одной аудиторской организации; штатная численность аудиторской организации должна соответствовать установленным законодательством требованиям к минимальному числу штатных аудиторов с соответствующей квалификацией; руководителем аудиторской организации должен быть только аудитор;наличие уставного капитала аудиторской организации, предусмотренного законодательством.

Аудиторские организации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Министерство юстиции ведет государственный реестр аудиторских организаций. Порядок государственной регистрации аудиторских организаций и ведения государственного реестра аудиторских организаций устанавливается законодательством.

Аудиторские организации осуществляют аудиторскую деятельность на основании заключенного договора об оказании аудиторских услуг при наличии полиса страхования своей гражданской ответственности.

В условиях рыночной экономики аудит выполняет две основные функции:

Рис. 1. Функции аудита

Функция поставщика достоверной (проверенной) финансовой информации пользователям финансовой отчетности.

Функция гаранта финансовой деятельности клиента, когда в случае финансовых потерь вследствие использования недостоверной информации, заверенной аудитором, аудитор возмещает все финансовые потери и нанесенный материальный ущерб клиенту.

Аудитор — физическое лицо, имеющее квалификационный сертификат аудитора.

Аудитор может привлекаться к проведению аудиторской проверки, если он состоит в штате аудиторской организации или в случае заключения с ним аудиторской организацией договора гражданско-правового характера.

Аудитор в соответствии с законодательством несет перед аудиторской организацией ответственность за ущерб, причиненный в результате проведения некачественной аудиторской проверки, разглашения коммерческой тайны и иных действий, повлекших убытки для аудиторской организации.

Помощник аудитора — физическое лицо, не имеющее квалификационный сертификат аудитора и участвующее в аудиторской проверке по поручению аудитора без права подписи в аудиторском отчете, аудиторском заключении, экспертном заключении аудитора и ином официальном документе, связанном с проведением аудиторской проверки.

Условия труда помощника аудитора определяются трудовым договором, заключенным в порядке, установленном законодательством.

На помощника аудитора распространяется обязанность не разглашать сведения, полученные им при осуществлении аудиторской проверки.

Время работы в качестве помощника аудитора включается в стаж работы, необходимый для получения квалификационного сертификата аудитора.

Вся документация аудитора, подготавливаемая перед началом и в ходе проверки, включает следующее: информацию об организационной структуре предприятия; бухгалтерскую и финансовую отчетность, с целью анализа важнейших показателей, характерные тенденции развития финансовых и других процессов; данные об акционерах; данные о директорах; основные виды деятельности и размещение дочерних предприятий и филиалов; банковскую информацию; торговые отношения; договоры об аренде; договоры о ссудах.

К методам аудиторских проверок относятся: фактические проверки; подтверждение; документальные проверки; наблюдения; опрос; проверка механической точности; аналитические тесты; обследования; сканирование; специальные проверки; встречные проверки. [3]

В ходе проверок субъектов предпринимательской деятельности, аудиторские фирмы чаще всего соприкасаются с государственной налоговой службой. Это мощная правительственная структура с численностью сотрудников более 100 тыс. человек. Аудиторы не должны становиться внештатными работниками налоговых инспекций. Кроме того, этический кодекс не позволяет им напрямую сообщать в налоговые службы об имеющих место нарушениях, однако в заключении о проверке должны быть указаны все нарушения, недочеты и даны соответствующие рекомендации об их исправлении.

Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности». 2000 г.
  2. Национальные стандарты бухгалтерского учета Республики Узбекистан. № 1–23.
  3. Аудит / Под ред. М. М. Тулаходжаевой, Т. И. Джураевой, Ф. Г. Гулямовой. — Ташкент: ТГЭУ, 2010.
  4. Дустмуродов Р. Д. Основы аудита. Учебник. — Т.: «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): аудиторской организации, аудиторской проверки, аудиторских организаций, аудиторской организацией, некачественной аудиторской проверки, проведения некачественной аудиторской, аудиторской организацией ответственность, квалификационный сертификат аудитора, капитала аудиторской организации, Аудиторские организации, уставного капитала аудиторской, аудиторской деятельностью, аудиторских проверок, аудиторской организации должен, проведению аудиторской проверки, иностранной аудиторской организации, численность аудиторской организации, осуществлении аудиторской проверки, создания аудиторской организации, проведению аудиторских проверок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос