Автор: Наумов Дмитрий Викторович

Рубрика: Отраслевая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 04.03.2016

Библиографическое описание:

Наумов Д. В. Каналы распределения и их роль в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 17-20.



На основе анализа открытых источников информации сделаны выводы о роли каналов распределения в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации. В данной статье рассматривается структура фармацевтического рынка России, особенности и основные тенденции формирования и трансформации каналов товародвижения и их элементов, как основы развития рынка.

Ключевые слова:фармацевтический рынок, каналы распределения, уровень канала распределения, дистрибьюторы, аптечные учреждения, структура рынка.

Актуальность изучения основных тенденций развития фармацевтического рынка Российской Федерации связана, прежде всего, с возрастающей социальной значимостью [9], [13], которая проявляется в имманентной потребности населения в выздоровлении, фармацевтический рынок имеет огромное значение для повышения уровня благосостояния современного общества. Социальная значимость фармацевтического рынка описывается многими исследователями [2], [3], [4]. Ключевой вклад фармацевтической отрасли в прогресс медицины связан с превращением фундаментальных исследований в инновационные лекарственные средства. Помимо социальной значимости фармацевтический рынок является высокодоходным и быстрорастущим рынком в мировой экономике со среднегодовым ростом 6–10 %.

Структура любого рынка является результатом взаимодействия основных участников рынка [7], [8]. Структура фармацевтического рынка Российской Федерации подвержена активным трансформациям [10], [11], в результате чего усиливается контроль государства за его деятельностью, с него уходят случайные и неконкурентоспособные игроки. Конкурентоспособность предприятия является основой эффективности формирования структуры любого товарного рынка [21], [22]. Необходимо отметить, что качественные изменения происходят, в основном, в дистрибьюции и розничном сегменте фармацевтического рынка Российской Федерации. Изменения в производственном секторе носят скорее экстенсивный характер: модернизируется существующее производство, создаются новые производственные площадки, как отечественного бизнеса, так и с зарубежным участием. На сегодняшний день структуру отечественного фармацевтического рынка можно представить в виде схемы (рис. 1). Основными элементами этой схемы являются производители, дистрибьюторы, розничные сети и институт медицинских представителей.

Интернационализация мировой экономики связана с появлением новых тенденций в развитии рынков [15], [16]. Поскольку фармацевтический рынок Российской Федерации стал частью мирового фармацевтического рынка, то сегмент производителей представлен двумя составляющими: отечественными и зарубежными.

Рис. 1. Структура фармацевтического рынка Российской Федерации

В ассортименте отечественных производителей отсутствуют инновационные препараты, приносящие максимальную прибыль, и доминируют низкорентабельные дженерики, поэтому прибыль и экономические возможности развития отечественных предприятий просто несопоставимы с возможностями зарубежных производителей [1]. Например, расходы крупнейших пяти российских компаний на НИОКР составляют в совокупности 15–20 млн. долл. США в год. Аналогичные затраты у «Novartis» — 7 млрд. долл. США. При этом стоимость разработки одного оригинального лекарственного средства (включая маркетинг и дистрибуцию) может достигать 2 млрд. долл. США. Сегмент дистрибьюторов за прошедшие 20 лет претерпел существенные изменения [12], [14], и, прежде всего, в направлении сокращения числа участников рынка, их укрупнения и общей оптимизации структуры.

Развитие конкурентных отношений в пространстве регионов России [5], [6], привело к изменению рыночной структуры на рынке. Например, уход с фармацевтического рынка организаций оптовой торговли был, в основном, связан с обострением конкурентной борьбы за рынки сбыта и усилением рыночной власти крупных национальных дистрибьюторов. Основу дистрибьюции фармацевтического рынка Российской Федерации составляют предприятия с широким представительством собственных филиалов в регионах России. В настоящее время наиболее крупные аптечные сети принадлежат оптовым компаниям: ЗАО «СИА Интернейшнл Лтд» (25 % акций аптечной сети «36,6»), ЗАО Фирма «ЦВ «Протек» (аптечные сети «Ригла» и «Живика»), «Альянс Хелскеа Рус» (аптечная сеть «Аптека-Холдинг»), «Морон» (аптечная сеть «Старый Лекаръ») и ряд других. Причем число торговых точек у них достигает несколько сотен тысяч аптек. Собственное производство имеют и многие дистрбьюторы — ЗАО Фирма «ЦВ «Протек» (ЗАО «ФармФирма «Сотекс», ООО «Протек-СВМ», ООО «Протеиновый контур»), ЗАО «СИА Интернейшнл Лтд» (ОАО «Биохимик», ОАО «Синтез», ЗАО «Биоком»), ООО «Биотэк» (ЗАО МФПДК «Биотэк», ООО «Биодез», ОАО «Марбиофарм», ОАО «Биосинтез») и др.

Необходимо отметить, что некоторые производители активно осваивают смежные сегменты фармацевтического рынка. Например, компания «Татхимфармпрепараты» приобрела в собственность несколько аптечных учреждений в Казани и является соучредителем оптовой структуры «Татпетрофарм». Такое взаимопроникновение позволяет фармацевтическим предприятиям формировать вертикально-интегрированные структуры с очевидными экономическими и организационными преимуществами подобного построения бизнеса. Розничные продажи лекарственных средств можно разделить на две части: коммерческий и государственный сегменты. К первому сегменту относятся продажи медикаментов через аптечную сеть, за исключением лекарственных средств по дополнительному лекарственному обеспечению (ДЛО). Ко второму — реализация по программе ДЛО и через систему лечебно-профилактических учреждений. Соотношение объёмов продаж этих двух сегментов приблизительно 2:1, с тенденцией увеличения этой пропорции.

Очевидно, что возрождение отечественной фармацевтической промышленности должно учитывать особенности взаимодействия ее основных элементов. Функционирование фармацевтического рынка организовано таким образом, что в успехе конкретного лекарственного препарата заинтересован, прежде всего, производитель. Медицинский представитель по определению работает только от имени конкретной компании. Дистрибьютор и розничная сеть не затрачивают усилия на продвижение конкретного продукта, а просто оптимизируют свой ассортимент по критерию экономической целесообразности. Тем не менее, уже на этапе поиска (разработки формулы) препарата эти два звена необходимы как источники первичной информации о потребностях и приоритетах потребительского рынка. А, эффективное продвижение лекарственных средств без взаимодействия с дистрибьюторами, аптечными структурами и медицинскими представителями собственной продукции просто невозможно. Развитию российской фармакологии препятствует ряд серьезных проблем. Если их не решить, Россия может окончательно утратить национальную фармацевтическую промышленность. Прежде всего, речь идет о неэффективности государственной политики по отношению к отрасли. Сохранявшийся в течение долгого времени низкий приоритет отрасли привел к отсутствию системной государственной поддержки отечественной фарминдустрии, в отличие от положения в конкурирующих странах, особенно развивающихся. Отсутствует налоговое стимулирование развития отрасли (в том числе экспорта и расходов на НИОКР). Видимо, в связи с катастрофическим положением в отрасли фармацевтика была включена в число приоритетных проектов — наряду с ядерной энергетикой, энергосбережением, аэрокосмической отраслью. В октябре 2010 года была утверждена Концепция развития фармацевтической отрасли до 2020 года.

Таким образом, в результате проведенного анализа существующих каналов распределения и выявления их роли в формировании структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, автором статьи было выявлено, что на сегодняшний день сложились различные схемы распределения фармацевтической продукции от производителя к потребителю. Было установлено, что на фармацевтическом рынке Российской Федерации основным является канал продвижения продукции 2-го уровня: производитель-дистрибьютор — аптечное учреждение — покупатель. Помимо этого необходимо отметить наличие тенденций на рынке, которые свидетельствуют об увеличении численности вертикально интегрированных компаний на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Литература:

  1. Аналитический обзор «Фармацевтический рынок России. Итоги 2012 года». — URL: http://www. dsm.ru/markets/1143 06.06.2012/.
  2. Бельских, И. Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56–66.
  3. Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 74–80.
  4. Бельских, И. Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37–45.
  5. Бердников, В. А. Тренды развития конкурентных отношений в пространстве регионов России / В. А. Бердников // Региональное развитие. — 2015. — № 4 (8). — С.4.
  6. Бердников, В. А. Институты социальной справедливости в рыночной экономике России: состояние и направления развития / В. А. Бердников, М. А. Бахтина // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2014. — № 11 (121). — С.6–10.
  7. Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011. — 76 с.
  8. Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. В. Евстратов, С. А. Абрамов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010. — 85 с.
  9. Евстратов, А. В. Региональная специфика формирования фармацевтических кластеров в современной России / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2011. Т. 11. № 4 (77). — С. 210–215.
  10. Евстратов, А. В. Основные субъекты фармацевтического рынка Российской Федерации и их роль в повышении эффективности его функционирования / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева. // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 9 (131). — С. 94–100.
  11. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  12. Евстратов, А. В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001–2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31–43.
  13. Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  14. Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.
  15. Косякова, И. В. Интернационализация мировой экономики и реализация концепции устойчивого развития / И. В. Косякова // Проблемы экономики. — 2007. — № 1. — С. 146–152.
  16. Косякова, И. В. Исследование современных принципов и тенденций развития менеджмента / И. В. Косякова, Г. И. Яковлев // Вестник Самарского государственного университета. — 2014. — № 6 (117). — С. 48–55.
  17. Кунев, С. В. Формирование инвестиционной привлекательности фармацевтического производителя на основе инструментов маркетинга: системный подход / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17205.
  18. Кунев, С. В. Продвижение фармацевтической продукции: проблемы современных моделей и инструментов / С. В. Кунев, Л. В. Кунева, Е. Н. Мальченков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16283.
  19. Кунев, С. В. Проблемы и пути развития российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15317.
  20. Пушкарев О. Н., Грачева А. В. Некоторые особенности комплекса продвижения фармацевтической продукции на рынке России. // Вестник экономики, права и социологии. — 2011. — № 4. — С. 97–101.
  21. Чебыкина, М. В. Конкурентная стратегия: этапы разработки, принципы формирования / М. В. Чебыкина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки.. — 2013. — № 9–10. — С. 78–79.
  22. Чебыкина, М. В. Анализ современной модели конкуренции / М. В. Чебыкина // Известия высших учебных заведений. Серия: экономика, финансы и управление производством. — 2013. — № 2 (16). — С. 90–94.
  23. Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.
Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтического рынка, фармацевтического рынка Российской, Российской Федерации, рынка Российской Федерации, структуры фармацевтического рынка, формировании структуры фармацевтического, Известия Волгоградского государственного, развития фармацевтического рынка, фармацевтическом рынке, Волгоградского государственного технического, государственного технического университета, науки Российской Федерации, фармацевтического рынка России, рынке Российской Федерации, Вестник Самарского государственного, фармацевтическом рынке Российской, значимость фармацевтического рынка, Структура фармацевтического рынка, отечественного фармацевтического рынка, фармацевтического рынка организаций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос