Функции и содержание производственной инфраструктуры в регионах Узбекистана | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Региональная экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (25) июнь 2020 г.

Дата публикации: 30.05.2020

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Сайфулина, А. Ф. Функции и содержание производственной инфраструктуры в регионах Узбекистана / А. Ф. Сайфулина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 3 (25). — С. 41-46. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/169/5321/ (дата обращения: 29.03.2024).



Настоящая статья нацелена на исследование приоритетных направлений развития инфраструктурного комплекса регионов Узбекистана. Потенциал развития производственной инфраструктуры любой территории, своеобразен по наличию природных ископаемых, плодородию земель, климату и другим показателям. И именно этот факт делает актуальным и целесообразным исследование потенциала развития производственной инфраструктуры в региональном (территориальном) аспекте.

Ключевые слова: инфраструктура, производственная инфраструктура, региональная инфраструктура, инфраструктурная недостаточность

This article is aimed at studying the priority areas for the development of the infrastructure complex of the regions of Uzbekistan. The potential for the development of the production infrastructure of any territory is peculiar in the presence of natural resources, land fertility, climate and other indicators. And it is precisely this fact that makes the study of the potential for the development of industrial infrastructure in the regional (territorial) aspect relevant and appropriate.

Keywords: infrastructure, production infrastructure, regional infrastructure, infrastructure deficiency

Инфраструктура занимает важное место в экономике любой страны, тогда как производственная инфраструктура является основным двигателем функционирования экономического механизма. Сам процесс производства, а именно его эффективность, во многом зависит от его, казалось бы не значительных, вспомогательных элементов, одним из которых является производственная инфраструктура.

Объекты инфраструктуры не только локально привязаны друг к другу но и в большинстве своем непосредственно функционируют для удовлетворения потребностей конкретной территории, бизнеса и населения. Поэтому особенную значимость приобретает проблема организации эффективной инфраструктуры на уровне региона [1].

Производственная инфраструктура региона является ключевым звеном развития экономики любого региона и выполняет значимую функцию в организации и укреплении устойчивых связей между хозяйствующими субъектами, отмечает уровень интеграции и модернизации факторов производства.

Одним из первых разделять инфраструктуру на социальную и производственную стал Нильс Хансен. Производственная инфраструктура, в первую очередь, направлена поддержку производственной деятельности, перемещение экономических благ. Производственная инфраструктура, по мнению Хансена, включает в себя: дороги, мосты, системы водоснабжения и орошения, водные пути, аэропорты, городской общественный транспорт и др. Социальная инфраструктура направлена на развитие человеческого капитала и включает в себя такие социальные услуги как: образование, медицинское обслуживание, пожарная охрана и охрана правопорядка, службы по уходу за престарелыми и пр. [3]

В данной статье речь пойдёт о производственной инфраструктуре. Необходимо отметить, что именно на региональном уровне имеется необходимость изучения и проведения анализа инфраструктуры, а именно производственной инфраструктуры, поскольку инфраструктура региона обслуживает потребителей конкретной «лимитированной», т. е. ограниченной территории.

Согласно Постановлению Президента Республики УзбекистанМирзиёева Ш. М.№ ПП-456510.01.2020 «О Мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан В 2020–2022 Годах» поставлена цель пореализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, а также развития социальной, инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры в регионах. В данную программу включены:

− основные параметры Программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2020–2022 годах;

− основные параметры ввода объектов социальной, жилищной, инженерной и транспортной инфраструктуры в 2020–2022 годах;

− адресные программы проектов, финансируемых за счет средств Государственного бюджета.

Согласно опросу Центрального банка (ЦБ) Республики Узбекистан, основной проблемой, препятствующей развитию производства в регионах нашей страны, является зашкаливающий уровень цен на сырье, что приводит к росту себестоимости и цен продукции, а проблемы обеспечения сырьем приводит к простою мощностей.

По результатам опроса можно сделать вывод о сохранении уровня загрузки производственных мощностей в предприятиях реального сектора экономики в IV квартале 2019 года.

В частности, доля предприятий с уровнем загрузки производственных мощностей выше 70 % как и в III квартале составила 64 %. Вместе с тем, доля предприятий и организаций с очень низким уровнем загрузки производственных мощностей (менее 40 %), увеличилась с 5 % в III квартале до 7 % в IV квартале 2019 года.

При этом, в разрезе отраслей экономики, доля предприятий с уровнем загрузки производственных мощностей выше 70 %, в пищевой промышленности увеличилась с 61 % в III квартале до 66 % в IV квартале, в нефтегазовой промышленности с 60 % до 88 %, в автомобильной промышленности с 80 % до 84 % и в транспортной отрасли с 65 % до 70 %.

Таблица 1

Распределение факторов сдерживающих полную загрузку производственных мощностей (в Республике Узбекистан).

2018 III

квартал

2018 IV

квартал

2019 I

квартал

2019 II

квартал

2019 III

квартал

2019 IV

квартал

Низкий спрос на производимую продукцию

30 %

19 %

21 %

18 %

18 %

23 %

Проблемы связанные с обеспечением электроэнергии и природного газа

19 %

20 %

15 %

17 %

19 %

22 %

Проблемы связанные с обеспечением сырьем

43 %

25 %

21 %

26 %

28 %

24 %

Недостаток оборотного капитала

31 %

15 %

19 %

20 %

20 %

20 %

Прблемы связанные с инфраструктурой

10 %

5 %

6 %

7 %

8 %

7 %

В приведенной таблице 1 мы видим, что проблемы, связанные с производственной инфраструктурой, из года в год уменьшаются, но всё-таки не искоренены.

В частности, выросла доля (с 29 % в III квартале до 32 % в IV квартале) предприятий сообщивших о проблемах в обеспечении их природным газом, тогда как доля предприятий и организаций, сообщивших о проблемах, связанных с электроснабжением, осталась на уровне III квартала. При этом, доля предприятий, указавших на проблемы с энергообеспечением, оказалась выше в частном секторе, чем в предприятиях с государственной долей. В частности, в частом секторе она составила 41 % (в государственном секторе 16 %), с проблемами в обеспечении природным газом 33 % (в государственных предприятиях 19 %) [4].

Из приведенных данных, видно, что ситуация обеспечения предприятий, связанных с электроснабжением, и проблема, связанная с этим, решается, но проблема с уровнем загрузки производственных мощностей и обеспечением предприятий природным газом в стране требует решения.

После анализа особенностей региональной инфраструктуры нашей страны мы приходим к выводу, что необходимо создать основные принципы построения эффективной системы производственной инфраструктуры региона и тем самым решить проблему региональной инфраструктуры. Такими принципами должны выступать:

После анализа особенностей инфраструктуры, представляется возможным и необходимым формирование основных принципов построения эффективной системы производственной инфраструктуры региона. Такими принципами должны выступать:

Во-первых, доступность инфраструктуры, которая проявляется в ее способности обеспечивать своими услугами потребности хозяйствующих субъектов данной территории. В данном принципе мы имеем в виду два аспекта: географическую близость и стоимостную доступность в пользовании;

Во-вторых, надежность инфраструктуры, это наличие минимально возможных рисков непредвиденных сбоев, аварийных ситуаций, задержек в ее работе, и, следовательно, в обеспечении нормального и своевременного процесса воспроизводства и товарообмена. Надежность инфраструктуры обеспечивается двумя факторами: характеристики качества и скорость обслуживания;

В-третьих, сопряженность. Принцип сопряженности реализуется, с одной стороны, в обеспечении соответствия развития элементов инфраструктуры обслуживаемых ею отраслей, а с другой стороны, в обеспечении сбалансированности между основными элементами самой инфраструктуры. Таким образом, темпы развития инфраструктуры не должны отставать от темпов развития производственного комплекса и экономики в целом, в противном случае, регион испытывает «инфраструктурную недостаточность», которая становится препятствием для дальнейшего развития.

Подводя итог, автор считает, что, устраняя имеющиеся проблемы, мы создадим условия для снижения издержек и повышения конкурентоспособности продукции, что в свою очередь будет способствовать развитию экономики как нашего региона, так и экономики нашей страны.

Литература:

  1. Постановление Президента Республики УзбекистанМирзиёева Ш. М.№ Пп-4565 10.01.2020 «О Мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан В 2020–2022 Годах»
  2. Бережной, В. И. Проблемы формирования и управления развитием региональной транспортной инфраструктуры: монография / В. И. Бережной, В. А. Фурсов, С. Ю. Максимова. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010–191 с
  3. Цит. по Randall W. Eberts. Public infrastructure and regional economic development. Economic Review. Federal Reserve Bank of Cleveland. — 1990. Vol. 26. №. 1.
  4. Новости Review.uz: https://review.uz/ru/post/nazvan-osnovne-problem-proizvodstva-v-uzbekistane
Основные термины (генерируются автоматически): III, производственная инфраструктура, доля предприятий, квартал, природный газ, проблема, Узбекистан, уровень загрузки, производственная инфраструктура региона, региональная инфраструктура.

Ключевые слова

инфраструктура, производственная инфраструктура, региональная инфраструктура, инфраструктурная недостаточность

Похожие статьи

Прогнозирование развития регионов Узбекистана

Прогнозирование в региональной экономике – это предположение о развитии регионов в

- Формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и

Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы: Учебное пособие / В...

Функциональное влияние инфраструктуры на развитие региона

Деятельность инфраструктуры и ее влияние на региональное развитие называют

Инфраструктура - фактор размещения новых объектов и/или трансформации старых

Меняются функции инфраструктуры, ее предприятия, учреждения и сети, меняются люди и...

Приоритетные направления реализации промышленной политики...

Важнейшими проблемами крупных предприятий остаются вопросы поставки сырья и материалов, сбыта продукции, внедрения инноваций, подготовки кадров, решение которых во многом определяет уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Развитие транспортной инфраструктуры в Узбекистане как...

В статье рассматривается как развитие транспортной инфраструктуры влияет на повышение

В Узбекистане автомобильный транспорт является самой большой составляющей всей

– Данные о качестве торговли и транспортной инфраструктуры находятся на уровне 2.447 NA в...

Индустрия туризма в Узбекистане: проблемы и тенденции...

Несмотря на огромный потенциал, туристская инфраструктура Узбекистана не отвечает современным требованиям. Вклад туризма в ВВП страны, сфера услуг туристской индустрии, обеспечение занятости не соответствуют среднемировым показателям.

Проблемы региональной дифференциации в Республике...

Каримова, М. Т. Проблемы региональной дифференциации в Республике Таджикистан / М. Т. Каримова.

В следствие этого усугубилась региональная асимметрия и значительная часть населения проблемных регионов страны проживает в экономически неперспективных...

Перспективы развития инфраструктуры туризма в Узбекистане

Туристическая инфраструктура Узбекистана была основано еще в Советском Союзе. Но проблема была в том, что распределение дохода с этой сферы всегда решался в

В общем, развитие инфраструктуры туризма в Республике Узбекистан можно разделить на пять этапов.

Производственная инфраструктура организации как двигатель...

В первые годы 2010-х гг. доля научных статей, в которых представлены методологические разработки по формирование кластеров в общей сумме научных работ по экономической теории в России значительно приросла.

К вопросам развития строительной индустрии в сельской...

В статье рассмотрены проблемы функционирование строительной отрасли экономики

В Узбекистане имеется богатая сырьевая база для ускоренного развития промышленности

В настоящее время свыше 27,0 % производственных мощностей предприятий

В остальных областях и Республике Каракалпакстан доля этой отрасли крайне низкая, в результате чего в...

Похожие статьи

Прогнозирование развития регионов Узбекистана

Прогнозирование в региональной экономике – это предположение о развитии регионов в

- Формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и

Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы: Учебное пособие / В...

Функциональное влияние инфраструктуры на развитие региона

Деятельность инфраструктуры и ее влияние на региональное развитие называют

Инфраструктура - фактор размещения новых объектов и/или трансформации старых

Меняются функции инфраструктуры, ее предприятия, учреждения и сети, меняются люди и...

Приоритетные направления реализации промышленной политики...

Важнейшими проблемами крупных предприятий остаются вопросы поставки сырья и материалов, сбыта продукции, внедрения инноваций, подготовки кадров, решение которых во многом определяет уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Развитие транспортной инфраструктуры в Узбекистане как...

В статье рассматривается как развитие транспортной инфраструктуры влияет на повышение

В Узбекистане автомобильный транспорт является самой большой составляющей всей

– Данные о качестве торговли и транспортной инфраструктуры находятся на уровне 2.447 NA в...

Индустрия туризма в Узбекистане: проблемы и тенденции...

Несмотря на огромный потенциал, туристская инфраструктура Узбекистана не отвечает современным требованиям. Вклад туризма в ВВП страны, сфера услуг туристской индустрии, обеспечение занятости не соответствуют среднемировым показателям.

Проблемы региональной дифференциации в Республике...

Каримова, М. Т. Проблемы региональной дифференциации в Республике Таджикистан / М. Т. Каримова.

В следствие этого усугубилась региональная асимметрия и значительная часть населения проблемных регионов страны проживает в экономически неперспективных...

Перспективы развития инфраструктуры туризма в Узбекистане

Туристическая инфраструктура Узбекистана была основано еще в Советском Союзе. Но проблема была в том, что распределение дохода с этой сферы всегда решался в

В общем, развитие инфраструктуры туризма в Республике Узбекистан можно разделить на пять этапов.

Производственная инфраструктура организации как двигатель...

В первые годы 2010-х гг. доля научных статей, в которых представлены методологические разработки по формирование кластеров в общей сумме научных работ по экономической теории в России значительно приросла.

К вопросам развития строительной индустрии в сельской...

В статье рассмотрены проблемы функционирование строительной отрасли экономики

В Узбекистане имеется богатая сырьевая база для ускоренного развития промышленности

В настоящее время свыше 27,0 % производственных мощностей предприятий

В остальных областях и Республике Каракалпакстан доля этой отрасли крайне низкая, в результате чего в...

Задать вопрос