В статье рассматриваются технологии дополнительного профессионального образования персонала в корпорации ПАО «Газпром».
Ключевые слова: персонал, технологии, дополнительное профессиональное образование, корпорация.
Актуальность работы
Сегодня Российская Федерация стала частью мировой экономической системы, которая ликвидировала существовавшие барьеры, дав возможность российским корпорациям раскрыть свой потенциал. Однако высокая конкуренция, мировой финансовый кризис, появление новых рабочих мест потребовали от менеджмента корпораций разработки мероприятий, направленных на подготовку персонала к деятельности в новых условиях.
Появившиеся организационные стратегии побуждают административный аппарат обратить внимание на специфику дополнительного профессионального образования персонала корпорации. Стабильность корпорации, производительность рабочих ресурсов, сплоченность коллектива зависят, в тои числе, и от подготовки персонала. Сотрудник должен постоянно повышать уровень своего образования, осваивая теоретическую часть профессии и приобретая практические навыки. Грамотно спланированная работа по дополнительному профессиональному образованию позволит корпорации достигать долгосрочных и краткосрочных целей, успешно проводить организационные изменения и выдерживать конкурентную борьбу.
Следовательно, значимость дополнительного профессионального образования персонала объясняется несколькими моментами: для успешной и продуктивной работы корпорации важной является последовательная и систематическая деятельность по обучению и развитию персонала, квалификация которых будет отвечать стратегиям корпорации, а личностный и профессиональный рост будет служить дополнительным мотивом; для качественного дополнительного профессионального образования персонала корпорации необходимо отбирать эффективные технологии.
Цель работы: изучить технологии дополнительного профессионального образования в развитии персонала корпорации (на примере корпорации ПАО «Газпром»).
Задачи работы:
- Рассмотреть дополнительное профессиональное образование как один из инструментов развития персонала корпорации.
- Дать характеристику технологиям дополнительного профессионального образования персонала без отрыва от производства.
- Описать технологии дополнительного профессионального образования персонала с отрывом от производства.
- Осуществить организационно-правовой анализ корпорации ПАО «Газпром».
- Проанализировать технологии дополнительного профессионального образования персонала в корпорации ПАО «Газпром».
- Разработать предложения по совершенствованию дополнительного профессионального образования персонала в корпорации ПАО «Газпром».
Актуальность статьи заключается в том, что для успешной и продуктивной работы корпорации важной является последовательная и систематическая деятельность по обучению и развитию персонала, квалификация которых будет отвечать стратегиям корпорации, а личностный и профессиональный рост будет служить дополнительным мотивом. Для качественного дополнительного профессионального образования персонала корпорации необходимо отбирать эффективные технологии.
Научная новизна результатов исследования, выполненного автором, заключается в том, что предложенные изменения для совершенствования дополнительного профессионального образования персонала разработаны для конкретной корпорации ПАО «Газпром».
Предмет — технологии дополнительного профессионального образования персонала корпорации.
Цель — предложить мероприятия по совершенствованию технологии дополнительного профессионального образования в развитии персонала корпорации.
Задачи:
- Проанализировать технологии дополнительного профессионального образования персонала в корпорации ПАО «Газпром».
- Разработать предложения по совершенствованию дополнительного профессионального образования персонала в корпорации ПАО «Газпром».
«Газпром корпоративный институт», являющийся сегодня головным образовательным учреждением Системы непрерывного фирменного профессионального образования персонала ПАО «Газпром» (СНФПО), вносит существенный вклад в развитие Компании. Многоуровневая система корпоративного обучения в Институте охватывает все группы персонала, от молодых специалистов до резерва высших управленческих кадров, ее отличают высокие стандарты качества и широкий спектр образовательных программ. Техническое и информационное оснащение Института находятся на уровне ведущих мировых учебных центров.
Изучение «Календарного графика повышения квалификации и профессиональной переподготовки филиала «Газпром корпоративный институт» в Санкт-Петербурге в 2018 году» [5] позволило установить, что дополнительное профессиональное образование персонала в корпорации ПАО «Газпром» осуществляется в трех формах: очной, очно-заочной, заочной.
Разработанные программы дополнительного профессионального образования персонала в корпорации ПАО «Газпром» подразумевают обучение:
– Руководителей, в том числе структурных подразделений ПАО.
– Специалистов.
– Вновь принятых работников.
– Бухгалтеров.
Недостатком рассмотренной системы дополнительного профессионального образования корпорации можно назвать ее закрытость, а именно жесткое ориентирование на внутренние стандарты и программы. Эффективность деятельности корпорации ПАО «Газпром» зависит, в том числе, и от изучения передового опыта. Поэтому для руководителей высшего и среднего звена важно разработать программу, которая будет включать прохождение стажировки заграницей для совершенствования управленческих навыков.
В качестве меры по совершенствованию технологии дополнительного профессионального образования в корпорации ПАО «Газпром» предлагается «Программа дополнительного профессионального образования за рубежом для руководителей высшего и среднего звена ПАО «Газпром»».
Цель «Программы»: изучение опыта организации управления крупным бизнесом за рубежом, современных передовых систем управления.
Страны, в которых будут проходить стажировки:
– Германия: экономическая кооперация, сектор утилизации отходов/ природоохранных технологий, энергоэффективность в промышленности.
– Норвегия: нефтегазовая сфера; машиностроение; транспорт и логистика.
– Япония: экологическая политика предприятий: утилизация отходов, ресайклинг и другие аспекты.
– США: энергосбережение, энергоэффективность.
Темы стажировок:
Управление предприятием: европейский опыт и мировые тенденции.
Менеджмент и маркетинг для руководителей. Опыт западноевропейских компаний в создании конкурентных преимуществ.
Менеджмент изменений. Общее и частное в управлении изменениями (на примере европейских промышленных, сервисных и инжиниринговых компаний).
Преподавателями выступят известные и авторитетные консультанты-практики, преподаватели МВА.
Продолжительность стажировки: 2 недели — 1 страна.
Предполагается, что «Программа дополнительного профессионального образования за рубежом для руководителей высшего и среднего звена ПАО «Газпром»» должна быть построена на личностно-ориентированном подходе к обучению руководителей. Именно личностно-ориентированный подход при организации дополнительного профессионального образования для руководителей высшего и среднего звена позволяет учитывать личностные возможности, интересы, способности обучаемых, обеспечивает развитие иноязычной коммуникативной компетентности, административных навыков за счет атмосферы взаимопомощи, постоянного взаимообмена званиями, языковой практики.
На практике личностно-ориентированный подход при организации дополнительного профессионального образования для руководителей высшего и среднего звена будет состоять в выстраивании межпредметной интеграции и координации при построении курса обучения, который основывается на системном согласовании целей и содержания различных дисциплин, в результате чего создаются оптимальные условия для формирования управленческой компетентности в профессиональной сфере международного общения. Реализация данного аспекта личностно-ориентированной методики дает возможность руководителям актуализировать и постоянно расширять имеющиеся знания.
Так, связь «Программы» с такими дисциплинами, как «Экономика», «Мировая экономика» будет способствовать уточнению и осмыслению терминологического и концептуального содержания профессионально-релевантных дисциплин, развивая профессиональную компетентность руководителей ПАО «Газпром». Обращение к дисциплине «Международный бизнес» при формировании Программы обучения руководителей ПАО «Газпром» позволит уделить внимание изучению на иностранном языке особенностей национального характера, мыслительных и поведенческих стереотипов иноязычных партнеров, что особенно важно для руководителей корпорации, ведь их профессиональная деятельность тесно связана с иноязычным деловым общением. «Этика профессиональной деятельности» и «Имиджеология делового общения» рассматривают необходимые качества делового человека, этикетные правила и культуру поведения в сфере бизнеса, правила создания имиджа, а также важные аспекты невербальной коммуникации.
Личностно-ориентированный подход при дополнительном профессиональном обучении руководителей ПАО «Газпром» обеспечит связь между эффективностью дополнительного профессионального обучения руководителей и профессиональной направленностью системы обучения, затрагивающую и особенности ведения международного бизнеса. Дополнительное профессиональное обучение за границей служит сильным источником учебной мотивации, поддерживать которую на достаточно высоком уровне при организации дополнительного профессионального обучения возможно только благодаря профессиональной направленности обучения.
Заключение
В работе уточнено понятие «дополнительное профессиональное образование», под которым понимается организованный, целенаправленный, планомерный и систематический процесс развития персонала, при котором происходит овладение знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством преподавателей, наставников, руководителей.
Автор исследования дал комплексную оценку положительных и отрицательных сторон современных технологий дополнительного профессионального образования персонала корпораций, которые делятся на:
технологии дополнительного профессионального образования персонала корпорации без отрыва от производства (наставничество, обучение в рабочих группах, стажерство или ассестирование, ротация);
технологии дополнительного профессионального образования персонала корпорации с отрывом от производства (лекция, семинар, видеообучение, дистанционное обучение, кейс-обучение, тренинг, деловая игра, поведенческое моделирование, сторителлинг, баскет-метод).
В практической части исследования были проанализированы особенности технологий дополнительного профессионального образования персонала корпорации ПАО «Газпром». Дополнительное профессиональное образование персонала в корпорации ПАО «Газпром», получаемое в «Газпром корпоративном институте», проводится в объеме от 16 до 80 часов, более 80 часов, более 250 часов. Чаще всего дополнительное профессиональное образование работники разного уровня получают в «Газпром корпоративном институте». Программы обучения многочисленны, предназначены для руководителей различного уровня, специалистов, бухгалтеров.
Без отрыва от рабочего процесса организовано обучение путем наставничества, электронного обучения, вебинаров. Автор курсовой работы предложил «Программу дополнительного профессионального образования за рубежом для руководителей высшего и среднего звена ПАО «Газпром»», рассчитанную на 4 недели, для изучения передового практического опыта управления крупнейшими предприятиями Германии, Японии, Норвегии и США.
Литература:
- Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2015. — 495 с.
- Глухенькая Н. М. Обучение и развитие персонала: принципы, подходы, методы // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 1. — С. 42–44.
- Управление персоналом организации / Под ред. д.э.н., проф. Кибанова А. Я. — М.: Инфра-М., 2014. — 236 с.
- Моргунов Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для бакалавров. — М.: Издательство «Юрайт», 2016. — 561 с.
- Календарный график повышения квалификации и профессиональной переподготовки филиала «Газпром корпоративный институт» в Санкт-Петербурге в 2018 году» [Электронный ресурс] https://institute.gazprom.ru/upload/iblock/8a3/09_ГПК_2018_v2.pdf (дата обращения: 17 апреля 2019 года).