Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы экономических наук

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (24) апрель 2020 г.

Дата публикации: 11.03.2020

Статья просмотрена: 534 раза

Библиографическое описание:

Назаров, А. С. Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера / А. С. Назаров. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 2 (24). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/162/4952/ (дата обращения: 23.04.2024).



В данной статье излагаются психологические особенности процесса принятия решений в конфликтных ситуациях, возникающих в управленческой деятельности, и результаты опытно-тестовых работ в этом направлении, способствующие повышению эффективности процесса принятия управленческих решений.

Ключевые слова: личность, конфликт, персонал, менеджер, индивидуальные особенности личности, менеджмент, принятие решений, управленческие решения, осознанный выбор, детерминизм, индетерминизм.

В современном менеджменте каждый руководитель должен владеть управленческой наукой, добиваться квалифицированного управления производства, персоналом. При этом важное значение имеет процесс принятия решений.

На видеоселекторном совещании, прошедшем под руководством Президента страны Шавката Мирзиеева 15 ноября 2017 года и посвященном выполнению задач по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью в нашей стране, проблемам и вопросам их решения, особое внимание было уделено вопросам долга, ответственности и духовности руководителей. Глава нашего государства, в частности, сказал: «Требовательность к работе — это одно, а касаться личности людей — совершенно другое дело. Не стоит забывать, что люди могут подчиняться вам по работе, но имеют равные с вами права в любом другом вопросе. Все мы хорошо знаем, что наш народ — благородный, непримиримый, он может терпеть все, но повторюсь, он не терпит несправедливости. Настоящий руководитель, настоящий лидер назначается руководителем не для того, чтобы испытать выдержку людей, а для того, чтобы создать им достойные условия, облегчить боль. Лидеры всех звеньев должны быть примером для всех своей этикой и культурой”.

В условиях нынешней рыночной экономики изменились и руководитель, и управленческие методы.

«Самая важная задача сегодняшнего дня, как подчеркнул наш уважаемый первый президент И. Каримов, состоит в необходимости подбора честных, деловых людей с новым мышлением, способных взять на себя ответственность в сложные минуты, принимать верные решения, идти в ногу со временем во всех сферах нашей жизни, особенно в управлении, республиканском масштабе, управлении областями, городами, районами, селами и махаллями, управлении отраслевыми звеньями, оказать им доверие».

Учитывая вышеизложенное, принятие управленческих решений, контроль за ними является актуальным вопросом при повышении качества управленческих процессов. Одним из актуальных вопросов является принятие управленческих решений, особенно в конфликтных ситуациях.

Конфликт заключается в том, что нет компромисса между двумя или более сторонами, состоящими из определенного лица или групп. Каждая сторона стремится принять свою точку зрения и препятствует другой стороне действовать таким образом (например, два инженера создают станки и каждый из них требует, чтобы был принят его проект).

С точки зрения современности, в эффективно управляемых предприятиях не только существуют некоторые конфликты, но они и должны существовать. Конечно, конфликт не всегда будет иметь положительный характер. В некоторых случаях это препятствует удовлетворению потребностей отдельного лица или всего предприятия. Но в подавляющем большинстве случаев конфликты помогают прояснить различные точки зрения, создают возможность для получения дополнительной информации, альтернативных решений. Это делает процесс принятия решений более эффективным и позволяет людям высказывать свое мнение. В толковом словаре узбекского языка понятие конфликта трактуется следующим образом:

Конфликт в процессе управления — это ситуация, которая возникает из-за того, что стороны не могут прийти к единому решению между лидером, работником и другими сотрудниками при решении определенных вопросов. Конфликты на производстве негативно сказываются на настроении людей и снижают их трудоспособность, ухудшают “психологический климат” в коллективе, повышают текучесть кадров. Поэтому постоянное внимание к этим вопросам является одним из условий, обеспечивающих управление трудовыми коллективами, стабильность кадров.

Конфликтные ситуации в процессе управления могут возникать по разным причинам. Среди них можно перечислить:

– недостатки в организации труда;

– неспособность улучшить оплату проезда;

– ненадлежащие условия труда;

– нарушение трудового законодательства;

– неудовлетворительный уровень руководства;

– низкий уровень культуры взаимоотношений и т. д.

Конфликт может служить как условием для выполнения конкретной задачи и повышения эффективности деятельности предприятия, так и препятствием для выполнения задачи, что может привести к снижению личного удовлетворения и эффективности деятельности предприятия. Для управления конфликтом необходимо знать причины возникновения конфликтной ситуации.

Можно выделить следующие основные функциональные (положительные) последствия конфликтов для организации:

  1. Проблема решается таким образом, что она удовлетворяет все стороны, и в результате люди чувствуют себя вовлеченными в решение важной для них проблемы.

2. Принятое решение быстро и легко воплощается в жизнь.

3. Стороны формулируют опыт сотрудничества в решении проблемных вопросов, и в дальнейшем можно будет его применять.

4.В результате эффективного разрешения конфликтов между руководителями и сотрудниками устраняется «синдром подчиненности», то есть страх высказать собственное мнение, отличающееся от мнения людей на высоких должностях по службе.

5.Отношения между людьми улучшаются.

6.Люди считают естественным фактором наличие разногласий, всегда приводящих к плохим последствиям и к которым относятся как к злому явлению.

Различаются организационные (структурные) и индивидуальные методы управления конфликтами.

Представители административного направления считают, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет работать слаженно.

Перспективы совершенствования процесса принятия управленческих решений становятся сегодня одним из актуальных вопросов. Поскольку управление государством и обществом развивается на фоне демократических принципов, современной рыночной экономики, управленческие решения диктуются развиваться в соответствии с этими законами, что, в свою очередь, создает возможность достижения управленческой эффективности. Также важно выявлять особенности управленческих решений, совершенствовать их, обучать современных управленческих кадров в этой области, формировать в них навыки и умения, связанные с рациональным принятием управленческих решений.

Литература:

1. Бирман Л. А. Управленческие решения.Учеб.пособие.-М.:Дело, 2008.

2. Махмудов И. Бошқарув психологияси.-Т.:УUNАКS- PRINT, 2006.

3. Омонов.Б. С. Менежмент асослари ва бошқарув қарорлари. -Т.: ТДАМ, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): решение, конфликт, процесс принятия решений, процесс управления, руководитель, сторона.

Похожие статьи

Принятие управленческих решений в области руководства...

На данный момент одной из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем организации, является принятие эффективного управленческого решения. Необходимость принятия такого решения пронизывает все...

Процесс принятия руководителем (субъектом управления)...

Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках

В этом аспекте главное внимание уделяется правовой стороне принятия решения...

Управление конфликтными ситуациями в организации

Управление конфликтными ситуациями в организации — это процесс взаимодействия с

Обязательства должностных лиц исполнять решения непосредственного руководителя

Конфликты — это норма жизни. В процессе своей профессиональной деятельности педагогу...

Психологические особенности руководителей, влияющие на...

В настоящей статье раскрываются психологические особенности принятия управленческих решений, а также представлены психологические рекомендации по повышению эффективности процесса принятия управленческих решений...

Разрешение конфликтов в образовательной организации

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс... Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических...

Способы разрешения конфликтов в организации в современных...

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс... Психолого-педагогические условия эффективного управления...

Основы управления конфликтами в организации

Управление конфликтами в организации это очень актуальная проблема в наше время.

Конфликт — это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как

5. Решение проблемы. Главная задача менеджера состоит в том, чтобы...

Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива...

В качестве рекомендации по решению проблемы высокого уровня конфликтных ситуаций в МУПАТП на деловой основе и по межличностным основаниям руководству предприятия

кoнфликт, yпpaвлeниe, мeнeджмeнт, проблемы взаимодействия руководителя и коллектива.

Технологии и методы управления конфликтами

конфликт, конфликтная ситуация, межличностный конфликт, разрешение конфликта, разрешение спора, руководитель, сторона. Способы разрешения конфликтов в организации в современных... Конфликты в организациях возникают в силу как объективных...

Сущность управленческого решения | Статья в журнале...

Управленческие задачи приводят в действие процесс принятия решения, который способствует достижению поставленных задач в заранее определенных ценовых и временных рамках. Будет управленческое решение иметь успех или нет, зависит от принятия или...

Похожие статьи

Принятие управленческих решений в области руководства...

На данный момент одной из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем организации, является принятие эффективного управленческого решения. Необходимость принятия такого решения пронизывает все...

Процесс принятия руководителем (субъектом управления)...

Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках

В этом аспекте главное внимание уделяется правовой стороне принятия решения...

Управление конфликтными ситуациями в организации

Управление конфликтными ситуациями в организации — это процесс взаимодействия с

Обязательства должностных лиц исполнять решения непосредственного руководителя

Конфликты — это норма жизни. В процессе своей профессиональной деятельности педагогу...

Психологические особенности руководителей, влияющие на...

В настоящей статье раскрываются психологические особенности принятия управленческих решений, а также представлены психологические рекомендации по повышению эффективности процесса принятия управленческих решений...

Разрешение конфликтов в образовательной организации

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс... Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических...

Способы разрешения конфликтов в организации в современных...

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс... Психолого-педагогические условия эффективного управления...

Основы управления конфликтами в организации

Управление конфликтами в организации это очень актуальная проблема в наше время.

Конфликт — это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как

5. Решение проблемы. Главная задача менеджера состоит в том, чтобы...

Проблемы взаимодействия руководителя и коллектива...

В качестве рекомендации по решению проблемы высокого уровня конфликтных ситуаций в МУПАТП на деловой основе и по межличностным основаниям руководству предприятия

кoнфликт, yпpaвлeниe, мeнeджмeнт, проблемы взаимодействия руководителя и коллектива.

Технологии и методы управления конфликтами

конфликт, конфликтная ситуация, межличностный конфликт, разрешение конфликта, разрешение спора, руководитель, сторона. Способы разрешения конфликтов в организации в современных... Конфликты в организациях возникают в силу как объективных...

Сущность управленческого решения | Статья в журнале...

Управленческие задачи приводят в действие процесс принятия решения, который способствует достижению поставленных задач в заранее определенных ценовых и временных рамках. Будет управленческое решение иметь успех или нет, зависит от принятия или...

Задать вопрос