Выбор стратегии распределительной логистики в современной организации
Автор: Гостева Ольга Викторовна
Рубрика: Логистика и транспорт
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (23) февраль 2020 г.
Дата публикации: 02.02.2020
Статья просмотрена: 761 раз
Библиографическое описание:
Гостева, О. В. Выбор стратегии распределительной логистики в современной организации / О. В. Гостева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 1 (23). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/153/4871/ (дата обращения: 18.07.2024).
В статье проанализированы методологические подходы к совершенствованию инструментов логистики распределения. Сделан вывод о необходимости системного подхода к формированию распределительных сетей отечественных предприятий.
Ключевые слова: логистика распределения, современная логистика, конкуренция.
Анализ тенденций развития современной экономики показывает все возрастающую роль сферы обращения и сбыта. Поэтому значение логистики распределения особенно возрастает. Это означает, что производители товарной продукции, особенно крупные, будут стремиться, все больше закупать и все меньше производить самостоятельно. На современном этапе развития управленческой науки, как отмечают специалисты [2; 4; 8; 9], логистика является средством достижения стратегических целей за счет функциональной интеграции и координации материальных потоков в цепях поставок.
Логистика распределения базируется на следующих принципах: координация всех процессов товародвижения, начиная с начальных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя; интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем; адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей; системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности; комплексность, т. е. решение совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей; оптимальность, как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования; рациональность, как в организационной структуре, так и в организации управления.
Экономическая природа логистики распределения может быть исследована более полно, если наряду с ее функциями, как отмечают специалисты [3; 6; 10] рассмотреть задачи и методы их решения. К основным задачам логистики распределения можно отнести: максимизация прибыли предприятия при более полном удовлетворении спроса потребителей; эффективное использование производственного аппарата предприятия за счет оптимальной загрузки производственных мощностей заказами потребителей; рациональное поведение на рынке с учетом его постоянно меняющейся конъюнктуры.
Для решения каждой перечисленной задачи и всех вместе взятых необходимо придерживаться следующих правил:
Во-первых, результатом распределительной логистики является удовлетворение спроса покупателей и извлечение прибыли предприятием, которое зависит в первую очередь от покупателей. При этом повлиять на решение покупателя, равно как и заставить его в условиях рыночной экономики покупать товар или услугу, распределительная логистика не может. Следовательно, результаты и ресурсы существуют только вне распределительной логистики;
Во-вторых, в процессе продвижения товаров и услуг на рынок необходимо проводить оценку рыночных возможностей предприятия и максимальное использование его потенциальных преимуществ. Следовательно, результатов распределительной логистики можно достичь путем использования возможностей, а не решением проблем;
В-третьих, для получения результатов распределительной логистики необходимо принимать решение, на каких направлениях сбытовой политики сконцентрировать ресурсы предприятия. Следовательно, ресурсы следует направлять на использование возможностей предприятия и рынка.
Наряду с нарастающей конкуренцией и развитием дистрибьюторской сети, существует много возможностей для успешного развития бизнеса. Одним из таких направлений, как отмечают специалисты [6; 7; 10; 11], является создание распределительных структур, объединяющих производителей, оптовиков, логистических провайдеров и розничных сетей. Согласование действий участников такой структуры, определение единых стратегических целей, идентичный уровень используемых технических средств и оборудования, технологий и информационного обеспечения на всех этапах доведения продукции до конечного потребителя позволят: сократить общие затраты распределительной системы; оптимизировать ассортимент продукции с учетом потребностей конечных потребителей; сократить количество торговых посредников до оптимального уровня; повысить уровень обслуживания, как для конечного потребителя, так и для бизнес-партнеров.
Задача, решаемая руководителями данных подразделений, формулируется довольно просто: «минимизация расходов на распределение продукции при сохранении требуемого уровня качества обслуживания потребителей». Эффективное распределение, как отмечают специалисты [1; 5; 6], позволяет решить задачи снабжения, производства, маркетинга в аспектах формирования экономически целесообразного воспроизводственного цикла, а, следовательно, развития организации путем обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ.
В заключение необходимо отметить, что отсутствие системного подхода к процессу формирования стратегии, не позволяет повысить эффективность систем распределения отечественных предприятий. С другой стороны, стратегия логистики должна быть согласована с ресурсной базой организации и должна рассматриваться как основа для реализации других функциональных стратегий. При этом формирование конкурентной стратегии тесно связано с реализуемой стратегией распределения, что свидетельствует о взаимосвязи всех уровней стратегического управления.
Анализ классификации стратегий логистики распределения позволил выделить в качестве базовых вариантов следующие ее виды: стратегия минимизации логистических издержек, стратегия улучшения качества, стратегия специализации и фокусирования, стратегия минимизации инвестиций, стратегия логистического аутсорсинга.
Каждой стратегии соответствует перечень стратегических действий и мероприятий. Процесс выбора и реализации стратегии логистики распределения превращается в инструмент координации взаимодействия как функциональных направлений (производства, маркетинга, финансов), так и стратегий различных уровней (стратегий роста и развития, конкурентных стратегий). Концентрация внимания на формировании актуальной стратегии распределительной логистики способствует значительному повышению эффективности работы предприятия, что предопределяет варианты развития организации и является фактором, формирующим успех компании на рынке.
Литература:
- Бирюкова, О.Ю., Иванов, А.П., Охотников, И. В. Финансовая устойчивость фокусной компании как основа эффективного управления цепями поставок / О. Ю. Бирюкова, А. П. Иванов, И. В. Охотников // Финансовая экономика. — 2018. — № 5. — С. 21–23.
- Буряк, О.А., Колпакова, В.О., Охотников, И. В. Качество информационного взаимодействия как приоритет и основа управления сетевыми структурами / И. В. Охотников, О. А. Буряк, В. О. Колпакова // Экономика и предпринимательство — 2015. — № 12 (ч. 3).
- Касымова Д. М. Организация закупочно-распределительной деятельности в логистической системе // Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции «Проблемы инновационного развития экономики России: безопасность и управление» — Москва-Ярославль: Канцлер, 2017.
- Касымова Д. М. Специфика закупочной деятельности на железнодорожном транспорте // Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Логистика и бизнес: Проблемы организации развития» — Москва-Ярославль: Канцлер, 2017.
- Касымова Д. М. Интеграционная стратегия деятельности железнодорожного холдинга// Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции (октябрь 2018 г.) Бизнес и власть: проблемы и приоритеты эффективного взаимодействия Саратов: ИЦ «Наука», 2018
- Латыпов, Р.В., Охотников, И.В., Предеин, А. В. Интегрированный подход к формированию логистических сетей распределения продукции национальных предприятий // Экономика и предпринимательство — 2015. — № 12 (ч. 4).
- Охотников, И.В., Сибирко, И. В. Локализация в условиях глобализации / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Проблемы безопасности российского общества. — 2015. — № 3.
- Реализация транзитного потенциала Российской Федерации на основе развития международных коридоров: колл. монография / Под общей ред. Т. М. Степанян. — Саратов: ИИРПК, 2019. — 325 с.
- Сибирко И. В. Совершенствование системы распределения продукции торговых предприятий на основе интегрированного подхода к управлению цепями поставок // Логистические возможности компаний в современных условиях (Москва, декабрь, 2019) / Под общей ред. Т. М. Степанян. — Саратов: ИИРПК, 2019.
- Степанян, Т. М. Современные тенденции рынка транспортно-логистических услуг. — Нижний Новгород: «ООО Стимул-СТ», 2019.
- Okhotnikov, I.V., Panko, I.V., Sibirko, I.V. (2019). Logistics Outsourcing as Institutional Innovation and a Tool to Optimize Transaction Costs Within Supply Chains // Proceedings of the 34th International Business Information Management Association Conference — Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth, 13–14 November 2019, Madrid, Spain.
Похожие статьи
Системный подход к управлению логистическими...
Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.
Одно из основных положений системного подхода применительно к логистике — принцип первичности функции (процесса) по отношению к структуре логистической системы [4, С. 73].
Логистика распределения в электронной торговле
Распределительная логистика — это управление транспортированием, складированием и всеми логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения ГП до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и...
Логистическое обслуживание потребителей | Статья в журнале...
1. Рассмотрение системы логистического обслуживания потребителей и нахождение подсистем и использование к ним системного подхода. 2. Цель основания системного подхода в соотношении с потребностями потребителей, будет являться конечным...
Бизнес - процессы при реализации логистической стратегии ..
Статья посвящена исследованию темы применения логистических стратегий в бизнес-процессах.
Что такое логистический бизнес-процесс? Логистическая система — адаптивная система с обратной связью, выполняющая определенные логистические функции [1].
Формирование логистической системы в электронной коммерции
Цель системы логистического обслуживания потребителей заключается в сокращении общих издержек
Литература. обратная логистика, распределительная логистика, товар, электронная торговля, закупочная
Стратегия совершенствования электронной коммерции...
Процессный подход к организации планирования...
В статье проанализирован процессный подход к планированию и моделированию цепей поставок.
Процессный подход к организации планирования и моделирования потоков в логистических системах и цепях поставок.
Управленческие решения в логистике снабжения | «Молодой
Логистическое обслуживание потребителей | Статья в журнале... Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок. Ключевые слова: управление качеством, логистика, потребитель, сфера услуг, контроль качества, конкуренция...
Связи между маркетингом и логистикой | Статья в журнале...
Маркетинг и логистика тесно переплетаются в процессе удовлетворения потребностей потребителей при оптимальных затратах. Первичными являются функции маркетинга, который отвечает на вопрос «что нужно?»; функции логистики вторичны...
Розничное торговое предприятие как логистическая система...
обратная логистика , распределительная логистика , товар , электронная торговля , закупочная логистика , электронная коммерция , максимальная выгода, складское хранение, интернет магазина , SMM. Логистические сервисы для интернет-торговли...
Системный анализ логистики в лёгкой промышленности
1 шаг — разработка логистической стратегии бизнеса Логистическая стратегия бизнеса-это комплекс мероприятий, направленных на
Распределительная логистика ориентирована на обеспечение рационализации процесса продвижения готовой продукции к потребителю и...
Похожие статьи
Системный подход к управлению логистическими...
Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.
Одно из основных положений системного подхода применительно к логистике — принцип первичности функции (процесса) по отношению к структуре логистической системы [4, С. 73].
Логистика распределения в электронной торговле
Распределительная логистика — это управление транспортированием, складированием и всеми логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения ГП до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и...
Логистическое обслуживание потребителей | Статья в журнале...
1. Рассмотрение системы логистического обслуживания потребителей и нахождение подсистем и использование к ним системного подхода. 2. Цель основания системного подхода в соотношении с потребностями потребителей, будет являться конечным...
Бизнес - процессы при реализации логистической стратегии ..
Статья посвящена исследованию темы применения логистических стратегий в бизнес-процессах.
Что такое логистический бизнес-процесс? Логистическая система — адаптивная система с обратной связью, выполняющая определенные логистические функции [1].
Формирование логистической системы в электронной коммерции
Цель системы логистического обслуживания потребителей заключается в сокращении общих издержек
Литература. обратная логистика, распределительная логистика, товар, электронная торговля, закупочная
Стратегия совершенствования электронной коммерции...
Процессный подход к организации планирования...
В статье проанализирован процессный подход к планированию и моделированию цепей поставок.
Процессный подход к организации планирования и моделирования потоков в логистических системах и цепях поставок.
Управленческие решения в логистике снабжения | «Молодой
Логистическое обслуживание потребителей | Статья в журнале... Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок. Ключевые слова: управление качеством, логистика, потребитель, сфера услуг, контроль качества, конкуренция...
Связи между маркетингом и логистикой | Статья в журнале...
Маркетинг и логистика тесно переплетаются в процессе удовлетворения потребностей потребителей при оптимальных затратах. Первичными являются функции маркетинга, который отвечает на вопрос «что нужно?»; функции логистики вторичны...
Розничное торговое предприятие как логистическая система...
обратная логистика , распределительная логистика , товар , электронная торговля , закупочная логистика , электронная коммерция , максимальная выгода, складское хранение, интернет магазина , SMM. Логистические сервисы для интернет-торговли...
Системный анализ логистики в лёгкой промышленности
1 шаг — разработка логистической стратегии бизнеса Логистическая стратегия бизнеса-это комплекс мероприятий, направленных на
Распределительная логистика ориентирована на обеспечение рационализации процесса продвижения готовой продукции к потребителю и...