Разработка комплексных программ социально-экономического развития — важный аспект развития регионов | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Региональная экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (23) февраль 2020 г.

Дата публикации: 16.12.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Шоев А. Х. Разработка комплексных программ социально-экономического развития — важный аспект развития регионов // Вопросы экономики и управления. — 2020. — №1. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/153/4718/ (дата обращения: 29.01.2020).

Препринт статьи



Различия в социально-экономическом уровне развития, экономическом и природном потенциале регионов Республики Узбекистан требуют дальнейшего совершенствования процессов разработки перспективных программ социально-экономического развития с учетом их региональных и отраслевых особенностей.

Как отметил президент республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев: «В центре нашего внимания должна быть модернизация отраслей и регионов, повышение их конкурентоспособности, а также развитие их экспортного потенциала. Для достижения этой цели нам необходимо привлечь иностранные инвестиции и передовые технологии во все отрасли экономики» [1.стр.2]

Привлечение иностранных инвестиций и передовых зарубежных технологий в региональном разрезе, требует разработку долгосрочной стратегии комплексного развития регионов. В то же время целесообразно учитывать следующие направления обоснования стратегии комплексного развития регионов:

– анализ экономических и социальных процессов с целью повышения эффективности управления развития региона. На этом этапе анализируется уровень экономического и социального развития, достигнутый в регионе;

– обоснование стратегии комплексного социально-экономического развития региона, основанная на выборе способов регулирования ее развития;

– разработка концепции комплексного развития регионов и выбора методов регулирования развития территорий через государственные и рыночные механизмы;

– прогнозирование роста региональных финансовых ресурсов; искать пути расширения и укрепления доходов бюджета [2.стр.73];

– выявление новых источников пополнения доходов бюджета, привлечение дополнительных средств от предпринимательства, иностранных инвесторов и внебюджетных фондов на основе различных форм собственности [3.стр.165].

Разработка комплексных программ социально-экономического развития региона должна основываться на определенных принципах. Эти принципы в контексте региональной экономической науки могут включать:

– осуществимость мер государственной поддержки социально-экономического развития региона;

– сбор и направление ресурсов на приоритетные направления регионального развития;

– открытость контроля и упорядоченности установленных действий;

– индивидуальность поддержки развития региона и каждого подрегиона в нем;

– эффективность механизма поддержки;

– координация деятельности национальных и местных органов власти.

Основной целью разработки и реализации региональных программ социально-экономического развития является содействие сбалансированному и рациональному развитию экономики региона путем эффективного использования ее природно-экономического потенциала и привлечения внешних ресурсов. Ни одна отрасль не может рассматриваться изолированно, вне связи с другими отраслями, без учета общей экономической ситуации в стране. Но равным образом справедливо и то, что территориальная характеристика отрасли в известной мере определяется типичными для нее технико-экономическими и технологическими особенностями производства, в том числе условиями размещения. При этом основным критерием эффективности функционирования отрасли и ее рационального размещения считается достижение наибольшего количественного и качественного результата при минимальных затратах средств производства и труда [4.стр.73].

Поэтому при разработке региональных программ особое внимание следует уделять следующим целям:

– Общая оценка социально-экономической ситуации в регионе, определить тенденции, проблемы и ресурсы для экономического роста;

– анализ количественных и качественных уровней использования местных полезных ископаемых, земельных, водных и трудовых ресурсов в регионе;

– разработка стратегий и тактик социально-экономического развития региона;

– выявление инвестиционного климата в регионе, более активное привлечение иностранных инвесторов, местных предпринимателей, населения и ресурсов для развития основных отраслей экономики;

– выявление конкретных путей создания новых экспортно-ориентированных производств на основе эффективного использования местного сельского хозяйства и минерального сырья;

– разработка механизма социальной защиты населения и обеспечения эффективной занятости населения;

– создание конкурентной среды и полноценной рыночной инфраструктуры среди субъектов хозяйствования;

– повышение самообеспеченности региона продуктами питания и другими потребительскими товарами;

– создание благоприятных условий для ускоренного социально-экономического развития сельских территорий. Для этого целесообразно предусмотреть налоговые льготы для региона;

– расширение доли регионального валового продукта в ВВП страны за счет всесторонней поддержки и стимулирования малого бизнеса и частного предпринимательства, расширения внешнеэкономической деятельности каждого города и района, оптимизации экспорта, импорта и дальнейшего совершенствования деятельности предприятий с иностранными инвестициями, создание новых совместных предприятий.

Для разработки программы социально-экономического развития регионов необходимо прежде всего оценить социально-экономическую ситуацию в регионе.

Для этого необходимо:

– Описание социально-экономического развития региона его городов и районов в прошлом. Особое внимание следует уделить оценке их промышленного, сельскохозяйственного и социального потенциала;

– На основе анализа уровня и состояния экономического и социального развития региона выявляются положительные и отрицательные тенденции его развития, ресурсы и неиспользованные возможности для экономического развития, а также решение важных экономических и социальных проблем;

– Оцениваются результаты проводимых экономических и социальных реформ, становления и развития многомерной экономики, а также состояние региональной рыночной инфраструктуры;

– Анализ деятельности отраслей и крупных промышленных предприятий в регионе за прошедший период, а также выявление причин и факторов их работы или отсталости.

– Промышленное развитие будет определять уровень использования производственных мощностей, определять дополнительные ресурсы и ресурсы для переориентации и расширения производственных мощностей для экспортно-ориентированных и импортозамещающих продуктов. Будут определены приоритетные отрасли с учетом потенциала региона. Необходимо подчеркнуть, что промышленность и в первую очередь ее основные звенья — предприятия и другие, приравненные к ним, структуры имеют территориальную привязанность. В этой связи отраслевая структура промышленности может быть дифференцирована еще по районам под влиянием территориального разделения труда и тех различий, которые существуют в экономических и природных условиях ее формирования. Территориальная структура промышленности позволяет определить меру соответствия фактически возникших пропорций и связей промышленности тем возможностям, которые существуют реально, а также определить «узкие места» и обосновать необходимые структурные изменения [4.стр.24].

– Оценка обеспеченности населения региона сельскохозяйственной продукцией, сбалансированность их изъятия и поступления, эффективность использования потенциала агроресурсов, а также факторы и причины увеличения (снижения) продуктивности сельского хозяйства и продуктивности животноводства.

Для комплексного социально-экономического развития региона необходимо определить основные направления реализации региональных программ развития. Программа должна включать в себя основные направления и показатели будущего экономического и социального развития региона, городов и районов. Акцент делается на эффективное использование новых рабочих мест, природных, финансовых, трудовых ресурсов и производственных мощностей.

Эти направления должны отражать:

  1. Экономически жизнеспособные сектора и отрасли, которые будут определены на основе перспективных потребностей региона и расширения возможностей межрегионального обмена. В дальнейшем прогнозируются экономические показатели развития отрасли, изменения в отраслевой структуре, объемы экспортоориентированной и импортозамещающей продукции. В то же время особое внимание уделяется технологическому и организационному обновлению существующих предприятий. Для этого будет углубляться специализация производства, будут развиваться относительно небольшие предприятия. Эти предприятия используют местные минеральные и сельскохозяйственные ресурсы.
  2. Обоснование необходимости строительства новых предприятий в регионе, реконструкции существующих предприятий, изменения их квалификации; расчеты будут сделаны для привлечения дополнительных средств на крупные объекты.
  3. Рост сельскохозяйственного производства, темпы, изменения в структуре посевных площадей, а также объем сельскохозяйственного производства. Также определяются пути и источники повышения урожайности, продуктивности животноводства. Планируется внедрение новых технологий.
  4. Создание полного цикла переработки сырья, сельскохозяйственной продукции в регионе, точек хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, внедрение новых технологий, форм и методов управления путем создания совместных предприятий с иностранными инвестициями.
  5. Обоснование перспектив развития транспортных систем и коммуникаций для создания благоприятных условий размещения производительных сил и использования природных ресурсов.
  6. Поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства, увеличение их доли в экономике, развитие рыночной инфраструктуры с целью решения проблем создания класса собственников.
  7. Определены сферы, параметры развития внешнеэкономической деятельности. В то же время целесообразно уделять особое внимание совершенствованию структуры внешней торговли и развитию предприятий с иностранными инвестициями с учетом местных сырьевых ресурсов.
  8. Программа также включает меры по защите окружающей среды, производству экологически чистой продукции, а также обучению, переподготовке и повышению квалификации кадров.

Каждая региональная программа должна предусматривать механизм ее реализации. Финансовые и экономические ресурсы программы играют важную роль в этом механизме.

Для эффективного управления программами регионального развития целесообразно поручить местным органам исполнительной власти следующие задачи:

– разработка концепции регионального, городского и районного развития, внесение предложений по разработке соответствующей инвестиционной программы;

– выявить и определить проблемные районы и города, нуждающиеся в поддержке программы;

– гармонизация программ формирования и реализации местных программ на основе приоритетов и принципов региональной политики республики;

– экспертиза проектов локальных программ и формирование на их основе единых программ и представление их в Республиканскую комиссию по региональному развитию для рассмотрения и утверждения;

– руководство и мониторинг реализации местных программ, регулярное представление текущей информации и отчетов о программе.

Разработка комплексной программы социально-экономического развития региона должна основываться на определенных принципах. Эти принципы в контексте региональной экономической науки могут включать:

– осуществимость мер государственной поддержки социально-экономического развития региона;

– сбор и направление ресурсов на приоритетные направления регионального развития;

– открытость контроля и упорядоченности установленных действий;

– индивидуальность поддержки развития региона и его составляющих;

– эффективность механизма поддержки;

– координация деятельности республиканских и местных органов власти.

Разработка и реализация региональных программ является важным направлением государственного регулирования регионального развития, которое при адекватном внедрении на практике способствует достижению территориальной пропорциальности макроэкономического развития, а также повышении уровня жизни и общего благосостояния населения отдельных регионов и страны в целом.

Литература:

  1. Мирзиёев Ш. М. Торжественная речь президента республики Узбекистан на совместном заседании палат парламента Узбекистана, посвящённая вступлению Ш. М. Мирзиёева на должность президента республики Узбекистан. Газета «Тошкент окшоми» № 260 (13.323) от 15 декабря 2016 года.
  2. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экокомики / Под ред. Б. М. Штуцьберга. М., 1993 г.
  3. Содыков A. M. Основы регионального развития: теория, методология, практика T: IQTISOD-MOLIYА; 2005 г.
  4. Махмудов Э. Х. «Промышленность Узбекистана, экономика, размещение, приоритеты развития» Т.: «Иктисодиёт» 2013 г.
Задать вопрос