Особенности аудита туристических агентств | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Учет, анализ и аудит

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (23) февраль 2020 г.

Дата публикации: 09.12.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Хованова С. В. Особенности аудита туристических агентств // Вопросы экономики и управления. — 2020. — №1. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/153/4713/ (дата обращения: 29.01.2020).

Препринт статьи



В статье рассматриваются основные аспекты аудита в сфере туризма, также автором изучены законы в сфере туризма, аудит эффективности использования федеральных ресурсов в Российской Федерации.

Ключевые слова: аудит, туризм, законы, эффективность использования

The article discusses the main aspects of the audit in the field of tourism, the author also studied the laws in the field of tourism, the audit of the effectiveness of the use of federal resources in the Russian Federation.

Key words: audit, tourism, laws, efficiency of use

Главной целью аудита является определение объективной истины о фактах хозяйственной жизни исследуемого объекта. Как правило, аудиторскую проверку необходимо рассматривать как установление истины с помощью получения аудиторских доказательств и доведения этой истины к пользователям информации в виде объективного заключения аудитора. Все хозяйственные операции, совершаемые организациями, не исчезают бесследно, а отражаются в той или иной степени в определенных документах. Благодаря этому аудитор может через некоторое время установить законность, достоверность и целесообразность проведенных операций.

В международной практике вопросы сбора информации и ее использования, на которые основывается аудитор в своем выводе, регламентированы комплексом стандартов, а именно МСА 500–599 «Аудиторские доказательства».

В ходе аудиторской проверки объективная истина должна быть подтверждена соответствующими доказательствами. Доказательства по своей сути являются неоспоримой информацией, которая констатирует определенный факт жизни. Таким образом, доказательство является либо подтверждением, либо опровержением происхождения того или иного события или действия.

К источникам аудиторских доказательств туристических агентств можно отнести следующие: первичные документы проверяемой организации; регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская (финансовая отчетность); результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности, а также инвентаризации имущества организации; устные объяснения администрации и персонала организации, клиентов, поставщиков и других лиц.

По характеру связи между доказательствами и объектами аудита аудиторские доказательства разделяют на прямые и косвенные.

Прямыми доказательствами являются те, которые аудитор может получить из первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета, финансовой отчетности проверяемой организации и которые не нуждаются в дополнительном подтверждении их достоверности и достаточности. В качестве примера приведем факт недостачи запасов, что подтверждается инвентаризационными описями.

К косвенным доказательствам относятся те, которые не обеспечивают непосредственного подтверждения полноты и точности рассматриваемой информации.

Также аудиторские доказательства туристических агентств подразделяют на внутренние, внешние, смешанные и полученные непосредственно аудитором в зависимости от источника получения информации:

− внутренние доказательства — это та информация, которую аудитор получает от клиента;

− внешние — если доказательства получены от третьих лиц; к смешанным доказательствам (в литературе встречаются также как комбинированные) относятся доказательства, полученные от клиента и подтвержденные внешними источниками; полученные непосредственно аудитором доказательства — это результаты анализа внешних или внутренних доказательств.

Также, согласно МСА, аудиторские доказательства должны соответствовать еще таким критериям как обоснованность и своевременность. Обоснованность аудиторского доказательства подтверждается в том случае, когда оно содержит данные, приведенные документально, а именно в первичных документах, учетных регистрах, формах отчетности и других документах, содержание которых закреплено подписями конкретных исполнителей. Своевременность — это характеристика ценности аудиторских доказательств относительно времени их сбора и периода, который они охватывают. Если аудиторские доказательства соответствуют моменту проведения операций или иных фактов, то они являются более достоверными.

Использование внешних подтверждений может быть оформлено по-разному. Внешние подтверждения является одной из составляющих аудиторских доказательств, поэтому необязательно, чтобы это были исключительно оригиналы с печатями. Это может быть подтверждение, полученные от адресата по факсу или электронной почте, в отношении которых у аудитора не возникает сомнений в достоверности.

Аудиторы получают аудиторские доказательства в результате проведения определенного комплекса тестов контроля и процедур, по существу. В конкретных случаях доказательства можно получить только с помощью проведения процедур, по существу.

Процедуры, по существу, выполняются с целью выявления существенных отклонений в бухгалтерской отчетности.

ФЗ «Об аудиторской деятельности» не устанавливает обязательность аудита для туристических организаций. В данных организациях аудиторская проверка в основном является инициативным, осуществляется только по желанию собственника [1].

Целью аудита туристского предприятия является выражение мнения аудитора о том, соответствует ли учетно-аналитической деятельность всем требованиям нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность конкретной организации.

На сегодняшний день применяется различные методики общего аудита и аудита компаний разных отраслей, к сожалению, в сфере туризма разработок мало. Методика аудита основных средств и нематериальных активов, денежных средств, заемных ресурсов и др. в туристических компаниях точно такая же, как и для компаний других отраслей. Но в туристической области есть своя специфика.

Организация аудита в туристических кампаниях может состоять из трех стадий [2]:

1) проверки законодательного и нормативного регулирования;

2) проверки расходов и доходов;

3) проверки валютных операций.

Проверка законодательного инормативного регулирования. Во время аудита нужно убедиться, что соответствует ли работа турфирмы нормативным документам. Необходимо проверить наличие лицензий на туроператорскую и турагентскую деятельность, а также проверить договоры с партнерами и туристами.

Аудит валютных операций. На данной стадии аудитор устанавливает правовое соответствие ведения хозяйственных операций и учетных регистров нормам российского законодательства, в том числе ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ», Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» и др. После проводит проверку документов, которые служат основанием для совершения операций по валютному счету.

С целью подтверждения оценки риска системы внутреннего контроля проводят тестирование средств контроля; процедуры, по существу, применяются в проверке финансовой отчетности организаций [3, с. 160].

Аудитор в ходе проверки применяет одну или несколько аудиторских процедур для получения аудиторских доказательств, а именно следующе процедуры: проверки и наблюдения, запроса и подтверждения, пересчета и аналитических процедур.

Подведем итог, что понятие «аудит в сфере туризма» является базовой категорией аудита и важным элементом аудиторской проверки, от которого будет зависеть мнение аудитора по поводу достоверности финансовой отчетности проверяемого субъекта.

Отметим, что, используя приемы и методы аудиторского контроля, аудитор выясняет объективную истину по данным организации. А установив истину, подтверждает ее с помощью собранных доказательств и может обнародовать свое заключение (положительное, условно-положительное или отрицательное) перед внутренними или внешними пользователями отчётной или какой — либо другой информации, что зависит от вида проводимого аудита.

Таким образом, заключение аудитора, которое подтверждено аудиторскими доказательствами, по любым действиям или фактам хозяйственной жизни субъекта, сведет риск пользователей информации к минимальному значению.

Литература:

  1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: base.garant.ru›12164283
  2. Александров О. А. Бухгалтерский учет в туризме: Практ. пособие / О. А. Александров. — М.: Омега — Л., 2006. — 190 с.
  3. Пожарицкая И. М. Раскрытие методов в научных исследованиях по учету, анализу и аудиту // Новая наука: От идеи к результату. 2016. — № 3–1 (72). — С.160–164.
Задать вопрос