Особенности бюджетного учета расчетов с поставщиками | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Учет, анализ и аудит

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (21) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.10.2019

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Жаворонкова А. А. Особенности бюджетного учета расчетов с поставщиками // Вопросы экономики и управления. — 2019. — №5. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/138/4445/ (дата обращения: 24.10.2019).



В процессе осуществления своей деятельности государственные учреждения приобретают необходимые материальные ценности и получают услуги. На этой стадии у них возникают широкие расчетные взаимоотношения с поставщиками.

В статье рассматриваются отличительные особенности бухгалтерского учета расчетов с поставщиками в учреждениях бюджетной сферы, а также соответствующие им проблемы и пути решения.

Ключевые слова: бюджетный учет, поставщики, расчеты, учет расчетов, государственные учреждения, план счетов, код бюджетной классификации, санкционирование расходов.

Сегодня поставщики являются неотъемлемой частью хозяйственной жизни организаций, в том числе государственных учреждений, которые нуждаются в обеспечении своей деятельности.

Правильная организация расчетных отношений и их учета приводит как к совершенствованию экономических связей, так и к контролю за эффективностью расходования бюджетных средств. В связи с этим, бюджетный учет расчетов с поставщиками имеет ряд особенностей, так как играет важную роль, обеспечивая достоверность, своевременность и точность информации в целях единства бюджетной системы РФ.

Бухгалтерский учет в учреждениях бюджетной сферы подвергается постоянным изменениям в законодательстве, это приводит к тому, что учебная литература зачастую не отвечает современным требованиям, что определяет актуальность данной темы.

Главной особенностью бюджетного учета расчетов с поставщиками является использование плана счетов, отличного от коммерческого. Основополагающим документом здесь служит Приказ Министерства финансов РФ от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Инструкция N 157н является и основным методическим документом по ведению бюджетного учета, так как содержит обязательные требования к оценке и отражению всех хозяйственных фактов, касающихся активов и обязательств, доходов и расходов учреждений. Сфера действия Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) на организации государственного сектора не распространяется, для них утверждаются отдельные Федеральные стандарты бухгалтерского учета.

Синтетический учет расчетов с поставщиками ведется на счетах бюджетного учета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», в пределах которых Инструкцией определены счета аналитического уровня в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ). Поскольку счет 1 302 00 00 является пассивным, то перечисление авансов контрагентам ни при каких условиях на нем не отражается.

Следующей особенностью бюджетного учета является его организация в разрезе кодов бюджетной классификации, введенных впервые Бюджетным кодексом РФ в июле 1998 как средство группировки бюджета [2]. Согласно БК РФ КБК используется для составления и исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Именно наличием бюджетной классификации обусловлен 26-значный счет бюджетного учета, что позволяет вести многоуровневый аналитический учет в целях обеспечения единообразия учета на всех уровнях, контроля за использованием и направлением расходования бюджетных средств [3, с.52].

Отличительной чертой учёта в бюджетных учреждениях является необходимость вести параллельный учет санкционирования расходов, отражаемых на счетах раздела 5 «Санкционирование расходов экономического субъекта» Единого плана счетов. Санкционирование расходов предполагает установление и доведение лимитов бюджетных обязательств, контроль и учет их принятия. Оно необходимо для того, чтобы предотвратить принятие обязательств, не обеспеченных назначениями, определенными бюджетным законодательством в соответствии с трехлетним планированием бюджета.

Бюджетное обязательство принимается учреждением в момент заключения договора (возникновения обязанности совершить расходование средств бюджета в течение определенного срока) и отражается на счете 1 502 11 000 «Принятые обязательства» в разрезе КОСГУ. По факту поставки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо возникновения иной обязанности учреждения уплатить контрагенту денежные средства принимается денежное обязательство с отражением сумм на счете 1 502 12 000 «Принятые денежные обязательства».

Счета санкционирования ведутся в течение финансового (бюджетного) года. Остатки по завершении года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят.

Все указанные особенности хоть и направлены на унификацию бюджетного учета в целях регулирования финансовых потоков и их контроля, они порождают и ряд проблем. Несмотря на проработанность нормативно-правовой базы бюджетного учета, практика показывает, что полностью регламентировать все его особенности невозможно, поэтому нормативно-правовая база все больше пополняется письмами и разъяснениями Минфина и иных органов.

С нашей точки зрения, основная проблема учета расчетов с поставщиками в учреждениях госсектора как раз заключается в правильности применения и отнесения расходов на те или иные коды КОСГУ. И хотя Инструкция «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» от 29.11.2017 N 209н дает достаточно подробные разъяснения и широкий перечень расходов, на практике часто возникают ситуации неоднозначной идентификации расходов на ту или иную статью. Последствиями такой ситуации могут стать не санкционирование кассового расхода органами казначейства (отказ в оплате) или штрафы при проверке бухгалтерского учета учреждения контрольно-ревизионными органами.

На сегодняшний день единственным и, по нашему мнению, верным решением является поиск сложившейся практики в нормативно-правовой базе, а именно разъяснения Минфина по тому или иному вопросу, либо направление официального письма в орган казначейства. Наличие непроработанных участков учета расчетов с поставщиками со стороны государства можно восполнить разработкой стандартов экономического субъекта, в виде качественной и объективной учетной политики [4, с.15].

Литература:

  1. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
  3. Маслова Т. С. Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях: учебное пособие / Маслова Т. С. — М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 544 с.
  4. Дружиловская Т. Ю. Особенности нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях / Т. Ю. Дружиловская, Э. С. Дружиловская, Т. С. Маслова // Бухгалтер и закон. — 2016. — N 3. — С.13–24.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджетный учет, бухгалтерский учет, учреждение, поставщик, санкционирование расходов, нормативно-правовая база, бюджетная классификация, бюджетная сфера, государственное управление, экономический субъект.

Ключевые слова

план счетов, расчеты, поставщики, код бюджетной классификации, бюджетный учет, учет расчетов, государственные учреждения, санкционирование расходов

Похожие статьи

Особенности организации бухгалтерского учета...

Бухгалтерский учет в секторе государственного управления (бюджетный учет) является составной частью

– необходимость организации учета в разрезе статей бюджетной классификации

– Раздел 5 «Санкционирование расходов экономического субъекта»

Профессиональные информационные системы в сфере...

Профессиональные информационные системы в сфере бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

К особенностям бухгалтерского учета в бюджетном учреждении можно отнести:  необходимость организации учета в разрезе статей бюджетной классификации

Особенности учета и налогообложения в бюджетных учреждениях

Бюджетные организации ведут бухгалтерский учет на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных

Правила ведения учета в учреждениях зависят от их статуса. Они устанавливаются исходя из правовых положений данных учреждений (в...

Порядок применения бюджетной классификации в соответствии...

Ключевые слова: бюджетное учреждение, бюджетная классификация, бюджетный процесс, код бюджетной классификации, сектор государственного

Бюджетная классификация и бюджетный учет являются надежным и качественным инструментом, который гарантирует...

Бухгалтерский учет операций санкционирования...

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004г. произошли кардинальные изменения основных принципов построения системы организации бюджетного учета с целью...

Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета...

Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Бухгалтерский учет в секторе государственного управления (бюджетный учет) является составной частью российской национальной системы бухгалтерского учета...

Предпосылки организации внутреннего контроля в бюджетных...

Статья рассматривает современное бюджетное учреждение культурно-досугового типа, как экономического субъекта с потенциалом эффективного хозяйствования, что актуально в условиях ограниченных бюджетных возможностей государства. Автор предлагает решение...

Классификация внебюджетных затрат государственных...

В федеральных государственных учреждениях бюджетные затраты путевого хозяйства и

Классификация видов внебюджетных затрат государственных учреждений путевого

Основные термины (генерируются автоматически): затрата, Управление затратами, Сфера...

Учет доходов учреждений в свете последних изменений...

Минфин РФ издал приказ от 27.12.2017 № 255н 2, в котором говорится о том, что в классификацию операций сектора государственного управления введены обновленные коды. В рабочий план счетов было необходимо ввести новые счета аналитического учета...

Похожие статьи

Особенности организации бухгалтерского учета...

Бухгалтерский учет в секторе государственного управления (бюджетный учет) является составной частью

– необходимость организации учета в разрезе статей бюджетной классификации

– Раздел 5 «Санкционирование расходов экономического субъекта»

Профессиональные информационные системы в сфере...

Профессиональные информационные системы в сфере бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

К особенностям бухгалтерского учета в бюджетном учреждении можно отнести:  необходимость организации учета в разрезе статей бюджетной классификации

Особенности учета и налогообложения в бюджетных учреждениях

Бюджетные организации ведут бухгалтерский учет на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных

Правила ведения учета в учреждениях зависят от их статуса. Они устанавливаются исходя из правовых положений данных учреждений (в...

Порядок применения бюджетной классификации в соответствии...

Ключевые слова: бюджетное учреждение, бюджетная классификация, бюджетный процесс, код бюджетной классификации, сектор государственного

Бюджетная классификация и бюджетный учет являются надежным и качественным инструментом, который гарантирует...

Бухгалтерский учет операций санкционирования...

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004г. произошли кардинальные изменения основных принципов построения системы организации бюджетного учета с целью...

Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета...

Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Бухгалтерский учет в секторе государственного управления (бюджетный учет) является составной частью российской национальной системы бухгалтерского учета...

Предпосылки организации внутреннего контроля в бюджетных...

Статья рассматривает современное бюджетное учреждение культурно-досугового типа, как экономического субъекта с потенциалом эффективного хозяйствования, что актуально в условиях ограниченных бюджетных возможностей государства. Автор предлагает решение...

Классификация внебюджетных затрат государственных...

В федеральных государственных учреждениях бюджетные затраты путевого хозяйства и

Классификация видов внебюджетных затрат государственных учреждений путевого

Основные термины (генерируются автоматически): затрата, Управление затратами, Сфера...

Учет доходов учреждений в свете последних изменений...

Минфин РФ издал приказ от 27.12.2017 № 255н 2, в котором говорится о том, что в классификацию операций сектора государственного управления введены обновленные коды. В рабочий план счетов было необходимо ввести новые счета аналитического учета...

Задать вопрос